3.13.1. Безусловные рефлексы.
Безусловные рефлексы были выделены в специальную категорию для обозначения видовых реакций организма на внутренние и внешние раздражители, осуществляющихся на основе врожденных нервных связей, т. е. отражающих филогенетический опыт приспособления к условиям существования. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стереотипно проявляются в ответ на адекватное раздражение определенного рецептивного поля и служат основой для формирования многочисленных условных рефлексов, связанных с индивидуальным опытом. Безусловные рефлексы , обеспечивают координированную деятельность, направленную на поддержание постоянства многих параметров внутренней среды, взаимодействие организма с внешней средой, согласованную деятельность соматических, висцеральных и вегетативных реакций.
Однако оптимальное приспособление к/меняющимся состояниям внешней и внутренней сред организма достигается с помощью условных рефлексов, благодаря которым индифферентные для определенной деятельности раздражители приобретают качество биологически значимых сигналов.
Предложено несколько классификаций безусловных рефлексов в соответствии с характером вызывающих их раздражителей, их биологической ролью, уровнями управления (связь с определенными отделами ЦНС), порядком следования в конкретном приспособительном акте. Авторы этих классификаций отразили в них научные интересы и методологические установки. И. П. Павлов описал пищевые, оборонительные, ориентировочные, родительские и детские реакции, подразделяемые на более дробные рефлексы. Так, пищевые рефлексы, связанные с деятельностью пищевого центра, включают поиск, добычу, захват, вкусовое опробование пищи, секрецию слюны и пищеварительных соков в желудочно-кишечном тракте, его моторную деятельность.
В трудах И. П. Павлова встречаются также упоминания следующих безусловных рефлексов: пищевые (положительный и отрицательный), ориентировочный, коллекционирования, цели, осторожности, свободы, исследовательский, самосохранительные (положительный и отрицательный), агрессивный, сторожевой, подчинения, половые (мужской и женский), игровой, родительский, норо-гнездный, миграционный, социальный, питьевой.
Н. А. Рожанский выделил 24 рефлекса, входящие в следующие шесть групп:
общей активности, обменные, междуживотных отношений, продолжения вида и размножения, экологические и неповеденческие рефлексы подкорково-стволовых частей головного мозга. Эта классификация почти не затрагивает вегетативную сферу регуляции, играющую большую роль в реализации поведенческих актов.
Более широкой является классификация, основанная на исследовании адаптивных сторон безусловнорефлекторной деятельности. Представитель эколого-физиологического направления А. Д. Слоним предложил разделить безусловные рефлексы на три группы реакций, связанных с поддержанием постоянства внутренней среды, изменениями во внешней среде и сохранением вида.
Приведенные классификации предусматривают не только описание поведения, но и выяснение лежащих в его основе физиологических механизмов. Последнее в меньшей степени интересует этологов, также исследующих поведение в адекватной для животного окружающей среде.
Для П. В. Симонова классифицирующим принципом группировки сложнейших безусловных рефлексов явились идеи В. И. Вернадского и А. А. Ухтомского об освоении живыми существами разных уровней организации в гео-, био-, а для человека также в социо- и ноосфере (интеллектуальное освоение мира). П. В. Симонов выделил следующие безусловные рефлексы: витальные, ролевые (зоосоциальные) и саморазвития. К витальным безусловным рефлексам относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительные (включая рефлекс "биологической осторожности"), рефлекс экономии сил и многие другие. Они не требуют участия другой особи, а невозможность их реализации ведет к физической гибели. Ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы, напротив, проявляются в процессе взаимодействия с другими особями данного вида. Безусловные рефлексы саморазвития отражают исследовательское поведение, рефлексы свободы, имитационный и игровой.
Нейрофизиолог Ю. М. Конорский разделил безусловные рефлексы в соответствии с их биологической ролью', сохранителъные, связанные с поступлением в организм и выведением из него всего ненужного; восстановительные, направленные на сохранение вида (копуляция, беременность, забота о потомстве), и защитные, обеспечивающие удаление всего тела и его отдельных частей из сферы действия опасного для организма раздражителя (рефлексы отдергивания и отступления) или связанные с устранением вредящих агентов, которые попали на поверхность тела или внутрь организма, уничтожением, а также нейтрализацией вредящих агентов (наступательные рефлексы). Сохранительные рефлексы привлечения направлены непосредственно на объект (пища, половой партнер), защитные направлены в сторону, противоположную вредящему раздражителю. По порядку последовательности фаз эта классификация дополняется указанием на подготовительные (мотивационные) и исполнительные (консуматорные), связанные с завершающими действиями, безусловные рефлексы. Так, исходя из этой классификации можно выделить подготовительные пищевые безусловные рефлексы, лежащие в основе формирования состояний голода и сытости. К ним относятся реакции, возникающие при изменении химического состава крови, сдвигах в обмене веществ, усилении или ослаблении интероцептивной сигнализации (преимущественно от рецепторов желудка, кишки и печени).
Инициация и прекращение пищевого возбуждения определяются нервными и гуморальными сигналами, воспринимаемыми специализированными рецепторами гипоталамической области. В формирование состояний голода и сытости вовлекаются также многие другие структуры головного мозга. Пищевое побуждение зависит от внутренних раздражителей и от стимулов, исходящих из внешней среды. На фоне доминирующей мотивации голода возникает двигательное беспокойство и происходит активация некоторых сенсорных систем (в частности, вкуса и обоняния). После поступления пищи в ротовую полость подготовительные рефлексы тормозятся и начинают реализоваться исполни тельные пищевые рефлексы: пережевывание пищи, слюноотделение, проглатывание сформировавшегося пищевого комка, координированные сокращения пищевода и желудка, выделение желудочного и панкреатического соков, изменение метаболических реакций и т. д.
Столь же сложны подготовительные и исполнительные безусловные рефлексы, связанные с половым или оборонительным поведением. Следует вместе с тем иметь в виду, что в процессе онтогенеза подготовительные и исполнительные безусловные рефлексы меняются под .влиянием внешних и внутренних раздражителей, поэтому в координированной приспособительной деятельности первостепенную роль начинают играть условные рефлексы.
Как можно было видеть, рефлекторное управление функциями организма осуществляется механизмами разной сложности. Это позволило И. П. Павлову разделить безусловные рефлексы по анатомическому принципу: простые (спинномозговые), усложненные (продолговатый мозг), сложные (средний мозг) и сложнейшие (ближайшие подкорковые образования и кора больших полушарий). При этом И. П. Павлов указывал на системный характер регуляции физиологических процессов, рассмотренный им на примере организации "пищевого центра" - функциональной совокупности структур, расположенных на разных уровнях головного мозга.
Положение о системности как основном принципе работы мозга было сформулировано А. А. Ухтомским в его учении о доминанте - функциональном объединении различных нервных центров на основе повышенной возбудимости. Эти идеи были развиты П. К. Анохиным, согласно представлениям которого функциональные системы динамически объединяют нервные элементы различных уровней ЦНС, обеспечивая определенные приспособительные эффекты.
Таким образом, существует возможность классифицировать безусловнорефлекторную и условнорефлекторную деятельность на основании анатомического и функционального подходов, между которыми нет принципиальных противоречий. В последние десятилетия с помощью стереотаксической техники удалось определить участие в специализированной безусловнорефлекторной деятельности многих отделов мозга (гипоталамуса, миндалевидного тела, гиппокампа, стриопаллидарной системы и др.). Полученные данные расширили представления об организации различных форм поведения.
Развитие теории автоматического регулирования привело к необходимости рассмотреть организацию врожденного и приобретенного поведения в аспекте представлений об информационно-управляющей деятельности мозга. Было выделено шесть уровней его организации: элементарные, координационные, интегративные, сложнейшие безусловные рефлексы, элементарные безусловные рефлексы и сложные формы высшей нервной (психической) деятельности.
Элементарные безусловные рефлексы - простые ответные реакции местного значения, реализуемые в соответствии с жестко детерминированной программой своих сегментарных центров. Они осуществляются по одному главному каналу (центростремительные, центральные и центробежные звенья). Роль обратных связей (преимущественно отрицательных) в коррекции элементарных безусловных рефлексов невелика. Примеры такого рефлекса - отдергивание обожженной руки от огня или мигание при попадании в глаз соринки.
Координационные безусловные рефлексы также осуществляются на сегментарном уровне, но в отличие от элементарных рефлексов включают ряд циклов, хотя и стереотипных, но допускающих коррекцию на основе отрицательных и положительных обратных связей. Пример простого координационного рефлекса - антагонистический рефлекс, согласующий сокращения сгибательных и разгибательных мышц.
Интегративные безусловные рефлексы - комплекс взаимно координированных двигательных и вегетативных реакций, лежащих в основе биологически значимых актов и способствующих поддержанию гомеостаза и коррекции элементарных рефлексов. Реализация интегративных рефлексов определяется надсегментарными механизмами (в основном нижними отделами ствола, структурами продолговатого, среднего и промежуточного мозга, мозжечка). Если для осуществления элементарных и координационных рефлексов имеют значение главным образом физические свойства и локальное приложение раздражителя, то интегративные рефлексы обеспечивают целостные ответы организма (простейшие поведенческие акты с их вегетативными компонентами).
Механизмы нервной регуляции разных уровней тесно переплетаются, поэтому их разделение носит условный характер. Даже у спинального животного в осуществлении элементарного рефлекса участвует несколько рефлекторных дуг. Еще И. М. Сеченов обнаружил, что у лягушки неэффективность удаления лапкой повреждающего раздражителя приводит к вовлечению в реакцию новых двигательных координации. Двигательный ответ определяется исходным состоянием рефлекторного аппарата. У обезглавленной лягушки раздражение кожи стопы вызывает ее сгибание, при согнутой - разгибание. Нетрафаретность реализации врожденных рефлекторных программ, проявляемая даже после удаления надсегментарных отделов центральной нервной системы, значительно сильнее выражена при сохранении ее целостности.
Сложность организации врожденных реакций прослеживается на примере слюноотделительного безусловного рефлекса, который принято было считать относительно простым. В действительности же он связан с различными рецепторами (вкусовыми, тактильными, болевыми), волокнами нескольких нервов (тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего), многими отделами ЦНС (продолговатым мозгом, гипоталамусом, миндалевидным телом, корой больших полушарий). Слюноотделение связано с пищевым поведением, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, терморегуляторной функциями.
Безусловнорефлекторная секреция слюны зависит не только от вызывающего ее адекватного раздражителя, но и от многих внешних и внутренних факторов. Повышение температуры окружающей среды приводит у собак к выделению большого количества "терморегуляторной" слюны с низким содержанием органических веществ. Количество слюны зависит от уровня пищевого возбуждения, доступности и содержания в пище поваренной соли, гормонального фона и многих других факторов.
Таким образом, реализация, казалось бы, относительно простых врожденных реакций определяется системной интеграцией сложных механизмов поддержания гомеостаза и взаимоотношений организма с внешней средой. Такая интеграция чрезвычайно пластична, и, в соответствии с принципом доминанты, одни и те же реакции могут входить в комплексы, связанные с удовлетворением различных потребностей организма. Например, слюноотделительный рефлекс может быть связан с терморегуляцией, пищевым или оборонительным поведением.
В осуществлении интегративных безусловных рефлексов, представляющих собой комплексы координированных движений с их вегетативным обеспечением, ведущую роль играют надсегментарные механизмы. Комплекс обратных связей осуществляет коррекцию элементарных, координационных и интегративных реакций, объединяемых в единую систему. Она неотделима от центральных механизмов инстинктивных реакций, связанных с подкорково-стволовыми отделами головного мозга. Определенную роль в реализации инстинктивных реакций играет также кора больших полушарий головного мозга.
Можно заметить, что предлагаемое разными авторами разделение уровней безусловнорефлекторной деятельности относительно. Схематичность любой ее классификации прослеживается на примере одного из фундаментальных безусловных рефлексов - ориентировочного. Он включает три группы явлений. Первая его форма, обозначенная И. П. Павловым как рефлекс "что такое?", включает много элементарных и координированных реакций - расширение зрачка, снижение порогов чувствительности к ряду сенсорных раздражителей, сокращение и расслабление мышц глаза, уха, поворот головы и туловища в сторону источника раздражения, принюхивание к нему, изменение электрической активности головного мозга (угнетение, блокада ?-ритма и возникновение более частых колебаний), появление кожно-гальванической реакции, углубление дыхания, расширение кровеносных сосудов головы и сужение сосудов конечностей, начальное замедление и последующее учащение сердцебиений и целый ряд других изменений в вегетативной сфере организма.
Вторая форма ориентировочного рефлекса связана со специализированными поисковыми движениями и зависит от мотивационно-потребностных характеристик, т. е. превалирующей доминанты, и от внешних раздражителей.
Третья форма ориентировочного рефлекса проявляется в виде исследовательской реакции, не обязательно связанной с удовлетворением текущих потребностей организма, т. е. основанной на "любопытстве".
В зарубежной литературе для описания ориентировочного рефлекса используют психологические понятия - внимание, установка в условиях ожидания раздражителя, реакция удивления, настораживания, испуга, тревоги, бдительности. С точки зрения нейрофизиолога, ориентировочный рефлекс - многокомпонентная неспецифическая реакция организма на "новизну", направленная на повышение способности анализаторов дифференцировать новое явление. Он характеризуется эффектом угасания и независимостью от модальности и направления изменений стимула.
Ориентировочно-исследовательский рефлекс является составной частью ориентировочно-исследовательского поведения, которое, будучи врожденным, тем не менее практически неотделимо от условнорефлекторной деятельности. Это касается и многих других форм поведения. Поэтому одним из наиболее сложных вопросов физиологии поведения является разделение врожденных и приобретенных реакций.
У взрослой особи врожденная деятельность обычно не проявляется в чистом виде, она видоизменена формирующимися в процессе онтогенеза условными рефлексами. Таким образом, безусловные рефлексы модифицируются в соответствии с индивидуальным приспособлением к особенностям существования. Даже на самых ранних этапах постнатальной жизни, а для некоторых сторон жизнедеятельности еще в пренатальном периоде, врожденные реакции "обрастают" условнорефлекторными элементами. При этом генетически детерминированные положительные реакции могут трансформироваться в отрицательные. Так, на самых ранних этапах жизни предпочитаемый сладкий вкус может становиться отвергаемым, если он хотя бы однократно сочетался с болезненным состоянием организма (дискомфортом).
Другая сложность в дифференцировании врожденных и приобретенных реакций связана с совершенствованием безусловнорефлекторной деятельности в процессе индивидуального развития. Кроме того, при взаимодействии с условными рефлексами безусловные в процессе постнатальной жизни "дозревают" (Л. А. Орбели).
Видоизменение врожденных форм поведения в процессе индивидуального развития может зависеть не только от научения, но и от многих косвенных влияний, в конечном счете сказывающихся на безусловнорефлекторной деятельности. Она в ряде случаев определяется температурой окружающей среды, при которой происходит развитие организма, условиями питания, стрессорными воздействиями.
Поведение принято рассматривать как врожденное, если в онтогенезе нельзя обнаружить влияний на него обучения или других факторов. Эти влияния пытаются выявить при помощи экспериментов с использованием определенных видов депривации (от англ. deprivation - лишение, утрата). (например, изоляции от сверстников, выращивания в темноте и т. д.). Подобный метод не всегда эффективен, поскольку депривация, во-первых, не может исключить всех средовых воздействий, а во-вторых, вызывает ряд общих изменений в состоянии организма. В частности, в зависимости от раздражителей, воздействующих на развивающийся организм (обогащенная и обедненная среда), регулируются синтез ДНК в нейронах, нейромедиаторный баланс и многие другие составляющие, от которых зависит реализация поведенческих актов.
Ответы организма не являются следствием прямолинейных процессов развития, ведущих от гена прямо к поведению взрослого животного и лишь в некоторых случаях изменяемых внешними воздействиями. В действительности существует сложное переплетение причинных связей, когда каждая часть организма может взаимодействовать с другими его частями и внешней средой.
Диапазон изменчивости сложнейших безусловных рефлексов в зависимости от условий существования в раннем возрасте неодинаков для разных видов деятельности. Некоторые врожденные комплексы движений чрезвычайно устойчивы и не могут быть изменены воздействиями среды, другие отличаются большей пластичностью. Описаны фиксированные последовательности движений, не зависящие от научения. Они хорошо прослеживаются у насекомых и птиц. Так, роящиеся осы одного вида строят гнезда при помощи стереотипных движений, шаблонны движения домашних петухов при ухаживании за курами.
Фиксированные комплексы движений характерны и для высокоразвитых животных, в том числе и для человека. Характерны сканирующие движения головой младенцев, облегчающие поиск соска. Стереотипно проявляются другие комплексы движений, связанные с сосанием. Эти рефлексы созревают еще в пренатальном периоде развития, что установлено в наблюдениях над недоношенными детьми. Не зависят от научения хватательный рефлекс, мимика ребенка и многие другие проявления врожденной деятельности. Наблюдения над представителями многих видов животных показывают, что адекватный выбор пищи может осуществляться без помощи родителей, т. е. не всегда требует предварительного научения. Отрицательная реакция на высоту проявляется у обезьянок, выросших в зоопарке.
Вместе с тем многие сложнейшие безусловные рефлексы видоизменяются в процессе развития или же требуют для своего проявления периода научения. У птенцов формирование пения определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями вскармливания птицами своего или другого вида. Изоляция от сверстников крысят или щенков приводит к необратимым изменениям последующего "социального" общения. Изоляция обезьянок резко нарушает их последующее половое и материнское поведение.
Трудности, возникающие при разделении детерминированных генетически и выработанных в процессе жизни поведенческих актов, усугубляются и тем обстоятельством, что некоторые врожденные формы поведения проявляются на относительно поздних этапах развития, когда животное обладает некоторым опытом и уже сформированы условнорефлекторные стереотипы.
Так происходит, в частности, с половым поведением, готовность к проявлению которого возникает в определенном возрасте на фоне гормональных перестроек. Однако эффективность спаривания у многих видов определяется также индивидуальным опытом, приобретаемым до достижения половой зрелости в результате общения со сверстниками. Например, у взрослых самцов цихловых рыб, выращенных в изоляции, поведение ухаживания адресуется не только самкам, но и самцам. Близкие изменения прослежены у птиц, грызунов, обезьян. Общение с сородичами влияет на половое поведение разными путями, изменяя готовность к спариванию, реактивность к соответствующим раздражителям, точность движений и различные реакции, прямо или косвенно связанные с размножением. При этом следует иметь в виду, что специфическое (в данном примере половое) поведение может видоизменяться у взрослых особей на основе неспецифического по отношению к нему поведения, проявляющегося на более ранних стадиях онтогенеза.
Половое созревание и связанные с ним гормональные перестройки изменяют многие стороны взаимодействия с внешней средой, непосредственно не относящиеся к репродуктивным процессам. У взрослых особей половые различия проявляются в двигательной активности, поведении в открытом поле, внутривидовой агрессии, в восприятии вкусовых, обонятельных и болевых раздражителей, выборе и потреблении пищи, в научении пассивному и активному избеганию повреждающего воздействия, научении в лабиринте. По мере полового созревания изменяется характер реагирования на многие биологически значимые раздражители, что, в свою очередь, отражается на реализации ранее выработанных условных рефлексов. Эта закономерность хорошо прослежена на примере условнорефлекторных вкусовых аверсий - отрицательного отношения к врожденно индифферентным или предпочитаемым вкусовым стимулам после сочетания их с болезненным состоянием. Так, аверсия к сладкому вкусу, однократно сочетавшемуся с отравлением, одинаково выражена у неполовозрелых крысят обоего пола. По мере полового созревания у самок увеличивается связанная с повышением уровня эстрогенов и прогестинов мотивация к потреблению веществ сладкого вкуса и, соответственно, снижается выработанная к ним аверсия. У самцов же она сохраняется значительно дольше, что поддерживается продукцией тестостерона. После кастрации вкусовые аверсий у самцов угашаются так же быстро, как и у самок.
Не следует, однако, связывать половой диморфизм (морфофизиологические различия между особями мужского и женского пола) в различных формах поведения, в том Числе и с вкусовыми аверсиями, исключительно с состоянием эндокринной системы. Он определяется совокупностью факторов, связанных с особенностями формирования центральной нервной системы в пре- и постнатальном онтогенезе, гормональным статусом организма и возможностью реализации тех или других форм активности в соответствии с внешними условиями. Имеется, например, корреляция между пролонгированием сохранения условнорефлекторных вкусовых аверсий и пассивно-оборонительным поведением. Очевидно, более высокий уровень последнего у самцов по сравнению с самками обеспечивает надежность защиты "гнезда".
Анализ проявлений полового диморфизма целесообразно проводить с позиций представления о стратегиях и тактиках поведения на разных этапах индивидуального развития (В. Г. Кассиль). Преимущественный выбор активных и пассивных форм реагирования на экстремальные раздражители определяется отношением к ситуации как избегаемой или неизбегаемой, нередко не совпадающим с ее реальной оценкой, что обусловлено предшествующим опытом. Вместе с тем исходная направленность реагирования на внешние события обусловлена врожденными характеристиками и в значительной мере зависит от особенностей организации мозга и гуморально-гормонального статуса организма. Так, анализ диморфизма в поведении самцов и самок показывает, что у последних преобладают активные формы реагирования на экстремальные раздражители.
Для проявления различных врожденных форм поведения и вырабатываемой на их основе условнорефлекторной деятельности чрезвычайно важны процессы созревания центральной нервной системы и сопутствующие изменения в балансе биологически активных веществ во внутренней среде. С этими процессами тесно связаны особенности взаимодействия безусловно- и условнорефлекторной деятельности на разных этапах онтогенеза. Существенными для раннего взаимодействия со средой являются реакции, проявляющиеся в первые часы или дни жизни у птиц и млекопитающих при однократном сочетании раздражения различных органов чувств с врожденными элементами поведения - следованием за удаляющимся предметом и с другими целенаправленными двигательными актами.
Эта форма обучения, названная запечатлением (импринтингом), формируется на протяжении чувствительного периода, длящегося от 6-8 ч до 4-5 дней. Близки к запечатлению натуральные условные рефлексы, которые также формируются очень быстро на определенной стадии онтогенетического развития и чрезвычайно медленно угасают. Можно выделить форму научения, имеющую черты импринтинга и натурального условного рефлекса. Так, у щенков на протяжении первых трех дней жизни вырабатывается пищедобывательный условный рефлекс на естественные или экологически неадекватные запаховые раздражители при однократном их сочетании с кормлением. С 4-го по 10-й день жизни способность к выработке этого рефлекса исчезает и вновь появляется на 11 ~12-й день, причем начиная с этого периода научение требует уже многократного сочетания условного и безусловного стимулов.
Сложные формы поведения проявляются сразу же после рождения, что позволяет отнести их к врожденным реакциям. Процесс их дозревания не может быть прослежен "в чистом виде", так как они модифицируются благодаря внешним воздействиям. Существование феноменов запечатления и натуральных условных рефлексов затрудняет дифференцирование врожденных реакций, приобретенных в постнатальном онтогенезе поведенческих актов.
Есть основания предполагать, что реализация некоторых врожденных реакций связана с раздражителями, которым подвержен организм в пренатальной жизни. Так, у щенков предпочтение запаха матери формируется в конце пренатального периода.
Некоторые врожденные реакции проявляются не сразу после рождения, а на одном из последующих этапов развития. Если в это время животное не сталкивается со специфическим раздражителем, в дальнейшем способность реагировать на него без специального научения не проявляется. При этом возможны ошибки в отнесении некоторых реакций к врожденным или выработанным. Например, долгое время считали, что собаки, воспитывавшиеся с периода перехода к дефинитивному питанию на хлебно-молочной диете, не отвечают врожденной положительной реакцией на запах мяса. Первые опыты на этих животных были проведены лишь в 7-месячном возрасте. Оказалось, однако, что на 16-21-й день жизни щенка такая способность у него проявляется. Если же адекватный раздражитель отсутствует, она постепенно затормаживается и отсутствует у щенков старшего возраста, впервые сталкивающихся с запахом мяса.
Проявление некоторых сложных форм поведения, хотя и определяется генетической программой, в некоторых пределах может модулироваться внешними факторами. Так, понижение температуры внешней среды значительно снижает уровень игровой деятельности детенышей некоторых млекопитающих, хотя вызывает ее специфический раздражитель - контакт со сверстниками.
Можно привести много примеров, подтверждающих роль факторов среды в модификации врожденных форм поведения. Однако было бы ошибкой противопоставлять значение генетических и средовых факторов в развитии поведения. Все формы взаимодействия организма со средой, в том числе и поведенческие, обусловлены генетической программой и в той или иной степени подвержены внешним влияниям. Генетическая программа определяет и диапазон этих влияний, т. е. так называемую норму реакции. Для одних признаков она строго фиксирована, что хорошо иллюстрирует отсутствие пластичности в осуществлении некоторых функций у насекомых (полет, выход из личинки или кокона, половое поведение).
Существуют строго запрограммированные инстинктивные действия. Например, самка паука при строительстве кокона производит комплексы стереотипных движений, даже если паутинная нить не вырабатывается. Затем в несуществующее отверстие она откладывает яйца, которые падают на землю, и продолжает деятельность, имитирующую строительство кокона, которого на самом деле нет. В этом случае норма реакции крайне узка и инстинктивные действия не зависят от сигналов об их эффективности. Для ряда других признаков она значительно шире, причем адаптивная вариабельность инстинктивных действий обнаружена и у насекомых, что проявляется, в частности, при восстановлении разрушенных жилищ в условиях, отличных от естественных.
Генетическая обусловленность поведения проявляется при постепенном формировании некоторых поведенческих актов в процессе раннего онтогенеза. Подробно исследовано соотношение врожденных и приобретенных компонентов в реакции нападения на жертву у котят. Вначале проявляются только инстинктивные Двигательные стереотипы, постепенно в процессе тренировки, происходящей в условиях контакта с матерью и сверстниками, они уточняются и обогащаются движениями, сформировавшимися в процессе научения.
Исходное использование врожденных комплексов движений, связанных с пищевой активностью, описано у щенков первых дней жизни при выработке внутримозговой самостимуляции "зон награды" (положительной эмоциогенной системы). Постепенно репертуар движений обогащается менее шаблонными, выработанными комплексами, причем они соседствуют с врожденными стереотипами двигательной активности. Очевидно, инстинктивные поведенческие акты, на основе которых строится новая система целенаправленной активности, не обязательно устраняются при ее формировании.
Сложным является вопрос о непременной рефлекторной основе каждого поведенческого акта.
Представление о ее обязательности привело И. П. Павлова к отождествлению понятий сложные безусловные реакции и инстинкты. Во многих случаях удалось обнаружить внешние и внутренние стимулы, являющиеся толчком к развертыванию цепи шаблонных реакций, однако не всегда можно их идентифицировать, что позволяет предполагать, что ряд форм инстинктивной деятельности проявляется самопроизвольно. Эндогенные процессы в ЦНС обусловливают выполнение ряда инстинктивных актов без видимых колебаний в состоянии внешней и внутренней среды. Большую роль при этом играют циркадные (околосуточные) и другие ритмы, которые не определяются физиологическим состоянием организма и различным стимулами, хотя и могут сдвигаться под их влиянием.
Описаны автономные колебательные процессы в различных структурах мозга, которые определяют периодические изменения поведения животных, изолированных от сородичей и лишенных зрения и слуха. Многие генетически закодированные реакции определяются изменениями во внутренней среде организма. Так, у глухих от рождения сиамских кошек-мутантов возбуждение, связанное с циклом половой активности, проявляется в поведенческих актах (лордоз - прогибание позвоночника, обращенное выпуклостью вентрально, и др.) ив специфических звуковых сигналах. Определенные сигналы издаются этими животными в состоянии голода и при оборонительном поведении.
Некоторые нормы реакций при отсутствии обратной связи подавляются. Так у глухих и слепых людей отсутствуют некоторые выразительные движения (в том числе и звуковые), связанные соответственно со слуховым или зрительным восприятием. Рожденные слепыми с годами улыбаются меньше, чем зрячие или ослепшие в более позднем возрасте. Однако ряд выразительных движений проявляется независимо от полноценности сенсорных систем. Анализ зафиксированных на кинопленку выразительных движений детей, родившихся слепыми и глухими, показал, что моторика смеха у них точно такая же, как и у здоровых.
Комплексы инстинктивных движений обычно тесно связаны с сигналами из внешней и внутренней сред организма, хотя они и могут определяться автономными процессами в ЦНС. Однако далеко не всегда удается их выявить.
Отрицание рефлекторной природы инстинктивных актов привело некоторых исследователей к определению их как врожденных, внутренне организованных и проявляющихся спонтанно. Полагают, что инстинкт связан с накоплением "специфической энергии действия", которую освобождает разрешающая ситуация. При этом инстинктивные действия, отражающие внутренние потребности, включают поисковую (подготовительную) и завершающую фазы.
Примером может служить активность хищника при выслеживании и поедании жертвы. На первом этапе имеется ненаправленный поиск, далее в соответствии с раздражителями, исходящими от жертвы, поиск становится направленным, после чего следует ряд поведенческих актов (подкрадывание или преследование, прыжок, умерщвление жертвы, расчленение ее на куски). Второй этап (поедание жертвы) является завершающим (консуматорным) и протекает более стереотипно, чем первый.
- 1.1. Общая физиология нервной системы
- 1.1.1. Основные типы строения нервной системы
- 1.1.2. Мембранные потенциалы нервных элементов
- 1.1.3. Потенциалы и трансмембранные токи при возбуждении
- 1 М и толщиной 1 мкм выражается огромной цифрой - 10 Ом. Подобное сопротивление имел бы кабель длиной 10 км.
- 1.1.5. Межклеточные пространства в нервной системе
- 1.1.6. Аксонный транспорт
- 1.1.7. Физиология синапсов
- 1.1.8. Нервные сети и основные законы их функционирования
- 1.1.9. Рефлексы и рефлекторные дуги
- 1.1.10. Элементы эволюции нервной системы
- 1.2. Общая физиология мышц
- 1.2.1. Структура и иннервация поперечнополосатых мышц позвоночных животных
- 1.2.2. Механизм мышечного возбуждения
- 1.2.3. Передача сигнала с плазмалеммы на сократительный аппарат миофибрилл
- 1.2.4. Структура саркомера и механизм сокращения мышечного волокна
- 1.2.5. Механика мышцы
- 1.2.6. Энергетика мышцы
- 1.2.7. Особенности мышцы сердца позвоночных животных
- 1.2.8. Общая физиология гладких мышц позвоночных животных
- 1.2.9. Характеристика некоторых мышц беспозвоночных животных
- 1.2.10. Элементы эволюции мышц
- 1.2.11. Электрические органы рыб
- 1.2.12. Немышечные формы двигательной активности
- 1.3. Физиология секреторной клетки
- 1.3.1. Поступление предшественников секрета в клетку
- 1.3.2. Выведение веществ из клетки
- 2.1. Совершенствование регуляторных механизмов в процессе эволюции
- 2.2. Характеристика гуморальных механизмов регуляции
- 2.2.1. Основные особенности эволюции гормональных регуляторных механизмов
- 2.2.2. Регуляция функций эндокринной системы
- 2.2.3. Функциональное значение гормонов
- 2.2.4. Механизм действия гормонов
- 2.2.5. Классификация гормонов
- 2.3. Единство нервных и гуморальных механизмов регуляции
- 2.3.1. Саморегуляция функций организма
- 2.3.2. Обратная связь как один из ведущих механизмов в регуляции функций организма
- 2.3.3. Рефлекторный принцип регуляции функций
- 2.4. Общие черты компенсаторно-приспособительных реакций организма
- 3.1.2. Нервная система позвоночных животных
- 3.2.2. Принцип общего конечного пути
- 3.2.3. Временная и пространственная суммация. Окклюзия
- 3.2.5. Принцип доминанты
- 3.3. Спинной мозг
- 3.3.1. Нейронные структуры и их свойства
- 3.3.2. Рефлекторная функция спинного мозга
- 3.3.3. Проводниковые функции спинного мозга
- 3.4.2. Рефлексы продолговатого мозга
- 3.4.3. Функции ретикулярной формации стволовой части мозга
- 3.5.2. Участие среднего мозга в регуляции движений и позного тонуса
- 3.7.2. Морфофункциональная организация таламуса
- 3.7.3. Гипоталамус
- 3.7.4. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций
- 3.7.5. Терморегуляционная функция гипоталамуса
- 3.7.6. Участие гипоталамуса в регуляции поведенческих реакций
- 3.7.7. Гипоталамо-гипофизарная система
- 3.8.2. Функции лимбической системы
- 3.8.3. Роль лимбической системы в формировании эмоций
- 3.9. Базальные ядра и их функции
- 3.10.2. Проекционные зоны коры
- 3.10.3. Колончатая организация зон коры
- 3.11.2. Метод вызванных потенциалов
- 3.12. Закономерности эволюции коры больших полушарий
- 3.12.1. Происхождение новой коры
- 3.12.2. Организация новой коры у низших млекопитающих
- 3.12.3. Организация новой коры у высших млекопитающих
- 3.12.5. Развитие корковых межнейронных связей
- 3.13. Наследственно закрепленные формы поведения
- 3.13.1. Безусловные рефлексы.
- 3.13.2. Достижения этологов в исследовании врожденных форм поведения
- 3.14. Приобретенные формы поведения
- 3.14.1. Классификация форм научения
- 3) После исчезновения эти навыки самостоятельно не восстанавливаются.
- 3.14.2. Сон как форма приобретенного поведения
- 3.14.3. Закономерности условнорефлекторной деятельности
- 3.14.4. Торможение условных рефлексов
- 3.15.2. Механизмы условного торможения
- 3.16. Механизмы памяти
- 3.16.1. Кратковременная память
- 3.16.2. Долговременная память
- 3.17.2. Высшие интегративные системы мозга
- 3.17.4. Эволюция интегративной деятельности мозга
- 3.17.5. Онтогенез ассоциативных систем мозга
- 3.18. Функциональная структура поведенческого акта
- 3.18.1. Основные поведенческие доминанты
- 3) Описать структуру среды как закон связей между ее наиболее существенными переменными; 4) определить ведущее кинематическое звено для выполнения предстоящего двигательного акта.
- 3.18.2. Ассоциативные системы мозга и структура поведения
- 3.19.2. Сознание и неосознаваемое
- 3.20. Функциональная межполушарная асимметрия
- 3.21. Формирование высшей нервной деятельности ребенка
- 3.22. Мышление и речь
- 3.23. Сновидения, гипноз
- 3.24. Трудовая деятельность человека-оператора
- 3.25. Центральная регуляция движений
- 3.25.1. Управление ориентационными движениями и позой
- 3.25.2. Управление локомоцией
- 3.25.3. Организация манипуляторных движений
- 3.25.4. Корковая сенсомоторная интеграция
- 3.25.5. Программирование движений
- 3.25.6. Функциональная структура произвольного движения
- 3.26. Эмоции как компонент целостных поведенческих реакций
- 3.26.1. Биологическая роль эмоций
- 3.26.2. Эмоции и психическая деятельность
- 3.26.3. Вегетативные реакции, сопутствующие эмоциональному состоянию
- 3.26.4. Участие различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний
- 3.26.5. Эмоциогенные системы мозга
- 3.26.6. Влияние эмоциональных состояний на научение и память
- 3.26.7. Неврозы
- 3.27. Гематоэнцефалический барьер
- 4.1.2. Преобразование сигналов в рецепторах
- 4.1.3. Адаптация рецепторов
- 4.1.4. Сенсорные пути
- 4.1.5. Сенсорное кодирование
- 4.2. Соматическая сенсорная система
- 4.2.1. Соматическая сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.2.2. Соматическая сенсорная система позвоночных животных
- 4.3. Скелетно-мышечная, или проприоцептивная, сенсорная система
- 4.3.1. Скелетно-мышечная сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.3.2. Скелетно-мышечная сенсорная система позвоночных животных
- 4.4. Сенсорная система боковой линии
- 4.4.2. Электрорецепторы
- 4.4.3. Восходящие пути
- 4.5. Гравитационная сенсорная система
- 4.5.1. Гравитационная сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.5.2. Гравитационная сенсорная система позвоночных животных
- 4.6. Слуховая сенсорная система
- 4.6.1. Физические характеристики звуковых сигналов
- 4.6.2. Слуховая сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.6.3. Слуховая сенсорная система позвоночных животных
- 4.6.4. Эхолокация
- 4.7. Хеморецепторные сенсорные системы
- 4.7.1. Хеморецепторные сенсорные системы беспозвоночных животных
- 4.7.2. Хеморецепторные сенсорные системы позвоночных животных
- 4.8. Зрительная сенсорная система
- 4.8.1. Организация фоторецепторов
- 4.8.2. Механизмы фоторецепции
- 4.8.3. Зрительная сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.8.4. Зрительная сенсорная система позвоночных животных
- 5.1. Дуга автономного рефлекса
- 5.1.1. Подразделение автономной нервной системы
- 5.1.2. Анатомические структуры
- 5.1.4. Различия в конструкции автономной и соматической нервной системы
- 5.1.5. Чувствительное звено дуги автономного рефлекса
- 5.1.6. Ассоциативное (вставочное) звено
- 5.1.7. Эфферентное звено
- 5.2. Синаптическая передача
- 5.2.1. Ацетилхолин
- 5.2.2. Норадреналин и адреналин
- 5.2.3. Трансдукторы
- 5.2.4. Серотонин
- 5.2.5. Аденозинтрифосфат (атф)
- 5.2.6. Вероятные кандидаты в медиаторы
- 5.2.7. Активные факторы
- 5.3.2. Аксон-рефлекс
- 5.3.3. Висцеросоматический рефлекс
- 5.3.4. Висцеросенсорный рефлекс
- 5.4. Влияние автономной нервной системы на деятельность эффекторных органов
- 5.4.1. Адаптационно-трофическая функция симпатической нервной системы
- 5.4.2. Роль парасимпатической нервной системы в регуляции висцеральных функций
- 5.4.3. Участие метасимпатической нервной системы в регуляции висцеральных функций
- 5.4.4. Тоническая активность
- 5.5.2. Стволовые центры
- 5.5.3. Гипоталамические центры
- 5.5.4. Лимбическая система
- 5.5.5. Мозжечок
- 5.5.6. Ретикулярная формация
- 5.5.7. Кора больших полушарий
- 6.1. Значение и место эндокринной регуляции в общей системе интеграционных механизмов
- 6.1.1. Методы изучения функций желез внутренней секреции
- 6.1.2. Понятие о нейросекреции
- 6.2.1. Гипоталамо-нейрогипофизарная система
- 6.2.2. Гипоталамо-аденогипофизарная система
- 6.2.3. Гипофиз
- 6.2.4. Шишковидное тело
- 6.3.2. Надпочечник и его гормоны
- 6.3.3. Гонады и половые гормоны
- 6.4.2. Гормональная регуляция водно-солевого гомеостаза
- 6.5. Поджелудочная железа и ее гормоны
- 6.6. Гормоны пищеварительного тракта
- 6.7. Гормоны сердечно-сосудистой системы
- 6.7.1. Гормоны сердца
- 6.7.2. Гормоны эндотелия
- 6.8. Гормоны плазмы и клеток крови
- 6.9. Гормонопоэз и основные механизмы трансдукции гормонального сигнала
- 6.10. Рецепторы гормонов
- 7.1. Эволюция внутренней среды организма
- 7.2. Основные механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма. Понятие о гомеостазе
- 7.3. Понятие о системе крови
- 7.3.1. Основные функции крови
- 7.3.2. Объем и состав крови
- 7.3.3. Физико-химические свойства крови
- 7.4. Плазма крови
- 5 Г глобулина. Период полураспада альбумина составляет 10-15 сут глобулина - 5 сут.
- 7.5. Форменные элементы крови
- 7.5.1. Эритроциты
- 7.5.2. Пигменты крови
- 7.5.3.Скорость оседания эритроцитов (соэ)
- 7.5.4. Лейкоциты
- 7.5.5. Тромбоциты
- 7.6. Гемостаз (остановка кровотечения)
- 7.6.1. Свертывание крови
- 7.6.3. Противосвертывающие механизмы
- 7.7. Группы крови
- 7.7.2. Резус-фактор
- 7.8. Кроветворение и его регуляция
- 7.8.1. Эритропоэз
- 7.8.2. Лейкопоэз. Тромбоцитопоэз
- 7.9. Лимфа
- 8.1. Компоненты иммунной системы
- 8. 2. Механизмы неспецифического (врожденного) иммунитета
- 8.2.1. Фагоцитоз
- 8.2.2. Внеклеточное уничтожение (цитотоксичность)
- 8.2.3. Разрушение чужеродных клеток с помощью гуморальных механизмов
- 8.2.4. Роль острой воспалительной реакции в механизмах неспецифической резистентности организма
- 8.3. Механизмы специфического приобретенного иммунитета
- 8.3.1. Характеристика клеток, участвующих в реакциях специфического иммунитета
- 8.3.2. Иммуноглобулины, структура и роль в реализации специфического иммунного ответа
- 8.4.2. Участие цитокинов в регуляции иммунных реакций
- 8.4.4. Регуляторные иммунонейроэндокринные сети
- 9.2. Функции сердца
- 9.2.1. Общие принципы строения
- 9.2.2. Свойства сердечной мышцы
- 9.2.3. Механическая работа сердца
- 9.2.4. Тоны сердца
- 9.2.5. Основные показатели деятельности сердца
- 9.4. Регуляция работы сердца
- 9.4.1. Внутриклеточная регуляция
- 9.4.2. Межклеточная регуляция
- 9.4.3. Внутрисердечная нервная регуляция
- 9.4.4. Экстракардиальная нервная регуляция
- 9.4.5. Гуморальная регуляция
- 9.4.6. Тонус сердечных нервов
- 9.4.7. Гипоталамическая регуляция
- 9.4.8. Корковая регуляция
- 9.4.9. Рефлекторная регуляция
- 9.4.10. Эндокринная функция сердца
- 9.5. Сосудистая система
- 9.5.1. Эволюция сосудистой системы
- 9.5.2. Функциональные типы сосудов.
- 9.5.3. Основные законы гемодинамики
- 9.5.4. Давление в артериальном русле
- 9.5.5. Артериальный пульс
- 9.5.6. Капиллярный кровоток
- 9.5.7. Кровообращение в венах
- 9.6. Регуляция кровообращения
- 9.6.1. Местные механизмы регуляции кровообращения
- 9.6.2. Нейрогуморальная регуляция системного кровообращения
- 9.7. Кровяное депо
- 9.8.2. Мозговое кровообращение
- 9.8.3. Легочное кровообращение
- 9.8.4. Кровообращение в печени
- 9.8.5. Почечное кровообращение
- 9.8.6. Кровообращение в селезенке
- 9.9. Кровообращение плода
- 9.10.3. Состав, свойства, количество лимфы
- 9.10.4. Лимфообразование
- 9.10.5. Лимфоотток
- 10.1. Эволюция типов дыхания
- 10.1.1. Дыхание беспозвоночных животных
- 10.1.2. Дыхание позвоночных животных
- 10.2. Дыхательный акт и вентиляция легких
- 10.2.1. Дыхательные мышцы
- 10.2.2. Дыхательный акт
- 10.2.3. Вентиляция легких и внутрилегочный объем газов
- 10.2.4. Соотношение вентиляции и перфузии легких
- 10.2.5. Паттерны дыхания
- 10.3.1. Диффузия кислорода и углекислого газа через аэрогематический барьер
- 10.3.2. Транспорт кислорода кровью
- 10.3.3. Транспорт углекислого газа кровью
- 10.3.4. Транспорт кислорода и углекислого газа в тканях
- 10.4.2. Хеморецепторы и хеморецепторные стимулы дыхания
- 10.4.3. Механорецепторы дыхательной системы
- 10.4.4. Роль надмостовых структур
- 10.5.2. Влияние уровня бодрствования
- 10.5.3. Эмоциональные и стрессорные факторы
- 10.5.4. Мышечная деятельность
- 11.1. Источники энергии и пути ее превращения в организме
- 11.1.1. Единицы измерения энергии
- 11.1.3.Методы исследования обмена энергии
- 11.1.4. Основной обмен
- 11.1.5. Обмен в покое и при мышечной работе
- 11.1.7. Запасы энергии
- 11.2. Питание
- 11.2.1. Потребность в пище и рациональное питание
- 11.2.2. Потребность в воде
- 11.2.3. Потребность в минеральных веществах
- 11.2.4. Потребность в углеводах
- 11.2.5. Потребность в липидах
- 11.2.6. Потребность в белках
- 11.2.7. Потребность в витаминах
- 11.2.8. Потребность в пищевых волокнах
- 11.3. Терморегуляция
- 11.3.1. Пойкилотермия и гомойотермия
- 11.3.2. Температура тела
- 11.3.3. Терморецепция, субъективные температурные ощущения и дискомфорт
- 11.3.4. Центральные (мозговые) механизмы терморегуляции
- 11.3.5. Теплопродукция
- 11.3.6. Теплоотдача
- 11.3.9. Тепловая и холодовая адаптация
- 11.3.10. Сезонная спячка
- 11.3.11. Онтогенез терморегуляции
- 11.3.12. Лихорадка
- 12.1.2. Регуляторная часть пищеварительной системы
- 12.1.3. Интеграция нейромедиаторных и гормональных факторов в пищеварительной cистеме
- 12.1.4. Типы пищеварения
- 12.2. Секреторная функция
- 12.2.1. Слюнные железы
- 12.2.2. Железы желудка
- 12.2.3. Поджелудочная железа
- 12.2.4. Желчеотделение и желчевыделение
- 12.2.5. Секреция кишечных желез
- 12.3. Переваривание пищевых веществ
- 12.4. Мембранное пищеварение и всасывание
- 12.4.2. Всасывание
- 12.5. Моторная функция
- 12.5.1. Сопряжение возбуждения с сокращением в гладкомышечных клетках
- 12.5.2. Регуляция сократительной активности гладких мышц желудочно-кишечного тракта
- 12.5.3. Моторная функция различных отделов желудочно-кишечного тракта
- 12.5.4. Периодическая моторная деятельность желудочно-кишечного тракта
- 12.6.2. Насыщение
- 13.1. Водные фазы
- 13.2. Эволюция осморегуляции
- 13.3. Выделительные органы беспозвоночных животных различных типов
- 13.4. Почка позвоночных животных
- 13.5. Структура и функции почки млекопитающих
- 13.6.2. Клубочковая фильтрация
- 13.6.3. Реабсорбция в канальцах
- 13.6.5. Синтез веществ в почке
- 13.6.6. Осмотическое разведение и концентрирование мочи
- 13.6.7. Роль почек в осморегуляции и волюморегуляции
- 13.6.8. Механизм участия почек в регуляции кислотно-основного равновесия
- 13.6.9. Экскреторная функция почки
- 13.7. Нервная регуляция деятельности почки
- 13.8. Инкреторная функция почки
- 13.9. Метаболическая функция почки
- 13.10. Выделение мочи
- 14.2. Мужские половые органы
- 14.4. Половое созревание
- 14.5. Половое влечение
- 14.6. Половой акт
- 14.7. Половая жизнь
- 1) Парасимпатические из крестцового отдела (рефлекторные и психогенные влияния); 2) симпатические из пояснично-грудного отдела (психогенные влияния)
- 14.8.2. Половые рефлексы у женщин
- 14.9. Половой цикл
- 14.10. Оплодотворение
- 14.11. Беременность
- 14.11.1. Плацента
- 14.11.2. Плод
- 14.11.3. Состояние организма матери при беременности
- 14.11.4. Многоплодная беременность
- 14.11.5. Латентная стадия беременности
- 14.11.6. Беременность у животных
- 14.12. Роды
- 14.13.2. Физиология органов размножения самок
- 14.13.3. Инкубация
- 14.14. Лактация
- 15.2. Проявления старения
- 15.3. Профилактика старения