Темы докладов и рефератов:
Человек и космос: познание, освоение, гуманизация.
Геокосмический характер взаимодействия общества и природы.
Космизация современной науки.
Жизнь и разум во Вселенной. Проблема SETI.
Глава 17
ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК В ПРИРОДЕ, ХАОС, СИММЕТРИЯ, АСИММЕТРИЯ
Порядок и хаос в контексте современного естественнонаучного и философско-методологического анализа. Источники хаосомности и типология хаоса
В современной постнеклассической научной картине мира огромное внимание уделяется таким понятиям, как: порядок, хаос, бифуркация, флуктуация, диссипация, странные аттракторы, нелинейность, неопределенность. Именно при помощи этих понятий современные философы науки, методологи и естествоиспытатели пытаются ответить на вопрос как происходит возникновение новых структур, как осуществляются процессы спонтанного структурогенеза. Поскольку данные понятия выделены в результате наблюдений за поведением всех типов систем: доорганизмических, организмических, социальных, а также деятельностных, этнических, духовных их наделяют категориальным статусом.
Приоритетное направление парадигмы современной науки – анализ нестабильных, неравновесных систем – сталкивается с необходимостью выявления причин и обстоятельств, в результате которых происходит потеря устойчивости и переход к хаосу. Источник хаосомности связывают не только с шумами, внешними помехами, возмущающими факторами. К обстоятельствам, обусловливающим хаосомность, относят прежде всего наличие многообразия степеней свободы, что может привести к реализации совершенно случайных последовательностей; принципиальную неустойчивость движения, когда два близких состояния могут порождать различные траектории развития, чутко реагируя на изменения истохастику внешних воздействий.
В постнеклассическую картину мира хаос вошел не как источник деструкции, разрушения и упадка, а как состояние, производное от первичной неустойчивости материальных взаимодействий, которое может явиться причиной появления новых образований, т.е. спонтанного структурогенеза. В свете последних теоретических разработок хаос предстает не просто как бесформенная масса, но как сверхсложно протекающая последовательность, логика которой представляет значительный интерес.
Как же теоретически правильно ответить на вопрос, что такое хаос? Определение хаоса как нерегулярного движения с непериодически повторяющимися, неустойчивыми траекториями, где для корреляции пространственных и временных параметров характерно случайное распределение – представляется эвристически значимым1. В этом определении заложено понимание универсальности данного процесса. Хаос – это иррегулярное движение, движение, лишенное регулярности, при котором как сами траектории движения, так и временные и пространственные координаты оказываются случайными.
В человекоразмерном бытии происходит некая социологизация категорий порядка и хаоса, что отзывается исключительной ориентацией на идеалы порядка и негативным отношением к хаотическим структурам. Социальная практика осуществляет экспансию против хаосомности, неопределенности, сопровождая их сугубо негативными оценочными формулами, стремясь вытолкнуть за пределы методологического анализа. Последнее выражается в торжестве рационалистических утопий и тоталитарных режимов, желающих установить «полный порядок» и поддерживать его с «железной необходимостью». Эта трактовка вступает в конфликт не только с реальным общецивилизационным процессом, но и с данными современной науки.
Современная наука делает шаг к конструктивному пониманию роли и значимости процессов хаотизации в современной картине мира. Якобы вредная и «бесцельная деятельность хаоса», определенного как нерегулярное движение с неустойчивыми траекториями, переводит мир в состояние, характеризующееся все большей и большей вероятностностью. Хаос начинает пониматься как системообразующий фактор.
Между тем прозорливые представления, признающие хаос наряду с упорядоченностью универсальными характеристиками мира, обнаруживаются уже в древнейшей историко-философской традиции. Начиная от Гесиода, хаос мыслится как все собой обнимающее и порождающее начало. «Прежде всего, во Вселенной хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар в земных залегающий недрах глубоких», –
писал Гесиод, намечая череду земных сущностей.
В интуициях античного мировосприятия безвидный и непостижимый хаос наделен формообразующей силой. «Хаос», этимологически означающий «зев», «зияние», первичное бесформенное состояние материи и первопотенцию мира, разверзаясь, изрыгает из себя ряды животворно оформленных сущностей. Хаос как беспорядочная материя, как слепое буйство стихий все раскрывает, развертывает, всему дает возможность выйти наружу. В этом качестве он выступает как нечто «живое, животворное, как основа мировой жизни». Исследователь античной культуры В. Иванов отмечал, что к такому пониманию в большей мере тяготела языческая Эллада, нежели Рим. «Рассудочные и устойчивые в вихре аффекта римляне не умели приобщиться к греческим экстазам»1. «Героев трагедии римлянина Сенеки хаос страшит. Он мрачен, слеп и алчен и всякий раз готов поглотить в разверстой бездне отчаявшихся и обезумевших. В Древней Греции хаос, олицетворенный культом Дионисия, жизнерадостный, жизнью упоенный и славящий вакханалии. Всеохватывающее неистовство и экстатическое состояние в дионисском богослужении предполагают активное и равноправное участие всех поклонников. Бог животворящих восторгов никогда не является богом обилия как покоя и достигнутой цели. Он бог бесчисленных возможностей, бесконечно разверзающихся в несказанной полноте и силе и через миг исчезающих для новой смены», – такова блистательная характеристика дионисова культа, данная В. Ивановым.
Таким образом, хаос – это не только буйство слепых стихий, сумбур необузданных страстей и желаний, искушение абсурдным действием. Это еще и рождение новых возможностей, их спонтанная явленность в бурлящем и клокочущем вихре перемен. Слепой и алчный хаос делает непостижимой тайну хаоса творческого.
Впоследствии русский философ Н. Бердяев напишет: «Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая, дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие». «В русской стихии всегда сохранялся и сохраняется и доныне дионисический, экстатический элемент»2.
Философская мудрость, связывающая настоящее и далекое прошлое, призвана сделать человека зрячим, постигающим хаосомность не только как буйство слепых стихий, но и как лоно вечного становления. Видимо не случайно в поэтическом мировосприятии Марины Цветаевой Творец – это бездна состояний и изменений, весь творческий хаос. «Творению я несомненно предпочитаю творца... За пределами творения (явленного) еще целая бездна – Творец: весь творческий хаос, все небо, все недра, все завтра, все звезды – все, обрываемое здесь земной смертью»1.
Понимание хаоса как принципа становления было утрачено в классической картине мира. И хоть хаотические явления давали о себе знать – например, Кеплер отмечал нерегулярности в движении Луны вокруг Земли, – на хаос досадовали как на помеху, препятствующую однозначному описанию явлений. (Впоследствии, в конце прошлого века, американский астроном Дж. Хилл объяснил отступление Луны от траекторий, рассчитанных по законам механики Ньютона, притяжением солнца.)
Однако постепенно стали обращать внимание на случайность как реальное свойство взаимодействий, от которой нельзя избавиться, даже изучив систему детально. В 60-е годы обратили внимание на то, что даже в механических системах, в особенности в нелинейных колебательных системах, возможны случайные явления, которые не исчезают даже при уточнении начальных условий и исчерпывающем описании воздействий на систему. Ярким примером тому шарик в двух ямах разделенных барьером, при неподвижной подставке он имеет два положения равновесия, при колебаниях подставки он может перепрыгивать из одной ямы в другую.
Помимо случайности, порожденной колебательными движениями, на систему могут действовать некоторые случайные силы так называемого средового характера – даже при незначительной величине они могут накопиться и за длительное время привести к непредсказуемому поведению системы.
В ХХ в. чуждые лирике физики докажут: на микроуровне хаос выполняет функции генетического начала. Бесконечная пляска электронов во всем аналогична древнегреческому принципу спонтанного становления. Э. Шредингер придет к выводу о том, что «могущественный порядок точных физических законов возникает из атомной и молекулярной неупорядоченности»1. На вопрос, может ли хаос быть источником порядка, И. Пригожин и И. Стенгерс ответят: «Мы знаем, что вдали от равновесия могут спонтанно возникать новые типы структур. В сильно неравновесных условиях может совершаться переход от беспорядка, теплового хаоса – к порядку»2. Советские исследователи С.П. Курдюмов и А. Самарский поставят проблему инструментария исследования процессов, кажущихся хаотическими. Дело в том, что «хаос может выступать как сверхсложная упорядоченность, а среда, предстающая перед нашим взором совершенно беспорядочным случайным скоплением элементов, на самом деле заключает в себе все необходимое для рождения огромного числа упорядоченных структур разного типа, сколь угодно сложных и законченных»3. Таким образом, хаос выступает как одно из состояний системы и условие возникновение порядка.
Спустя более чем двадцать веков по отношению к древнегреческому истолкования хаоса как лона становления Дж. Глейн в работе «Хаос: создавая новую науку», заметит, открытие динамического хаоса – это по сути дела открытие новых видов движения, столь же фундаментальное по своему характеру, как и открытие физикой элементарных частиц, кварков и глюонов в качестве новых элементов материи. Наука о хаосе – это наука о процессах, а не о состояниях, о становлении, а не о бытии4.
Современный уровень исследований приводит к существенным дополнениям традиционных взглядов на процессы хаотизации. Попытки создания теории направленного беспорядка опираются на обширные классификации и типологии хаоса. Последний может быть простым, сложным, детерминированным, перемежаемым, узкополосным, крупномасштабным, динамическим и пр. Самый простой вид хаоса – «маломерный», встречается в науке и технике и поддается описанию с помощью детерминированных систем. Он отличается сложным временным, но весьма простым пространственным поведением. «Многомерный» хаос сопровождает нерегулярное поведение нелинейных сред. В турбулентном режиме сложными, не поддающимся координации будут и временные, и пространственные параметры. Под понятием детерминированный хаос подразумевают поведение нелинейных систем, которое описывается уравнениями без стохастических источников, с регулярными начальными и граничными условиями1.
Динамический хаос, например, замечателен тем, что за внешне совершенно непредсказуемым поведением системы кроется детерминизм, и все происходящие в системе процессы можно математически рассчитать.
Другая особенность динамического хаоса заключается в том, что он может служить источником самозарождения строго упорядоченных структур. Так, например, за быстро плывущей лодкой в турбулентном потоке можно наблюдать так называемую «дорожку Кармана», т.е. устойчивые вихри.
Таким образом, в современной научной картине мира упорядоченность, структурность, равно как и хаосомность, стохастичность признаны объективными, универсальными характеристиками действительности. Они обнаруживают себя на всех структурных уровнях развития.
Нерегулярность, неустойчивость траектории или случайное распределение – признаки, характеризующие хаосомность. Методологи настаивают на разграничении понятий хаосомность и беспорядок. В силу того, что невозможно проследить движение каждой молекулы газа, Краузиус в свое время ввел «принцип элементарного беспорядка».
Современные ученые, например, Дж. Зейман, в попытках разграничить понятия «беспорядок» и «хаос» утверждают: «Беспорядок – это не только хаос, этот термин предполагает наличие испорченного порядка. Говоря о неупорядоченном состоянии, мы должны представить себе идеал порядка, который в данном случае не реализуется»1. В определении О. Рослера хаос – это «бесконечное число неустойчивых траекторий и несчетное число непериодически повторяющихся траекторий»2.
Проблема иррегулярного поведения неравновесных систем в центре внимания многих научных дисциплин и, прежде всего, синергетики, сделавшей своим предметом выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза. Творец синергетики Г. Хакен определяет хаос как нерегулярное движение.
Представляется очевидным, что две эволюционные ветви: организмическая и неорганическая – не допускают идентичных способов упорядочивания. Мир живого подтверждает уникальную способность производства упорядоченных форм, как бы следуя принципу «порядка из порядка». Стремлением косной материи является приближение к хаосу, увеличение энтропии с последующим структурогенезом. В основе точных физических законов лежит атомная неупорядоченность. Главной эволюционной особенностью живого является минимальный рост энтропии.
Антитеза современного регулятива естествознания («достоверно то, что подавляюще вероятно») и поштучный анализ неожиданных, маловероятных (и, в силу этого, максимально информационно емких) событий в постнеклассическом обществознании позволяет говорить лишь с огромной степенью гипотетичности о приоритетах в разработке фундаментальных проблем на стыке философии и науки. В одной из возможных интерпретаций постнеклассической картины мира указывается на такое состояние универсума, когда, несмотря на непредсказуемость флуктуаций (случайных возмущений и изменений начальных условий), набор возможных траекторий (путей эволюционирования системы) определен и ограничен. Cлучайные флуктуации и точки бифуркаций труднопредсказуемым образом меняют траекторию системы, однако сами траектории тяготеют к определенным типам – аттракторам – и вследствие этого приводят систему, нестабильную относительно мельчайших изменений начальных условий, в новое стабильное состояние.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77