4. Дневники наблюдений
Исключительно большое значение во всякой научной работе, и, в частности, при полевых исследованиях экологии наземных позвоночных имеет запись произведенных наблюдений. Только запротоколированный факт имеет подлинную научную ценность, представляет настоящий документ, не теряющий своей свежести и убедительности по прошествии даже долгого времени. Поэтому с самого начала научной деятельности каждый эколог должен выработать в себе чувство высокой ответственности в отношении протоколирования результатов своих исследований, ни в коем случае не полагаясь на память. Даже при исключительной памяти обилие разнообразных впечатлений неизбежно отразится на точности и достоверности отмеченных фактов, а многие интереснейшие сведения будут попросту забыты или невольно искажены до неузнаваемости.
В записях нужно строго разграничивать твердо установленные факты от догадок, предположений и сведений, собранных путем опроса других лиц.
Как мы увидим дальше, существует несколько способов записи экскурсионных наблюдений, но, независимо от того, какой из них принят натуралистом, нужно соблюдать некоторые общие, совершенно обязательные правила:
1) Запись должна производиться по возможности немедленно или как можно скорее, под свежим впечатлением;
2) Факт излагаться с предельной ясностью, четкостью и выразительностью;
3) Указывать дату, время дня, место и условия наблюдения;
4) Записывать разборчиво и понятно.
Пренебрежение любым из этих моментов создаст массу затруднений. Во время экскурсии лучше всего очень кратко, конспективно делать заметки по ходу дела в записной книжке с тем, чтобы дома развернуть эти наброски. Удобны записные книжки формата приблизительно 8 X 11 см, с плотной клетчатой бумагой, в мягком клеенчатом переплете. При таком размере книжки свободно помещаются в кармане, их переплет не ломается и хорошо предохраняет от влаги. Клетчатая бумага облегчает составление схем, планов. Записи делаются мягким (№ 2, В, НВ) простым (ни в коем случае не химическим!) карандашом, желательно на одной стороне листа во избежание стирания.
Часто, если не всегда, записи в поле приходится делать наспех, в неудобной позе, а поэтому не только чрезмерно лаконично («для памяти»), но и неразборчиво. Особенно этим страдают заметки на ночных экскурсиях, под дождем или на сильном морозе. Иногда для экономии употребляются всякие сокращения и условные обозначения. Сразу же по возвращении домой разобраться в этих каракулях не составляет труда, но спустя несколько дней или тем более месяцев это часто бывает почти безнадежным делом. Нам приходилось видеть таких зоологов, «страдающих» при камеральной обработке над своими собственными записями только потому, что они решили не утруждать себя надлежащим оформлением дневников, жалея тратить на это время. Никак нельзя согласиться с подобной организацией научного труда. Небольшая затрата времени на тщательное, аккуратное оформление записей чрезвычайно облегчает их последующую обработку и сторицей компенсирует потраченный труд и время.
Исходя из собственного опыта мы настоятельно рекомендуем всем как можно аккуратнее вести свои дневники, постоянно обращая внимание на их внешнее оформление — наличие полей (нужны для позднейших замечаний, дополнений и поправок), нумерацию страниц, обозначение вверху каждой страницы даты записи и т.д.
Для дневников лучше всего общие тетради в клеточку, с плотными переплетами. Дневниками приходится пользоваться постоянно и даже спустя много лет по окончании экспедиции, а поэтому они должны быть рассчитаны на это в смысле прочности. Простые ученические тетради мало пригодны для этой цели. В случае необходимости следует сброшировать их вместе и переплести. Дневники нумеруются, и на первой странице делается надпись, указывающая номер дневника, за какой период времени, фамилию автора и его адрес с просьбой о возвращении в случае утери. Номер дневника и время помогают при отыскивании нужных данных впоследствии. Адрес — далеко не лишняя предосторожность, так как никто не застрахован от потери дневника.
Каковы же системы записей? Наиболее распространенными являются дневники хронологические или по видовые. В первом случае наблюдения протоколируются в специальном журнале ежедневно подряд. В начале записи указывается число и день недели, затем дается краткая характеристика погоды, далее — экскурсионный маршрут за день и, наконец, следует подробное изложение произведенных наблюдений. Здесь целесообразно известным образом группировать их; сперва, скажем, остановиться на птицах, потом — на млекопитающих, а из них—на одном, другом виде или вопросе и т. д. Желательно выработать известный стандарт, манеру или стиль записей для облегчения обработки материалов.
Хронологические дневники имеют те преимущества, что детально фиксируют ход и условия работы, наиболее точно отражают последовательность развития природы, дают ясное представление об общих закономерностях. Сама техника записей в этом случае максимально проста. Поэтому не случайно, что именно этот тип журналов полевых наблюдений получил наибольшее распространение не только среди зооэкологов, но и всех остальных полевых работников — геоботаников, геологов, почвоведов и пр. Серьезным недостатком хронологических дневников является сложность выборки данных по отдельным видам, биотопам и вопросам, и чем больше накапливается материала, тем труднее становится в нем ориентироваться. Мы, лично, выходим из этого затруднения путем составления к каждой законченной тетради предметно-тематического указателя. Указатель заключает в себе не только названия видов животных, но также все изученные биотопы, кормовые растения, распределение гнезд и дупел по породам деревьев и кустарников, а также некоторые общие вопросы, например, «динамика численности», «дневная активность», «заморозки», «конкуренция», «кочевки», «питание», «экспозиция склонов» и т. д., в зависимости от характера производимого исследования. Специально выделяются перечни количественных учетов животных. Некоторые наблюдения включаются в несколько рубрик, например, в упоминание названия вида, кормовых растений, биотопа. Конечно, составление такого указателя дело кропотливое, требующее большой аккуратности, но вполне себя окупающее в дальнейшем. Наведение любой справки по дневнику не составляет никакого труда. Впрочем, метод индексов настолько хорошо зарекомендовал себя в научной литературе, что нет нужды доказывать его бесспорные достоинства.
Таков один способ ведения дневников. Другой — по-видовой или, точнее, предметно-тематический сводится к тому, что данные по каждому виду или вопросу последовательно, по мере накопления, записываются на отдельные страницы дневника, отведенные и озаглавленные заранее или по ходу работы. Нужно примерно рассчитать возможный объем наблюдений и отвести для одних большее число страниц, для других — меньшее. По исчерпании места внизу делается пометка о переносе и заводится новая запись, открывающаяся, в свою очередь, ссылкой на номер страницы предыдущей записи. Такая система не только облегчает обработку, избавляет от необходимости составления индекса (достаточно простого или алфавитного оглавления), но и позволяет непрерывно в процессе самой полевой работы наглядно представлять объем и полноту собранных данных по каждому виду и разделу темы и, в случае необходимости, вовремя принять меры для восполнения обнаружившихся пробелов. Но ход работы в целом и общие картины при этом смазываются, что подчас вынуждает вести параллельные краткие заметки хронологического характера.
Наконец, некоторые исследователи советуют записывать каждое наблюдение на специальной отдельной карточке небольшого формата. Впервые этот способ был у нас разработан в 1926 году В. А. Хахловым; он рекомендуется и А. Н. Промптовым (1937). Промптов считает наилучшим размером карточки около 10 X 15 см, «смотря по почерку и самим записям». Карточки изготовляются из плотной бумаги и заключают в себе примерно такие вопросы, как на приведенном образце.
№.................
Название птицы.........................................................................
Дата .................................................................. Час ................
Погода...................................................................................................................................
Место наблюдений...............................................................................................................
Запись наблюдения...............................................................................................................
...............................................................................................................................................
...............................................................................................................................................
...............................................................................................................................................
и на обороте,
Нам кажется, что удобнее пользоваться стандартными карточками для библиотечных каталогов. Правда, они несколько малы по размерам (12 x 7см), но изготовляются из хорошего материала, разграфлены, не дороги.Специально для этих карточек в библиотечных коллекторах и в магазинах библиотечной техники продаются коробки, ящики и целые шкафики от 3 до 12 ящиков в каждом, очень удобные для хранения карточек, когда их накопится достаточно много. Пользование каталожными карточками гарантирует стандартность. Наблюдение, не уместившееся на одной карточке, и ее обороте, может быть перенесено, с надлежащей обоюдной пометкой, на следующую. Обработка записей на карточках еще легче, чем повидовых дневников, так как, смотря по необходимости, карточки можно подбирать по любому принципу: по видам, по биотопам, по сезонам, по времени суток и т. д.
А. Н. Промптов и В. Н. Скалой (1940) предлагают заполнять такие карточки прямо на экскурсии, имея запас их в кармане, а дома, кроме того, вести более подробный дневник. Думается, однако, что при обилии наблюдений в природе и неблагоприятной погоде эти записи будут слишком невразумительными. Возможен иной вариант, хорошо зарекомендовавший себя в Лапландском заповеднике. Там, наоборот, сперва велись обычные дневники, а затем все наблюдения из дневников переносились на каталожные карточки. Этим решалось несколько задач: во-первых, облегчалась обработка наблюдений по данному виду, сделанных целым коллективом, а во-вторых, — обеспечивалось сохранение материалов на случай ухода кого-либо из сотрудников из заповедника. Последнее соображение весьма немаловажное, поскольку сплошь и рядом сотрудник, прекращая работу в учреждении, увозит с собой свои дневники, они становятся недоступными для последующих работников, нарушается преемственность работы, приходится многое делать сызнова. Нам, лично, такая система позволила восстановить в заповеднике Лес на Ворскле один из дневников, пропавших за время войны.
Каталожные карточки можно не графить, а выработать раз навсегда определенный порядок расположения отдельных моментов записи на карточке и строго его соблюдать. Можно предложить, например, в качестве образца карточку, изображенную ниже. В левом верхнем углу помещается шифр содержания наблюдения, что облегчает классификацию карточек.
Кроме по видовых карточек, могут быть карточки, посвященные отдельным биотопам и частным вопросам — убежищам, суточной активности, фенологическим явлениям, пролету и т. д.
Трудно рекомендовать какой-либо определенный из вышеописанных способов, тем более, что каждый из них имеет свои и преимущества и недостатки. Выбор во многом зависит от характера и условий работы, а равно — от личных склонностей исследователя.
Гнезд Fringilla coelebs
- Оглавление
- Предисловие
- Глава 1 общие организационно-методические указания
- 1. Значение методики
- 2. Этапы исследования
- 3. Подготовительный период а. Выбор темы
- Б. Разработка программы
- 1) Эколого-фаунистические обзоры,
- 2) Изучение экологии отдельных видов млекопитающих, птиц и гадов (аутэкологические темы),
- 3) Биоценотические исследования. В данной главе приводятся лишь краткие схемы программ, перечни основных пунктов без подробного разбора, поскольку этому посвящены последующие главы.
- В. Программа эколого-фаунистического обзора
- 2. Зоогеографический анализ видового состава. Принадлежность фауны к фаунистическому типу (зоогеографическому району). Относительное значение видов различного фаунистического происхождения.
- 3. Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной зоне жизни (географической зоне). В горных местностях — явление вертикальной зональности, смены зон жизни.
- 5. Основные черты экологии отдельных видов животных. Анализ фауны по жизненным формам (типы передвижения, гнездования или норения, питания и способов добывания пищи).
- Г. Программа аутэкологического изучения млекопитающих
- 1. Местообитания и распределение по территории.
- 2. Норы, логовища, временные убежища.
- 3. Питание.
- 4. Размножение.
- 5. Паразиты, болезни, враги и конкуренты.
- 6. Динамика численности.
- 7. Миграции и кочевки.
- 8. Повадки, движения, следы.
- 9. Сезонная жизнь.
- 10. Изменение волосяного покрова.
- 11. Значение для человека.
- Д. Программа аутэкологического изучения птиц
- 1. Отлет зимующих.
- 2. Прилет.
- 3. Пролет.
- 4. Период размножения,
- 5. Послегнездовый период и подготовка к отлету.
- 6. Отлет и осенний пролет.
- 7. Зимний период,
- 8. Питание.
- 9. Динамика численности.
- 10. Линька.
- Е. Программа аутэкологического изучения гадов
- 2. Распределение и местообитания.
- 3. Питание.
- 4. Размножение,
- 5. Динамика численности.
- 6. Поведение.
- Ж. Программа биоценотических исследований
- 1. Экологический анализ условий обитания животных в изучаемом биоценозе,
- 2. Видовой состав животных.
- 3. Разделение на биотопы.
- 4. Взаимоотношения на почве сообитания.
- 5. Трофоценотические отношения.
- 6. Суточный и сезонный циклы,
- 7. Структура животной части биоценоза
- 8. История и динамика биоценоза.
- З. Разработка метода
- 1)Фалькенштейн б. Ю. Некоторые эколого-географические закономерности динамики численности мышевидных грызунов. (Защита растений, № 18, 1939, стр. 3—15) и
- 2) Наумов н. П. И Фолитарек с. С. Географические особенности динамики численности мышевидных грызунов (Журнал общей биологии, т. VI, № 5, 1945, стр. 331—345).
- И. Календарный план
- 4. Дневники наблюдений
- 20.V.1947 Опушка 7 кв., по дороге к совхозу. Нашел почти совсем готовое гнездо. Липа, 6 м от земли, с сз стороны ствола, в узкой развилке. Самка собирает материал для внутренней выстилки.
- 5. Экспедиционное и экскурсионное оборудование и снаряжение а. Общие указания
- Б. Личное снаряжение
- В. Лагерное имущество
- Г. Способы передвижения и транспортные средства
- Д. Продовольствие
- 6. Вспомогательные средства работы а. Общие указания
- Б. Картирование
- Лес на Ворскле (ориг.): 1—Кормовые ходы. 2 — Глубокие ходы. 3 — Кучки земли. 4 — Дуб. 5 — Пни. 6 — Орешник. 7 — Полевой клен. 8 — Кусты липы.
- В. Научная зарисовка
- След правой передней лапы лисицы (по Формозову).
- Р ис. 16. Схематическая зарисовка расположения гнезда (ориг.).
- Г. Фотографирование
- Рис, 18, Схема прикрепления к фотоаппарату нитки для съемки на расстоянии (по Фалькенштейну),
- Р ис. 19. Штативодержатель (из Фалькенштейна).
- Основная справочная литература Общие программно-методические вопросы
- 3Верев м. Д. Программа-инструкция по изучению млекопитающих. Новосибирск, 1929, стр. 32.
- 3Атуловский м. Как самому изготовить туристское снаряжение. М., 1939.
- Картирование
- Фотографирование
- Сбор и первичная обработка коллекционного материала
- 1. Коллектирование гадов
- Р ис. 21. Шведская банка (ориг.).
- 2. Добывание птиц
- Р ис. 26. Как умерщвлять мелких птиц (ориг.).
- 3. Препаровка птиц
- Р ис. 27. Инструменты для препаровки: штангенциркуль, плоскогубцы, острогубцы, скальпели, ножницы, пинцет (но Холодковскому и Силантьеву).
- Длина хвоста (а — в), размах крыльев (а — о).
- Лицевая сторона этикетки
- Оборотная сторона этикетки
- Р ис. 31. Препаровка хвоста (по Бобринскому).
- 4. Сбор материала по биологии размножения и развития птиц
- Место для просверливания отверстия (из Рейхенова).
- 5. Добывание млекопитающих
- 6. Подготовка к препаровке млекопитающих
- 8. Препарирование крупных млекопитающих
- 3) Разрез вдоль всего хвоста до соединения его с основным продольным разрезом туловища, в обход анального отверстия (рис. 57).
- 9. Предварительная обработка скелета
- 10. Сохранение следов
- Основная справочная литература Общие руководства по коллектированию и препаровке наземных позвоночных.
- Коллектирование земноводных и пресмыкающихся.
- Коллектирование и препаровка птиц.
- Коллектирование и препаровка млекопитающих
- Добывание зверей и птиц
- Глава III приемы наблюдения и определения животных в природе
- 1. Приемы прямых наблюдении
- 2. Условия определения в природе птиц
- I группа: Песня вполне законченная, с определенным началом, серединой и концом, иногда довольно короткая (примеры — иволга, петух).
- II группа: Песня продолжительная, но не имеющая ни определенного начала, ни конца; иногда тянется довольно долго (примеры — жаворонок, канарейка).
- 3. Условия определения в природе млекопитающих
- 5. Наблюдение животных по следам
- Основная справочная литература
- Глава IV количественный учет наземных позвоночных
- 1. Количественный учет птиц а. Общие указания
- Б. Маршрутный учет
- В. Учет тетеревиных
- Г. Учет речных и прибрежных птиц
- Д. Учет хищных птиц
- Е. Учет на пробных площадках
- Ж. Учет водоплавающих
- З. Учет колониальных птиц
- И. Упрощенная методика учета птиц
- 2. Количественный учет млекопитающих а. Общие указания
- 1) Подсчетом животных путем прямых наблюдений на маршрутах, пробных площадках или местах скопления;
- 2) По следам;
- 3) Отловом.
- Б. Учет мышевидных млекопитающих
- В. Количественный учет сусликов и сурков
- Г. Количественный учет крота
- Д. Количественный учет ондатры и выхухоли
- Е. Количественный учет белки
- Ж. Количественный учет по следам
- З. Количественный учет зайца-беляка
- И. Количественный учет мелких хищников
- К. Количественный учет лисицы, песца, енотовидной собаки и волка
- Л. Количественный учет копытных
- 3. Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Основная справочная литература Общие вопросы количественного учета наземных позвоночных
- Количественный учет птиц.
- Количественный учет млекопитающих
- Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Глава 5 методика изучения экологии наземных позвоночных
- 1. Методика изучения питания
- А. Общие указания
- Б. Изучение питания птиц
- В. Изучение питания млекопитающих
- Г. Изучение питания хищных
- Д. Изучение питания грызунов
- Е. Изучение питания насекомоядных
- Ж. Изучение питания копытных
- З. Изучение минерального питания
- И. Изучение питания гадов
- К. Общая характеристика питания
- Л. Изучение трофоценотических связей
- 2. Методика изучения экологии размножения и динамики численности а. Общие указания
- Б. Изучение размножения мышевидных грызунов
- В. Изучение размножения белки
- Г. Изучение размножения зайцев
- Д. Изучение размножения хищников
- Е. Изучение размножения птиц
- 3. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих и птиц а. Общие указания
- Б. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих
- В. Изучение гнезд и дупел птиц
- 4. Изучение суточной жизни животных а. Общие указания
- 1) Изучение явления цикличности, соотношения периодов активности и покоя и ритмичности их смены в течение суток и
- 2) Изучение характера деятельности в периоды активности. Ниже мы остановимся преимущественно на первом вопросе, поскольку он более специфичен для данной проблемы.
- Б. Изучение суточного цикла птиц
- Р ис. 88. Кривая интенсивности пения вьюрка, пеночки-веснички и дрозда-белобровика и ход температуры воздуха на Кольском полуострове 12.VI.1937 г. (из Новикова).
- В. Изучение суточного цикла млекопитающих
- Г. Изучение суточного цикла гадов
- Д. Изучение суточных кочевок животных
- 5. Методика изучения сезонной жизни и миграции а. Общие указания
- Б. Изучение сезонных явлений
- В. Изучение миграций
- Основная справочная литература Питание
- Размножение и динамика численности
- Норы, логовища и гнезда
- Суточная жизнь
- Сезонная жизнь и миграции
- Глава 6 методика изучения среды обитания
- 1. Описание биотопов и местообитаний
- 2. Методика изучения защитных условий
- 3. Методика изучения микроклимата
- 1) Держать глаз на одном уровне с концом ртутного столбика;
- Р ис. 95. Термометр-пращ (из Кедроливанского).
- Рис,. 97. Установка термометра Савинова (из Кедроливанского).
- 4. Методика изучения кормовых ресурсов а. Общие указания
- Б. Изучение растительных кормовых ресурсов
- В. Изучение животных кормовых ресурсов
- Г. Изучение минеральных кормовых ресурсов
- 1. Водные источники»:
- 2. Сухие:
- 3. Смешанные солонцы (водные), около которых также поедается земля.
- 5. Изучение сукцессии
- Основная справочная литература Характеристика биотопов и местообитаний
- Изучение микроклимата
- Изучение кормовых ресурсов
- 3Аборовский е. П. Лесные культуры. М., 1928, стр. 367.
- Изучение сукцессии
- Заключение