В. Изучение гнезд и дупел птиц
Разнообразие птичьих гнезд очень велико как в отношении характера постройки, так и мест и способов устройства и расположения. Гнездостроение изучено еще далеко не достаточно и должно привлечь большее внимание экологов, так как по меткому выражению Шелфорда (цит. по Кашкарову и др., 1937), «место размножения является осью отношений среды и организма».
Обычно гнезда тщательно маскируются и иногда находить их бывает очень трудно. Проще всего отыскивать гнезда во время их постройки, когда легко проследить птицу, несущую строительный материал. Кроме того, в этом случае представляется возможность изучить процесс витья гнезда иногда с самого начала. Затем поиски гнезд успешны в период выкормки птенцов, когда выслеживаются взрослые птицы, несущие корм. Если птицы с кормом в клюве беспокоятся и с тревожными криками перелетают около человека — это верный признак близости гнезда. В этом случае не следует спешить, а отойти в сторону, сесть за какое-нибудь прикрытие и подождать, пока успокоившиеся птицы подлетят к гнезду. Чем крупнее птенцы, тем быстрее подлетят птицы. Если поспешить, то можно потратить много времени и усилий на бесплодные поиски где-нибудь в чаще кустов и не добиться ничего.
Для осмотра гнезд и дупел на высоких деревьях удобно пользоваться американскими монтерскими когтями. Как пишет К. Н. Благосклонов (1939), «они весьма удобны для лазания, им доступны деревья любой толщины, и сучья при лазаний не мешают. Опасны только сухие деревья с полу отставшей корой: вонзающийся в дерево шип часто срывается вместе с корой . В подобных случаях следует еще применять пожарный пояс и веревку, охватывающую ствол. Если нельзя достать монтерские когти, тогда можно самому сделать один очень остроумный, но мало известный прибор. Он представляет прочную деревянную раму около 55 см длиной и 70 см шириной. Передняя поперечная планка укреплена наглухо, а задняя привинчивается большими винтами или болтами с барашками. Обе планки сделаны из довольно толстых досок и с внутренней стороны имеют закругленные вырезы, обтянутые кожей, для облегчения передвижения по стволу. На неподвижной планке приделаны стремена (вроде лыжных ремней), в которые вкладываются ноги. Чтобы влезть на дерево, отвинчивают подвижную планку и одевают раму на ствол, а затем закрепляют планку так, чтобы она слегка прилегала к стволу своей выемкой. Взяв прочную веревку и вставив ноги в стремена, затягивают веревку вокруг ствола мертвой петлей возможно выше своего роста. Затем, подтягиваются на ней кверху и тащат за собой по стволу раму; подтянувшись сколько можно, нажимают носками на планку, она от этого немного опускается и ствол ущемляется между обеими поперечными планками. Тогда закидывают веревку еще выше, повторяют прежние движения и так постепенно забираются все выше и выше. Достигнув нужной высоты, веревку обвязывают вокруг пояса и работают в полной безопасности (Коротнев, 1931).
Внутренность дупла можно осматривать при помощи небольшого круглого зеркальца, вставленного в картонную трубку или прикрепленного под углом около 160° к палочке или проволоке около 35 см длиной.
Рис. 87. Схема промеров гнезда (ориг.).
Поворачивая зеркало в разных направлениях, можно прекрасно осмотреть самое глубокое дупло не только ниже отверстия, но и выше его. Для освещения дупла пользуются лампочкой от карманного фонарика, спущенной в дупло на достаточно длинной проволоке или опускают туда весь фонарик (удобнее узкой и цилиндрической формы). Важно, чтобы контакт был не нажимной, а сдвижной, дающий длительное замыкание. Под нижнюю крышку фонарика зажимается шнурок, образующий петлю, за которую фонарик подвешивается на согнутую крючком проволоку и опускается в дупло (Коротнев, 1931).
Изучение гнездостроения начинается с наблюдений за процессом отыскивания птицами мест для устройства гнезда. При систематических экскурсиях весною в соответствующие участки нередко приходится наблюдать птиц, осматривающих различные укромные уголки на деревьях и кустарниках.
Найдя место, где началась постройка гнезда, нужно организовать длительные наблюдения около него. Некоторые мелкие птицы (например, зяблики) позволяют наблюдать за ними с близкого расстояния и без всякой маскировки. В иных случаях приходится укрываться в кустах, шалаше или наблюдать издали через бинокль или подзорную трубу. Прекрасные результаты дает фотографирований или киносъемка через телеобъектив. Интересно проследить сбор строительного материала (какой, где, на каком расстоянии). Иногда мелкие птицы используют даже старые гнезда, расположенные неподалеку. Подсчитывая количество прилетов с материалом к гнезду, можно выяснить темп работы на разных этапах. Интересно провести опыты с подкладыванием различного строительного материала. У птиц, имеющих по несколько кладок в течение лета, интересно выяснить различия в гнездостроении весной и летом.
Каждое найденное и определенное гнездо описывается и измеряется. Основными промерами являются: наибольшие внешние диаметры, высота гнезда, толщина стенок, диаметр и глубина лотка (рис. 87). Для древесных гнезд отмечается порода дерева, толщина ствола, высота дерева, высота до гнезда, способ расположения и прикрепления гнезда к ветвям, экспозиция по странам света. Для дупел, кроме того, важно записать размер и форму летка и не приурочен ли он к какому-либо дефекту коры и древесины (морозобоины, трещины, трутовики и т. п.).
Высота дерева может быть определена при помощи специального высотомера Фаустмапа или мерной вилки лесных таксаторов. Особенно удобен портативный и простой высотомер Фаустмана. Кроме того, существует несколько других способов. Укажем два простейших (Комовский, 1945):
а) При помощи тени. Высота измеряемого дерева во столько раз больше высоты известной палки, во сколько раз тень от дерева больше гена от палки. Например, тень от палки в 1,5 раза больше самой палки; следовательно, высота дерева в 1,5 раза меньше его тени. Когда тень от палки равна ее длине, то высота дерева также равна своей тени. Тень должна падать на горизонтальную поверхность, а палка и дерево — стоять вертикально.
б) При помощи равнобедренного треугольника. Берут равнобедренный прямоугольный треугольник (чертежный или сделанный из фанеры или толстого картона) и приставляют его к глазу так, чтобы один из катетов был направлен отвесно, а гипотенуза направлена на вершину. Приближаясь или удаляясь от дерева, находим такое место, из которого линия гипотенузы оказывается точно направленной на вершину дерева (пря сохранении вертикальности катета). Тогда расстояние от наблюдателя до дерева плюс высота роста человека будет равняться высоте дерева.
У наземных гнезд имеет значение характер микрорельефа и наличие защиты в виде куста, ствола дерева, пня, камня, кочки и пр.
Почти совсем не изучен строительный материал, который используется птицами разных видов в различных условиях и географических районах. Между тем, как показали наши наблюдения (Новиков, 1947), он представляет очень большой интерес и экологическое значение, особенно там, где птицы нуждаются в хорошей термоизоляции. Напомним наблюдения А. А. Бирули (1901) на Таймыре над исландским песочником, который выстилает свое гнездо трубчатыми лишайниками, безусловно, представляющими хороший изолятор от холодной и сырой почвы.
Изучение строительного материала и типов гнездостроения должно производиться в разных биотопах и географических зонах, чтобы определить степень изменчивости или стабильности гнездовых инстинктов. Как известно, птицы по этому признаку делятся на стено- и эвринидные виды. Однако мы имеем очень мало данных о гнездовании видов в разных условиях. При изучении лесных птиц нужно учитывать не только виды древесных и кустарниковых пород, на которых птицы вьют свои гнезда, но и характер ветвления кроны, так как у одной и той же породы может быть совершенно различная форма кроны, а с этим и иное экологическое значение (Доппельмаир, 1939). В этом отношении наглядным примером служит желтоголовый королек, который может вить гнезда на елях с определенным («гребенчатым») типом ветвления.
Во время наблюдений за гнездостроением и гнездованием птиц можно ставить различные опыты для выяснения устойчивости их инстинктов и взаимоотношений между гнездящимися парами. Некоторые методические вопросы излагаются в интересной статье Г. А. Скребицкого (1939).
Как и в отношении млекопитающих, для анализа условий обитания птиц большое значение имеет изучение микроклимата их гнезд. Роль микроклимата в жизни птиц тем важнее, что в первые дни по вылуплении птенцы являются, по сути дела, не гомотермными, а пойкилотермными животными.
Температурные условия гнезда прежде всего зависят от характера биотопа и места расположения гнезда. Вследствие различной освещенности в одних местообитаниях температура резко колеблется, тогда как в других отличается устойчивостью. Например, по наблюдениям А. Г. Банникова и М. Н. Денисовой (1942), в местообитаниях соловья и лесного конька температура в течение суток колеблется от 9 до 29°, а около гнезда садовой славки лишь между 13 и 24,5°. В открытых гнездах температура отличается меньшей устойчивостью, чем в расположенных в дуплах или других укрытиях. Наконец, на температуру влияет строительный материал и характер постройки.
Все эти моменты являются тем «микроклиматическим фоном», на котором формируется экоклимат гнезда и, в частности, его температурный режим. При прочих равных условиях температура гнезда зависит от количества и возраста птенцов, присутствия в гнезде самки.
Как мы отмечали в предыдущем разделе, температуру в гнезде удобнее всего измерять термопарами, так как они менее всего беспокоят птиц и позволяют вести наблюдения на расстоянии нескольких метров из укрытия. В крайнем случае можно пользоваться небольшими термометрами, например, из малой модели психрометра Ассмана.
В открытых гнездах птицы испытывают не только влияние температуры воздуха, но также ветра и осадков. Совокупное действие ветра и температуры ускоряет охлаждение. В северных районах скорость охлаждения может иметь большое значение, но, к сожалению, у нас еще не исследовалась. Для этой цели служат кататермометры (см. гл. VI).
Непосредственное влияние ветра сказывается на гнездах, расположенных на вершинах деревьев. В лесостепной дубраве нам приходилось наблюдать, что ветер сбрасывает массивные гнезда аистов, не говоря о серых цаплях. Вероятно, ветер имеет большое влияние на расположение гнезд в полярной и высокогорной тундре, где он достигает громадной силы.
Что касается осадков, то на гнездовании птиц отрицательно сказываются как затяжные холодные дожди, так и сильные ливни. От последних особенно страдают наземные гнезда, которые иногда оказываются даже смытыми.
Кроме гнезд, большое значение в жизни птиц имеют разного рода временные убежища, которыми они пользуются во время линьки, при непогоде, для ночлега, а также зимой. Эти убежища изучены очень слабо. В частности, в нашей литературе почти полностью отсутствуют данные о местах ночевок большинства птиц, особенно в зимнее время. Между тем, повторяем, эти укрытия и убежища очень важны для успешной борьбы за существование и нужно не упускать случая произвести наблюдения.
Детальное изучение условий гнездостроения и массовые опыты с различными типами скворечников, дуплянок и других искусственных гнездовий, а также разных способов посадки и подстрижки кустов и деревьев для усиления их защитных свойств, могут быть использованы при работе по привлечению полезных видов птиц в сады, полезащитные лесные полосы и т. п. места, где необходимо добиваться максимальной плотности населения птиц.
- Оглавление
- Предисловие
- Глава 1 общие организационно-методические указания
- 1. Значение методики
- 2. Этапы исследования
- 3. Подготовительный период а. Выбор темы
- Б. Разработка программы
- 1) Эколого-фаунистические обзоры,
- 2) Изучение экологии отдельных видов млекопитающих, птиц и гадов (аутэкологические темы),
- 3) Биоценотические исследования. В данной главе приводятся лишь краткие схемы программ, перечни основных пунктов без подробного разбора, поскольку этому посвящены последующие главы.
- В. Программа эколого-фаунистического обзора
- 2. Зоогеографический анализ видового состава. Принадлежность фауны к фаунистическому типу (зоогеографическому району). Относительное значение видов различного фаунистического происхождения.
- 3. Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной зоне жизни (географической зоне). В горных местностях — явление вертикальной зональности, смены зон жизни.
- 5. Основные черты экологии отдельных видов животных. Анализ фауны по жизненным формам (типы передвижения, гнездования или норения, питания и способов добывания пищи).
- Г. Программа аутэкологического изучения млекопитающих
- 1. Местообитания и распределение по территории.
- 2. Норы, логовища, временные убежища.
- 3. Питание.
- 4. Размножение.
- 5. Паразиты, болезни, враги и конкуренты.
- 6. Динамика численности.
- 7. Миграции и кочевки.
- 8. Повадки, движения, следы.
- 9. Сезонная жизнь.
- 10. Изменение волосяного покрова.
- 11. Значение для человека.
- Д. Программа аутэкологического изучения птиц
- 1. Отлет зимующих.
- 2. Прилет.
- 3. Пролет.
- 4. Период размножения,
- 5. Послегнездовый период и подготовка к отлету.
- 6. Отлет и осенний пролет.
- 7. Зимний период,
- 8. Питание.
- 9. Динамика численности.
- 10. Линька.
- Е. Программа аутэкологического изучения гадов
- 2. Распределение и местообитания.
- 3. Питание.
- 4. Размножение,
- 5. Динамика численности.
- 6. Поведение.
- Ж. Программа биоценотических исследований
- 1. Экологический анализ условий обитания животных в изучаемом биоценозе,
- 2. Видовой состав животных.
- 3. Разделение на биотопы.
- 4. Взаимоотношения на почве сообитания.
- 5. Трофоценотические отношения.
- 6. Суточный и сезонный циклы,
- 7. Структура животной части биоценоза
- 8. История и динамика биоценоза.
- З. Разработка метода
- 1)Фалькенштейн б. Ю. Некоторые эколого-географические закономерности динамики численности мышевидных грызунов. (Защита растений, № 18, 1939, стр. 3—15) и
- 2) Наумов н. П. И Фолитарек с. С. Географические особенности динамики численности мышевидных грызунов (Журнал общей биологии, т. VI, № 5, 1945, стр. 331—345).
- И. Календарный план
- 4. Дневники наблюдений
- 20.V.1947 Опушка 7 кв., по дороге к совхозу. Нашел почти совсем готовое гнездо. Липа, 6 м от земли, с сз стороны ствола, в узкой развилке. Самка собирает материал для внутренней выстилки.
- 5. Экспедиционное и экскурсионное оборудование и снаряжение а. Общие указания
- Б. Личное снаряжение
- В. Лагерное имущество
- Г. Способы передвижения и транспортные средства
- Д. Продовольствие
- 6. Вспомогательные средства работы а. Общие указания
- Б. Картирование
- Лес на Ворскле (ориг.): 1—Кормовые ходы. 2 — Глубокие ходы. 3 — Кучки земли. 4 — Дуб. 5 — Пни. 6 — Орешник. 7 — Полевой клен. 8 — Кусты липы.
- В. Научная зарисовка
- След правой передней лапы лисицы (по Формозову).
- Р ис. 16. Схематическая зарисовка расположения гнезда (ориг.).
- Г. Фотографирование
- Рис, 18, Схема прикрепления к фотоаппарату нитки для съемки на расстоянии (по Фалькенштейну),
- Р ис. 19. Штативодержатель (из Фалькенштейна).
- Основная справочная литература Общие программно-методические вопросы
- 3Верев м. Д. Программа-инструкция по изучению млекопитающих. Новосибирск, 1929, стр. 32.
- 3Атуловский м. Как самому изготовить туристское снаряжение. М., 1939.
- Картирование
- Фотографирование
- Сбор и первичная обработка коллекционного материала
- 1. Коллектирование гадов
- Р ис. 21. Шведская банка (ориг.).
- 2. Добывание птиц
- Р ис. 26. Как умерщвлять мелких птиц (ориг.).
- 3. Препаровка птиц
- Р ис. 27. Инструменты для препаровки: штангенциркуль, плоскогубцы, острогубцы, скальпели, ножницы, пинцет (но Холодковскому и Силантьеву).
- Длина хвоста (а — в), размах крыльев (а — о).
- Лицевая сторона этикетки
- Оборотная сторона этикетки
- Р ис. 31. Препаровка хвоста (по Бобринскому).
- 4. Сбор материала по биологии размножения и развития птиц
- Место для просверливания отверстия (из Рейхенова).
- 5. Добывание млекопитающих
- 6. Подготовка к препаровке млекопитающих
- 8. Препарирование крупных млекопитающих
- 3) Разрез вдоль всего хвоста до соединения его с основным продольным разрезом туловища, в обход анального отверстия (рис. 57).
- 9. Предварительная обработка скелета
- 10. Сохранение следов
- Основная справочная литература Общие руководства по коллектированию и препаровке наземных позвоночных.
- Коллектирование земноводных и пресмыкающихся.
- Коллектирование и препаровка птиц.
- Коллектирование и препаровка млекопитающих
- Добывание зверей и птиц
- Глава III приемы наблюдения и определения животных в природе
- 1. Приемы прямых наблюдении
- 2. Условия определения в природе птиц
- I группа: Песня вполне законченная, с определенным началом, серединой и концом, иногда довольно короткая (примеры — иволга, петух).
- II группа: Песня продолжительная, но не имеющая ни определенного начала, ни конца; иногда тянется довольно долго (примеры — жаворонок, канарейка).
- 3. Условия определения в природе млекопитающих
- 5. Наблюдение животных по следам
- Основная справочная литература
- Глава IV количественный учет наземных позвоночных
- 1. Количественный учет птиц а. Общие указания
- Б. Маршрутный учет
- В. Учет тетеревиных
- Г. Учет речных и прибрежных птиц
- Д. Учет хищных птиц
- Е. Учет на пробных площадках
- Ж. Учет водоплавающих
- З. Учет колониальных птиц
- И. Упрощенная методика учета птиц
- 2. Количественный учет млекопитающих а. Общие указания
- 1) Подсчетом животных путем прямых наблюдений на маршрутах, пробных площадках или местах скопления;
- 2) По следам;
- 3) Отловом.
- Б. Учет мышевидных млекопитающих
- В. Количественный учет сусликов и сурков
- Г. Количественный учет крота
- Д. Количественный учет ондатры и выхухоли
- Е. Количественный учет белки
- Ж. Количественный учет по следам
- З. Количественный учет зайца-беляка
- И. Количественный учет мелких хищников
- К. Количественный учет лисицы, песца, енотовидной собаки и волка
- Л. Количественный учет копытных
- 3. Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Основная справочная литература Общие вопросы количественного учета наземных позвоночных
- Количественный учет птиц.
- Количественный учет млекопитающих
- Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Глава 5 методика изучения экологии наземных позвоночных
- 1. Методика изучения питания
- А. Общие указания
- Б. Изучение питания птиц
- В. Изучение питания млекопитающих
- Г. Изучение питания хищных
- Д. Изучение питания грызунов
- Е. Изучение питания насекомоядных
- Ж. Изучение питания копытных
- З. Изучение минерального питания
- И. Изучение питания гадов
- К. Общая характеристика питания
- Л. Изучение трофоценотических связей
- 2. Методика изучения экологии размножения и динамики численности а. Общие указания
- Б. Изучение размножения мышевидных грызунов
- В. Изучение размножения белки
- Г. Изучение размножения зайцев
- Д. Изучение размножения хищников
- Е. Изучение размножения птиц
- 3. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих и птиц а. Общие указания
- Б. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих
- В. Изучение гнезд и дупел птиц
- 4. Изучение суточной жизни животных а. Общие указания
- 1) Изучение явления цикличности, соотношения периодов активности и покоя и ритмичности их смены в течение суток и
- 2) Изучение характера деятельности в периоды активности. Ниже мы остановимся преимущественно на первом вопросе, поскольку он более специфичен для данной проблемы.
- Б. Изучение суточного цикла птиц
- Р ис. 88. Кривая интенсивности пения вьюрка, пеночки-веснички и дрозда-белобровика и ход температуры воздуха на Кольском полуострове 12.VI.1937 г. (из Новикова).
- В. Изучение суточного цикла млекопитающих
- Г. Изучение суточного цикла гадов
- Д. Изучение суточных кочевок животных
- 5. Методика изучения сезонной жизни и миграции а. Общие указания
- Б. Изучение сезонных явлений
- В. Изучение миграций
- Основная справочная литература Питание
- Размножение и динамика численности
- Норы, логовища и гнезда
- Суточная жизнь
- Сезонная жизнь и миграции
- Глава 6 методика изучения среды обитания
- 1. Описание биотопов и местообитаний
- 2. Методика изучения защитных условий
- 3. Методика изучения микроклимата
- 1) Держать глаз на одном уровне с концом ртутного столбика;
- Р ис. 95. Термометр-пращ (из Кедроливанского).
- Рис,. 97. Установка термометра Савинова (из Кедроливанского).
- 4. Методика изучения кормовых ресурсов а. Общие указания
- Б. Изучение растительных кормовых ресурсов
- В. Изучение животных кормовых ресурсов
- Г. Изучение минеральных кормовых ресурсов
- 1. Водные источники»:
- 2. Сухие:
- 3. Смешанные солонцы (водные), около которых также поедается земля.
- 5. Изучение сукцессии
- Основная справочная литература Характеристика биотопов и местообитаний
- Изучение микроклимата
- Изучение кормовых ресурсов
- 3Аборовский е. П. Лесные культуры. М., 1928, стр. 367.
- Изучение сукцессии
- Заключение