2) Наумов н. П. И Фолитарек с. С. Географические особенности динамики численности мышевидных грызунов (Журнал общей биологии, т. VI, № 5, 1945, стр. 331—345).
Пример с работой Семенова-Тян-Шанского хорош еще и тем, что подчеркивает большое значение количественного анализа явлений. Экология животных все в большей мере переходит от простого описания явлений к их численному, количественному выражению, т. е. становится на путь, давно известный в других биологических науках. Ниже, в специальных разделах, подробно освещаются количественные методы в экологии. Здесь, в вводных замечаниях, необходимо лишь напомнить, что при планировании исследования это методическое направление тоже должно быть учтено.
Поскольку экология изучает не изолированно взятых животных, не организм сам по себе, а в определенной конкретной обстановке (среде обитания), образованной растительными группировками, микроклиматом, поч-венно-грунтовыми условиями, рельефом и другими экологическими факторами, то, естественно, что экология животных теснейшим образом связана с рядом биологических и географических дисциплин: фитоценологией, лесоведением, тундроведением, луговедением, климатологией, почвоведением, геоморфологией и др. Нам постоянно приходится пользоваться фактическим материалом и методическими приемами этих наук. Без этого немыслимо полевое экологическое исследование. Таким образом, экология есть наука комплексная и это непосредственно отражается на методе ее исследования: он является не только, как мы видели выше, стационарным, сравнительным эколого-географическим и количественным, но и комплексным.
Практически комплексность выражается различно. При многих более простых, например аутэкологических, исследованиях часто бывает достаточно самому зооэкологу ориентироваться в основных теоретических положениях и методике, скажем, геоботаники, микроклиматологии и других смежных дисциплин, чтобы дать грамотный и детальный анализ среды обитания. В этом случае комплексность подхода сохраняется, но она реализуется одним лицом, самим зоологом.
При постановке сложных синэкологических тем, при многолетних биоценотических исследованиях успешное разрешение намеченной проблемы возможно лишь при объединении усилий ряда специалистов. Объединение это должно быть не формальным, а по существу. Для этого прежде всего должно быть достигнуто полное единство взглядов на саму сущность проблемы, выработана единая комплексная рабочая теоретическая гипотеза, достигнута договоренность о координации программ и планов с тем, чтобы различные специалисты дополняли друг друга, взаимно обслуживали и сообща разрешали общую для всех задачу. Слов нет, что подобное комплексирование очень сложно и сопряжено со многими трудностями — научными, методическими, организационными. Но, вместе с тем, оно вполне реально, особенно в рамках таких учреждений, как заповедники и университеты, где есть налицо представители различных специальностей, и имеется сфера приложения их коллективного труда. Ясно, что успех такого сложного предприятия в немалой степени будет обусловлен наличием единого высоко авторитетного научного руководства.
Весьма интересные соображения о комплексных исследованиях в заповедниках содержатся в статье проф.
В. В. Станчинского (1938).
Кладя в основу исследования собственные наблюдения, даже самому подготовленному и изощренному натуралисту не следует при этом пренебрегать многолетним опытом и текущими наблюдениями над жизнью животных, которыми располагают люди, непрерывно и глубоко общающиеся с природой в процессе труда и активного на нее воздействия — наши многочисленные охотники-промысловики, колхозники, борющиеся с вредителями полей, лесники и лесные объездчики, наблюдатели охраны заповедников, краеведы и пр.
При всяком полевом экологическом исследовании нужно стремиться найти среди местного населения добровольных сотрудников и помощников и в той или иной форме привлекать их к своей работе. Прежде всего у них можно получить немало ценных данных за прошлые годы (многие краеведы в течение долгих лет ведут дневники наблюдений), а затем договориться о собирании сведений (например, по динамике численности, фенологии и т. д.) на будущее время по определенной программе, которая должна отличаться ясностью и краткостью, не допускающей кривотолков. Таким же путем можно организовать сбор коллекционного материала по питанию и пр.
Чем более широкий размах намечено придать теме, тем более необходимо создание разветвленной сети корреспондентов. Например, в работе Н. В. Башениной (1947) по динамике численности мышевидных грызунов в СССР за 1936—1943 гг. использованы сведения 32159 корреспондентов, отмечавших численность мелких грызунов три раза в год по 4-балльной шкале. При проверке, эти данные хорошо совпадали с результатами специальных учетов давилками. С. П. Наумов (1947) в своей работе по экологии зайца-беляка специально подчеркивает большое значение данных, регулярно поступавших от добровольных охотников-корреспондентов, которых в иные годы насчитывалось до 8000 человек и которые с 1935 по 1944 г. прислали около 75 тысяч анкет (процент возврата разосланных анкет в среднем составляет примерно 60). Кроме того, охотники-промышленники доставили С. П. Наумову из разных частей страны свыше 1000 внутренних органов зайцев, использованных для исследования зараженности паразитами и для изучения биологии размножения. Н. Д. Григорьев и В. П. Теплов (1939) с помощью охотников сумели собрать с 1928 г. по 1937 г. почти 3500 желудков промысловых зверей и детально изучить их питание в зимнее время на протяжении 9 лет. Из этих примеров совершенно ясно, что без широкого привлечения масс немыслимо осуществление исследования большого масштаба, даже если оно проводится целой группой опытных зоологов. Насколько эффективно такое творческое содружество ученых и рядовых работников всем хорошо известно из опыта академика Т. Д. Лысенко и его сотрудников. Этот опыт учит нас также и тому, что рядовые наблюдатели могут быть не только простыми исполнителями, но и активными творцами в процессе исследования.
Широко используя опросные и анкетные сведения, не следует при этом забывать о необходимости строгого, критического к ним отношения, дабы не стать жертвой подчас неумышленного заблуждения и для этого стараться тщательно проверять полученные данные, прежде чем использовать их в своей работе. Вместе с тем нужно очень бережно относиться к авторскому самолюбию своих помощников и не пренебрегать при публикации указанием об их участии в исследовании.
- Оглавление
- Предисловие
- Глава 1 общие организационно-методические указания
- 1. Значение методики
- 2. Этапы исследования
- 3. Подготовительный период а. Выбор темы
- Б. Разработка программы
- 1) Эколого-фаунистические обзоры,
- 2) Изучение экологии отдельных видов млекопитающих, птиц и гадов (аутэкологические темы),
- 3) Биоценотические исследования. В данной главе приводятся лишь краткие схемы программ, перечни основных пунктов без подробного разбора, поскольку этому посвящены последующие главы.
- В. Программа эколого-фаунистического обзора
- 2. Зоогеографический анализ видового состава. Принадлежность фауны к фаунистическому типу (зоогеографическому району). Относительное значение видов различного фаунистического происхождения.
- 3. Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной зоне жизни (географической зоне). В горных местностях — явление вертикальной зональности, смены зон жизни.
- 5. Основные черты экологии отдельных видов животных. Анализ фауны по жизненным формам (типы передвижения, гнездования или норения, питания и способов добывания пищи).
- Г. Программа аутэкологического изучения млекопитающих
- 1. Местообитания и распределение по территории.
- 2. Норы, логовища, временные убежища.
- 3. Питание.
- 4. Размножение.
- 5. Паразиты, болезни, враги и конкуренты.
- 6. Динамика численности.
- 7. Миграции и кочевки.
- 8. Повадки, движения, следы.
- 9. Сезонная жизнь.
- 10. Изменение волосяного покрова.
- 11. Значение для человека.
- Д. Программа аутэкологического изучения птиц
- 1. Отлет зимующих.
- 2. Прилет.
- 3. Пролет.
- 4. Период размножения,
- 5. Послегнездовый период и подготовка к отлету.
- 6. Отлет и осенний пролет.
- 7. Зимний период,
- 8. Питание.
- 9. Динамика численности.
- 10. Линька.
- Е. Программа аутэкологического изучения гадов
- 2. Распределение и местообитания.
- 3. Питание.
- 4. Размножение,
- 5. Динамика численности.
- 6. Поведение.
- Ж. Программа биоценотических исследований
- 1. Экологический анализ условий обитания животных в изучаемом биоценозе,
- 2. Видовой состав животных.
- 3. Разделение на биотопы.
- 4. Взаимоотношения на почве сообитания.
- 5. Трофоценотические отношения.
- 6. Суточный и сезонный циклы,
- 7. Структура животной части биоценоза
- 8. История и динамика биоценоза.
- З. Разработка метода
- 1)Фалькенштейн б. Ю. Некоторые эколого-географические закономерности динамики численности мышевидных грызунов. (Защита растений, № 18, 1939, стр. 3—15) и
- 2) Наумов н. П. И Фолитарек с. С. Географические особенности динамики численности мышевидных грызунов (Журнал общей биологии, т. VI, № 5, 1945, стр. 331—345).
- И. Календарный план
- 4. Дневники наблюдений
- 20.V.1947 Опушка 7 кв., по дороге к совхозу. Нашел почти совсем готовое гнездо. Липа, 6 м от земли, с сз стороны ствола, в узкой развилке. Самка собирает материал для внутренней выстилки.
- 5. Экспедиционное и экскурсионное оборудование и снаряжение а. Общие указания
- Б. Личное снаряжение
- В. Лагерное имущество
- Г. Способы передвижения и транспортные средства
- Д. Продовольствие
- 6. Вспомогательные средства работы а. Общие указания
- Б. Картирование
- Лес на Ворскле (ориг.): 1—Кормовые ходы. 2 — Глубокие ходы. 3 — Кучки земли. 4 — Дуб. 5 — Пни. 6 — Орешник. 7 — Полевой клен. 8 — Кусты липы.
- В. Научная зарисовка
- След правой передней лапы лисицы (по Формозову).
- Р ис. 16. Схематическая зарисовка расположения гнезда (ориг.).
- Г. Фотографирование
- Рис, 18, Схема прикрепления к фотоаппарату нитки для съемки на расстоянии (по Фалькенштейну),
- Р ис. 19. Штативодержатель (из Фалькенштейна).
- Основная справочная литература Общие программно-методические вопросы
- 3Верев м. Д. Программа-инструкция по изучению млекопитающих. Новосибирск, 1929, стр. 32.
- 3Атуловский м. Как самому изготовить туристское снаряжение. М., 1939.
- Картирование
- Фотографирование
- Сбор и первичная обработка коллекционного материала
- 1. Коллектирование гадов
- Р ис. 21. Шведская банка (ориг.).
- 2. Добывание птиц
- Р ис. 26. Как умерщвлять мелких птиц (ориг.).
- 3. Препаровка птиц
- Р ис. 27. Инструменты для препаровки: штангенциркуль, плоскогубцы, острогубцы, скальпели, ножницы, пинцет (но Холодковскому и Силантьеву).
- Длина хвоста (а — в), размах крыльев (а — о).
- Лицевая сторона этикетки
- Оборотная сторона этикетки
- Р ис. 31. Препаровка хвоста (по Бобринскому).
- 4. Сбор материала по биологии размножения и развития птиц
- Место для просверливания отверстия (из Рейхенова).
- 5. Добывание млекопитающих
- 6. Подготовка к препаровке млекопитающих
- 8. Препарирование крупных млекопитающих
- 3) Разрез вдоль всего хвоста до соединения его с основным продольным разрезом туловища, в обход анального отверстия (рис. 57).
- 9. Предварительная обработка скелета
- 10. Сохранение следов
- Основная справочная литература Общие руководства по коллектированию и препаровке наземных позвоночных.
- Коллектирование земноводных и пресмыкающихся.
- Коллектирование и препаровка птиц.
- Коллектирование и препаровка млекопитающих
- Добывание зверей и птиц
- Глава III приемы наблюдения и определения животных в природе
- 1. Приемы прямых наблюдении
- 2. Условия определения в природе птиц
- I группа: Песня вполне законченная, с определенным началом, серединой и концом, иногда довольно короткая (примеры — иволга, петух).
- II группа: Песня продолжительная, но не имеющая ни определенного начала, ни конца; иногда тянется довольно долго (примеры — жаворонок, канарейка).
- 3. Условия определения в природе млекопитающих
- 5. Наблюдение животных по следам
- Основная справочная литература
- Глава IV количественный учет наземных позвоночных
- 1. Количественный учет птиц а. Общие указания
- Б. Маршрутный учет
- В. Учет тетеревиных
- Г. Учет речных и прибрежных птиц
- Д. Учет хищных птиц
- Е. Учет на пробных площадках
- Ж. Учет водоплавающих
- З. Учет колониальных птиц
- И. Упрощенная методика учета птиц
- 2. Количественный учет млекопитающих а. Общие указания
- 1) Подсчетом животных путем прямых наблюдений на маршрутах, пробных площадках или местах скопления;
- 2) По следам;
- 3) Отловом.
- Б. Учет мышевидных млекопитающих
- В. Количественный учет сусликов и сурков
- Г. Количественный учет крота
- Д. Количественный учет ондатры и выхухоли
- Е. Количественный учет белки
- Ж. Количественный учет по следам
- З. Количественный учет зайца-беляка
- И. Количественный учет мелких хищников
- К. Количественный учет лисицы, песца, енотовидной собаки и волка
- Л. Количественный учет копытных
- 3. Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Основная справочная литература Общие вопросы количественного учета наземных позвоночных
- Количественный учет птиц.
- Количественный учет млекопитающих
- Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Глава 5 методика изучения экологии наземных позвоночных
- 1. Методика изучения питания
- А. Общие указания
- Б. Изучение питания птиц
- В. Изучение питания млекопитающих
- Г. Изучение питания хищных
- Д. Изучение питания грызунов
- Е. Изучение питания насекомоядных
- Ж. Изучение питания копытных
- З. Изучение минерального питания
- И. Изучение питания гадов
- К. Общая характеристика питания
- Л. Изучение трофоценотических связей
- 2. Методика изучения экологии размножения и динамики численности а. Общие указания
- Б. Изучение размножения мышевидных грызунов
- В. Изучение размножения белки
- Г. Изучение размножения зайцев
- Д. Изучение размножения хищников
- Е. Изучение размножения птиц
- 3. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих и птиц а. Общие указания
- Б. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих
- В. Изучение гнезд и дупел птиц
- 4. Изучение суточной жизни животных а. Общие указания
- 1) Изучение явления цикличности, соотношения периодов активности и покоя и ритмичности их смены в течение суток и
- 2) Изучение характера деятельности в периоды активности. Ниже мы остановимся преимущественно на первом вопросе, поскольку он более специфичен для данной проблемы.
- Б. Изучение суточного цикла птиц
- Р ис. 88. Кривая интенсивности пения вьюрка, пеночки-веснички и дрозда-белобровика и ход температуры воздуха на Кольском полуострове 12.VI.1937 г. (из Новикова).
- В. Изучение суточного цикла млекопитающих
- Г. Изучение суточного цикла гадов
- Д. Изучение суточных кочевок животных
- 5. Методика изучения сезонной жизни и миграции а. Общие указания
- Б. Изучение сезонных явлений
- В. Изучение миграций
- Основная справочная литература Питание
- Размножение и динамика численности
- Норы, логовища и гнезда
- Суточная жизнь
- Сезонная жизнь и миграции
- Глава 6 методика изучения среды обитания
- 1. Описание биотопов и местообитаний
- 2. Методика изучения защитных условий
- 3. Методика изучения микроклимата
- 1) Держать глаз на одном уровне с концом ртутного столбика;
- Р ис. 95. Термометр-пращ (из Кедроливанского).
- Рис,. 97. Установка термометра Савинова (из Кедроливанского).
- 4. Методика изучения кормовых ресурсов а. Общие указания
- Б. Изучение растительных кормовых ресурсов
- В. Изучение животных кормовых ресурсов
- Г. Изучение минеральных кормовых ресурсов
- 1. Водные источники»:
- 2. Сухие:
- 3. Смешанные солонцы (водные), около которых также поедается земля.
- 5. Изучение сукцессии
- Основная справочная литература Характеристика биотопов и местообитаний
- Изучение микроклимата
- Изучение кормовых ресурсов
- 3Аборовский е. П. Лесные культуры. М., 1928, стр. 367.
- Изучение сукцессии
- Заключение