logo
Новиков

Г. Фотографирование

Нет нужды доказывать громадное значение фотографирования для полевой работы. Фотоаппарат прочно вошел в основной арсенал зоолога. Развитие отечественной фото промышленности создало материальную основу для еще более широкого применения фотографии в научной работе.

Умело сделанный и надлежащим образом этикетированный снимок является не простой иллюстрацией, а таким же научным документом, как запись в дневнике, карта, коллекционный экземпляр. В некоторых случаях, например, фотография местообитания какого-нибудь животного, может заменить длинное описание и дать при этом значительно более ясное представление того, о чем идет речь. Поэтому к фотографии с научными целями нужно подходить с тем же чувством ответственности, как и ко всей остальной научной работе. В частности, для этого следует тщательно регистрировать каждый снимок в специальном журнале, разграфленном, примерно, по такой схеме, предложенной О. И. Семеновым-Тян-Шанским:

Номер

Содержание снимка

Дата

Час

Условия Освещ.

Диаф- рагма

Экспоз

Фильтр

Мас- штаб

Примечание

21

Порой барсука у кленового пня в низкоствольной дубраве 10 квартала.

16.VI 1947.

15.00

Ясно

4,5

1/25

--

--

Вскрыто гнездо рыжей полевки

Т акие общие сведения, как место работы (область, район), название фотоаппарата, марка пластинок, их формат и пр. можно отметить в начале страницы.

Каждый удачный негатив вкладывается в обложку из бумажной кальки или пергамента, на которой написано название сюжета, номер по журналу съемки и порядковый номер фототеки (т. е. коллекции негативов), дата, место, фамилия. Условия съемки можно не писать, в случае необходимости их можно узнать по журналу. Журнал имеет преимущественно значение «копилки опыта», а этикетка особенно важна для научной документации снимков.

Перед зоологом, прежде всего, встает вопрос о наиболее существенных объектах съемки и требованиях к качеству снимка. Интересных тем для фотографа-натуралиста в природе бесконечно много. В общем, их можно объединить в три группы: живые животные, различные следы их пребывания и деятельности, места обитания животных.

Нередко (особенно начинающие зоологи) придают наибольшее значение фотографированию всяких экстраординарных объектов, не обращая должного внимания на обычные, так сказать, заурядные, но зато более характерные и на самом деле интересные темы. Нельзя признать правильным и такой подход, когда фотограф увлекается снимками изолированно взятых животных, их гнезд и пр., где совершенно не видно природное окружение. Эколог должен применять экологический подход и к фотографии, рассматривая ее как один из своих рабочих приемов.

Наименее технически сложными, а вместе с тем очень ценными являются фотографии биотопов, местообитаний отдельных видов, места гнездования и норения, наиболее типичных деревьев, кустарников и пр. Нужно стремиться в процессе полевой работы получить не только исчерпывающие характеристики всех основных биотопов, но и их изображение в разные сезоны.

Далее, по степени сложности, следует фотографирование следов пребывания и деятельности животных: отпечатки лап на песке и иле, тропы, лежки, логова, норы, гнезда, дупла, порой, остатки пищи, кормовые столики, кормовые площадки, кузницы, погрызы, поеди и пр. Это все объекты неподвижные, допускающие применение больших экспозиций, но часто расположенные в труднодоступных местах, хорошо замаскированные, сильно затененные. Поэтому от фотографа требуется большое умение и изобретательность, чтобы получить удовлетворительные результаты. Недаром Ю. М. Ралль (1935) в своей интересной статье пишет, что «фотографирование следов на песке является занятием, достойным фотографа — мастера своего дела».

При фотографировании следов, гнезд и т. п. объектов, когда фотоаппарату приходится придавать самое различное положение, иногда направляя объектив прямо вниз, очень полезной может оказаться шариковая штативная головка. При ее отсутствии можно использовать прием, предлагаемый Раллем (рис. 17): «одна ножка штатива отвесно вонзается в песок близ избранного следа, причем надо действовать осторожно, чтобы не испортить объект. Две другие ножки отводятся вместе под прямым углом и подхватываются козелками из двух палок, также укрепленными в песке. Сооружение получается вполне устойчивое».

Биологические снимки желательно снабжать какими-либо масштабами для удобства оценки размеров: положить около следа линеечку, повесить мягкий сантиметр, поместить рядом спичечный коробок, бинокль, ружье, смотря по тому, что есть под руками и в зависимости от характера снимка. Без масштаба фотография проигрывает в наглядности.

С наибольшими трудностями сопряжена съемка живых животных в природе. Здесь требуется прекрасное знание повадок животных, умение их подкарауливать и скрадывать, безошибочное пользование фотоаппаратом. Кроме того, надо обладать настойчивостью в достижении цели, терпением и изобретательностью в изыскании способов.

Рис. 17 Схема установки фотоаппарата для фотографирования следов (по Раллю).

Не считая случайных встреч с животными, которые тоже могут дать интересные снимки, если успеть во время пустить вход аппарат, существует ряд специальных приемов охоты с фотокамерой, детально описываемых в руководствах по фотографии природы. Не вдаваясь в из лишние подробности, отметим главнейшие из этих приемов и опишем некоторые наиболее простые и общедоступные технические приспособления.

При охоте с фотоаппаратом можно применять некоторые обычные охотничьи приемы, в частности скрадывание, съемку с подхода, подманивание на голос, засады. При скрадывании и подходе часто приходится заранее открывать кассету, так как снимок должен быть моментальным, с рук, с наводкой на фокус без матового стекла.

Интересные результаты могут дать засады около гнезд и нор, на местах кормежки и водопоя, около специально положенных приманок, привад и кормовых столиков. В зависимости от осторожности животного и условий местности приходится маскироваться по-разному, а иногда обходиться и без всякого камуфляжа. Некоторые мелкие птицы и зверьки позволяют снимать себя из-за прикрытия кустов, другие — только из шалашей, закрытых сверху ровиков и т. д. Устраивая засаду надо тщательно осмотреться и так установить аппарат, чтобы поле зрения объектива не закрывалось посторонними предметами — ветками, травой, листьями. Подчас лучше потратить труд на шалаш, но в конце концов получить надежные результаты, чем воспользоваться кустами и досадовать на случайные непредвиденные помехи. Крупные осторожные птицы и звери требуют к себе специального подхода и прежде всего не только тщательной маскировки около гнезда, но и безупречной скрытности при приближении к нему. Прочтите, например, красочное описание Бенгт Берга его «охоты» на журавлей в Лапландии («С перелетными птицами в Африку», 1930).

Возможен и такой вариант засады: аппарат выставляется открыто, а фотограф прячется в некотором удалении, спуская затвор на расстоянии с помощью нитки или электричества. Чтобы животное привыкло к виду камеры, на некоторое время перед съемкой, на избранном месте ставится фальшивая камера, а затем, в отсутствие животного, заменяется настоящей и тогда производится съемка. Спуск затвора производится с помощью нитки или, что лучше, тонкой шелковой рыбацкой лесы — прием, которым приходится пользоваться очень часто и при разных обстоятельствах. Один конец нитки крепко привязывается к рычажку затвора камеры, затем нитка пропускается под ось винта кремальеры (в аппаратах типа «Фотокор» и им подобных) так, чтобы быть постоянно несколько натянутой и обеспечивать давление на рычажок в вертикальном направлении (иначе затвор может отказать). После этого нитка протягивается к фотографу. Мы снимали таким образом за 10—15 м. Б. Ю. Фалькенштейн (1930) предлагает пропускать нитку через ряд проволочных шпилек с кольцами (рис. 18). Шпильки втыкаются в землю примерно через метр одна от другой и предотвращают запутывание спусковой нити. Натягивая нить при спуске затвора, нужно соблюдать осторожность и не дергать, чтобы не опрокинуть аппарата. В брошюре Фалькенштейна содержится описание простого и остроумного электромагнитного спуска. Но эти самодельные приспособления окажутся ненужными при наличии совершенной современной аппаратуры, специально приспособленной для съемки в природе, в том числе на дальнем расстоянии, но об этом речь будет дальше.

Фотографированию живых животных нужно учиться специально и исподволь, начиная с наименее подвижных и осторожных видов или находящихся в спокойном состоянии и постепенно переходя к подвижным и осторожным птицам и млекопитающим. В этой тренировке не следует пренебрегать снимками домашних животных.