logo search
Концепции современного естествознания

Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы

Методические рекомендации: главная цель изучения данной темы – осмыслить объективную необходимость, потребность возникновения науки в ее архаической, «преднаучной» форме, предпосылки и причины этого, влияние на развитие общества на ранних его стадиях и в процессе дальнейшей эволюции.

  1. Объективные общие и специфические предпосылки возникновения и развития представлений о природе в архаическом и раннетрадиционном обществе.

  2. Сознание и его этапы: «проясняющееся», «пробуждающееся» сознание и познание; язык, речь как важнейшее средство коммуникации и мышления в первобытной общине.

  3. Непосредственные предпосылки и процесс формирования стихийно-натуралистического знания: мифология, магия, фетишизм, анимизм, древние религии и искусство.

  4. Мифологическая картина мира.

  5. Возникновение и развитие философии как праматери науки (Китай, Индия, Вавилон, Египет, Греция, Рим) и создание натуралистической картины мира.

  6. Типы натурфилософских концепций: античная натурфилософия, натурфилософия эпохи Возрождения, натурфилософия Ф. Шеллинга.

Базовые понятия

Общие и специфические предпосылки и причины возникновения науки. Стихийный натурализм. Мифология. Магия. Фетишизм. Анимизм. Стихийный наивный материализм.

Доклады

- Роль разделения труда и потребностей практики в возникновении науки.

- Натурализм, его истоки и особенности.

- Значение мифологической картины мира.

- Натурфилософия эпохи Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА

- Андреев И.Д. Происхождение человека и общества. М., 1982.

- Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь, 1993.

- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1968.

- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.