logo search
Концепции современного естествознания

Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.

Методические рекомендации: изучение данной темы должно помочь осмыслению коренной ломки, произошедшей в естествознании на рубеже XIX-XX вв., и тех трудностей, которые сопровождали эту ломку. Изучающий данную тему должен понять, что «кризис» в физике (прежде всего) носил гносеологический характер и не должен пониматься как неспособность науки далее успешно развиваться. Напротив, процессы в науке были подлинной революцией прогрессивного характера и привели к становлению качественно новой – неклассической картины мира взамен старой – механистической.

  1. Социокультурные и философско-методологические предпосылки революции в естествознании на рубеже XIX и XX вв.

  2. Естественнонаучные предпосылки «кризиса» в естествознании на рубеже XIX и XX вв.

  3. Содержание революции в естествознании конца XIX – начала XX вв.

  4. Гносеологические и социальные корни, сущность и пути выхода из «кризиса» в естествознании конца XIX – начала XX вв.

  5. Социокультурное и научное значение последствий революции в естествознании конца XIX – начала XX вв.

Доклады

- Гносеологические и социальные корни «кризиса» в физике и пути выхода из него.

- Суть революции в естествознании на рубеже XIX – XX вв.

- Научные открытия как предпосылка новой, неклассической модели мира.

Базовые понятия

Научная революция. «Кризис» и кризис в науке. Физический идеализм. Энергетизм. Солипсизм. Махизм.

ЛИТЕРАТУРА

- Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2005. Гл. 1, 6.

- Кедров Б.М. Ленин и научные революции. М., 1980.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Самыгина С.И. Ростов-н/Д, 2004. Разд. II, гл. 8.

- Кун Т. Структура научных революций. М., 1981.

- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, т. 18.

- Стрюковский В.И. История и логика развития научно-технической деятельности. М., 1985.