logo
Новиков

3. Подготовительный период а. Выбор темы

Подготовка к исследованию начинается с выбора темы, ее формулировки и обоснования (теоретического и прикладного).

В настоящее время обычно выбор темы определяется проблематикой, предусмотренной перспективными планами данного учреждения, вытекающими из потребностей тех или иных отраслей народного хозяйства или здравоохранения. Отсюда ясно, что выбор темы должен основываться не столько на личных вкусах исследователя, сколько на сознании актуальности работы, значения ее для народа. Это особенно важно усвоить начинающим экологам, склонным преувеличивать собственные интересы и еще не понимающим, что «научное решение практических задач — наиболее верный путь к глубокому познанию закономерностей развития живой природы» (Лысенко, 1948). Следует также помнить, что задача каждого исследования - дать нечто новое, в сравнении со старым. Нужно, чтобы каждая работа представляла шаг вперед. Далее, необходимо учитывать осуществимость намеченной темы в отношении сроков, сил, средств, ибо только тогда план по настоящему хорош, когда он реален.

Работа над темой начинается с предварительного ознакомления со степенью ее изученности, т. е. с подбора и чтения литературы, как по самой теме, так и по району предполагаемых полевых исследований. Следует по возможности использовать не только опубликованные книги и журнальные статьи, но и рукописные материалы, хранящиеся в фондах различных научных и хозяйственных учреждений и организаций. Много дают консультации с научными работниками и другими лицами, либо занимавшимися интересующим вас вопросом, либо бывавшими в районе исследования. Не следует пренебрегать возможностью предварительного ознакомления путем переписки с местными краеведами, охотниками и др. В результате подобной рекогносцировки выясняется как степень изученности вопроса, так и те условия, в которых будет протекать полевая работа.

Подготовка должна носить разносторонний характер и не ограничиваться узкоспециальными вопросами. Прежде всего, конечно, необходимо хорошо ознакомиться с фауной района, научиться безошибочно распознавать, по крайней мере, основные виды животных, о которыми придется сталкиваться. Во-вторых, нужно составить представление о важнейших особенностях экологии животных — их распределения по биотопам, сезонной жизни и пр.

Далее, нужно познакомиться с хозяйством района и, в связи с этим, с экономическим значением намеченных к исследованию видов. Это особенно важно при изучении охотничье-промысловых зверей и птиц и вредителей сельского хозяйства.

Но подготовка может быть достаточно полной лишь при условии тщательного изучения географии района и, прежде всего, его растительности. Растительность имеет громадное значение во всей жизни и в распределении животных, она является наилучшим индикатором общего характера жизненных условий и поэтому с самого начала экологического исследования должна быть в центре внимания зоолога. Ясное представление о геоботаническом характере района (типы ассоциаций, их относительное значение, закономерности распределения в связи с рельефом и почвами) исключительно важно для полевых исследований по экологии млекопитающих и птиц. Зооэколог должен достаточно свободно ориентироваться в основных понятиях и методических приемах фитоценологии (геоботаники).

Наконец, не могут быть оставлены без внимания другие стороны географии района — климат, рельеф, почвы, гидрографическая сеть. Все они помогут заранее составить представление, как об условиях обитания животных, так и об условиях полевой работы на намеченной к исследованию территории.

Важно заранее запастись и внимательно изучить весь наличный (и доступный) картографический материал, отдавая предпочтение новейшим картам и планам наиболее крупного масштаба.

В общем, чем тщательнее проведено предварительное ознакомление, тем больше сил, средств и времени будет сэкономлено в дальнейшем, тем успешнее пройдет полевой период.