Предисловие
В противоположность зарубежной экологии, находящейся и плену идеалистических представлений о природе, советская экология являющаяся детищем мичуринской биологии, руководствуется основными принципами марксистского диалектического метода, столь блестяще изложенными И. В. Сталиным в его классическом произведении "О диалектическом и историческом материализме".
Важным стимулом для развития око лот и послужила та громадная работа по социалистической переделке природы, которая развернулась в Советском Союзе па последние десятилетия, И не случайно лучшими работами советских экологов являются те. что были выполнены в связи с решением вопросов акклиматизации и реакклиматизации промысловых животных, реконструкции промысловой фауны, рационализации охотничьего промысла, организацией борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства и переносчиками заболеваний человека и домашних животных, с охраной ценных видов нашей фауны и т. д.
Правильная теоретическая база и тесная связь с нуждами социалистического строительства обусловили то, что за последние десятилетия экология наземных позвоночных в Советском Союзе развилась очень широко и достигла больших успехов.
Экологическими исследованиями занимаются многочисленные учреждения и организации — университеты, заповедники, институты Академии наук и Академии сельскохозяйственных: наук, промыслово-биологические станции. Армия советских экологов насчитывает тысячи работников. Экология животных или ее элементы входят в учебные планы всех высших учебных заведении, готовящих научных работников и педагогов-биологов. В той или иной мере экологией занимаются тысячи любителей природы — краеведов, охотников, юных натуралистов.
Особенно широкое развитие получило то направление экологии животных, которое базируется на полевых исследованиях — полевая экология. Оно является основным, ведущим и, безусловно, не может быть полностью заменено лабораторно-экспериментальным направлением, несмотря на всю важность и актуальность последнего. По самому своему духу экология — наука о взаимоотношениях и взаимодействии организмов с окружающей средой — является наукой прежде всего полевой, имеющей предметом своего исследования живые существа в их природном окружении, в борьбе за существование.
Несмотря на значительные достижения, советская экология все еще отстает в своем, развитии от потребностей социалистического строительства. Это особенно ясно видно в свете итогов сессии Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных Наук имени В. И. Ленина.
Вместе с тем решения сессии открывают перед нашей экологией новые, необычайно широкие горизонты, так как по сути дела вся мичуринская биология зиждется на экологической основе. Недаром академик Т. Д. Лысенко в своем докладе отметил, что «биологи очень мало занимались изучением соотношений, природно-исторических закономерных связей, которые существуют между отдельными телами, отдельными явлениями, менаду частями отдельных тел и звеньями отдельных явлений. Между тем только эти связи, соотношения, закономерные взаимодействия и позволяют познать процесс развития, сущность биологических явлений». А проф. В. Н. Столетов писал, что "первым условием успешного движения по мичуринскому пути является правильное решение вопроса о взаимосвязях, существующих между живыми телами и условиями их жизни", т, е. детальное знание их экологии.
Но для решения этих задач нужна длительная и кропотливая работа, в частности по «линии борьбы с веяниями зарубежной науки, преодоления созерцательного натурализма, на базе теснейшей связи с практическими запросами социалистического строительства, ибо «при изучении живой природы оторванно от практики теряется научное начало изучения биологических связей» (Лысенко). Особенно большое поле деятельности открывается перед экологией в связи с практической реализацией постановления Совета Министром СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных н лесостепных районах европейской части СССР».
Теоретическим основам экологии посвящен целый ряд книг. Правда, большинство из них принадлежит иностранным авторам, но и на русском языке есть такие широко известные сводки, как «Основы экологии животных» проф. Д. II. Кашкарова (1945) и переводные: К. Фридерикс (Экологические основы прикладной зоологии и энтомологии») (1932) и Ч. Эльтон Экология животных (1934). Эти сводки дают довольно полное представление о современном состоянии теории экологии и в некоторой мере восполняют острую нужду в такого рода пособиях. Отдельные конкретные исследования и обзорные работы ведущих советских экологов Д. II. Каткарова, В. В. Станчинского, А. Н. Формозова. А. Н. Промптова и других также заключают ценные теоретические выводы.
Несравненно хуже обстоит дело с методическими, практическими руководствами. Отдельные статьи, опубликованные в различных журналах и сборниках, содержат немало разного рода советов, указаний и предложений, но у нас нет ни одного справочника, где был бы сведен воедино методический опыт советских экологов.
Старые инструкция и программы не могут теперь считаться удовлетворительными. Основной упор в них делался на собирание коллекций, а исследовательским моментам внимания уделялось мало. Почти все эти издания давно исчезли с книжного рынка, частью стали библиографической редкостью, а прежде всего, — устарели и не могут отвечать современным требованиям. Даже недавно вышедшая книга проф. Ю. М.
Ралля «Методика полевого изучения грызунов и борьбы с ними» (1947), несмотря на все свои неоспоримые достоинства, не восполняет этого пробела, так как она преследует лишь ограниченную Цель — изложение методики изучения степных грызунов.
Между тем потребность в практическом методическом пособии исключительно велика. Особенно оно необходимо студентам и начинающим экологам, а также многочисленным краеведам.
Эта острая нужда и побудила нас попытаться написать предлагаемую вниманию читателя «Методику полевых исследований по экологии наземных позвоночных животных». Задача составления подобного руководства сопряжена с большими трудностями, так как диапазон экологических исследований в настоящее время у нас в Советском Союзе весьма широк и ценные методические указания рассеяны среди многочисленных работ, статей и заметок. Поэтому настоящее издание следует рассматривать лишь как первую попытку свести воедино и критически осмыслить методический опыт, накопленный советскими экологами. Товарищеская критика поможет внести в дальнейшем необходимые исправления и дополнения.
Мы умышленно ограничились рассмотрением методики работы советских экологов, ибо они, бесспорно, занимают ведущее место в мировой экологии, как по широте, так и по глубине своих исследований и дают достаточно много материала для нашего руководства.
Наряду с изложением специально-экологических вопросов, мы уделяем должное внимание и таким моментам, как коллектирование и препаровка, поскольку без них немыслима полевая работа эколога. Нельзя, нам кажется, пройти мимо и таких, казалось бы, технических вопросов, как экспедиционное и экскурсионное снаряжение и пр. Организационно-технические моменты имеют подчас решающее значение для успеха предпринятой работы и пренебрегать ими нельзя, тем более, что в нашей литературе почти нет подобных справочников.
Если наша книга поможет студентам и молодым экологам в их практической работе по изучению жизни млекопитающих, птиц, земноводных и пресмыкающихся, если это руководство облегчит их первые шаги в природе, автор будет считать свою задачу выполненной.
В заключение мы считаем приятным долгом, поблагодарить всех содействовавших созданию настоящей книги своими дружескими советами, критикой, представлением разного рода материалов. Особенно мы признательны проф. П. В. Терентьеву, проф. Б. С. Виноградову, проф. А. Н. Формозову, доц. Е. С. IIтушенко, А. А. Насимовичу, О. И. Семенову-Тян-Шанскому, А. С. Мальчевскому и Н. Н. Данилову.
.
- Оглавление
- Предисловие
- Глава 1 общие организационно-методические указания
- 1. Значение методики
- 2. Этапы исследования
- 3. Подготовительный период а. Выбор темы
- Б. Разработка программы
- 1) Эколого-фаунистические обзоры,
- 2) Изучение экологии отдельных видов млекопитающих, птиц и гадов (аутэкологические темы),
- 3) Биоценотические исследования. В данной главе приводятся лишь краткие схемы программ, перечни основных пунктов без подробного разбора, поскольку этому посвящены последующие главы.
- В. Программа эколого-фаунистического обзора
- 2. Зоогеографический анализ видового состава. Принадлежность фауны к фаунистическому типу (зоогеографическому району). Относительное значение видов различного фаунистического происхождения.
- 3. Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной зоне жизни (географической зоне). В горных местностях — явление вертикальной зональности, смены зон жизни.
- 5. Основные черты экологии отдельных видов животных. Анализ фауны по жизненным формам (типы передвижения, гнездования или норения, питания и способов добывания пищи).
- Г. Программа аутэкологического изучения млекопитающих
- 1. Местообитания и распределение по территории.
- 2. Норы, логовища, временные убежища.
- 3. Питание.
- 4. Размножение.
- 5. Паразиты, болезни, враги и конкуренты.
- 6. Динамика численности.
- 7. Миграции и кочевки.
- 8. Повадки, движения, следы.
- 9. Сезонная жизнь.
- 10. Изменение волосяного покрова.
- 11. Значение для человека.
- Д. Программа аутэкологического изучения птиц
- 1. Отлет зимующих.
- 2. Прилет.
- 3. Пролет.
- 4. Период размножения,
- 5. Послегнездовый период и подготовка к отлету.
- 6. Отлет и осенний пролет.
- 7. Зимний период,
- 8. Питание.
- 9. Динамика численности.
- 10. Линька.
- Е. Программа аутэкологического изучения гадов
- 2. Распределение и местообитания.
- 3. Питание.
- 4. Размножение,
- 5. Динамика численности.
- 6. Поведение.
- Ж. Программа биоценотических исследований
- 1. Экологический анализ условий обитания животных в изучаемом биоценозе,
- 2. Видовой состав животных.
- 3. Разделение на биотопы.
- 4. Взаимоотношения на почве сообитания.
- 5. Трофоценотические отношения.
- 6. Суточный и сезонный циклы,
- 7. Структура животной части биоценоза
- 8. История и динамика биоценоза.
- З. Разработка метода
- 1)Фалькенштейн б. Ю. Некоторые эколого-географические закономерности динамики численности мышевидных грызунов. (Защита растений, № 18, 1939, стр. 3—15) и
- 2) Наумов н. П. И Фолитарек с. С. Географические особенности динамики численности мышевидных грызунов (Журнал общей биологии, т. VI, № 5, 1945, стр. 331—345).
- И. Календарный план
- 4. Дневники наблюдений
- 20.V.1947 Опушка 7 кв., по дороге к совхозу. Нашел почти совсем готовое гнездо. Липа, 6 м от земли, с сз стороны ствола, в узкой развилке. Самка собирает материал для внутренней выстилки.
- 5. Экспедиционное и экскурсионное оборудование и снаряжение а. Общие указания
- Б. Личное снаряжение
- В. Лагерное имущество
- Г. Способы передвижения и транспортные средства
- Д. Продовольствие
- 6. Вспомогательные средства работы а. Общие указания
- Б. Картирование
- Лес на Ворскле (ориг.): 1—Кормовые ходы. 2 — Глубокие ходы. 3 — Кучки земли. 4 — Дуб. 5 — Пни. 6 — Орешник. 7 — Полевой клен. 8 — Кусты липы.
- В. Научная зарисовка
- След правой передней лапы лисицы (по Формозову).
- Р ис. 16. Схематическая зарисовка расположения гнезда (ориг.).
- Г. Фотографирование
- Рис, 18, Схема прикрепления к фотоаппарату нитки для съемки на расстоянии (по Фалькенштейну),
- Р ис. 19. Штативодержатель (из Фалькенштейна).
- Основная справочная литература Общие программно-методические вопросы
- 3Верев м. Д. Программа-инструкция по изучению млекопитающих. Новосибирск, 1929, стр. 32.
- 3Атуловский м. Как самому изготовить туристское снаряжение. М., 1939.
- Картирование
- Фотографирование
- Сбор и первичная обработка коллекционного материала
- 1. Коллектирование гадов
- Р ис. 21. Шведская банка (ориг.).
- 2. Добывание птиц
- Р ис. 26. Как умерщвлять мелких птиц (ориг.).
- 3. Препаровка птиц
- Р ис. 27. Инструменты для препаровки: штангенциркуль, плоскогубцы, острогубцы, скальпели, ножницы, пинцет (но Холодковскому и Силантьеву).
- Длина хвоста (а — в), размах крыльев (а — о).
- Лицевая сторона этикетки
- Оборотная сторона этикетки
- Р ис. 31. Препаровка хвоста (по Бобринскому).
- 4. Сбор материала по биологии размножения и развития птиц
- Место для просверливания отверстия (из Рейхенова).
- 5. Добывание млекопитающих
- 6. Подготовка к препаровке млекопитающих
- 8. Препарирование крупных млекопитающих
- 3) Разрез вдоль всего хвоста до соединения его с основным продольным разрезом туловища, в обход анального отверстия (рис. 57).
- 9. Предварительная обработка скелета
- 10. Сохранение следов
- Основная справочная литература Общие руководства по коллектированию и препаровке наземных позвоночных.
- Коллектирование земноводных и пресмыкающихся.
- Коллектирование и препаровка птиц.
- Коллектирование и препаровка млекопитающих
- Добывание зверей и птиц
- Глава III приемы наблюдения и определения животных в природе
- 1. Приемы прямых наблюдении
- 2. Условия определения в природе птиц
- I группа: Песня вполне законченная, с определенным началом, серединой и концом, иногда довольно короткая (примеры — иволга, петух).
- II группа: Песня продолжительная, но не имеющая ни определенного начала, ни конца; иногда тянется довольно долго (примеры — жаворонок, канарейка).
- 3. Условия определения в природе млекопитающих
- 5. Наблюдение животных по следам
- Основная справочная литература
- Глава IV количественный учет наземных позвоночных
- 1. Количественный учет птиц а. Общие указания
- Б. Маршрутный учет
- В. Учет тетеревиных
- Г. Учет речных и прибрежных птиц
- Д. Учет хищных птиц
- Е. Учет на пробных площадках
- Ж. Учет водоплавающих
- З. Учет колониальных птиц
- И. Упрощенная методика учета птиц
- 2. Количественный учет млекопитающих а. Общие указания
- 1) Подсчетом животных путем прямых наблюдений на маршрутах, пробных площадках или местах скопления;
- 2) По следам;
- 3) Отловом.
- Б. Учет мышевидных млекопитающих
- В. Количественный учет сусликов и сурков
- Г. Количественный учет крота
- Д. Количественный учет ондатры и выхухоли
- Е. Количественный учет белки
- Ж. Количественный учет по следам
- З. Количественный учет зайца-беляка
- И. Количественный учет мелких хищников
- К. Количественный учет лисицы, песца, енотовидной собаки и волка
- Л. Количественный учет копытных
- 3. Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Основная справочная литература Общие вопросы количественного учета наземных позвоночных
- Количественный учет птиц.
- Количественный учет млекопитающих
- Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Глава 5 методика изучения экологии наземных позвоночных
- 1. Методика изучения питания
- А. Общие указания
- Б. Изучение питания птиц
- В. Изучение питания млекопитающих
- Г. Изучение питания хищных
- Д. Изучение питания грызунов
- Е. Изучение питания насекомоядных
- Ж. Изучение питания копытных
- З. Изучение минерального питания
- И. Изучение питания гадов
- К. Общая характеристика питания
- Л. Изучение трофоценотических связей
- 2. Методика изучения экологии размножения и динамики численности а. Общие указания
- Б. Изучение размножения мышевидных грызунов
- В. Изучение размножения белки
- Г. Изучение размножения зайцев
- Д. Изучение размножения хищников
- Е. Изучение размножения птиц
- 3. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих и птиц а. Общие указания
- Б. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих
- В. Изучение гнезд и дупел птиц
- 4. Изучение суточной жизни животных а. Общие указания
- 1) Изучение явления цикличности, соотношения периодов активности и покоя и ритмичности их смены в течение суток и
- 2) Изучение характера деятельности в периоды активности. Ниже мы остановимся преимущественно на первом вопросе, поскольку он более специфичен для данной проблемы.
- Б. Изучение суточного цикла птиц
- Р ис. 88. Кривая интенсивности пения вьюрка, пеночки-веснички и дрозда-белобровика и ход температуры воздуха на Кольском полуострове 12.VI.1937 г. (из Новикова).
- В. Изучение суточного цикла млекопитающих
- Г. Изучение суточного цикла гадов
- Д. Изучение суточных кочевок животных
- 5. Методика изучения сезонной жизни и миграции а. Общие указания
- Б. Изучение сезонных явлений
- В. Изучение миграций
- Основная справочная литература Питание
- Размножение и динамика численности
- Норы, логовища и гнезда
- Суточная жизнь
- Сезонная жизнь и миграции
- Глава 6 методика изучения среды обитания
- 1. Описание биотопов и местообитаний
- 2. Методика изучения защитных условий
- 3. Методика изучения микроклимата
- 1) Держать глаз на одном уровне с концом ртутного столбика;
- Р ис. 95. Термометр-пращ (из Кедроливанского).
- Рис,. 97. Установка термометра Савинова (из Кедроливанского).
- 4. Методика изучения кормовых ресурсов а. Общие указания
- Б. Изучение растительных кормовых ресурсов
- В. Изучение животных кормовых ресурсов
- Г. Изучение минеральных кормовых ресурсов
- 1. Водные источники»:
- 2. Сухие:
- 3. Смешанные солонцы (водные), около которых также поедается земля.
- 5. Изучение сукцессии
- Основная справочная литература Характеристика биотопов и местообитаний
- Изучение микроклимата
- Изучение кормовых ресурсов
- 3Аборовский е. П. Лесные культуры. М., 1928, стр. 367.
- Изучение сукцессии
- Заключение