1. Приемы прямых наблюдении
Коллектирование животных, на чем мы подробно останавливались в предыдущей главе, не является основой экологических исследований, а имеет, хотя и большое, но все-таки лишь вспомогательное значение. Основным методом эколога является наблюдение над живыми животными в природе и, отчасти, в неволе. Наблюдать диких животных далеко не всегда легко, так как часто они очень скрытны, ведут ночной образ жизни и нужно приложить много усилий для того, чтобы добиться своей цели и установить тот или иной факт. Умение наблюдать появляется не сразу, а в результате длительного, упорного труда и нужно обладать и терпением и большой любовью к делу изучения природы, чтобы стать настоящим натуралистом. В начале же этого пути к каждому могут быть отнесены слова Дересу Узала — знаменитого проводника путешественника В. К. Арсеньева: «Глаза у тебя есть, а посмотри — нету...»
Острая наблюдательность должна быть профессиональным качеством полевого эколога. Наблюдательность нужно воспитывать и непрестанно тренировать себя в этом отношении. При этом следует иметь в виду, что при изучении позвоночных животных приходится руководствоваться не только зрением, но и слухом, а при исследовании мелких птиц, умение понимать оттенки их голосов является совершенно обязательным.
Для наблюдения за дикими животными не требуется почти никакого специального оборудования, кроме бинокля и обычного полевого снаряжения, о котором говорилось раньше (фотоаппарат, записная книжка и пр.). Лишь в отдельных случаях, при изучении некоторых вопросов экологии и условий обитания животных, приходится прибегать к специальной аппаратуре и приборам (см. ниже).
Бинокль значительно облегчает работу. Удобнее всего полевой призматический бинокль с увеличением в 6— 8 крат. Не стоит стремиться приобрести более сильный бинокль, так как он слишком тяжел, велик и у него меньше поле зрения и светосила, что затрудняет отыскивание объекта (обычно очень подвижного) и препятствует работе при слабом освещении (в темном лесу, при пасмурной погоде и пр.). Призматические бинокли удобны также тем, что установка на фокус в них производится раздельно для каждого глаза и почти не требует изменения в зависимости от расстояния до объекта, что ускоряет работу. При выборе бинокля следует учитывать его вес и размеры, что во время дальних экскурсий имеет немаловажное значение. Бинокль должен иметь прочный футляр, ремешок для одевания на шею, защитную крышечку для окуляров (необходима при работе на дожде) и, желательно, фильтры, которые могут быть полезными на весенних экскурсиях, когда снег сильно слепит глаза. Вместо призматического бинокля можно пользоваться монокуляром, который хотя не дает рельефного изображения, но зато значительно легче и портативнее. Наконец, для наблюдения мелких птиц пригоден простой театральный бинокль с достаточной светосилой.
Начинающие зоологи нередко испытывают известные затруднения в пользовании призматическим биноклем, поэтому мы дадим краткие пояснения. Прежде всего, необходимо установить бинокль в соответствии с расстоянием между зрачками глаз. Обе трубки бинокля соединены между собой продольной осью, которая позволяет сближать и раздвигать их. Чтобы установить бинокль по глазам, сперва раздвигают трубки довольно широко и смотрят через окуляры на какой-нибудь удаленный предмет. Если поля зрения обеих половинок бинокля оказываются раздельными, тогда начинают постепенно сдвигать трубки, пока поля зрения не совместятся. По шкале у оси можно определить и запомнить нужное расположение трубок, а если бинокль находится в индивидуальном пользовании, то оставить его в раз установленном положении. После этого производится установка на фокус окуляров путем вращения их муфт. Сперва смотрят одним глазом, зажмурив другой, и добиваются максимальной резкости изображения, затем таким же образом наводят на фокус второй окуляр. При установке бинокля рекомендуется вращать окуляры из максимально выдвинутого положения. При этом резкость будет достигнута при фокусировке самого глаза на дальнее расстояние. Если сделать наоборот — глаз аккомодируется на близкое расстояние и будет видеть в бинокль столь же резко, но при большом утомлении. На трубке окуляра нанесена риска (черточка), а на муфте — ряд делений и цифр со значками плюс и минус, обозначающих числа диоптрий, вполне корректирующих зрение наблюдателя. Раз, определив, на каком делении получается наиболее резкое изображение, впоследствии, при пользовании любым биноклем данной системы, заранее ставят окуляры на нужное деление. Все это весьма ускоряет и облегчает пользование биноклем. На военных биноклях наносится дальномерная сетка, она может быть полезной и для научных целей, но на этом мы останавливаться не станем, отослав интересующихся к указанным в списке литературы книгам по топографии.
Наблюдения над дикими животными производятся или на экскурсиях, или путем подкарауливания, сидя на одном месте. Экскурсии могут быть обзорными и целевыми (тематическими). В первом случае экскурсия ведется по какому либо маршруту и материал собирается подряд, но обычно каждая вылазка имеет свою цель, то более, то менее широкую, но всегда вытекающую из общего плана и программы исследования и таким образом являющуюся очередным этапом его. Такими экскурсиями могут быть экскурсии для изучения видового состава отдельных биотопов, для наблюдения суточного цикла, сбора материала по питанию и т. п. Намечая ту или иную экскурсию, важно тщательно обдумать не только тему ее, но и наиболее благоприятный маршрут и время дня, сообразуясь при этом с особенностями экологии животного и его поведением в зависимости от сезона и погоды.
Экскурсия в природу отнюдь не является простой прогулкой по лесу или полям, как думают многие не зоологи и некоторые начинающие натуралисты, она требует постоянной и большой настороженности, внимания, мгновенной реакции на каждый самый незначительный звук, шорох, шелест, движение в траве или кустах. Если при этом учесть необходимость преодоления разнообразных препятствий на пути, трудности передвижения и иные неблагоприятные условия, характерные для всякой полевой работы и неизвестные лабораторному исследователю, то тогда станет ясным, что зоологическая экскурсия действительно является нелегким делом и требует выносливости и привычки. Она значительно труднее экскурсий ботаников или геологов, так как им не приходится маскироваться, подкрадываться, подползать, чтобы увидеть свой объект изучения, зоолог же всегда должен быть начеку и как военный разведчик уметь видеть все и оставаться незамеченным. Поэтому на экскурсиях нельзя громко разговаривать, шуметь, курить, делать резкие движения, а надо стараться идти медленно (2—3 км в час), бесшумно, все время озираясь и прислушиваясь, в случае необходимости моментально замирая на месте. В лесах с обильной подстилкой из опавших листьев и веток, которые очень шуршат, надо соблюдать особенную осторожность и, по возможности, передвигаться по тропинкам, как это делают многие хищные звери.
Важно первому заметить зверя или птицу, ибо тогда можно подкрасться очень близко. При этом иногда целесообразно в первый момент не останавливаться, а идти дальше, делая вид, словно не заметил животное, тогда оно не так пугается. При скрадывании животного самое важное не делать никаких резких движений, подвигаться постепенно, пользуясь моментами, когда животное чем-нибудь занято и не прямо на него, а стороной. При скрадывании зверей нужно внимательно следить за направлением ветра, ибо млекопитающие руководствуются преимущественно обонянием, а затем слухом.
При соблюдении всех этих условий, удается подойти даже к крупному осторожному зверю или птице очень близко, настолько, что можно их фотографировать и наблюдать без бинокля.
Каждое произведенное наблюдение нужно сразу же записывать в полевой дневничок, чтобы не забыть какие-нибудь интересные детали, что часто происходит при обилии впечатлений даже с опытными натуралистами.
Наряду с экскурсиями, очень интересные результаты дает второй способ — подкарауливание. При умелом выборе места и времени наблюдения оно позволяет познакомиться с самыми сокровенными сторонами жизни диких животных и получить интереснейшие данные об их экологии и поведении. Даже во время экскурсий следует от времени до времени останавливаться, чтобы немного понаблюдать в интересном месте, а не беспрерывно идти.
О собенно полезно устраивать засады около гнезд, нор; на местах кормежки; около водопоев и купалок; у солонцов; на берегах озер и рек, где боровая дичь собирает гальку; на тропах, путях переходов, перелетов или на местах остановок во время миграций.
Рис. 61. Наблюдательный пункт около точка (из Промптова).
Как экскурсии, так и подкарауливание лучше всего проводить пораньше утром или вечером.
Подкарауливание даст еще большие результаты, если применить тот или иной способ приваживания, подманивания животных — на пищу, голос и т. д. Простейшим примером этого является устройство кормовых столиков для мелких зимующих птиц или точков для пролетных (рис. 61), около которых можно сделать массу интереснейших наблюдений. Но метод подкармливания применим и для зверей — копытных и даже хищников, на чем основано добывание медведей, волков, лисиц и др. у привады.
Кроме выкладывания пищи, можно устраивать искусственные солонцы, которые привлекают к себе не только копытных, но и других зверей, включая белок, как показали наблюдения Ю. Салмина в Сихотэ-Алиньском заповеднике. В Кавказском заповеднике солонцы закладывались в небольших деревянных срубах, в ямках глубиною. До 30—40 см или корытах, куда насыпалась поваренная соль, перемешанная с землей (Насимович, 1938).
Для наблюдения за мелкими птицами летом и в сухих местностях применяют купалки и поилки, наполняя водой вкопанные в землю железные ванночки или просто западины.
Подманивание на голос хорошо известно охотникам и птицеловам, пользующимся не только свистом или иными способами звукоподражания, но и специальными манками или пищиками и манными птицами. Обладая минимальным музыкальным слухом, не составляет труда подманить весною кукушку, иволгу и других птиц с несложными по строю голосами. Не обязательно пытаться копировать песню, часто достаточно бывает умения воспроизвести позывные крики, чем, например, пользуются птицеловы. Дятлы в большинстве случаев хорошо подманиваются на стук палкой по сухому дереву или стрелянной гильзой по прикладу ружья. При ловле певчих птиц и при охоте на уток применяются манные, о чем говорилось в предыдущей главе. Этот прием может быть с успехом использован и для целей наблюдения.
Рябчики и утки подманиваются с помощью специальных пищиков, которые можно сделать самому или приобрести в охотничьем магазине. Особые пищики применяются для лисиц (подражание голосу зайца) и косуль.
Некоторых мелких птиц можно привлекать с помощью искусственных гнездовий — дуплянок, скворешен, посадкой защитных кустарников и т. д., как это делается в целях их охраны. Ниже мы приведем описание скворешника с стеклянной стенкой, применявшегося А. Н. Промптовым.
Независимо от способа подкарауливания следует соблюдать некоторые общие правила и тем строже им следовать, чем осторожнее объект наблюдения. Прежде всего, нужно маскироваться. Очень немногие животные позволяют наблюдать их в открытую, обычно приходится прятаться куда-нибудь в кусты или в высокую траву, а нередко предварительно строить специальное укрытие — шалаш, траншею или яму, вкапывать в сыром месте в землю бочку, делать «закустовку» на лодке или челноке, устраивать помост («лабаз») на дереве около солонца или норы хищника. Это искусственное сооружение должно совершенно сливаться с окружающей местностью и не вызывать подозрений у животного. Оно не может быть слишком просторным, но должно все-таки делаться так, чтобы обеспечивать некоторые минимальные удобства для наблюдателя, особенно нужно подумать о месте для ног, чтобы они не затекали, иначе человек не вытерпит и начнет шевелиться, а это, обычно получается в самый неподходящий момент. Из наблюдательного пункта должен быть хороший обзор во все стороны, мешающие стебли, ветки следует аккуратно отогнуть или срезать (но тогда обязательно убрать прочь, а не бросать на месте).
Ю. М. Ралль (1947) рекомендует пользоваться небольшим фанерным щитком с отверстиями, куда вставляются объективы бинокля. Щиток окрашивается в зеленовато-бурые пятна и полосы и укрепляется на заостренном колышке. При наблюдении из окопа щиток хорошо маскирует голову наблюдателя, а на ровном месте можно быстро лечь на землю, вытянуть туловище и ноги, а голову заслонить щитком и стать незаметным для животного. С помощью щитка Раллю удавалось в горах Тянь-Шаня наблюдать даже барса!
При наблюдении за крупными и осторожными животными, нужно приходить на место заранее, пока они еще спят или не появились (на солонцы или приваду). Вспугнув животное один раз, можно погубить всю последующую работу. Иногда прибегают к специальным ухищрениям, чтобы обмануть бдительность животного (см., например, ниже, на стр. 348 описание приемов, применявшихся М. Д. Зверевым при изучении гнездовой жизни орлов-могильников и вполне пригодных для наблюдения за другими хищными птицами, гнездящимися в лесу).
Само собой разумеется, что в «засидке» нельзя ни курить, ни разговаривать, а нужно соблюдать полнейшую тишину.
- Оглавление
- Предисловие
- Глава 1 общие организационно-методические указания
- 1. Значение методики
- 2. Этапы исследования
- 3. Подготовительный период а. Выбор темы
- Б. Разработка программы
- 1) Эколого-фаунистические обзоры,
- 2) Изучение экологии отдельных видов млекопитающих, птиц и гадов (аутэкологические темы),
- 3) Биоценотические исследования. В данной главе приводятся лишь краткие схемы программ, перечни основных пунктов без подробного разбора, поскольку этому посвящены последующие главы.
- В. Программа эколого-фаунистического обзора
- 2. Зоогеографический анализ видового состава. Принадлежность фауны к фаунистическому типу (зоогеографическому району). Относительное значение видов различного фаунистического происхождения.
- 3. Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной зоне жизни (географической зоне). В горных местностях — явление вертикальной зональности, смены зон жизни.
- 5. Основные черты экологии отдельных видов животных. Анализ фауны по жизненным формам (типы передвижения, гнездования или норения, питания и способов добывания пищи).
- Г. Программа аутэкологического изучения млекопитающих
- 1. Местообитания и распределение по территории.
- 2. Норы, логовища, временные убежища.
- 3. Питание.
- 4. Размножение.
- 5. Паразиты, болезни, враги и конкуренты.
- 6. Динамика численности.
- 7. Миграции и кочевки.
- 8. Повадки, движения, следы.
- 9. Сезонная жизнь.
- 10. Изменение волосяного покрова.
- 11. Значение для человека.
- Д. Программа аутэкологического изучения птиц
- 1. Отлет зимующих.
- 2. Прилет.
- 3. Пролет.
- 4. Период размножения,
- 5. Послегнездовый период и подготовка к отлету.
- 6. Отлет и осенний пролет.
- 7. Зимний период,
- 8. Питание.
- 9. Динамика численности.
- 10. Линька.
- Е. Программа аутэкологического изучения гадов
- 2. Распределение и местообитания.
- 3. Питание.
- 4. Размножение,
- 5. Динамика численности.
- 6. Поведение.
- Ж. Программа биоценотических исследований
- 1. Экологический анализ условий обитания животных в изучаемом биоценозе,
- 2. Видовой состав животных.
- 3. Разделение на биотопы.
- 4. Взаимоотношения на почве сообитания.
- 5. Трофоценотические отношения.
- 6. Суточный и сезонный циклы,
- 7. Структура животной части биоценоза
- 8. История и динамика биоценоза.
- З. Разработка метода
- 1)Фалькенштейн б. Ю. Некоторые эколого-географические закономерности динамики численности мышевидных грызунов. (Защита растений, № 18, 1939, стр. 3—15) и
- 2) Наумов н. П. И Фолитарек с. С. Географические особенности динамики численности мышевидных грызунов (Журнал общей биологии, т. VI, № 5, 1945, стр. 331—345).
- И. Календарный план
- 4. Дневники наблюдений
- 20.V.1947 Опушка 7 кв., по дороге к совхозу. Нашел почти совсем готовое гнездо. Липа, 6 м от земли, с сз стороны ствола, в узкой развилке. Самка собирает материал для внутренней выстилки.
- 5. Экспедиционное и экскурсионное оборудование и снаряжение а. Общие указания
- Б. Личное снаряжение
- В. Лагерное имущество
- Г. Способы передвижения и транспортные средства
- Д. Продовольствие
- 6. Вспомогательные средства работы а. Общие указания
- Б. Картирование
- Лес на Ворскле (ориг.): 1—Кормовые ходы. 2 — Глубокие ходы. 3 — Кучки земли. 4 — Дуб. 5 — Пни. 6 — Орешник. 7 — Полевой клен. 8 — Кусты липы.
- В. Научная зарисовка
- След правой передней лапы лисицы (по Формозову).
- Р ис. 16. Схематическая зарисовка расположения гнезда (ориг.).
- Г. Фотографирование
- Рис, 18, Схема прикрепления к фотоаппарату нитки для съемки на расстоянии (по Фалькенштейну),
- Р ис. 19. Штативодержатель (из Фалькенштейна).
- Основная справочная литература Общие программно-методические вопросы
- 3Верев м. Д. Программа-инструкция по изучению млекопитающих. Новосибирск, 1929, стр. 32.
- 3Атуловский м. Как самому изготовить туристское снаряжение. М., 1939.
- Картирование
- Фотографирование
- Сбор и первичная обработка коллекционного материала
- 1. Коллектирование гадов
- Р ис. 21. Шведская банка (ориг.).
- 2. Добывание птиц
- Р ис. 26. Как умерщвлять мелких птиц (ориг.).
- 3. Препаровка птиц
- Р ис. 27. Инструменты для препаровки: штангенциркуль, плоскогубцы, острогубцы, скальпели, ножницы, пинцет (но Холодковскому и Силантьеву).
- Длина хвоста (а — в), размах крыльев (а — о).
- Лицевая сторона этикетки
- Оборотная сторона этикетки
- Р ис. 31. Препаровка хвоста (по Бобринскому).
- 4. Сбор материала по биологии размножения и развития птиц
- Место для просверливания отверстия (из Рейхенова).
- 5. Добывание млекопитающих
- 6. Подготовка к препаровке млекопитающих
- 8. Препарирование крупных млекопитающих
- 3) Разрез вдоль всего хвоста до соединения его с основным продольным разрезом туловища, в обход анального отверстия (рис. 57).
- 9. Предварительная обработка скелета
- 10. Сохранение следов
- Основная справочная литература Общие руководства по коллектированию и препаровке наземных позвоночных.
- Коллектирование земноводных и пресмыкающихся.
- Коллектирование и препаровка птиц.
- Коллектирование и препаровка млекопитающих
- Добывание зверей и птиц
- Глава III приемы наблюдения и определения животных в природе
- 1. Приемы прямых наблюдении
- 2. Условия определения в природе птиц
- I группа: Песня вполне законченная, с определенным началом, серединой и концом, иногда довольно короткая (примеры — иволга, петух).
- II группа: Песня продолжительная, но не имеющая ни определенного начала, ни конца; иногда тянется довольно долго (примеры — жаворонок, канарейка).
- 3. Условия определения в природе млекопитающих
- 5. Наблюдение животных по следам
- Основная справочная литература
- Глава IV количественный учет наземных позвоночных
- 1. Количественный учет птиц а. Общие указания
- Б. Маршрутный учет
- В. Учет тетеревиных
- Г. Учет речных и прибрежных птиц
- Д. Учет хищных птиц
- Е. Учет на пробных площадках
- Ж. Учет водоплавающих
- З. Учет колониальных птиц
- И. Упрощенная методика учета птиц
- 2. Количественный учет млекопитающих а. Общие указания
- 1) Подсчетом животных путем прямых наблюдений на маршрутах, пробных площадках или местах скопления;
- 2) По следам;
- 3) Отловом.
- Б. Учет мышевидных млекопитающих
- В. Количественный учет сусликов и сурков
- Г. Количественный учет крота
- Д. Количественный учет ондатры и выхухоли
- Е. Количественный учет белки
- Ж. Количественный учет по следам
- З. Количественный учет зайца-беляка
- И. Количественный учет мелких хищников
- К. Количественный учет лисицы, песца, енотовидной собаки и волка
- Л. Количественный учет копытных
- 3. Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Основная справочная литература Общие вопросы количественного учета наземных позвоночных
- Количественный учет птиц.
- Количественный учет млекопитающих
- Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Глава 5 методика изучения экологии наземных позвоночных
- 1. Методика изучения питания
- А. Общие указания
- Б. Изучение питания птиц
- В. Изучение питания млекопитающих
- Г. Изучение питания хищных
- Д. Изучение питания грызунов
- Е. Изучение питания насекомоядных
- Ж. Изучение питания копытных
- З. Изучение минерального питания
- И. Изучение питания гадов
- К. Общая характеристика питания
- Л. Изучение трофоценотических связей
- 2. Методика изучения экологии размножения и динамики численности а. Общие указания
- Б. Изучение размножения мышевидных грызунов
- В. Изучение размножения белки
- Г. Изучение размножения зайцев
- Д. Изучение размножения хищников
- Е. Изучение размножения птиц
- 3. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих и птиц а. Общие указания
- Б. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих
- В. Изучение гнезд и дупел птиц
- 4. Изучение суточной жизни животных а. Общие указания
- 1) Изучение явления цикличности, соотношения периодов активности и покоя и ритмичности их смены в течение суток и
- 2) Изучение характера деятельности в периоды активности. Ниже мы остановимся преимущественно на первом вопросе, поскольку он более специфичен для данной проблемы.
- Б. Изучение суточного цикла птиц
- Р ис. 88. Кривая интенсивности пения вьюрка, пеночки-веснички и дрозда-белобровика и ход температуры воздуха на Кольском полуострове 12.VI.1937 г. (из Новикова).
- В. Изучение суточного цикла млекопитающих
- Г. Изучение суточного цикла гадов
- Д. Изучение суточных кочевок животных
- 5. Методика изучения сезонной жизни и миграции а. Общие указания
- Б. Изучение сезонных явлений
- В. Изучение миграций
- Основная справочная литература Питание
- Размножение и динамика численности
- Норы, логовища и гнезда
- Суточная жизнь
- Сезонная жизнь и миграции
- Глава 6 методика изучения среды обитания
- 1. Описание биотопов и местообитаний
- 2. Методика изучения защитных условий
- 3. Методика изучения микроклимата
- 1) Держать глаз на одном уровне с концом ртутного столбика;
- Р ис. 95. Термометр-пращ (из Кедроливанского).
- Рис,. 97. Установка термометра Савинова (из Кедроливанского).
- 4. Методика изучения кормовых ресурсов а. Общие указания
- Б. Изучение растительных кормовых ресурсов
- В. Изучение животных кормовых ресурсов
- Г. Изучение минеральных кормовых ресурсов
- 1. Водные источники»:
- 2. Сухие:
- 3. Смешанные солонцы (водные), около которых также поедается земля.
- 5. Изучение сукцессии
- Основная справочная литература Характеристика биотопов и местообитаний
- Изучение микроклимата
- Изучение кормовых ресурсов
- 3Аборовский е. П. Лесные культуры. М., 1928, стр. 367.
- Изучение сукцессии
- Заключение