Заключение
В распоряжении современного эколога имеется большое количество разнообразных приемов исследования животных в их естественном окружении, что позволяет разрешать весьма сложные и ответственные задачи. За последние годы усовершенствовалась методика прямых наблюдений — этого основного орудия натуралиста. Значительное развитие получила количественная характеристика явлений. Созданы различные приборы и инструменты для изучения среды обитания и поведения животных, получающие все большее применение не только в лабораториях, но и при полевых исследованиях. Сделаны важные шаги в деле развития экспериментального метода в полевой экологии. Наконец, что особенно важно, в руки экологам дана правильная материалистическая теория — учение Мичурина — Лысенко — глубоко освещающая сущность биологических процессов и дающая руководящие идеи для организации исследований по экологии животных в целях еще более активной перестройки природы. Непосредственное участие экологов в осуществлении планов реконструкции фауны важно не только в том отношении, что этим они приносят практическую пользу делу строительства коммунизма в нашей стране, но и потому, что тесная связь с запросами жизни оплодотворяет теорию, придает ей целеустремленность, способствует углублению исследований, значительно ускоряет развитие экологии как науки. Не случайно, как уже подчеркивалось в начале книги, что наиболее теоретически ценные исследования были проведены в связи с работами по обогащению промысловой фауны, рационализации охотничьего промысла, в связи с борьбой с вредителями сельского и лесного хозяйства и с переносчиками инфекционных заболеваний человека и домашних животных, — словом, при решении тех или иных сугубо практических задач.
В таком направлении должны развиваться исследования по экологии позвоночных животных и в дальнейшем. Но дело не только в изучении в первую очередь видов и вопросов, имеющих практическое значение, ибо и в этом случае работа может принять чисто академический характер, а в правильной целеустремленности ее. Нужно стремиться к тому, чтобы каждая работа приводила к практическим результатам, уже проверенным в процессе исследования, чтобы эколог сам принимал непосредственное участие в их применении в соответствующей отрасли народного хозяйства. Но отсюда возникает неотложная необходимость усиления в методике полевых исследований моментов активного вмешательства в жизненные процессы вместо прежнего созерцательного подхода к природе.
Все эти вопросы требуют тем более срочного разрешения, что перед советскими экологами встали исключительные по своему народнохозяйственному значению проблемы, вытекающие из реализации последних постановлений партии и правительства в области сельского хозяйства.
Это прежде всего касается творческого участия в осуществлении сталинского плана преобразования природы степной и лесостепной зон.
Массовое полезащитное лесоразведение, внедрение травопольных севооборотов и строительство водоемов со временем приведет к коренным изменениям в видовом составе, численности и экологии животных, а, следовательно, и к изменению их значения в жизни человека. Появятся новые виды, некоторые исчезнут, станет иным численное соотношение видов, их распределение по территории, отдельные стороны экологии, динамика численности и т. д. Лесные полосы привлекут не только полезных, но и вредных животных, которые станут повреждать и посадки и прилегающие к ним поля. Не следует забывать, что, по мнению известного лесного энтомолога И. Я.
Шевырева, одним из основных препятствий степному лесоразведению являются вредители, и мы должны быть во всеоружии, чтобы предупредить эту опасность.
Для того чтобы предвидеть все возможные результаты реализации плана переделки природы, нужно развернуть детальные стационарные исследования не только в местах проектируемых лесных полос, но, что особенно важно, в уже существующих, равно как на межполосных полях и в естественных южных лесных массивах, чтобы там почерпнуть все необходимые данные для составления дальнейших прогнозов.
Изложенного выше материала достаточно для осуществления такого рода исследований. Следует только дополнительно подчеркнуть некоторые специальные вопросы, на которые нужно обратить особое внимание. Это, прежде всего, выработка наиболее простых и эффективных способов охраны и привлечения полезных птиц при помощи развески искусственных гнездовий и путем лесокультурных мероприятий (подстрижка кустарников и пр.), что в южных районах осложняется недостатком досок для скворечников и требует поисков заменителей (гончарные изделия, плотные маты из соломы или камыша и т. п.). Необходимо научно обосновать нормы количества дуплянок на единицу площади в различных насаждениях для получения максимальных концентраций полезных птиц. Но одновременно встанет вопрос о более эффективных мерах борьбы с воробьями, не только наносящими огромный вред полям и древесным питомникам, но и вытесняющими из лесных полос полезных насекомоядных птиц. Особое внимание должно быть уделено хищным птицам (а в некоторых районах даже грачам) — способам их привлечения для гнездования в искусственных гнездах в рослых насаждениях и для охоты на грызунов в еще молодых посадках (путем расстановки шестов с перекладинами и т. д.). Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор в некоторых районах не выяснено экономическое значение грача, сороки, диких голубей, жаворонков и других птиц, что определяет необходимость организации соответствующих исследований и не только путем анализа содержимого желудков, но и наблюдений в природе.
Еще большие задачи стоят в области изучения млекопитающих, ибо в этом отношении экологами сделано крайне мало. Между тем, значительная часть лесостепных и степных млекопитающих является вредителями полей или лесных посадок, особенно пока они еще не подросли. В тщательном изучении нуждается состав териофауны лесных полос различной конструкции и возраста и межполосных полей, а также реакция различных видов на создание полезащитных лесонасаждений и введение травопольных севооборотов. Очень важно выяснение особенностей экологии грызунов и хищников в системах лесных полос и характера динамики их численности в связи с лесокультурными и агротехническими мероприятиями в целях разработки рациональных методов охраны полей и насаждений. Специального внимания заслуживают экология и вредная деятельность зайца-русака и выработка действенных способов защиты от него деревьев и кустарников.
При работах по полезащитному лесоразведению нельзя упускать из вида еще один аспект проблемы — значение позвоночных животных в передаче различных заболеваний человека и животных. Между тем и в этом отношении могут встать весьма серьезные вопросы, поскольку произойдут глубокие изменения в условиях обитания и в экологии животных; лесокультурные мероприятия захватят ранее почти пустынные местности и т. д.
Серьезные задачи перед экологами ставит также «Трехлетний план развития животноводства», поскольку в нем во всей широте отражены задачи улучшения естественных пастбищ, повышения урожайности кормовых культур, усиления борьбы с заболеваниями домашнего скота. Как в специальных исследованиях, так и в настоящей книге наглядно показано значение ряда позвоночных животных, особенно грызунов и крота, для пастбищ. Общеизвестна роль грызунов и некоторых других млекопитающих как вредителей кормовых культур и переносчиков инфекционных заболеваний домашних животных. План развития животноводства диктует необходимость особого внимания к этой стороне деятельности наземных позвоночных животных.
Наряду с этими новыми, исключительно важными проблемами, перед советскими экологами по прежнему стоят задачи расширения работ по обогащению промысловой фауны, рационализации охотничьего промысла, охране природы и т. п.
Жизнь непрерывно идет вперед, выдвигая перед советскими учеными все новые и новые задачи. Активное участие в решении их — залог дальнейшего развития советской экологии, совершенствования ее методов, ее методики и техники. Это дело всех советских экологов, как и настоящая книга есть результат труда не столько одного автора, сколько большого коллектива специалистов, посвятивших себя трудному, но завлекательному и жизненно важному делу изучения экологии наземных позвоночных животных в целях подчинения их нуждам социалистического общества.
Выпуская в свет нашу «Методику», мы рассматриваем ее лишь как первый шаг, призванный привлечь внимание специалистов к вопросам разработки методики полевых исследований и помочь молодым научным работникам в овладении опытом, накопленным за последние десятилетия нашими отечественными учеными.
- Оглавление
- Предисловие
- Глава 1 общие организационно-методические указания
- 1. Значение методики
- 2. Этапы исследования
- 3. Подготовительный период а. Выбор темы
- Б. Разработка программы
- 1) Эколого-фаунистические обзоры,
- 2) Изучение экологии отдельных видов млекопитающих, птиц и гадов (аутэкологические темы),
- 3) Биоценотические исследования. В данной главе приводятся лишь краткие схемы программ, перечни основных пунктов без подробного разбора, поскольку этому посвящены последующие главы.
- В. Программа эколого-фаунистического обзора
- 2. Зоогеографический анализ видового состава. Принадлежность фауны к фаунистическому типу (зоогеографическому району). Относительное значение видов различного фаунистического происхождения.
- 3. Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной зоне жизни (географической зоне). В горных местностях — явление вертикальной зональности, смены зон жизни.
- 5. Основные черты экологии отдельных видов животных. Анализ фауны по жизненным формам (типы передвижения, гнездования или норения, питания и способов добывания пищи).
- Г. Программа аутэкологического изучения млекопитающих
- 1. Местообитания и распределение по территории.
- 2. Норы, логовища, временные убежища.
- 3. Питание.
- 4. Размножение.
- 5. Паразиты, болезни, враги и конкуренты.
- 6. Динамика численности.
- 7. Миграции и кочевки.
- 8. Повадки, движения, следы.
- 9. Сезонная жизнь.
- 10. Изменение волосяного покрова.
- 11. Значение для человека.
- Д. Программа аутэкологического изучения птиц
- 1. Отлет зимующих.
- 2. Прилет.
- 3. Пролет.
- 4. Период размножения,
- 5. Послегнездовый период и подготовка к отлету.
- 6. Отлет и осенний пролет.
- 7. Зимний период,
- 8. Питание.
- 9. Динамика численности.
- 10. Линька.
- Е. Программа аутэкологического изучения гадов
- 2. Распределение и местообитания.
- 3. Питание.
- 4. Размножение,
- 5. Динамика численности.
- 6. Поведение.
- Ж. Программа биоценотических исследований
- 1. Экологический анализ условий обитания животных в изучаемом биоценозе,
- 2. Видовой состав животных.
- 3. Разделение на биотопы.
- 4. Взаимоотношения на почве сообитания.
- 5. Трофоценотические отношения.
- 6. Суточный и сезонный циклы,
- 7. Структура животной части биоценоза
- 8. История и динамика биоценоза.
- З. Разработка метода
- 1)Фалькенштейн б. Ю. Некоторые эколого-географические закономерности динамики численности мышевидных грызунов. (Защита растений, № 18, 1939, стр. 3—15) и
- 2) Наумов н. П. И Фолитарек с. С. Географические особенности динамики численности мышевидных грызунов (Журнал общей биологии, т. VI, № 5, 1945, стр. 331—345).
- И. Календарный план
- 4. Дневники наблюдений
- 20.V.1947 Опушка 7 кв., по дороге к совхозу. Нашел почти совсем готовое гнездо. Липа, 6 м от земли, с сз стороны ствола, в узкой развилке. Самка собирает материал для внутренней выстилки.
- 5. Экспедиционное и экскурсионное оборудование и снаряжение а. Общие указания
- Б. Личное снаряжение
- В. Лагерное имущество
- Г. Способы передвижения и транспортные средства
- Д. Продовольствие
- 6. Вспомогательные средства работы а. Общие указания
- Б. Картирование
- Лес на Ворскле (ориг.): 1—Кормовые ходы. 2 — Глубокие ходы. 3 — Кучки земли. 4 — Дуб. 5 — Пни. 6 — Орешник. 7 — Полевой клен. 8 — Кусты липы.
- В. Научная зарисовка
- След правой передней лапы лисицы (по Формозову).
- Р ис. 16. Схематическая зарисовка расположения гнезда (ориг.).
- Г. Фотографирование
- Рис, 18, Схема прикрепления к фотоаппарату нитки для съемки на расстоянии (по Фалькенштейну),
- Р ис. 19. Штативодержатель (из Фалькенштейна).
- Основная справочная литература Общие программно-методические вопросы
- 3Верев м. Д. Программа-инструкция по изучению млекопитающих. Новосибирск, 1929, стр. 32.
- 3Атуловский м. Как самому изготовить туристское снаряжение. М., 1939.
- Картирование
- Фотографирование
- Сбор и первичная обработка коллекционного материала
- 1. Коллектирование гадов
- Р ис. 21. Шведская банка (ориг.).
- 2. Добывание птиц
- Р ис. 26. Как умерщвлять мелких птиц (ориг.).
- 3. Препаровка птиц
- Р ис. 27. Инструменты для препаровки: штангенциркуль, плоскогубцы, острогубцы, скальпели, ножницы, пинцет (но Холодковскому и Силантьеву).
- Длина хвоста (а — в), размах крыльев (а — о).
- Лицевая сторона этикетки
- Оборотная сторона этикетки
- Р ис. 31. Препаровка хвоста (по Бобринскому).
- 4. Сбор материала по биологии размножения и развития птиц
- Место для просверливания отверстия (из Рейхенова).
- 5. Добывание млекопитающих
- 6. Подготовка к препаровке млекопитающих
- 8. Препарирование крупных млекопитающих
- 3) Разрез вдоль всего хвоста до соединения его с основным продольным разрезом туловища, в обход анального отверстия (рис. 57).
- 9. Предварительная обработка скелета
- 10. Сохранение следов
- Основная справочная литература Общие руководства по коллектированию и препаровке наземных позвоночных.
- Коллектирование земноводных и пресмыкающихся.
- Коллектирование и препаровка птиц.
- Коллектирование и препаровка млекопитающих
- Добывание зверей и птиц
- Глава III приемы наблюдения и определения животных в природе
- 1. Приемы прямых наблюдении
- 2. Условия определения в природе птиц
- I группа: Песня вполне законченная, с определенным началом, серединой и концом, иногда довольно короткая (примеры — иволга, петух).
- II группа: Песня продолжительная, но не имеющая ни определенного начала, ни конца; иногда тянется довольно долго (примеры — жаворонок, канарейка).
- 3. Условия определения в природе млекопитающих
- 5. Наблюдение животных по следам
- Основная справочная литература
- Глава IV количественный учет наземных позвоночных
- 1. Количественный учет птиц а. Общие указания
- Б. Маршрутный учет
- В. Учет тетеревиных
- Г. Учет речных и прибрежных птиц
- Д. Учет хищных птиц
- Е. Учет на пробных площадках
- Ж. Учет водоплавающих
- З. Учет колониальных птиц
- И. Упрощенная методика учета птиц
- 2. Количественный учет млекопитающих а. Общие указания
- 1) Подсчетом животных путем прямых наблюдений на маршрутах, пробных площадках или местах скопления;
- 2) По следам;
- 3) Отловом.
- Б. Учет мышевидных млекопитающих
- В. Количественный учет сусликов и сурков
- Г. Количественный учет крота
- Д. Количественный учет ондатры и выхухоли
- Е. Количественный учет белки
- Ж. Количественный учет по следам
- З. Количественный учет зайца-беляка
- И. Количественный учет мелких хищников
- К. Количественный учет лисицы, песца, енотовидной собаки и волка
- Л. Количественный учет копытных
- 3. Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Основная справочная литература Общие вопросы количественного учета наземных позвоночных
- Количественный учет птиц.
- Количественный учет млекопитающих
- Количественный учет земноводных и пресмыкающихся
- Глава 5 методика изучения экологии наземных позвоночных
- 1. Методика изучения питания
- А. Общие указания
- Б. Изучение питания птиц
- В. Изучение питания млекопитающих
- Г. Изучение питания хищных
- Д. Изучение питания грызунов
- Е. Изучение питания насекомоядных
- Ж. Изучение питания копытных
- З. Изучение минерального питания
- И. Изучение питания гадов
- К. Общая характеристика питания
- Л. Изучение трофоценотических связей
- 2. Методика изучения экологии размножения и динамики численности а. Общие указания
- Б. Изучение размножения мышевидных грызунов
- В. Изучение размножения белки
- Г. Изучение размножения зайцев
- Д. Изучение размножения хищников
- Е. Изучение размножения птиц
- 3. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих и птиц а. Общие указания
- Б. Изучение нор, гнезд и логовищ млекопитающих
- В. Изучение гнезд и дупел птиц
- 4. Изучение суточной жизни животных а. Общие указания
- 1) Изучение явления цикличности, соотношения периодов активности и покоя и ритмичности их смены в течение суток и
- 2) Изучение характера деятельности в периоды активности. Ниже мы остановимся преимущественно на первом вопросе, поскольку он более специфичен для данной проблемы.
- Б. Изучение суточного цикла птиц
- Р ис. 88. Кривая интенсивности пения вьюрка, пеночки-веснички и дрозда-белобровика и ход температуры воздуха на Кольском полуострове 12.VI.1937 г. (из Новикова).
- В. Изучение суточного цикла млекопитающих
- Г. Изучение суточного цикла гадов
- Д. Изучение суточных кочевок животных
- 5. Методика изучения сезонной жизни и миграции а. Общие указания
- Б. Изучение сезонных явлений
- В. Изучение миграций
- Основная справочная литература Питание
- Размножение и динамика численности
- Норы, логовища и гнезда
- Суточная жизнь
- Сезонная жизнь и миграции
- Глава 6 методика изучения среды обитания
- 1. Описание биотопов и местообитаний
- 2. Методика изучения защитных условий
- 3. Методика изучения микроклимата
- 1) Держать глаз на одном уровне с концом ртутного столбика;
- Р ис. 95. Термометр-пращ (из Кедроливанского).
- Рис,. 97. Установка термометра Савинова (из Кедроливанского).
- 4. Методика изучения кормовых ресурсов а. Общие указания
- Б. Изучение растительных кормовых ресурсов
- В. Изучение животных кормовых ресурсов
- Г. Изучение минеральных кормовых ресурсов
- 1. Водные источники»:
- 2. Сухие:
- 3. Смешанные солонцы (водные), около которых также поедается земля.
- 5. Изучение сукцессии
- Основная справочная литература Характеристика биотопов и местообитаний
- Изучение микроклимата
- Изучение кормовых ресурсов
- 3Аборовский е. П. Лесные культуры. М., 1928, стр. 367.
- Изучение сукцессии
- Заключение