logo search
Концепции современного естествознания

Социальные функции естествознания

В заключение следует рассмотреть основные функции науки в жизни общества. В современной науке существуют различные подходы, которые по-разному оценивают функции ее в обществе. Но большинство авторов считает, что наука выполняет следующие социальные функции:

1. Главная функция науки – это производство истинного знания, так как главная задача науки связана с производством и систематизацией объективных знаний.

2. Культурно-мировоззренческая функция науки состоит в следующем: важнейшим достоянием и элементом культуры наука является потому, что она служила и служит средством ее научного прогресса. Давая человеку знания о законах, свойствах и предметах окружающей действительности, наука является важнейшим средством формирования реалистического и предметно-практического содержания мировоззрения людей. Поэтому к числу важнейших функций науки относится мировоззренческая функция.

3. Содержание мировоззренческой функции специфично и проявляется в том, что научное мировоззрение дает целостную реалистическую систему взглядов на мир (на природу, общество и мышление), которые оказывают существенное воздействие на ценностную ориентацию и деятельность человека. Мировоззрение, конечно, формируется не только наукой (науками), но и социально-политическими, этическими, религиозными взглядами, а также создается под влиянием обыденно-практической жизни, всего накопленного житейского опыта индивида. Но какие бы факторы ни создавали и ни влияли на формирование мировоззрения, включая, конечно, и науки, – все это вместе без философии не сможет составить научное мировоззрение. Будучи обращенным к познанию окружающего мира, к практике преобразования его, научное мировоззрение составляет и выражает научную картину мира. Кроме того, мировоззрение является верной ориентацией ученого в способах, средствах и методах познания мира. Именно выбор ученым верного мировоззрения позволяет ему уверенно идти в избранном направлении и даже в сложном водовороте событий не терять правильной диалектико-материалистической (стихийной или сознательной) ориентации, понимать свою гражданскую ответственность и свою роль ученого.

4. В наше время наука превращается в непосредственную производительную силу, и это является еще одной ее ведущей функцией. В самом общем плане данная функция проявляется в том, что она (наука) выступает в качестве потенциального приложения производства, а с переходом человечества в информационную эру производство становится потенциальным приложением и эффективным средством науки и человека. Непосредственно утилитарный характер вхождения науки в производство сменяется выполнением ею в обществе назначения как интеллектуально-творческой силы, направленной на всестороннее развитие человека.

5. Функция науки как социальной силы общества непосредственно стала проявляться в последней четверти XX в., что выразилось в изменении ее социальной ориентации. Если в прошлом, особенно начиная с эпохи Возрождения, господствовала утилитарная ориентация науки, то с переходом к новой цивилизации XXI в. наука получает все более конкретную социальную ориентацию, направленную на развитие непосредственно человека, на утверждение и развитие гуманных ценностей общества. В наше время социальная сила науки проявляется в ее глубоком влиянии на развитие не только производства, производительных сил и хозяйственного механизма, но и на все сферы социальной жизни, вызывая в обществе небывало глубокие социальные следствия. В современном обществе поэтому возникла и используется наряду с производственной социальная технология как организация любого вида деятельности на основе сознательного систематического применения данных науки.

6. Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в социологизированных, окультуренных формах, принятых и существующих в обществе. Это и готовые средства познания, и научный инструментарий, и специальные научные понятия, и методы как способы эффективного движения к истине. Научное знание, проникая в быт, составляя социальную основу формирования мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной сферы, в которой и происходит становление и формирование личности, ее культуры.

7. Проектно-конструктивная функция науки свидетельствует о том, что наука предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого масштаба. Проектно-конструктивная функция связана с созданием качественно новых технологий, их поисков, что в наше время чрезвычайно актуально.

8. Прогностическая и ретроспективная функция науки.

9. Наука как средство научного управления обществом.

10. Наука как средство социальной памяти, социального наследования.

Говоря о положительных сторонах науки, ее в целом созидательных функциях, необходимо иметь в виду, что наука имеет и отрицательные последствия своего развития и функционирования, что позволяет подвергать ее результаты многократной проверке и критике (антисциентизм). Отрицательно сказывается на научных исследованиях (особенно в XX веке и поныне) милитаризация науки, ее служение военно-промышленным комплексам, корпоративным интересам различных фирм, заинтересованных в использовании науки в коммерческих (антигуманных) целях. Другими словами, наука в наше время несет свое бремя ответственности за антигуманные и античеловеческие действия, связанные с военными конфликтами, резким противостоянием «Севера – Юга», «Востока – Запада». В последнее время все более «вымывается» гуманистическая роль науки, наблюдается отход ее от служения человечеству и обеспечения чистоты среды его обитания – обеспечения чистой водой, воздухом, продуктами питания и т.д., создание средств манипулирования человеком, его сознанием и т.д. Но в этом не непосредственная вина, а беда науки, ибо сама по себе наука – всеобщий продукт и феномен человеческой деятельности, но использование её результатов зависит от социокультурных условий.