logo search
Концепции современного естествознания

Естествознание как социокультурный феномен

В научном познании достаточно четко различаются три основных типа наук – естественные («науки о природе»), социальные (гуманитарные, социально-гуманитарные, «науки о духе») науки и технические науки. Хотя эти типы науки представляют собой ветви единой науки как целого, но каждый из этих типов имеет свои особенности. Что касается научного познания, то его специфика выражается в следующих моментах:

1. Основная цель научного познания – нахождение, обнаружение и открытие объективных законов действительности – природных, социальных законов самого познания, мышления и т.д. Если этого нет, если та или иная отрасль научного знания не сформулировала, или не уточнила, или не углубила ранее открытые тенденции и закономерности, то нет и самой науки, ибо она (подлинная наука) занята поисками наиболее общих, существенных, внутренних, причинно-следственных связей и отношений, которые она выражает с помощью понятий, принципов, законов.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными приемами, средствами и методами, однако при участии живого созерцания (эмпирический уровень познания) и даже внерациональными средствами. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения предмета. При этом следует иметь в виду, что активность субъекта – важный признак научного познания, так как в конце концов субъект есть активный фактор всего познания и без него оно не может существовать и осуществиться. Кроме того, активность субъекта неосуществима без конструктивного и самокритического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетизм, субъективизм.

3. Наука по своей природе ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающего мира и действенного, эффективного управления реальными процессами.

4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других форм, закрепленных в языке – естественном или искусственном (математика, химия и т.д.). Научное познание вбирает в себя до некоторой степени опыт обыденного, повседневного, «житейского» познания, но, обобщая систему эмпирических фактов в системе понятий, оно углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм, как закон и теория. Познание не только постоянно воспроизводит их, но и формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала обозначается термином «прогрессизм» (нетривиальность) и считается важным показателем научности.

5. В процессе научного познания меняются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов также духовных средств и методов – таких, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы. Указанные средства как материальные, так и духовные – сами являются предметом исследования в науке.

6. Для научного познания характерны строгая доказательность, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предложений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней (науке) изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучением используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты1.

В современной философской науке и философской методологии выделяют, кроме перечисленных, различные виды, уровни, критерии научности – такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.

К основным особенностям научного познания можно отнести еще один критерий – пожалуй, один из самых важных, а именно: основная задача научного познания – не только обнаружение объективных законов, но и на их основе предвидение будущего развития науки с целью дальнейшего практического освоения действительности, ибо наука должна быть нацелена на изучение и освоение объектов, которые могут стать предметами массового практического освоения в будущем.