3.16.2. Долговременная память
Классификация видов памяти. И. С. Бериташвили (1975) различал образную, условнорефлекторную, эмоциональную и словесно-логическую память. Под образной памятью человека и животных понимают сохранение в памяти и репродукцию однажды воспринятого жизненно важного объекта; под эмоциональной памятью - воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное переживание этого состояния.
Эмоциональная память обладает следующими особенностями: 1) она надмодальна, т. е. ее формирование и воспроизведение может происходить при любых сенсорных воздействиях; 2) она реализуется очень быстро и часто с первого раза; 3) она характеризуется непроизвольностью запоминания и воспроизведения информации, т. е. обеспечивает пополнение подсознательной сферы человеческой психики.
Условнорефлекторная память проявляется в виде воспроизведения условных двигательных и секреторных реакций или заученных привычных движений спустя длительное время после их образования.
Наконец, словесно-логическая память - это память на словесные сигналы, обозначающие внешние объекты, события, внутренние переживания и свои собственные действия.
В любом случае происходит фиксация образов, предметов и явлений, включающая в свой состав по крайней мере три этапа: формирование энграммы, сортировку и выделение новой информации, долговременное хранение значимой для организации информации.
Основная гипотеза базируется на признании того, что фиксация следа памяти связана со стойкими изменениями синаптической проводимости в пределах определенного нейронного ансамбля.
В основе долговременной памяти лежат сложные структурно-химические преобразования на системном и клеточном уровнях головного мозга.
Под влиянием научения увеличивается количество холинорецепторов, что может быть следствием либо синтеза новых рецепторных молекул, либо демаскировки и активации уже существующих рецепторных белков. Установлено повышение чувствительности кортикальных нейронов к ацетилхолину в процессе образования условного рефлекса. Активация рецепторов постсинаптической мембраны облегчает научение, ускоряет фиксацию, способствует извлечению следа из памяти. И наоборот, антагонисты ацетилхолина нарушают научение и воспроизведение, вызывая амнезию (потерю памяти).
Катехоламинергическая и серотонинергическая системы принимают самое непосредственное участие в механизмах долговременной памяти. Установлено, что научение животных в моделях с электрокожным подкреплением условных рефлексов сопровождается активацией адренергических систем мозга, а научение с пищевым подкреплением - снижением метаболизма и уровня норадреналина в головном мозгу. '
Предполагают, что норадреналин пролонгирует активность нейронов, вызванную предъявлением условного стимула, и этим облегчает формирование условного рефлекса. Серотонинергической системе принадлежит важная роль в процессах консолидации следов памяти. Серотонин ускоряет научение и удлиняет сохранение навыков, выработанных на эмоционально положительном подкреплении, нарушая выполнение и сохранение защитно-оборонительных реакций. Согласно существующей концепции, моноамины участвуют в процессах научения и памяти опосредованно, через нейрохимическое обеспечение положительных и отрицательных эмоций. Серотонин причастен к формированию эмоционально положительных, а норадреналин - эмоционально отрицательных состояний.
Существует гипотеза, согласно которой холинергические механизмы мозга обеспечивают информационную составляющую процессов научения. Роль моноаминергических систем мозга сводится к облегчению подкрепляющих и эмоционально-мотивационных составляющих процесса научения и памяти, причем холинергическая система находится под модулирующим влиянием моноаминергической системы. Стимуляция моноаминергических механизмов перестраивает хемореактивные свойства, которые при определенных условиях могут закрепляться, обеспечивая создание и сохранение многонейронной констелляции - энграммы. Если адренергические механизмы мозга в большей мере причастны к формированию временных связей, то серотонинергические - к их фиксации.
Процессы долговременной памяти зависят также от уровня метаболизма ГАМК, глутаминовой кислоты, вторичных посредников (циклических нуклеотидов и ионов кальция).
Участие информационных макромолекул (нуклеиновых кислот и белков) в ключевых процессах научения и памяти не вызывает сомнений. Согласно одной группе гипотез, научение и память связаны с кодированием приобретенных форм поведения в информационных макромолекулах. Согласно другой группе гипотез, которая исходит из взаимосвязи генома и синтеза специфических белков нервной клетки, на основе функционального объединения нейронов возникает структурное их объединение, представляющее собой энграмму памяти.
Первая группа гипотез базируется на аргументах о качественном изменении РНК и белков при научении и возможности переноса памяти от обученного мозга к необученному с помощью РНК или полипептидов. Установлено, что для процессов консолидации и формирования долговременной памяти необходим полноценный белковый синтез. В формировании устойчивости созданной энграммы должна существовать система обновления специфических рецепторных белков либо должны возникать стабильные модификации ДНК, в
Рис. 3.50 Основные типы нейронных объединений в лобной коре обезьян
А - нейронная "ловушка"; Б - вертикальный модуль.
Рис. 3.51 Аксошипиковый транзиторный синапс
1 - аксон, 2 - синаптические везикулы, 3 - шипиковый аппарат, 4 - нейроглия, 5 - молекула актина, б - рибосомы, 7 - митохондрия, 8 - дендрит, 9 - дендритные трубочки; I - влияние пресинаптического возбуждения на постсинаптическую мембрану, вызывающее в головке шипика возрастание концентрации Са2+; II - влияние Са2+ на молекулы актина, приводящее к сокращению ножки шипика и облегченному проведению местного потенциала к стволу дендрита.
результате которых в нейронах образуется и поддерживается пожизненно синтез любого нейроспецифического белка или, наоборот, необратимо выключается синтез маскирующего белка.
Полагают, что повторная импульсация в нейроне сопровождается увеличением концентрации кальция в постсинаптической мембране. Это активирует фермент - кальций-зависимую протеиназу, которая расщепляет один из белков мембраны. Его расщепление высвобождает замаскированные ранее неактивные белковые глутамат-рецепторы. С возрастанием числа активных глутаматрецепторов возникает состояние повышенной проводимости аксошипикового синапса (в течение 3-6 сут).
Аксошипиковые контакты - наиболее пластичное соединение между нейронами, которое может быть ответственно за эффективность синаптической проводимости. Последнее достигается изменением диаметра самого шипика, что меняет, в свою очередь, сопротивление мембраны. Это обеспечивается наличием в ножке шипика контрактильного аппарата в форме молекул актомиозина. Их активация возникает при высвобождении ионов кальция из депо, коим является расположенный в головке шипиковый аппарат (рис. 3.50, 3.51). Высвобождение ионов кальция происходит при действии медиаторов на постсинаптическую мембрану. Сокращение молекул актомиозина приводит к укорочению и утолщению ножки шипика, вследствие чего меняется сопротивление и проведение электрического потенциала к дендритному стволу.
Для понимания механизмов "переноса памяти" целесообразно использовать гипотезу И. П. Ашмарина об участии иммунологических механизмов в долговременной памяти (рис. 3.52). Если представить, что после прохождения импульсов через синапс усиливается синтез специфических белков-антигенов, то их избыток должен
Рис. 3.52 Представление об иммунохимическом механизме формирования памяти (по Ашмарину)
КБ - катионные белки, открывающие путь комплексам синаптического антигена с РНК через оболочку клетки; Л - клетка глии (аналог лимфоцитов); М - клетка глии (аналог макрофагов); 1, 2, ? - участки синаптического антигена (зона синтеза заштрихована); 4 - комплекс фрагмента синаптического антигена с РНК; 5 - антитела для синапсов. Тонкими линиями изображены мРНК, толстыми - ДНК хромосом,.
выходить в околосинаптическое пространство. Эти белки взаимодействуют с рядом расположенными клонами клеток астроцитарной глии, индуцируют их размножение и образование антител. Последние специфически взаимодействуют с постсинаптическими мембранами тех же нейронов и облегчают проводимость в соответствующих синапсах. Данный клон астроцитов сохраняется в течение жизни. Следовательно, действующим началом "переноса памяти" может быть избыточный антиген пептидной природы, который способен автоматически найти в мозгу реципиента либо соответствующую клетку глии либо синапс. '
Специальные исследования на животных с генетическим дефицитом вазопрессина и нарушением памяти обнаружили ее улучшение после инъекции дополнительных количеств этого гормона. Противоположное действие - нарушение сохранения выработанных навыков - оказывает другой гормон гипофиза - окситоцин. Эндорфины и энкефалины (эндогенные опиаты) оказывают выраженное влияние на научение и память - замедляют угашение
условных рефлексов, улучшают их сохранение, хотя и ухудшают их формирование.
Нейропептиды обнаружены в аксонных окончаниях нейронов вместе с классическими медиаторами. Нейропептиды могут усилить или ослабить действие медиатора. Нейропептиды-спутники вместе с медиаторами создают и поддерживают на постсинаптической мембране специфические рецепторные мозаичные наборы, способствующие быстрому проведению определенного вида возбуждения. Пептид-спутник повышает сродство рецептора к основному медиатору, он более стабилен, чем основной медиатор, что обеспечивает пролонгированное облегчение проведения через синапс.
Вероятно, все формы нейрологической памяти обеспечиваются системой межнейронных взаимодействий, участие же информационных молекул проявляется лишь во включении или выключении различных участков предсуществующего генома, а не в синтезе новых нуклеотидных или аминокислотных последовательностей.
3.17. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА И ПОВЕДЕНИЕ
Принцип доминанты в качестве основы складывающихся координационных отношений выдвинул А. А. Ухтомский. Он активно опирался на идеи Ч. Шеррингтона о конвергенции афферентных влияний к аппаратам, образующим общие пути в ЦНС. Но лишь идеи Н. Е. Введенского о динамизме взаимоотношений в нервной системе, обусловленные характером воздействия, функциональным состоянием нервных центров и характеристиками рабочего органа, позволили сформулировать учение о доминанте - рабочем принципе нервной деятельности и векторе поведения.
3.17.1. Доминанта и условный рефлекс
Доминанта как скрытая предуготовленность организма к выполнению конкретного поведения определяет вероятность возникновения той или иной рефлекторной реакции (условной или безусловной) в ответ на текущее раздражение.
Еще И. М. Сеченов обращал внимание на то, что иррадиация возбуждения происходит в сторону очагов повышенной возбудимости. Определяющую роль при формировании такого очага, по Ухтомскому, играет состояние развивающегося в нем стационарного возбуждения. Если этот уровень возбуждения мал, то приходящие сюда нервные влияния могут поднять его до состояния, характерного для доминанты, т. е. создать в нем повышенную возбудимость. Если же уровень возбуждения в центре и без того высок, то при приходе новой волны возбуждения возникает эффект торможения.
Важными особенностями доминантного очага являются повышенная возбудимость, т. е. отзывчивость на приходящие волны возбуждения, и способность центра суммировать эти возбуждения. В доминантном очаге устанавливается определенный уровень стационарного возбуждения, способствующий суммированию ранее подпороговых возбуждений и переводу на оптимальный для данных условий ритм работы, когда этот очаг становится наиболее отзывчивым.
Следовательно, доминанта, прежде чем стать таковой, должна пройти стадию суммационного рефлекса. В то же время условный рефлекс, прежде чем стать таковым, проходит стадию доминанты (II стадия генерализованной, диффузной отзывчивости).
Важную роль в процессе формирования доминанты играет процесс сопряженного торможения. Состояние возбуждения в центре, подкрепленное возбуждениями из самых отдаленных источников, будучи достаточно стойким, т. е. инертным, в свою очередь снижает способность некоторых других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение. Сопряженное торможение должно быть своевременным, т. е. иметь координирующее значение для работы других органов и организма в целом. Это наиболее энергетически емкий процесс, наиболее тонкий, позднее вырабатывающийся и вместе с тем наиболее ранимый.
Процесс торможения не только оформляет и поддерживает доминанту, но может и привести к прекращению ее функционирования, т. е. сама доминанта может тормозиться. А. А. Ухтомский выделял четыре случая торможения доминанты: 1) если доминанта представляет собой цепной рефлекс, то разрешающий акт и будет концом доминанты (например, половое поведение); 2) возникновение в центрах новой доминанты, несовместимой с первой, ведет к ее торможению (защитное поведение тормозит пищевое); 3) осуществление прямого торможения доминанты возможно волевым путем, т. е. из коры мозга (подавление естественных физиологических потребностей в неадекватных условиях); 4) стойкое подкрепление доминанты посторонними импульсами само по себе может подготовить ее торможение (доминанта в самой себе несет свой конец, обладая способностью растормаживаться).
В существовании доминанты большую роль играет временной фактор. Именно на длительности функциональных сдвигов в центрах и базируются такие свойства доминанты, как стойкость, инертность, способность к суммации. Доминанта опирается на наличие определенного набора оптимальных раздражителей, но в основном на следовые процессы, которые и отличают ее от условных и безусловных рефлексов (частных коротких рефлексов, по Ухтомскому).
Рис. 3.53 Соотношение первичных и вторичных очагов возбуждения при формировании доминирующей констелляции
Сложные рефлекторные акты осуществляются не одним анатомическим центром, а несколькими, которые как бы образуют своеобразную функциональную констелляцию центров в работе целостного мозга. Каждый участник этой констелляции, будучи связан с соседними и стимулируя их, в свою очередь получает от них стимуляцию. Такое состояние было названо симптомокомплексом доминанты.
Первичный очаг возбуждения при формировании естественных биологических доминант (голода, жажды) возникает в структурах гипоталамуса, содержащих большое число специфических хеморецепторных нейронов. Этот очаг выступает в качестве важнейшего системообразующего фактора при формировании доминирующей констелляции, в которую входит множество вторичных очагов в тех отделах мозга, где существуют предпосылки для продолжительного удержания следовых процессов (гиппокамп, кора больших полушарий) (рис. 3.53).
Для понимания механизмов превращения доминанты из симптомокомплекса А.А. Ухтомский использовал понятие функционального центра, или органа. Этим подчеркивалось следующее: дело не столько в том, что в нервной системе складываются определенные констелляции связанных между собой центров, морфологически далеко разбросанных по мозговой массе, но и в том что они функционально объединены единством действий, своей векторной направленностью на определенный результат.
В отличие от технического механизма, такой функциональный орган образуется по ходу самой реакции и имеет множество степеней свободы, дающих ему возможность осуществлять и множество переменных операций. Единство их действия достигается способностью данной совокупности мозговых структур влиять друг на друга с точки зрения усвоения ритма, т. е. синхронизации их активности. Каждый из потенциальных компонентов констелляции изначально обладает своим определенным темпом и ритмом возбуждений. При формировании же единой констелляции как созвездия созвучно работающих ганглиозных участков, совозбуждающих друг друга, определяющую роль играет увязка во времени, скоростях и ритмах действия, т. е. в сроках выполнения отдельных моментов реакции. Доминирование данной констелляции будет зависеть от синхронизации активности входящих в нее компонентов и от сопряженного торможения других рефлексов.
В своем формировании рабочая констелляция проходит несколько стадий. 1. Вначале в констелляцию посредством генерализованного возбуждения наряду с необходимыми для данного акта нервными центрами вовлекаются и другие мозговые структуры. Доминанта вызывается в центрах непосредственным раздражителем, часто гуморальной природы, или рефлекторными влияниями. На этой стадии она и подкрепляется самыми разнообразными внешними раздражениями и уподобляется стадии генерализации условного рефлекса. 2. Постепенно в процессе повторного осуществления данного рефлекторного акта такая диффузная отзывчивость сменяется избирательным реагированием только на те раздражения, которые создали данную доминанту. А. А. Ухтомский назвал это стадией образования условного рефлекса, когда подбирается адекватный раздражитель для данной доминанты. И именно эти раздражители способны воспроизвести прежнюю доминанту со свойственными для нее вегетативным и соматическим проявлениями. Продукт пережитой доминанты, ее своеобразная памятная энграмма, в которой в единое целое сплетены поведенческие, мотивационно-эмоциональные ее признаки и комплекс вызывавших ее раздражении, были названы А. А. Ухтомским интегральным образом. Эта стадия доминанты строится на законе "обратных отношений", по которому репродуцируется доминанта при наличии адекватных сигналов.
Жесткие рабочие констелляции характеризуются непременными генетически запрограммированными результатами выполнения рефлекторного акта. Кора больших полушарий формирует новые констелляции в индивидуальной жизни организма. Такие кортикальные доминанты обеспечивают организму при всем разнообразии конкретной среды определенный и устойчивый вектор поведения. Воспроизведение доминанты по ее кортикальным следам может быть весьма экономичным (эскизным), и, комплекс органов, участвующих в переживании восстановленной доминанты, может быть очень сокращенным. Каждый раз воспроизведенный интегральный образ обогащается все новыми элементами, что служит основой для расширения и перестройки индивидуального жизненного опыта.
Таким образом, кора больших полушарий формирует адекватные стимулы для доминанты, запускает соответствующие доминанты по поводу этих стимулов и обеспечивает взаимодействие и переключение доминант. Такие свойства в наибольшей мере присущи ассоциативным корковым полям. Следовательно, синтез механизмов доминанты с механизмами образования условного рефлекса необходим и достаточен для организации целенаправленного поведения. Доминанта обеспечивает его активный творческий характер, а упроченный специализированный условный рефлекс - его адаптивный характер, т. е. точное соответствие поведения объективной реальности.
- 1.1. Общая физиология нервной системы
- 1.1.1. Основные типы строения нервной системы
- 1.1.2. Мембранные потенциалы нервных элементов
- 1.1.3. Потенциалы и трансмембранные токи при возбуждении
- 1 М и толщиной 1 мкм выражается огромной цифрой - 10 Ом. Подобное сопротивление имел бы кабель длиной 10 км.
- 1.1.5. Межклеточные пространства в нервной системе
- 1.1.6. Аксонный транспорт
- 1.1.7. Физиология синапсов
- 1.1.8. Нервные сети и основные законы их функционирования
- 1.1.9. Рефлексы и рефлекторные дуги
- 1.1.10. Элементы эволюции нервной системы
- 1.2. Общая физиология мышц
- 1.2.1. Структура и иннервация поперечнополосатых мышц позвоночных животных
- 1.2.2. Механизм мышечного возбуждения
- 1.2.3. Передача сигнала с плазмалеммы на сократительный аппарат миофибрилл
- 1.2.4. Структура саркомера и механизм сокращения мышечного волокна
- 1.2.5. Механика мышцы
- 1.2.6. Энергетика мышцы
- 1.2.7. Особенности мышцы сердца позвоночных животных
- 1.2.8. Общая физиология гладких мышц позвоночных животных
- 1.2.9. Характеристика некоторых мышц беспозвоночных животных
- 1.2.10. Элементы эволюции мышц
- 1.2.11. Электрические органы рыб
- 1.2.12. Немышечные формы двигательной активности
- 1.3. Физиология секреторной клетки
- 1.3.1. Поступление предшественников секрета в клетку
- 1.3.2. Выведение веществ из клетки
- 2.1. Совершенствование регуляторных механизмов в процессе эволюции
- 2.2. Характеристика гуморальных механизмов регуляции
- 2.2.1. Основные особенности эволюции гормональных регуляторных механизмов
- 2.2.2. Регуляция функций эндокринной системы
- 2.2.3. Функциональное значение гормонов
- 2.2.4. Механизм действия гормонов
- 2.2.5. Классификация гормонов
- 2.3. Единство нервных и гуморальных механизмов регуляции
- 2.3.1. Саморегуляция функций организма
- 2.3.2. Обратная связь как один из ведущих механизмов в регуляции функций организма
- 2.3.3. Рефлекторный принцип регуляции функций
- 2.4. Общие черты компенсаторно-приспособительных реакций организма
- 3.1.2. Нервная система позвоночных животных
- 3.2.2. Принцип общего конечного пути
- 3.2.3. Временная и пространственная суммация. Окклюзия
- 3.2.5. Принцип доминанты
- 3.3. Спинной мозг
- 3.3.1. Нейронные структуры и их свойства
- 3.3.2. Рефлекторная функция спинного мозга
- 3.3.3. Проводниковые функции спинного мозга
- 3.4.2. Рефлексы продолговатого мозга
- 3.4.3. Функции ретикулярной формации стволовой части мозга
- 3.5.2. Участие среднего мозга в регуляции движений и позного тонуса
- 3.7.2. Морфофункциональная организация таламуса
- 3.7.3. Гипоталамус
- 3.7.4. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций
- 3.7.5. Терморегуляционная функция гипоталамуса
- 3.7.6. Участие гипоталамуса в регуляции поведенческих реакций
- 3.7.7. Гипоталамо-гипофизарная система
- 3.8.2. Функции лимбической системы
- 3.8.3. Роль лимбической системы в формировании эмоций
- 3.9. Базальные ядра и их функции
- 3.10.2. Проекционные зоны коры
- 3.10.3. Колончатая организация зон коры
- 3.11.2. Метод вызванных потенциалов
- 3.12. Закономерности эволюции коры больших полушарий
- 3.12.1. Происхождение новой коры
- 3.12.2. Организация новой коры у низших млекопитающих
- 3.12.3. Организация новой коры у высших млекопитающих
- 3.12.5. Развитие корковых межнейронных связей
- 3.13. Наследственно закрепленные формы поведения
- 3.13.1. Безусловные рефлексы.
- 3.13.2. Достижения этологов в исследовании врожденных форм поведения
- 3.14. Приобретенные формы поведения
- 3.14.1. Классификация форм научения
- 3) После исчезновения эти навыки самостоятельно не восстанавливаются.
- 3.14.2. Сон как форма приобретенного поведения
- 3.14.3. Закономерности условнорефлекторной деятельности
- 3.14.4. Торможение условных рефлексов
- 3.15.2. Механизмы условного торможения
- 3.16. Механизмы памяти
- 3.16.1. Кратковременная память
- 3.16.2. Долговременная память
- 3.17.2. Высшие интегративные системы мозга
- 3.17.4. Эволюция интегративной деятельности мозга
- 3.17.5. Онтогенез ассоциативных систем мозга
- 3.18. Функциональная структура поведенческого акта
- 3.18.1. Основные поведенческие доминанты
- 3) Описать структуру среды как закон связей между ее наиболее существенными переменными; 4) определить ведущее кинематическое звено для выполнения предстоящего двигательного акта.
- 3.18.2. Ассоциативные системы мозга и структура поведения
- 3.19.2. Сознание и неосознаваемое
- 3.20. Функциональная межполушарная асимметрия
- 3.21. Формирование высшей нервной деятельности ребенка
- 3.22. Мышление и речь
- 3.23. Сновидения, гипноз
- 3.24. Трудовая деятельность человека-оператора
- 3.25. Центральная регуляция движений
- 3.25.1. Управление ориентационными движениями и позой
- 3.25.2. Управление локомоцией
- 3.25.3. Организация манипуляторных движений
- 3.25.4. Корковая сенсомоторная интеграция
- 3.25.5. Программирование движений
- 3.25.6. Функциональная структура произвольного движения
- 3.26. Эмоции как компонент целостных поведенческих реакций
- 3.26.1. Биологическая роль эмоций
- 3.26.2. Эмоции и психическая деятельность
- 3.26.3. Вегетативные реакции, сопутствующие эмоциональному состоянию
- 3.26.4. Участие различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний
- 3.26.5. Эмоциогенные системы мозга
- 3.26.6. Влияние эмоциональных состояний на научение и память
- 3.26.7. Неврозы
- 3.27. Гематоэнцефалический барьер
- 4.1.2. Преобразование сигналов в рецепторах
- 4.1.3. Адаптация рецепторов
- 4.1.4. Сенсорные пути
- 4.1.5. Сенсорное кодирование
- 4.2. Соматическая сенсорная система
- 4.2.1. Соматическая сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.2.2. Соматическая сенсорная система позвоночных животных
- 4.3. Скелетно-мышечная, или проприоцептивная, сенсорная система
- 4.3.1. Скелетно-мышечная сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.3.2. Скелетно-мышечная сенсорная система позвоночных животных
- 4.4. Сенсорная система боковой линии
- 4.4.2. Электрорецепторы
- 4.4.3. Восходящие пути
- 4.5. Гравитационная сенсорная система
- 4.5.1. Гравитационная сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.5.2. Гравитационная сенсорная система позвоночных животных
- 4.6. Слуховая сенсорная система
- 4.6.1. Физические характеристики звуковых сигналов
- 4.6.2. Слуховая сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.6.3. Слуховая сенсорная система позвоночных животных
- 4.6.4. Эхолокация
- 4.7. Хеморецепторные сенсорные системы
- 4.7.1. Хеморецепторные сенсорные системы беспозвоночных животных
- 4.7.2. Хеморецепторные сенсорные системы позвоночных животных
- 4.8. Зрительная сенсорная система
- 4.8.1. Организация фоторецепторов
- 4.8.2. Механизмы фоторецепции
- 4.8.3. Зрительная сенсорная система беспозвоночных животных
- 4.8.4. Зрительная сенсорная система позвоночных животных
- 5.1. Дуга автономного рефлекса
- 5.1.1. Подразделение автономной нервной системы
- 5.1.2. Анатомические структуры
- 5.1.4. Различия в конструкции автономной и соматической нервной системы
- 5.1.5. Чувствительное звено дуги автономного рефлекса
- 5.1.6. Ассоциативное (вставочное) звено
- 5.1.7. Эфферентное звено
- 5.2. Синаптическая передача
- 5.2.1. Ацетилхолин
- 5.2.2. Норадреналин и адреналин
- 5.2.3. Трансдукторы
- 5.2.4. Серотонин
- 5.2.5. Аденозинтрифосфат (атф)
- 5.2.6. Вероятные кандидаты в медиаторы
- 5.2.7. Активные факторы
- 5.3.2. Аксон-рефлекс
- 5.3.3. Висцеросоматический рефлекс
- 5.3.4. Висцеросенсорный рефлекс
- 5.4. Влияние автономной нервной системы на деятельность эффекторных органов
- 5.4.1. Адаптационно-трофическая функция симпатической нервной системы
- 5.4.2. Роль парасимпатической нервной системы в регуляции висцеральных функций
- 5.4.3. Участие метасимпатической нервной системы в регуляции висцеральных функций
- 5.4.4. Тоническая активность
- 5.5.2. Стволовые центры
- 5.5.3. Гипоталамические центры
- 5.5.4. Лимбическая система
- 5.5.5. Мозжечок
- 5.5.6. Ретикулярная формация
- 5.5.7. Кора больших полушарий
- 6.1. Значение и место эндокринной регуляции в общей системе интеграционных механизмов
- 6.1.1. Методы изучения функций желез внутренней секреции
- 6.1.2. Понятие о нейросекреции
- 6.2.1. Гипоталамо-нейрогипофизарная система
- 6.2.2. Гипоталамо-аденогипофизарная система
- 6.2.3. Гипофиз
- 6.2.4. Шишковидное тело
- 6.3.2. Надпочечник и его гормоны
- 6.3.3. Гонады и половые гормоны
- 6.4.2. Гормональная регуляция водно-солевого гомеостаза
- 6.5. Поджелудочная железа и ее гормоны
- 6.6. Гормоны пищеварительного тракта
- 6.7. Гормоны сердечно-сосудистой системы
- 6.7.1. Гормоны сердца
- 6.7.2. Гормоны эндотелия
- 6.8. Гормоны плазмы и клеток крови
- 6.9. Гормонопоэз и основные механизмы трансдукции гормонального сигнала
- 6.10. Рецепторы гормонов
- 7.1. Эволюция внутренней среды организма
- 7.2. Основные механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма. Понятие о гомеостазе
- 7.3. Понятие о системе крови
- 7.3.1. Основные функции крови
- 7.3.2. Объем и состав крови
- 7.3.3. Физико-химические свойства крови
- 7.4. Плазма крови
- 5 Г глобулина. Период полураспада альбумина составляет 10-15 сут глобулина - 5 сут.
- 7.5. Форменные элементы крови
- 7.5.1. Эритроциты
- 7.5.2. Пигменты крови
- 7.5.3.Скорость оседания эритроцитов (соэ)
- 7.5.4. Лейкоциты
- 7.5.5. Тромбоциты
- 7.6. Гемостаз (остановка кровотечения)
- 7.6.1. Свертывание крови
- 7.6.3. Противосвертывающие механизмы
- 7.7. Группы крови
- 7.7.2. Резус-фактор
- 7.8. Кроветворение и его регуляция
- 7.8.1. Эритропоэз
- 7.8.2. Лейкопоэз. Тромбоцитопоэз
- 7.9. Лимфа
- 8.1. Компоненты иммунной системы
- 8. 2. Механизмы неспецифического (врожденного) иммунитета
- 8.2.1. Фагоцитоз
- 8.2.2. Внеклеточное уничтожение (цитотоксичность)
- 8.2.3. Разрушение чужеродных клеток с помощью гуморальных механизмов
- 8.2.4. Роль острой воспалительной реакции в механизмах неспецифической резистентности организма
- 8.3. Механизмы специфического приобретенного иммунитета
- 8.3.1. Характеристика клеток, участвующих в реакциях специфического иммунитета
- 8.3.2. Иммуноглобулины, структура и роль в реализации специфического иммунного ответа
- 8.4.2. Участие цитокинов в регуляции иммунных реакций
- 8.4.4. Регуляторные иммунонейроэндокринные сети
- 9.2. Функции сердца
- 9.2.1. Общие принципы строения
- 9.2.2. Свойства сердечной мышцы
- 9.2.3. Механическая работа сердца
- 9.2.4. Тоны сердца
- 9.2.5. Основные показатели деятельности сердца
- 9.4. Регуляция работы сердца
- 9.4.1. Внутриклеточная регуляция
- 9.4.2. Межклеточная регуляция
- 9.4.3. Внутрисердечная нервная регуляция
- 9.4.4. Экстракардиальная нервная регуляция
- 9.4.5. Гуморальная регуляция
- 9.4.6. Тонус сердечных нервов
- 9.4.7. Гипоталамическая регуляция
- 9.4.8. Корковая регуляция
- 9.4.9. Рефлекторная регуляция
- 9.4.10. Эндокринная функция сердца
- 9.5. Сосудистая система
- 9.5.1. Эволюция сосудистой системы
- 9.5.2. Функциональные типы сосудов.
- 9.5.3. Основные законы гемодинамики
- 9.5.4. Давление в артериальном русле
- 9.5.5. Артериальный пульс
- 9.5.6. Капиллярный кровоток
- 9.5.7. Кровообращение в венах
- 9.6. Регуляция кровообращения
- 9.6.1. Местные механизмы регуляции кровообращения
- 9.6.2. Нейрогуморальная регуляция системного кровообращения
- 9.7. Кровяное депо
- 9.8.2. Мозговое кровообращение
- 9.8.3. Легочное кровообращение
- 9.8.4. Кровообращение в печени
- 9.8.5. Почечное кровообращение
- 9.8.6. Кровообращение в селезенке
- 9.9. Кровообращение плода
- 9.10.3. Состав, свойства, количество лимфы
- 9.10.4. Лимфообразование
- 9.10.5. Лимфоотток
- 10.1. Эволюция типов дыхания
- 10.1.1. Дыхание беспозвоночных животных
- 10.1.2. Дыхание позвоночных животных
- 10.2. Дыхательный акт и вентиляция легких
- 10.2.1. Дыхательные мышцы
- 10.2.2. Дыхательный акт
- 10.2.3. Вентиляция легких и внутрилегочный объем газов
- 10.2.4. Соотношение вентиляции и перфузии легких
- 10.2.5. Паттерны дыхания
- 10.3.1. Диффузия кислорода и углекислого газа через аэрогематический барьер
- 10.3.2. Транспорт кислорода кровью
- 10.3.3. Транспорт углекислого газа кровью
- 10.3.4. Транспорт кислорода и углекислого газа в тканях
- 10.4.2. Хеморецепторы и хеморецепторные стимулы дыхания
- 10.4.3. Механорецепторы дыхательной системы
- 10.4.4. Роль надмостовых структур
- 10.5.2. Влияние уровня бодрствования
- 10.5.3. Эмоциональные и стрессорные факторы
- 10.5.4. Мышечная деятельность
- 11.1. Источники энергии и пути ее превращения в организме
- 11.1.1. Единицы измерения энергии
- 11.1.3.Методы исследования обмена энергии
- 11.1.4. Основной обмен
- 11.1.5. Обмен в покое и при мышечной работе
- 11.1.7. Запасы энергии
- 11.2. Питание
- 11.2.1. Потребность в пище и рациональное питание
- 11.2.2. Потребность в воде
- 11.2.3. Потребность в минеральных веществах
- 11.2.4. Потребность в углеводах
- 11.2.5. Потребность в липидах
- 11.2.6. Потребность в белках
- 11.2.7. Потребность в витаминах
- 11.2.8. Потребность в пищевых волокнах
- 11.3. Терморегуляция
- 11.3.1. Пойкилотермия и гомойотермия
- 11.3.2. Температура тела
- 11.3.3. Терморецепция, субъективные температурные ощущения и дискомфорт
- 11.3.4. Центральные (мозговые) механизмы терморегуляции
- 11.3.5. Теплопродукция
- 11.3.6. Теплоотдача
- 11.3.9. Тепловая и холодовая адаптация
- 11.3.10. Сезонная спячка
- 11.3.11. Онтогенез терморегуляции
- 11.3.12. Лихорадка
- 12.1.2. Регуляторная часть пищеварительной системы
- 12.1.3. Интеграция нейромедиаторных и гормональных факторов в пищеварительной cистеме
- 12.1.4. Типы пищеварения
- 12.2. Секреторная функция
- 12.2.1. Слюнные железы
- 12.2.2. Железы желудка
- 12.2.3. Поджелудочная железа
- 12.2.4. Желчеотделение и желчевыделение
- 12.2.5. Секреция кишечных желез
- 12.3. Переваривание пищевых веществ
- 12.4. Мембранное пищеварение и всасывание
- 12.4.2. Всасывание
- 12.5. Моторная функция
- 12.5.1. Сопряжение возбуждения с сокращением в гладкомышечных клетках
- 12.5.2. Регуляция сократительной активности гладких мышц желудочно-кишечного тракта
- 12.5.3. Моторная функция различных отделов желудочно-кишечного тракта
- 12.5.4. Периодическая моторная деятельность желудочно-кишечного тракта
- 12.6.2. Насыщение
- 13.1. Водные фазы
- 13.2. Эволюция осморегуляции
- 13.3. Выделительные органы беспозвоночных животных различных типов
- 13.4. Почка позвоночных животных
- 13.5. Структура и функции почки млекопитающих
- 13.6.2. Клубочковая фильтрация
- 13.6.3. Реабсорбция в канальцах
- 13.6.5. Синтез веществ в почке
- 13.6.6. Осмотическое разведение и концентрирование мочи
- 13.6.7. Роль почек в осморегуляции и волюморегуляции
- 13.6.8. Механизм участия почек в регуляции кислотно-основного равновесия
- 13.6.9. Экскреторная функция почки
- 13.7. Нервная регуляция деятельности почки
- 13.8. Инкреторная функция почки
- 13.9. Метаболическая функция почки
- 13.10. Выделение мочи
- 14.2. Мужские половые органы
- 14.4. Половое созревание
- 14.5. Половое влечение
- 14.6. Половой акт
- 14.7. Половая жизнь
- 1) Парасимпатические из крестцового отдела (рефлекторные и психогенные влияния); 2) симпатические из пояснично-грудного отдела (психогенные влияния)
- 14.8.2. Половые рефлексы у женщин
- 14.9. Половой цикл
- 14.10. Оплодотворение
- 14.11. Беременность
- 14.11.1. Плацента
- 14.11.2. Плод
- 14.11.3. Состояние организма матери при беременности
- 14.11.4. Многоплодная беременность
- 14.11.5. Латентная стадия беременности
- 14.11.6. Беременность у животных
- 14.12. Роды
- 14.13.2. Физиология органов размножения самок
- 14.13.3. Инкубация
- 14.14. Лактация
- 15.2. Проявления старения
- 15.3. Профилактика старения