logo search
Новиков

Г. Способы передвижения и транспортные средства

Способы передвижения во время полевой работы могут быть очень разнообразными - начиная с пешеходных экскурсий до использования разного рода сухопутного, водного транспорта и даже самолетов.

Без пешеходных экскурсий не обходится ни одна экспедиция. Даже при пользовании автомобилями все равно заходы в стороны от пути движения совершаются пешком. При пешеходной экскурсии весь груз приходится нести на себе в рюкзаке, беря в среднем 8—10 кг и максимум — 20—25 кг. Скорость движения по дороге при этом не превышает 5—6 км, а без дороги, в зависимости от нагрузки и характера местности, колеблется в пределах 2—4 км в час. Идти нужно равномерно, делая остановки регулярно каждые 50 минут. Во время отдыха рекомендуется поднимать ноги повыше, чтобы от них отлила кровь.

В зимних условиях исключительно велико значение лыж. При работе в пересеченной местности лучше всего недлинные полугорные лыжи типа Муртомаа, обязательно с жестким креплением. Они обеспечивают высокую маневренность и незаменимы при троплениях и других аналогичных работах, требующих быстрых и крутых поворотов. Палки практичны бамбуковые с большими кольцами и сверху вниз разделенные на дециметры для измерения глубины снега. Лыжи требуют внимательного ухода и, в частности, смазки с учетом температуры воздуха. Поэтому необходимо иметь набор мазей из 2—3 номеров. На лыжные экскурсии целесообразно брать на всякий случай тонкий сыромятный ремешок, звонковую проволоку и пр. для срочного мелкого ремонта.

В Сибири, в зоне глубоких и рыхлых снегов применяются короткие, но широкие лыжи, скользящая поверхность которых подклеена (специальным рыбьим клеем) камусом, т. е. шкурами с конечностей лосей или других крупных копытных. Такие лыжи хорошо скользят вперед, но тормозят в обратном направлении, при движении «против шерсти», что сильно помогает при подъемах на горы.

Техника ходьбы на лыжах с большими грузами, неизбежными при дальних зимних экскурсиях, значительно отличается (особенно в горах) от обычной спортивной и требует специальной тренировки и сноровки.

Исследования, базирующиеся на самолеты и гидросамолеты, настолько специфичны и пока мало распространены, что в рамках настоящего руководства нет возможности на них специально останавливаться. Можно лишь отметить, что в этом случае все оборудование должно быть максимально компактно и обладать наименьшим весом.

Широко распространено передвижение по воде. Правда, оно привязывает путешественника к руслу реки и на порожистых или отмелых реках с быстрым течением сопряжено с известными трудностями, но, одновременно, водный транспорт имеет и свои большие преимущества. Обычно переезды по реке сопровождаются более или менее дальними вылазками в стороны или длительными исследованиями в отдельных наиболее интересных пунктах.

Чаще всего приходится пользоваться лодками, которые должны быть легкими, но устойчивыми. Выбор типа и размеров лодки всецело зависит от характера реки или озера и от количества груза. Местные жители, которых придется нанимать в качестве рабочих, лучше всего ориентируются в этих вопросах. В общем, можно сказать, что для перевозки значительных грузов предпочтительнее лодки средних размеров, для управления которыми достаточно трех гребцов. Такие лодки позволяют тянуть их бечевой или толкать шестами. Удобно сделать навес из парусины для защиты багажа и для ночлега.

Для индивидуальных экскурсий нужна небольшая, легкая, но устойчивая лодка на 2—3 человек. При работе в спокойных протоках, зарослях и пр. применимы байдарки (в том числе складные), резиновые надувные лодки, охотничьи подъездные челны и т. п., но нужно иметь в виду их недостаточную устойчивость.

Все лодки должны иметь паруса, хотя бы простейшие — реечные. В крайнем случае можно использовать в качестве паруса полотнище палатки. Очень полезны подвесные моторы; на реках с мелями и перекатами — с поднимающимся винтом.

В населенных местностях с развитой сетью дорог чаще всего приходится пользоваться автомобилями и разного рода упряжными повозками — телегами, бричками и пр. Это, безусловно, наиболее дешевый и простой вид транспорта, требующий наименьшей затраты рабочей силы. По плохим таежным дорогам иногда багаж перевозят на волокушах или (даже летом) — на дровнях. Грузоподъемность при этом ничтожна — 5—6 пудов (80—96 кг).

При бездорожьи возможен только вьючный транспорт. В большинстве случаев используются лошади. На равнинной местности лошадь, в среднем, несет около 100 кг или 6 пудов, а в горах и в болотистых и тундровых районах — 50—60 кг (3—4 пуда). На каждые 2—3 лошади нужно иметь одного рабочего. Желательно среди конюхов иметь знающего ковку, так как особенно в горах, где лошади обязательно должны быть кованы, расковавшаяся лошадь может быстро выйти из строя. В местностях с мягким грунтом лошадей не куют.

Большое внимание должно быть обращено на тщательную подгонку вьючных седел, сбруи, обеспечение лошадей хорошими потниками для предотвращения сбивания спин. В случае появления потертостей нужно немедленно прибегнуть к лечению креозотом и ксероформовой мазью и, по возможности, облегчить заболевшей лошади вьюк.

При организации конного транспорта нужно иметь запас ремней для ремонта сбруи, запас подков, гвоздей, клещи и молоток.

В некоторых южных горных районах (Закавказье, Средняя Азия) вместо вьючных лошадей применяются ослы. Один осел поднимает 3—4 пуда (48—64 кг). В пустынных районах незаменимым вьючным животным является верблюд. Средняя его грузоподъемность — 250 кг (приблизительно 16 пудов). Для обслуживания 10 верблюдов требуется 3—4 человека.

В тундре основным способом передвижения является езда на оленях. .Большой знаток тундровых условий А. И. Лесков («Методика», 1938, стр. 213) пишет по этому поводу: «Олений транспорт среди других видов тундрового транспорта можно назвать наиболее удобным и распространенным, однако организация его сопряжена с некоторыми трудностями, обусловленными кочевым типом хозяйства. Как известно, оленеводы совершают сезонные перекочевки, поэтому необходимо предварительно знать, в каком районе и когда можно застать оленеводов и в зависимости от этого планировать работу. При организации оленьего транспорта необходимо учитывать, что летом грузоподъемность одной запряжки равна 4—5 пудам или одному человеку. Таким образом, на отряд из 3—4 человек потребуется от 9 до 14 запряжек или, иными словами, 9—14 саней и 70—80 оленей, считая в этом числе и сменных. Для управления транспортом потребуется не менее двух опытных оленеводов или местных рабочих. Такое количество саней, оленей и рабочих рук могут предоставить лишь крупные стада (не менее 500 голов), на которые и следует ориентироваться при организации транспорта».

«Для езды на санях в тундре можно также использовать лошадь, причем одна лошадь заменяет упряжку в 2—3 оленя и тянет нарты (легкие сани) с оглоблями с грузом в 1,5 ц.

«Северный олень, как известно, является не только упряжным, но также и вьючным животным. Как вьючное животное северный олень употребляется преимущественно в тундрах Якутии и Дальнего Востока. Нагрузка на одного вьючного оленя обычно не превышает 40—50 кг (на Кольском полуострове, где олени мелкие, не более 32 кг. Г. Н.). Навьюченные олени связываются гуськом по 6 шт. и ведутся одним человеком. Таким образом, караван из вьючных оленей потребует не меньшего количества рабочих рук и оленей».

На Камчатке, Чукотке, Новой Земле и т. п. районах основным зимним транспортом являются собаки.

В зависимости от транспортных средств, имеющихся в распоряжении экспедиции, находится тип упаковки багажа. При передвижении на колесном транспорте и лодках незаменимы вьючные ящики (рис. 8). Навьючивать ящики на лошадей нужно как можно тщательнее, чтобы не сбить им спины. Ящики особенно нужны для перевозки коллекций и другого наиболее ценного и ломкого имущества. Наружные размеры ящика; длина 62 см, ширина—31 см, высота — 55 см. Материал — толстая многослойная фанера. Снаружи ящик обтягивается тонкой парусиной или красится масляной краской. Желательно коллекционные ящики изнутри обклеить тонкой прорезиненной материей. Все наружные ребра ящика и края крышки обиваются железом; две железных полосы наколачиваются поперек крышки и задней стенки, они служат одновременно и петлями. На заднем краю крышки в эти полосы вделаны толстые железные кольца, через которые пропускаются веревки для приторачивания к вьючному седлу.

Рис. 8. Вьючный ящик (ориг.).

Ящик запирается на висячий или внутренний замок и перетягивается двумя ремнями, проходящими через кожаные петли на передних и задних стенках и сквозь верхние кольца. Очень удобно сделать внутри ящика ряд легких фанерных лотков разной глубины, которые ставятся друг на друга. В них лучше хранить набитые курки и имущество и нет необходимости всякий раз перебирать содержимое, чтобы достать нужный предмет. Впрочем, некоторые опытные путешественники, работавшие в Африке и других жарких странах, высказываются против употребления деревянных ящиков, а предпочитают держать мелкие предметы в двойных холщовых мешках, крытых масляной краской; ломкие предметы укладываются в плетеные корзины, обитые снаружи и изнутри холстом, крытым масляной краской. Наконец, самые ценные и ломкие предметы хранятся в жестяных ящиках, которые в свою очередь, помещаются в упомянутые корзины.

Кроме вьючных ящиков, в зависимости от условий, можно пользоваться обычными, но только особенно прочными чемоданами, ящиками из тонких досок с крышками, а особенно брезентовыми и кожаными переметными сумами, наиболее удобными для мягкого инвентаря и продовольствия. Обычные мешки слишком легко промокают и рвутся и пригодны лишь для упаковки спальных мешков и пр. При езде на оленях пользуются специальными деревянными ларями, широко распространенными среди местного населения. Воду, масло, горючее и другие жидкости удобно перевозить в хорошо закрывающихся плоских бидонах из оцинкованного железа или алюминия. Для горючего удобны плоские бидоны (на 20 л) с герметическими крышками. Воду в пустынях рекомендуется перевозить в плоских дубовых бочках.