З. Разработка метода
Одновременно с разработкой программы исследования должны быть продуманы основные методические принципы предстоящей работы, — каким путем лучше всего можно осуществить намеченную тему.
В полевой экологии существует два основных направления работы; экспедиционный и стационарный. Между ними нет абсолютно резкой грани. Часто даже дальняя экспедиция сводится к длительной работе в одном или нескольких пунктах, т. е. почти к стационарным исследованиям. Наоборот, стационарная работа в каком-нибудь обширном районе часто требует дальних экскурсий. Но в собственном смысле слова экспедиционное исследование есть исследование маршрутное, имеющее целью более или менее детальное, а часто лишь рекогносцировочное обследование обширных территорий в течение сравнительно короткого периода времени. Очень редко имеют место повторные экспедиции в тот же район в последующие годы. Таким образом, экспедиционный метод носит в значительной мере экстенсивный характер. Он пригоден для эколого-фаунистических исследований, для предварительной ориентировки в местности, ее фауне и условиях обитания животных. Во время экспедиции, покрыв многие десятки и сотни километров, можно составить представление об общих закономерностях распределения животных в данный сезон и год. В этом кроются свои и положительные и отрицательные моменты. Положительные мы уже отметили, отрицательные — вытекают преимущественно из кратковременности поездки, не позволяющей детально изучить экологию животных и динамику их популяций в течение разных сезонов и за ряд лет. В экспедиции обычно значительная часть времени уходит не на практическую работу по теме, а на переезды. Например, С. Я. Соколов (1938), в применении к геоботаническим экспедициям, определяет их среднюю продолжительность в различных географических зонах Советского Союза равной 3—5 месяцам, но дальше совершенно справедливо пишет, что «в течение этого времени далеко не все дни являются днями собственно полевой работы: не говоря о днях отдыха, всегда значительная часть времени уходит на переезды, на добывание различных материалов в местных организациях, на приведение в порядок собранных экспедицией полевых материалов и т. д. В результате собственно полевых дней оказывается в среднем 15—20 в месяц.
При сочетании экспедиционных маршрутов с работой на опорных пунктах «коэффициент полезного действия» возрастает, но основные недостатки этим не устраняются. Отрицательным свойством экспедиций является также и то, что они сводятся исключительно к сбору материала, а вся обработка откладывается на камеральный период, тогда как при стационарной работе сбор материала, наблюдения в природе и их обработка все время перемежаются.
Поэтому естественно, что экспедиции являлись основным методом на первых этапах зоологического исследования нашей страны, когда основной упор делался на инвентаризацию фауны, когда нужно было охватить как можно более обширные области, в частности наши Далекие окраины. В этих отдаленных районах и сейчас еще часто приходится работать путем эпизодических, более или менее продолжительных выездов.
Но когда встала задача детального изучения жизни животных в различных условиях, когда мы подошли к исследованию динамики популяций, миграций животных, а тем более — к изучению биоценозов, тогда потребовались иные приемы. Экспедиции стали все более отходить на задний план, уступая ведущее место длительным, многолетним и круглогодичным стационарным исследованиям. В настоящее время стационарные исследования являются основным методом полевой экологии.
Стационарные исследования лишены многих недостатков экспедиций. Они позволяют с исчерпывающей полнотой и тщательностью изучить экологию вида или комплекса видов на фоне не только сезонного изменения условий существования, но и на протяжении ряда лет. Здесь возможна практическая реализация замечательной по своей глубине мысли, высказанной еще в 1852 году профессором Московского университета К. Рулье: «Вместо путешествий в отдаленные страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа — растения и животных, ее населяющих, в постепенном развитии и взаимно непрестанно перекрещивающихся отношениях организации и образа жизни, и ты для науки сделаешь несравненно более, нежели многие путешественники, издавшие великолепные описания и изображения собранных естественных произведений, которые часто имеют одно главнейшее значение для науки — указаний или вопросов на то, что остается сделать, что нужно изучить будущим деятелям в стройной органической связи. Полагаем задачей, достойной первого из первых ученых обществ, назначить следующую тему для ученого труда первейших ученых: «исследовать три вершка ближайшего к исследователю болота относительно растений и животных, и исследовать их в постепенном взаимном развитии организации и образа жизни посреди определенных условий».
Но стационарные зоологические исследования дадут наилучшие результаты лишь при использовании основного метода полевой экологии, каким является сравнительный эколого-географический. Этому методу посвящена наша специальная статья (Новиков, 1946), довольно подробно он излагается в книге Д. Н. Кашкарова (1945). Поэтому здесь мы отметим лишь основные положения.
Метод сравнения широко распространен во всех науках. Академик И. П. Павлов в своих советах молодым научным работникам писал: «Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты ... Но изучая, экспериментируя, наблюдая— старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов, пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законов, ими управляющих».
Велико значение сравнительных наблюдений и в полевой экологии. Без них не мыслится почти никакое экологическое исследование. Только путем сопоставления и анализа полученных сравнительных данных можно определить условия существования вида и действительно глубоко познать жизнь животных на фоне среды, в их борьбе за свое существование.
В экологии метод сравнения получил наименование эколого-географического. Это нужно понимать в широком смысле слова. Речь идет не только о сравнении экологических данных из разных географических районов или зон, но и о сопоставлении наблюдений в одной и той же местности, но в разное время дня, года, ряда лет, в различных биотопах, на разной высоте и экспозиции склонов в горах, при обильном и плохом урожае кормов, при благоприятных и неблагоприятных климатических условиях и т.д. и т.п. Путем подобных и многих иных сопоставлений ярко выступают специфические особенности изучаемого животного или жизненного процесса в данных условиях: защитные и кормовые ресурсы биотопов, их микроклимат, видовой состав фауны, численное соотношение видов, плотность популяции, динамика численности, сроки размножения, линьки и других сезонных явлений.
В упомянутых в начале главы работах содержится много наглядных примеров плодотворного применения сравнительного эколого-географического метода в практической работе. Мы позволим для иллюстрации более подробно изложить здесь только один: на Кольском полуострове численность глухарей колеблется год от года довольно сильно. Периоды «урожая» и хорошего промысла этого важного охотничье-промыслового объекта сменяются годами резкого падения численности и, одновременно, добычи.
Важно установить факторы, определяющие ту или иную численность глухаря, чтобы иметь возможность предугадывать заранее перспективы осеннего промысла. О. И. Семенов-Тян-Шанский (1938, 1947) в течение ряда лет изучал динамику глухаря в Лапландии. Им были собраны данные о изменениях процента молодых к общему числу добытых глухарей, как относительный показатель благосостояния популяции.
Рис. 1. Зависимость «урожаев» глухаря от температуры воздуха в июне на Кольском полуострове (из Семенова-Тян-Шанского).
Затем сделана попытка сопоставления данных о количестве молодых глухарей, т. е. «урожайности» их с температурными условиями в период насиживания и вывода птенцов. При этом были получены замечательные результаты. Как видно на прилагаемом графике (рис. 1), кривые численности молодых глухарей удивительно точно совпадают с кривыми средней температуры в июне. Вычисление коэфициентов корреляции между относительным числом молодых глухарей (т. е. интенсивностью размножения этого вида), средней температурой воздуха и средним минимумом по отдельным декадам уточнило первоначальный вывод и показало, что наибольший коэфициент корреляции наблюдается в первую декаду июня (со средней температурой он равен + 0,93 ± 0,05, а со средним минимумом г = + 0,85 ± 0,11). Это период, когда глухарки начинают насиживание. «Во время насиживания, — пишет Семенов-Тян-Шанский, — глухарка неизбежно покидает гнездо каждый день на некоторое время для кормежки, а также в экстренных случаях, для того, чтобы отвести подальше приблизившееся к гнезду животное. Кладка в это время, конечно, остывает. В случае теплой погоды это охлаждение яиц проходит без последствий, а при низкой температуре воздуха эмбрион погибает от холода». Из своих наблюдений Семенов-Тян-Шанский делает вывод, что «хороший «урожай» глухаря наблюдался в те годы, когда средняя температура первой декады июня была от + 8,0° до + 10,0°, а средний минимум — от + 3,0° до + 5,0°. «Неурожай» глухаря имел место в годы, когда средняя температура первой декады июня была ниже + 5,0°, а средний минимум — ниже + 1,0°».
Приведенный пример наглядно демонстрирует эффективность сравнительного экологического метода. Без сопоставления двух серий наблюдений за ряд лет Семенов-Тян-Шанский не смог бы сделать своего интересного обобщения, позволяющего еще весною предвидеть перспективы осеннего промысла и заготовок глухаря.
Хорошими образцами применения эколого-географического метода служат также статьи:
- Оглавление
- Предисловие
- Глава 1 общие организационно-методические указания
- 1. Значение методики
- 2. Этапы исследования
- 3. Подготовительный период а. Выбор темы
- Б. Разработка программы
- 1) Эколого-фаунистические обзоры,
- 2) Изучение экологии отдельных видов млекопитающих, птиц и гадов (аутэкологические темы),
- 3) Биоценотические исследования. В данной главе приводятся лишь краткие схемы программ, перечни основных пунктов без подробного разбора, поскольку этому посвящены последующие главы.
- В. Программа эколого-фаунистического обзора
- 2. Зоогеографический анализ видового состава. Принадлежность фауны к фаунистическому типу (зоогеографическому району). Относительное значение видов различного фаунистического происхождения.
- 3. Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной зоне жизни (географической зоне). В горных местностях — явление вертикальной зональности, смены зон жизни.
- 5. Основные черты экологии отдельных видов животных. Анализ фауны по жизненным формам (типы передвижения, гнездования или норения, питания и способов добывания пищи).
- Г. Программа аутэкологического изучения млекопитающих
- 1. Местообитания и распределение по территории.
- 2. Норы, логовища, временные убежища.
- 3. Питание.
- 4. Размножение.
- 5. Паразиты, болезни, враги и конкуренты.
- 6. Динамика численности.
- 7. Миграции и кочевки.
- 8. Повадки, движения, следы.
- 9. Сезонная жизнь.
- 10. Изменение волосяного покрова.
- 11. Значение для человека.
- Д. Программа аутэкологического изучения птиц
- 1. Отлет зимующих.
- 2. Прилет.
- 3. Пролет.
- 4. Период размножения,
- 5. Послегнездовый период и подготовка к отлету.
- 6. Отлет и осенний пролет.
- 7. Зимний период,
- 8. Питание.
- 9. Динамика численности.
- 10. Линька.
- Е. Программа аутэкологического изучения гадов
- 2. Распределение и местообитания.
- 3. Питание.
- 4. Размножение,
- 5. Динамика численности.
- 6. Поведение.
- Ж. Программа биоценотических исследований
- 1. Экологический анализ условий обитания животных в изучаемом биоценозе,
- 2. Видовой состав животных.
- 3. Разделение на биотопы.
- 4. Взаимоотношения на почве сообитания.
- 5. Трофоценотические отношения.
- 6. Суточный и сезонный циклы,
- 7. Структура животной части биоценоза
- 8. История и динамика биоценоза.
- З. Разработка метода
- 1)Фалькенштейн б. Ю. Некоторые эколого-географические закономерности динамики численности мышевидных грызунов. (Защита растений, № 18, 1939, стр. 3—15) и
- 2) Наумов н. П. И Фолитарек с. С. Географические особенности динамики численности мышевидных грызунов (Журнал общей биологии, т. VI, № 5, 1945, стр. 331—345).
- И. Календарный план
- 4. Дневники наблюдений
- 20.V.1947 Опушка 7 кв., по дороге к совхозу. Нашел почти совсем готовое гнездо. Липа, 6 м от земли, с сз стороны ствола, в узкой развилке. Самка собирает материал для внутренней выстилки.
- 5. Экспедиционное и экскурсионное оборудование и снаряжение а. Общие указания
- Б. Личное снаряжение
- В. Лагерное имущество
- Г. Способы передвижения и транспортные средства
- Д. Продовольствие
- 6. Вспомогательные средства работы а. Общие указания
- Б. Картирование
- Лес на Ворскле (ориг.): 1—Кормовые ходы. 2 — Глубокие ходы. 3 — Кучки земли. 4 — Дуб. 5 — Пни. 6 — Орешник. 7 — Полевой клен. 8 — Кусты липы.
- В. Научная зарисовка
- След правой передней лапы лисицы (по Формозову).
- Р ис. 16. Схематическая зарисовка расположения гнезда (ориг.).
- Г. Фотографирование
- Рис, 18, Схема прикрепления к фотоаппарату нитки для съемки на расстоянии (по Фалькенштейну),
- Р ис. 19. Штативодержатель (из Фалькенштейна).
- Основная справочная литература Общие программно-методические вопросы
- 3Верев м. Д. Программа-инструкция по изучению млекопитающих. Новосибирск, 1929, стр. 32.
- 3Атуловский м. Как самому изготовить туристское снаряжение. М., 1939.
- Картирование
- Фотографирование
- Сбор и первичная обработка коллекционного материала
- 1. Коллектирование гадов
- Р ис. 21. Шведская банка (ориг.).
- 2. Добывание птиц
- Р ис. 26. Как умерщвлять мелких птиц (ориг.).
- 3. Препаровка птиц
- Р ис. 27. Инструменты для препаровки: штангенциркуль, плоскогубцы, острогубцы, скальпели, ножницы, пинцет (но Холодковскому и Силантьеву).
- Длина хвоста (а — в), размах крыльев (а — о).
- Лицевая сторона этикетки
- Оборотная сторона этикетки
- Р ис. 31. Препаровка хвоста (по Бобринскому).
- 4. Сбор материала по биологии размножения и развития птиц
- Место для просверливания отверстия (из Рейхенова).
- 5. Добывание млекопитающих
- 6. Подготовка к препаровке млекопитающих
- 8. Препарирование крупных млекопитающих
- 3) Разрез вдоль всего хвоста до соединения его с основным продольным разрезом туловища, в обход анального отверстия (рис. 57).
- 9. Предварительная обработка скелета
- 10. Сохранение следов
- Основная справочная литература Общие руководства по коллектированию и препаровке наземных позвоночных.
- Коллектирование земноводных и пресмыкающихся.
- Коллектирование и препаровка птиц.
- Коллектирование и препаровка млекопитающих
- Добывание зверей и птиц
- Глава III приемы наблюдения и определения животных в природе
- 1. Приемы прямых наблюдении
- 2. Условия определения в природе птиц
- I группа: Песня вполне законченная, с определенным началом, серединой и концом, иногда довольно короткая (примеры — иволга, петух).
- II группа: Песня продолжительная, но не имеющая ни определенного начала, ни конца; иногда тянется довольно долго (примеры — жаворонок, канарейка).
- 3. Условия определения в природе млекопитающих
- 5. Наблюдение животных по следам
- Основная справочная литература
- Глава IV количественный учет наземных позвоночных
- 1. Количественный учет птиц а. Общие указания
- Б. Маршрутный учет
- В. Учет тетеревиных
- Г. Учет речных и прибрежных птиц
- Д. Учет хищных птиц
- Е. Учет на пробных площадках
- Ж. Учет водоплавающих
- З. Учет колониальных птиц
- И. Упрощенная методика учета птиц
- 2. Количественный учет млекопитающих а. Общие указания
- 1) Подсчетом животных путем прямых наблюдений на маршрутах, пробных площадках или местах скопления;
- 2) По следам;
- 3) Отловом.
- Б. Учет мышевидных млекопитающих
- В. Количественный учет сусликов и сурков
- Г. Количественный учет крота
- Д. Количественный учет ондатры и выхухоли
- Е. Количественный учет белки
- Ж. Количественный учет по следам
- З. Количественный учет зайца-беляка
- И. Количественный учет мелких хищников
- К. Количественный учет лисицы, песца, енотовидной собаки и волка
- Л. Количественный учет копытных
- 3. Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Основная справочная литература Общие вопросы количественного учета наземных позвоночных
- Количественный учет птиц.
- Количественный учет млекопитающих
- Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Глава 5 методика изучения экологии наземных позвоночных
- 1. Методика изучения питания
- А. Общие указания
- Б. Изучение питания птиц
- В. Изучение питания млекопитающих
- Г. Изучение питания хищных
- Д. Изучение питания грызунов
- Е. Изучение питания насекомоядных
- Ж. Изучение питания копытных
- З. Изучение минерального питания
- И. Изучение питания гадов
- К. Общая характеристика питания
- Л. Изучение трофоценотических связей
- 2. Методика изучения экологии размножения и динамики численности а. Общие указания
- Б. Изучение размножения мышевидных грызунов
- В. Изучение размножения белки
- Г. Изучение размножения зайцев
- Д. Изучение размножения хищников
- Е. Изучение размножения птиц
- 3. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих и птиц а. Общие указания
- Б. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих
- В. Изучение гнезд и дупел птиц
- 4. Изучение суточной жизни животных а. Общие указания
- 1) Изучение явления цикличности, соотношения периодов активности и покоя и ритмичности их смены в течение суток и
- 2) Изучение характера деятельности в периоды активности. Ниже мы остановимся преимущественно на первом вопросе, поскольку он более специфичен для данной проблемы.
- Б. Изучение суточного цикла птиц
- Р ис. 88. Кривая интенсивности пения вьюрка, пеночки-веснички и дрозда-белобровика и ход температуры воздуха на Кольском полуострове 12.VI.1937 г. (из Новикова).
- В. Изучение суточного цикла млекопитающих
- Г. Изучение суточного цикла гадов
- Д. Изучение суточных кочевок животных
- 5. Методика изучения сезонной жизни и миграции а. Общие указания
- Б. Изучение сезонных явлений
- В. Изучение миграций
- Основная справочная литература Питание
- Размножение и динамика численности
- Норы, логовища и гнезда
- Суточная жизнь
- Сезонная жизнь и миграции
- Глава 6 методика изучения среды обитания
- 1. Описание биотопов и местообитаний
- 2. Методика изучения защитных условий
- 3. Методика изучения микроклимата
- 1) Держать глаз на одном уровне с концом ртутного столбика;
- Р ис. 95. Термометр-пращ (из Кедроливанского).
- Рис,. 97. Установка термометра Савинова (из Кедроливанского).
- 4. Методика изучения кормовых ресурсов а. Общие указания
- Б. Изучение растительных кормовых ресурсов
- В. Изучение животных кормовых ресурсов
- Г. Изучение минеральных кормовых ресурсов
- 1. Водные источники»:
- 2. Сухие:
- 3. Смешанные солонцы (водные), около которых также поедается земля.
- 5. Изучение сукцессии
- Основная справочная литература Характеристика биотопов и местообитаний
- Изучение микроклимата
- Изучение кормовых ресурсов
- 3Аборовский е. П. Лесные культуры. М., 1928, стр. 367.
- Изучение сукцессии
- Заключение