Где прародина человечества?
В рамках митохондриальной концепции (или концепции Евы) расселения человека генетики считают, что прародина человечества – северо-восточная часть Африки, а точнее, территория, из которой начал свое шествие по планете современный человек – это современная часть Эфиопии и Сомали. И этот процесс расселения начался где-то 80–100 тыс. лет назад в северо-восточном направлении, ответвляясь в районы о. Явы, Китая, Междуречья и Западной Европы (около 50 тыс. лет назад). Другое направление переселения древних людей пошло по линии Азии – Северная Америка (около 40 тыс. лет назад). Имеются веские генетические доказательства миграции пралюдей в направлении Западная Европа – Северная Атлантика – Северная Америка (16–18 тыс. лет назад), где оказался так называемый кловистский человек.
Митохондриальной концепции противостоит мультирегиональная концепция, которую разделяют современные палеоантропологии и геологи. Смысл этой концепции заключается в том, что современный вид человека появился одновременно в разных частях земного шара и является результатом эволюции предковых форм Homo erectus, мигрировавших из Африки на рубеже 1 млн. лет назад. И эти выводы подкрепляются находками останков яванского человека (возраст около 900 тыс. лет) на острове Ява, останками пекинского человека (возраст около 1 млн лет). Находки питекантропов с возрастом 600–250 тыс. лет назад обнаружены в Европе. На ее территории позже существовали неандертальцы бок о бок с предками современного человека (кроманьонский и гейдельбергский человек). В этом смысле вопрос о прародине человечества не является однозначным, хотя большинство специалистов утверждает, что прародиной современных людей является Африка.
Не исключено, что скорее прав Ю.А. Мочанов с позиции удревнения рода человеческого, хотя его находка Диринга (в 140 км выше г. Якутска) не всеми признается в истории изменений представлений о прародине человечества. «Вызовы», которые припасла человеку природа, стимулировали его физически противостоять им и выходить из них не только умелым, но и разумным. А потому кажется не совсем безумной идея о том, что раскрытие саванн в конце миоцена далеко на север способствовали миграции гоминоидов из Африки задолго (2,5 млн. лет назад!) даже до Homo erectus. Те особи, которые оказались под ударом «вызовов» природы, связанные с периодическим наступлением ледников, эволюционировали быстрее, образуя изолированные анклавы. Те, которые остались в условиях благоприятной среды, изменялись медленно или так и оставались обезьянами в джунглях. Те же, кто был вынужден непрерывно кочевать, добывая пищу, и выживать в условиях межсезонья, сумел выделить себя из природы, а наблюдая ее, формировать сознание, а потом и разум.
И только с развитием обширных оледенений прямостоящий и современный человек «смешались» в Африке с остановившимися в развитии их предками, а потом, после отступления ледников, снова мигрировали в Евразию1. Так прародина человечества Африка могла принять обратно в свое лоно человека прямостоящего и разумного. То есть в истории гоминид были как минимум две волны миграции из Африки в Евразию. Первая связана с волной миграции архантроп, а вторая привела к расселению современного анатомического человека в точности с митохондриальной концепцией разделения генома около 250–130 тыс. лет назад и последующего его расселения по всему миру. Этот исход из Африки и толкуется как доказательство африканской природы человечества. В рассмотренном же случае понятие прародины человечества приобретает иное значение.
Прародиной предковых форм австралопитеков явилась Африка, и в этом пока нет никаких причин сомневаться, поскольку не обнаружено подобных древних останков автсралопитеков на других континентах. Но прародиной человека могла служить как Евразия, так и Африка. Ведь находки синантропа, яванского человека известны весьма широкому кругу палеоантропологов, возраст которых соответствует возрасту H. erectus. Но наиболее древние представители гоминид – Homo habilis – известны и на территории современной Грузии. Открытия Мочанова в Якутии говорят о том, что Homo habilis (а возможно, и более ранние архантропы) мог достигать весьма высоких широт. Но исследования продолжаются, и не исключено, что появятся новые открытия, которые могут внести еще более существенные коррективы в познании истории гоминид.
Важно отметить и то обстоятельство, что в условиях сезонной миграции пралюди не имели возможности оставлять больших захоронений, где могли сохраниться их костные останки, потому что не было у них постоянных стоянок. Но мастерские по изготовлению каменных орудий сохраниться могли, поскольку каменные орудия быстро изнашивались, и необходимо было всякий раз изготавливать новые. В этом смысле поиск древнейших останков гоминид следует вести на территориях южных рубежей ледниковых эпох, где могли долго оставаться мигранты и оставлять значительное количество следов своего пребывания в «культурных» слоях с возрастом 2–1,0 млн лет назад. В этом смысле приобретает большое значение картирование границ ледниковых эпох с использованием палеогеографии, геоморфологии и литологии ледниковых отложений.
Корреляция периодичности изменения климата, миграции гоминид, периодичность в смене культур, равно как и увеличение скорости эволюции гоминид во времени – все это может оказаться самыми вескими аргументами в пользу представлений о более масштабных и ранних миграциях пралюдей, чем считалось до сих пор. Именно в движении, в стремлении завоевать пространства с разнообразием сред и видового состава живых организмов проявляются способности к быстрой их эволюции во времени, чем в условиях отсутствия пространственного перемещения видов, где застойные тенденции окружающей среды (постоянство температуры, постоянство и однообразие пищи) приводят к весьма медленным изменениям видов и видового разнообразия. Видимо, такие обстоятельства застоя в развитии наблюдаются у предковых форм гоминид. Именно на территории Африки встречено самое большое количество таких находок, что и создает иллюзию о существовании единственной прародины человечества. А она, оказывается, представляет собой более обширную пространственную область, в которой разные условия существования породили многообразие форм движения высокоорганизованной живой материи, однажды перешедшей в высокоорганизованное сознание и разум.
Так где же та неуловимая граница, которая отделяет человека разумного от человека прямоходящего и умелого?
Как бы ни хотелось найти этот рубеж в будущем, он всегда ускользнет и останется «Летучим голландцем», всплывающим миражом в сознании пытливого естественника. И великое откровение, промелькнувшее: как его едва заметная тень, вдруг откроется простой истиной: нет этого рубежа и границы! Их просто не может быть, как не может быть грани между материей и веществом, пространством, материей и временем, как границы между живым и неживым, между сознанием и о[сознанием] происходящего. Ибо во всем есть одновременно все, и ничего нет такого, что бы a priori могло бы считаться началом…
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77