logo search
Концепции современного естествознания

Концепция развития науки т. Куна

Т. Кун – один из известных представителей историко-эволюционного направления в философии науки. Он предложил оригинальную схему (модель) развития науки. Одной из центральных идей его является смена «парадигм» в развитии науки.

Т. Кун предложил отказаться от понимания науки как системы знаний и заменить его образом науки как деятельности научных сообществ, но деятельности не иррациональной, а рациональной. Основной способ деятельности этих сообществ – парадигма. Она же – основная единица измерения процесса развития науки, определенный образец.

Парадигма – это концептуальная схема, совокупность ценностей, убеждений, средств, обеспечивающих существование и объединяющих существование научных сообществ. Парадигма на определенный период объединяет круг исследователей и определяет круг проблем и методов их решения. Пример парадигм: аристотелевская динамика, «астрономия» Птолемея, механика Ньютона.

Т. Кун, как он сам считает, выдвинул две оригинальных идеи: 1) идею парадигмы, 2) понимание механизма развития науки как единства «нормальной» науки и научных революций («некумулятивных скачков»).

Научные сообщества – это определенные структуры в науке с определенной специальностью и субординацией, множеством уровней (глобальный – естествознание; производные – физика, химия и т.д.). Парадигмы принимаются всеми челнами сообщества и могут изменяться. Парадигма – это дисциплинарная матрица, т.е. принадлежность ученых к определенной научной дисциплине и система правил их деятельности.

Основными компонентами дисциплинарной матрицы являются:

- «общепринятые образцы», «признанные примеры», «головоломки».

Шаг вперед в концепции Т. Куна – определение роли предпосылок и предпосылочного знания, что направлено против антиисторизма в науке.

Развитие науки определяется целым рядом предпосылочных факторов: опыт ученого, склад ума, факты и другие «личные и исторические факторы». Среди них такой немаловажный фактор, как «методологические директивы», «правила – предписания», т.е. общие правила и стандарты научной деятельности. В их числе – философия. Эти правила-предписания определяются лежащей в их основе теорией.

Методологические правила-предписания носят многоуровневый характер по степени общности: от простых предписаний инструментария исследования до философских (метафизических) самого высокого уровня.

Т. Кун считал, что создаваемый им образ науки имеет скрытый «философский смысл». Обращение к философии – важная предпосылка перехода от нормальной науки к ее экстраординарному состоянию – к научной революции.

Ход научного исследования полагает два шага: 1) определение парадигмы, 2) выработка на ее основе правил – предписаний. Это на этапе «нормальной науки». Парадигмы направлены не только на природу объекта (онтология), но и на собственно научное познание (гносеология) и поэтому являются источником проблемных ситуаций, решений и выполняют как познавательную, так и нормативную функции.

«Нормальный» этап развития науки, где господствует данная парадигма, сменяется научной революцией, т.е. распадом парадигмы, конкуренцией парадигм, победой новой парадигмы, что ведет к новому «нормальному» этапу в развитии науки.

Годы жизни: 1922–1996. США.

Основные работы: Структура и развитие науки; Структура научных революций.