Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
Следует отметить, что проблемы, связанные с космическими цивилизациями, и современные интерпретации природы НЛО – это не одно и то же. Мы подробно остановимся на проблеме НЛО ниже, памятуя, что НЛО – это не обязательно порождение внеземной цивилизации, а внеземная цивилизация совсем не обязательно проявляется в виде НЛО. Внеземные цивилизации (ВЦ) – это пока гипотетический объект, поиски которого ведутся (и есть соответствующие программы). Одна из интерпретаций связывает ВЦ с аномальными неопознанными явлениями, в число которых входит и НЛО.
О самом термине астросоциология. Он обозначает раздел общественных наук, изучающий внеземные цивилизации (естественно, пока гипотетические). Интерес к такого рода объектам (внеземному разуму) существует едва ли не столько же, сколько существует земная культура (письменность, мифы, предания). Предположения о том, что существуют цивилизации, отличные от человеческой, встречаются в мифах, древних философских системах. Обзор всего этого исторического пласта мы делать не будем1. Констатируем лишь, что со времени возникновения рациональной философии человек предполагал, что он не один. Зачастую моделировался облик иной культуры, иного разума. Фактически до начала эры научного знания, до появления систематической науки эти предположения во многом носили характер фантазий, догадок. Лишь начиная с XVII-XVIII вв., в рамках систематической науки эти догадки стали привязываться к каким-то конкретным природным средам, условиям существования и возникновения жизни.
Прежде всего такие предположения возникли в русле философских и астрономических концепций. В конце XVI – начале XVII в. таким рубежным событием явилась концепция Дж. Бруно о множественности обитаемых миров. Дж. Бруно развивает концепцию Н. Коперника и дополняет ее новыми фрагментами. По Н. Копернику, Птолемеевская система отрицается, в системе мироздания Земля – рядовая планета, однако предпочтение всё еще отдается положению Солнечной системы. У Дж. Бруно Солнечная система – рядовая звездная система, и в других звездных системах возможно существование миров, аналогичных земному. Отстаивая эту и ряд других идей, противоречащих освященным церковью положениям, Дж. Бруно поплатился жизнью. Учение Дж. Бруно – это попытка деидеологизации астрономического знания, его идеи в целом современны и сейчас. Во всяком случае, подсчеты возможного числа цивилизаций, подобные методике Ф. Дрейка, основаны на предположениях, ничем не отличающихся от предположений Дж. Бруно. Подобные рассуждения пронизывают всю последующую историю науки, причем со временем все более и более сужается число космических объектов, предрасположенных к развитию жизни и разума. Например, начиная с XVIII столетия, едва ли не все объекты Солнечной системы наделялись живыми и даже разумными существами. Известный астроном В. Гершель полагал, что даже Солнце может быть обитаемым, исходя из того, что наблюдаемые солнечные пятна – это какие-то разрывы в солнечной атмосфере, сквозь которые просматриваются куски твердой поверхности. Через эти разрывы-пятна обитатели Солнца могут наблюдать и Космос. К началу XIX в. стало очевидным, что это не разрывы в атмосфере, а Солнце представляет собой гигантский раскаленный газовый шар, в условиях которого никакая жизнь невозможна.
Луна – это еще один объект, который очень долго «претендовал» на звание обитаемой планеты. Более двух столетий (вплоть до 20-х гг. XX в.) она не исключалась из списка обитаемых миров. Благодаря длительным и многочисленным наблюдениям на поверхности Луны был установлен ряд динамичных процессов, что почти сразу же и было интерпретировано как проявление жизни. Только сейчас становится ясным, что значительная часть интерпретаций имела под собой физиологические причины: усталость от длительных наблюдений порождает иллюзорные эффекты. Хотя есть и объективные динамические эффекты, которые объясняются сейчас как истечение газов, удары метеоритов, обвалы и разрушения пород. Между тем к жизни это не имеет ни малейшего отношения. На подобных интерпретациях вплоть до начала XX в. были построены многие научно-фантастические произведения того времени (Г. Уэллс, Ж. Берн).
Разработка разносторонних объективных методов исследования исключила Луну из числа кандидатов в обитаемые миры, но с XIX в. резко возрастают шансы Марса. В 70-е гг. XIX в. началась большая серия наблюдений за его поверхностью в связи с открытием итальянским астрономом Скиапарелли феномена марсианских каналов. Вплоть до 50-х гг. нашего столетия тезис о жизни на Марсе большим сомнениям не подвергался.
Аналогичная логика развития просматривается и по отношению к объектам за пределами Солнечной системы. От мечтаний и во многом умозрительных предположений, высказываемых в свое время такими крупными учеными, философами, как Вольтер, Кант, Ломоносов, Гершель, уже в 20-е гг. XX в. был осуществлен переход к экспериментальному поиску жизни во Вселенной. Именно тогда начались опыты по прослушиванию эфира и поиску регулярных радиосигналов из космоса (1924 г., США – первый массовый опыт). К этой проблеме активного поиска и попыткам передачи информации в космосе вновь вернулись в конце 50-х – начале 60-х гг., когда начались первые космические полеты. Именно в это время были заложены первые научно-технические программы поиска ВЦ, которые существуют и в наши дни, хотя число энтузиастов заметно поубавилось.
Весьма усложнились критерии искусственного в возможных проявлениях ВЦ. К этому привело открытие ряда сложных космических объектов, чье искусственное происхождение поначалу казалось несомненным (квазары, пульсары). По существу же, мы все дальше и дальше уходим от надежды открыть космические объекты, где может обитать разумная жизнь. В конце концов в 70-е гг. прошлого века родилась концепция, которая первоначально шокировала – концепция уникальности земного разума, жизни. Один из ее основателей – известный астрофизик И.С. Шкловский. Противоречит ли тезис об уникальности земной цивилизации тезису о множественности обитаемых миров? На первый взгляд, да. Ведь если жизнь на Земле возникла закономерно и мы не знаем природных запретов на ее возникновение в других частях Вселенной, то почему мы не обнаруживаем там ее признаков? Тем не менее жизнь – и особенно разум – весьма маловероятное событие, и самое главное, они могли возникнуть в процессе продвижения некоторого космологического фронта несколько миллиардов лет тому назад. В настоящее же время эта космологическая волна прошла, и такого рода явления не возникают, как не происходят, скажем, на Земле эволюционные процессы, порождающие простейшие формы живого. Не происходят и эволюционные процессы, ведущие к появлению разумных существ. Фронт эволюции уже прошел эти точки, и назад возврата нет. Такие рассуждения как раз и доказывают, что тезис уникальности и тезис о множественности друг другу не противоречат. Скорее всего здесь мы сталкиваемся с ситуацией, подобной той, что встретил Н.И. Лобачевский, сопоставляя V постулат геометрии Эвклида и противоположный ему – с другими постулатами.
Может оказаться, что тезис Дж. Бруно и тезис Шкловского взаимно дополняют друг друга, хотя пока и не совсем ясно, как они стыкуются. Таким образом, развитие представлений о космических цивилизациях пошло как бы по двум руслам. С одной стороны, оно связано с пересмотром наших взглядов на эволюцию Вселенной, в рамках которого возник антропный принцип. Согласно этому принципу какие-либо расчеты относительно начальных условий существования Вселенной должны производиться с учетом возможности появления жизни и разума на позднейших стадиях, устанавливается взаимосвязь мировых констант с возможностями появления жизни. Другое русло связано с традиционным направлением, идущим от Дж. Бруно. И в его рамках продолжается поиск космических цивилизаций, разрабатываются концепции эволюции цивилизаций в космосе, строится классификация типов ВЦ и типов контактов между ними. В частности, весьма распространена классификация Н.С. Кардашева, который различает ВЦ по энергетическому критерию. В последние годы в число определяющих были внесены также экологические и информационные критерии.
Проблемой космических цивилизаций в настоящее время занимается довольно большое число специалистов. Проводятся международные симпозиумы и конференции. В нашей стране одним из первых был проведен Бюраканский международный симпозиум по проблеме CETI (связь с внеземными цивилизациями) в 1973 г. Проходили симпозиумы в Зеленчукской обсерватории, в Таллинне (1984 г.), Вильнюсе (1987 г.). Они вызывают интерес научной общественности, хотя и считается, что обсуждаемая проблема носит погранично-научный характер, поскольку изучаемые объекты пока еще не обнаружены. Тем не менее наука их не отрицает. Многие явления открываются, что называется, «на кончике пера». Вполне вероятно, что и здесь наработанный материал поможет сориентироваться в эмпирическом поиске, в вычленении среди наблюдаемых тех явлений, которые и сигнализируют как раз о существовании ВЦ.
В последнее время число подобных фактов значительно возросло. Почти все они привязываются к НЛО, а шире говоря – к большой группе так называемых аномальных явлений. Остановимся на этой проблеме подробнее. Аномальные явления в водной, воздушной среде на Земле особенно интенсивно проявляются в последние 50 лет. Во всяком случае, современную историю НЛО можно начать с 1947 г., когда американский бизнесмен Арнольд во время полета на своем самолете наблюдал в иллюминатор движение группы НЛО и сфотографировал их. Объекты очень отличались от земных аппаратов, имея тарелкообразную форму.
За этим сообщением последовала масса других – будто открылись какие-то информационные шлюзы: то ли ранее люди стеснялись об этом сообщать, то ли мы столкнулись с действительно новыми явлениями. В 1948 г. трагически погиб американский пилот, попытавшийся сблизиться и атаковать крупный НЛО. Расследование катастрофы показало, что он мог принять за НЛО Венеру – самое яркое светило на земном небосклоне после Солнца и Луны. Забравшись на большую высоту в погоне за иллюзорным объектом, он, возможно, потерял сознание, в результате чего неуправляемый самолет потерпел аварию. Такой же степенью достоверности характеризуется и случай с разбившимся НЛО, на месте катастрофы которого были найдены останки «пилотов», вдвое уступавших людям в росте, к тому же имевших иное анатомическое строение. В свое время промелькнули сообщения о том, что в соответствии с одной из секретных научных программ в США был произведен неудачный запуск ракеты с обезьянами на борту. Возможно, ее обломки и были приняты за разбившийся НЛО, однако четкой идентификации этот случай не имеет, до сих пор порождая различные версии происшедшего.
Вообще говоря, в мире до сего времени накоплено несколько сот тысяч документированных наблюдений и сообщений об НЛО. Примерно каждый десятый американец сталкивался с НЛО, около 95% не сомневается в настоящее время в их существовании (для сравнения: в 1947 г. в НЛО верило примерно 5%). Есть детальные классификации объектов, наблюдаемых за последние полвека, видов НЛО. В такой классификации более трех десятков различных по конфигурации объектов: тарелки, цилиндры, «лампочки», шары и т. д. На основе статистически обработанной информации об НЛО разработаны своеобразные тесты, основываясь на которые можно проверять достоверность новых сообщений (не являются ли они выдумкой, спекуляцией). Многие из сообщений об НЛО, впрочем, получают вполне земную интерпретацию. Однако где-то около 8–10 % не удается идентифицировать ни с явлениями технической деятельности человека (запуск ракет, шаров-зондов, испытания новой техники и устройств), ни с известными метеорологическими и астрономическими явлениями, ни с иллюзиями, психологическими феноменами. Во всяком случае, ничего необычного в последнем варианте не содержится, поскольку при определенных условиях люди, даже в массовом порядке, могут наблюдать иллюзорные объекты (миражи, например).
В объяснении наиболее загадочных явлений НЛО распространена версия о существовании «параллельных миров», скорее всего информационной природы (академик АМН СССР В.В. Казначеев). Здесь НЛО интерпретируются как результат контакта нашей психики с информационными голографическими «ямами», существующими в космосе и на Земле. В них «записана» информация о природных и исторических явлениях, хотя принадлежность ее к космическим цивилизациям проблематична. Как видим, такая интерпретация значительно шире и необычней традиционных толкований НЛО как проявлений ВЦ.
Как ведут себя НЛО? Они передвигаются по необычным, иногда изломанным траекториям, могут очень быстро изменять скорости движения. Наблюдаются необычные воздействия этих объектов на земные технические устройства: глохнут двигатели автомобилей и мотоциклов, перегорают электроприборы, изменяются показания магнитных приборов и т. п. Частота наблюдений НЛО во времени изменяется. По данным центров, накапливающих наблюдения об НЛО в США, амплитуда частоты наблюдений сильно изменяется. Скажем, наибольшая частота наблюдений – до 1,5 тыс. в год, а наименьшая – до 150. На Западе есть большая литература, посвященная этим явлениям. Вышло более 1000 книг, издается свыше 50 журналов в 15 странах. Подготовлен ряд серьезных аналитических докладов по заданию министерства обороны США, командования ВВС, изучающих, представляют ли НЛО угрозу национальной безопасности. Известны доклады и обширные исследования А. Хайнека, Э. Кондона, Ж. Валле, в которых отмечается, что НЛО не угрожают национальной безопасности1, но природа их не вполне ясна и нуждается в изучении. Современная научная методика мало приспособлена для изучения таких спонтанных, нерегулярных (в смысле конкретного времени и места появления) явлении. В местах, оборудованных для всесторонних наблюдений и замеров, НЛО появляются крайне редко. Поэтому хорошо и четко документированных кино-, фото-, теле- и других приборных сообщений и фиксаций НЛО совершенно недостаточно.
В последние годы появилось очень много сообщений о подобных аномальных явлениях и из разных регионов нашей страны. Как правило, это результаты визуальных наблюдений, небольшой массив фотографий и зарисовок, есть результаты изучения нескольких так называемых посадок (следы воздействия посадок на окружающую среду). Сообщения приходят из разных регионов: Тбилиси, Киева, Москвы, Перми, Воронежа, Куйбышева, Ростовской области и др.
Изучая многочисленные публикации об НЛО в газетах, обрушившиеся на читателя, невольно задаешь вопрос о причинах такого ажиотажа: то ли это следствие гласности, информационной открытости, то ли желание некоторых журналистов отвлечь нас от трудностей социального порядка, все чаще прибегая к сенсационным публикациям об НЛО.
Знакомство с нашим и зарубежным опытом наблюдения и интерпретации НЛО позволяет выделить несколько основных концепций, пытающихся объяснить природу этих аномальных явлений. Они сводятся к следующим: необычные естественные явления, обусловленные космически-земными связями; проекции параллельного мира, пересекающегося с земным; скрытые контакты космических цивилизаций, изучающих землян и земной мир; психологические проявления, индуцируемые воздействием на человека каких-то малоизученных физических факторов. Зачастую с явлениями типа НЛО переплетаются явления типа парапсихологических феноменов (попытки экстрасенсорного изучения мест посадок, установление телепатического контакта с НЛО и т. п.).
Шум вокруг НЛО вызвал бурное развитие нетрадиционных верований, неомистицизма. Появились группы верующих людей и соответствующие направления верований, связанные с «космическим разумом», «космическим богом», «сверхразумом». При этом, как правило, разговор начинается с необычных сообщений, а затем переносится на темы, связанные с «концом света», «тем светом», различными пророчествами и предупреждениями, которые восприняты избранными контактерами. Можно предположить, что новые «космические религиозные верования» заметно нарастают по мере роста напряженности, тревожности в обществе. Для распространения таких умонастроений возникает очень благоприятная почва. А квазинаучная, связанная с реалиями современной научной картины мира форма способствует их быстрому распространению среди самых разных слоев общества. Срабатывает компенсаторная функция человеческой психики: если в земном бытии что-то не ладится, не решается, не удовлетворяет, то способы утешения ищут за пределами этого бытия.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I. Введение Глава 1 предмет, содержание и задачи учебного курса «концепции современного естествознания»
- Наука в системе мировоззрения и современного миропонимания
- Наука в системе культуры
- Концепции естествознания как фактор создания и изменения содержания научной картины мира
- Темы для докладов и рефератов
- Глава 2 естествознание в культуре современной цивилизации Понятие цивилизации, основные типы цивилизаций и их особенности
- Наука, культура, цивилизация
- Ценности цивилизации и ценности научной рациональности
- Естествознание как социокультурный феномен
- Естественнонаучное познание и философия
- Социальные функции естествознания
- Темы докладов и рефератов
- Глава 3 математика и естествознание. Основные концепции математики
- Темы докладов и рефератов
- Глава 4 химия и естествознание «Химический взгляд» на природу: истоки и современное состояние
- Основные структурные уровни химии и ее разделы
- Основные принципы и законы химии
- Химическая связь и химическая кинетика
- Темы докладов и рефератов
- Раздел II. Структура, методы и методология естествознания
- Глава 5
- Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы
- Возможные классификации научного знания
- Исходный пункт структурирования научного знания
- Содержание понятия «чувственные данные»
- Особенности языка науки
- Особенности эмпирического и теоретического языка науки
- Способы конструирования идеального объекта. Отличие идеализированного объекта теории от абстрактного эмпирического объекта
- Предметность и объективность научного знания
- «Инструментализм» и «эссенциализм»
- Методы эмпирического познания
- Измерение как метод эмпирического познания
- Особенности процедуры измерения в социально-гуманитарном познании
- Научный эксперимент
- Специфика научных фактов
- Проблема теоретической «нагруженности» фактов. Крайности теоретизма и фактуализма
- Структура научного факта
- Методы обработки и систематизации фактуального эмпирического знания
- Познавательные функции мысленного эксперимента
- Содержание процедуры формализации
- Гипотетико-дедуктивный метод: достоинства и недостатки
- Методы теоретического воспроизведения исторически развивающегося объекта
- Проблемы логики и методологии науки
- Общенаучные методологические принципы
- Здравый смысл как социокультурное основание науки
- Научная картина мира
- «Научная картина мира» и основные исторические этапы развития науки
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 6 научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы Объяснение как универсальная познавательная процедура
- Сильное и слабое объяснение
- Объяснение и понимание: различие и взаимосвязь
- Логическая структура понимания
- Понимание явлений природы
- Содержание понятия «герменевтический круг» и естествознание
- Процедура интерпретации
- Темы докладов и рефератов
- Глава 7 научная рациональность: особенности, способы существования и выражения Научная рациональность: специфика и типы
- Соотношение понятий «рациональное», «иррациональное», «внерациональное»
- Соотношение рационального и иррационального
- Рациональное, иррациональное: гносеологические истоки
- Соотношение рационального и иррационального (внерационального) в человеческой жизнедеятельности
- Темы докладов и рефератов
- Глава 8 рефлексия – форма развития самосознания науки Понятие и структура рефлексии
- Взаимосвязь философской и научной рефлексии
- Рефлексия и развитие форм самосознания науки
- Рефлексия и научная картина мира
- Функции рефлексии как формы развития самосознания науки
- Темы докладов и рефератов
- Раздел III. История и логика развития естествознания Глава 9 динамика развития естествознания. Зависимость изменчивости оснований науки от исторической практики
- Развитие естествознания как социального института и специфического вида человеческой деятельности
- Внутренняя логика развития естествознания
- Новое в науке и критерии научной новизны
- Темы докладов и рефератов:
- Глава 10 механистическая картина природы Понятие «научная картина мира». Становление и основные особенности первой научной картины мира
- Картины мира в истории человечества: мифологическая, религиозная, натурфилософская
- Исторические формы научной картины мира
- Механистическая картина мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 11 предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала хх вв. Предпосылки неклассического естествознания
- Революция в естествознании конца XIX – начала хх вв.
- Темы докладов и рефератов
- Глава 12 переход к постнеклассической картине мира
- Темы докладов и рефератов
- Глава 13 естествознание и научно-технический прогресс
- Техника как опредмеченное знание и наука
- Научно-технический прогресс
- Технологические перевороты в истории общества и их современная форма
- Технологические перевороты и логика развития общества
- Темы докладов и рефератов
- Раздел IV современные научные представления о материальных основах природы
- Глава 14
- Структурные уровни материи и типы материальных систем
- Представления о микро-, макро- и мегамирах
- Многообразие материальных систем
- Темы докладов и рефератов
- Глава 15 космологическая и космогоническая концепции Космология и космогония: понятие и общая характеристика
- Космологические модели Вселенной
- Формирование классической космологической модели
- Космологические парадоксы
- Релятивистская модель Вселенной
- Модель расширяющейся Вселенной
- Происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва
- «Начало» Вселенной
- Ранний этап эволюции Вселенной
- Структурная самоорганизация Вселенной
- Рождение и эволюция галактик
- Рождение и эволюция звезд
- Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной
- Состав Солнечной системы
- Образование Солнечной системы
- Темы рефератов и докладов
- Глава 16 космические исследования и научное познание Человек и космос: познание, освоение, гуманизация
- Геокосмический характер взаимодействия общества и природы
- Космизация современной науки
- Жизнь и разум во Вселенной. Проблема seti
- Темы докладов и рефератов:
- Роль принципа энтропии
- Симметрия и асимметрия
- Темы докладов и рефератов
- Глава 18 всеобщие законы природы и принципы естествознания Природа как сущность и уровни ее организации
- Частные и всеобщие законы Природы
- Физические «всеобщие» законы
- Изменчивость самой Природы
- О познаваемости окружающего мира
- Истина: феномен или ноумен?
- Принципы естествознания
- Принцип аналогии
- Принцип динамического равновесия
- Принципы симметрии
- Темы докладов и рефератов
- Раздел V. Жизнь и человек
- Глава 19
- Учение о жизни
- Современная биология и становление ее рациональности
- Становление рациональной биологии
- Сущность жизни и свойства живых организмов
- Основные концепции происхождения жизни
- Эволюционное учение. Дарвинизм
- Генетика и синтетическая теория эволюции. Коэволюция
- Темы докладов и рефератов
- Глава 20 место человека в природе к вопросу об эволюции и истоках человека
- Гениальное животное
- Периодичность в становлении человека как вида
- Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. Лет
- Где прародина человечества?
- Периодичность истории развития человека. Ускорение эволюции культуры
- Генетические аспекты человека
- Ускоренная эволюция человека. Миф или реальность?
- Закономерно ли появление жизни и разума в развитии материи?
- Зигзаги развития
- Темы докладов и рефератов
- Глава 21 эволюция homo sapiens Происхождение человека
- Причины и движущие силы антропосоциогенеза
- Предшественники человека
- Древнейшие люди (архантропы)
- Древние люди (палеоантропы)
- Современные люди (неоантропы)
- Проблема эволюции человека на современном этапе
- Биологическое и социальное в сущности и существовании человека
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VI. Наука в современном мире
- Глава 22
- Особенности современного развития естествознания
- Неклассический этап в развитии естествознания
- Постнеклассический этап в развитии естествознания
- Постмодернизм
- Концепция развития научного знания к. Поппера
- Концепция развития науки т. Куна
- Концепция развития науки и. Лакатоса
- Концепция развития науки п. Фейерабенда
- Темы докладов и рефератов
- Глава 23 личность ученого
- Темы докладов и рефератов
- Раздел VII. Приложение учебно-методический комплекс «концепции современного естествознания» программа курса «концепции современного естествознания»
- Предмет, социальные функции и задачи курса «Концепции современного естествознания»
- Тема 2 Структура, методы и методология естествознания. Особенности развития естествознания и его место в культуре, тенденции развития
- Тема 3 История и логика развития естествознания. Созерцательно-натуралистическая модель природы. Предпосылки становления науки и научной модели природы
- Тема 4. Современные естественнонаучные представления о материальных основах природы
- Тема 5. Учение о жизни
- Тема 6. Учение о человеке
- Тема 7. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Учебно-тематический план курса «Концепции современного естествознания»
- Учебники и учебные пособия
- Планы семинарских занятий Семинар 1. Особенности развития естествознания и его место в культуре
- Семинар 2. Структура естественнонаучного познания, его уровни и научный метод
- Семинар 3. Динамика науки как процесс порождения нового знания
- Семинар 4. Созерцательно-материалистическая модель природы; предпосылки становления науки и научной модели природы
- Семинар 5. Механистическая картина природы
- Семинар 6. Предпосылки неклассического естествознания. Революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.
- Семинар 7. Неклассическая картина природы
- Семинар 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
- Тема 7. Структурные уровни, способы и формы бытия материального мира
- Тема 10. Космологические и космогонические концепции описания материального мира
- Тема 11. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия и асимметрия, эволюция материального мира
- Тема 12. Всеобщие законы природы и принципы естествознания
- Тема 13. Учение о жизни
- Тема 14. Учение о человеке (собеседование)
- Тема 15. Роль науки в реализации социально-экономического прогресса современного общества
- Тема 16. Современное развитие науки; проблемы развития современной российской науки
- Вопросы к экзаменам
- Тесты (для самостоятельной проработки) по курсу «Концепции современного естествознания»
- Словарь основных терминов
- Крупнейшие исследователи естествознания
- Сведения об авторах
- Авторский коллектив
- Концепции современного естествознания Учебное пособие
- 344002 Ростов н/д., ул. Пушкинская, 70
- 344000 Ростов н/д., ул. Красноармейская, 157. Тел. /факс: (863) 264-38-77