logo
Анатомия

11.1.7 I и II сигнальные системы

”чение ».ѕ. ѕавлова о сигнальных системах ¤вл¤етс¤ логическим развитием его учени¤ об условных рефлексах. ».ѕ. ѕавловым было показано, что в основе высшей нервной де¤тельности у высших животных человека лежат общие механизмы, но при этом существуют качественные различи¤ в сигнальных системах. –азличают первую и вторую сигнальные системы.

ѕерва¤ сигнальна¤ система имеетс¤ и у человека, и у животных. ƒе¤тельность этой системы про¤вл¤етс¤ в условных рефлексах, формирующихс¤ на любые раздражители внешней среды за исключением слова. ”словные рефлексы первой сигнальной системы образуютс¤ в результате де¤тельности нейронов коры больших полушарий, кроме лобной области, включа¤ область речедвигательного анализатора. ѕерва¤ сигнальна¤ система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление.

¬тора¤ сигнальна¤ система возникла и развилась в результате трудовой де¤тельности человека и по¤влени¤ речи. ƒе¤тельность второй сигнальной системы про¤вл¤етс¤ в речевых условных рефлексах, сигнализирующих об окружающей действительности в обобщенной, абстрагированной форме. ѕо ».ѕ. ѕавлову слово ¤вл¤етс¤ Ђсигналом сигналовї. ћы можем в данный момент не видеть предмет, но достаточно его словесного обозначени¤, чтобы мы ¤сно себе его представили.

¬тора¤ сигнальна¤ система обеспечивает абстрактное мышление в виде пон¤тий, суждений, умозаключений. –ечевые рефлексы второй сигнальной системы формируютс¤ благодар¤ активности нейронов лобных областей и области речедвигательного анализатора. ѕериферический отдел этого анализатора представлен рецепторами, которые расположены в гортани, м¤гком небе, ¤зыке и др. —игнальное значение слова определ¤етс¤ не простым звукосочетанием, а его смысловым содержанием.

ѕри рождении животные и человек имеют только безусловные рефлексы. ¬ процессе роста и развити¤ происходит формирование условно-рефлекторных св¤зей первой сигнальной системы, единственной у животных. ” человека в дальнейшем на базе первой сигнальной системы постепенно формируютс¤ св¤зи второй сигнальной системы, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающую действительность.

ћежду I и II сигнальными системами существуют тесные функциональные взаимосв¤зи. ¬ физиологических услови¤х втора¤ сигнальна¤ система несколько притормаживает активность первой сигнальной системы. — по¤влением второй сигнальной системы вводитс¤ новый принцип нервной де¤тельности Ц отвлечение и обобщение бесчисленных сигналов, поступающих в мозг. Ётот принцип обусловливает безграничную ориентировку человека в окружающем мире. ¬тора¤ сигнальна¤ система ¤вл¤етс¤ высшим регул¤тором различных форм поведени¤ человека в окружающей его природной и социальной среде. ќднако втора¤ сигнальна¤ система правильно отражает объективный мир только в том случае, если посто¤нно сохран¤етс¤ ее согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой.