logo
Методичка по методике обучения биологии

Базовая информация

Под интерактивным обучением понимают:

Основные преимущества интерактивных форм и методов обучения:

Логика образовательного процесса при интерактивном обучении отличается и идёт не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Интерактивное обучение базируется на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей, так как большинство интерактивных методов обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному.

Деятельность учителя при организации интерактивного обучения меняется, акцент смещается со школьника как индивида на группу взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Учитель в условиях интерактивного обучения – партнёр, консультант, лидер группы, фасилитатор, создатель условий для инициативы учеников - выступает лишь одним из источников информации, уделяя основное внимание организации эффективного взаимодействия и помощи школьникам в работе.

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к условиям организации обучения, а также к работе учителя. Необходимыми условия организации интерактивного обучения являются:

Классификация интерактивных методов обучения

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

7.5. Использование и анализ видео-, аудиоматериалов;

7.6. Практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника;

8. Работа с документами.

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем

10. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом

Пример. При изучении темы на уроке можно раздать карточки с заданиями для работы в группах по 3-4 человека;также класс может выполнять одно и то же задание,но подразделяться на группы для выполнения различных функций: 

1. По типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья оценивает;

2. По теме работы;

3. По уровню сложности работы. Например, при изучении темы «Состав и функции крови» класс можно разделить на группы и сыграть в игру «Верю-неверю»,смысл которой в том,что на розданных учителем бланках с 10 парами вопросов дети ставят знаки «+» или «-» (согласен или нет),потом обмениваются бланками и оценивают результаты (каждый правильный ответ по 0,5 балла).

Пример. «Счастливый случай» на уроках зоологии

– это познавательная, увлекательная игра (разработка учителя биологии Елены Ивановны Улящовой). Проводиться она на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить  в форме командного или индивидуального состязания.

Если вы решили провести в виде состязания двух команд, то вам необходимо продумать:

1. По какому принципу будет происходить деление на команды. Можно рекомендовать, что бы ребята вытягивали жетоны разного цвета и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы команды.

2. Необходимо выбрать жюри, у которого будут свои жетоны для счета.

Например:

Класс «Рыбы»:

У жюри два аквариума и за каждый правильный ответ команды, жюри отправляет в аквариум по одной рыбке-жетону. Выигрывает та команда, у которой в аквариуме оказалось больше рыбок. Таким образом, можно продумать по каждому классу животных.

3. Необходимо продумать награждение команд. Это могут быть медали, грамоты.

Если вы решили провести индивидуальную игру «каждый за себя», то необходимо:

  1. Заготовить жетоны

  2. Выбрать жюри (которое будет следить за тем, кто первый поднял руку, и раздавать жетоны).

  3. Продумать систему оценок.

Например:

5 жетонов – оценка «5» 4 жетона – оценка «4» 3 жетона – оценка «3»

(оценка «3» выставляется в журнал по желанию ученика).

4. Перед началом игры необходимо огласить правила:

  1. Никто не выкрикивает, для этого есть рука (ответ с места будет не засчитан. Если вы играете командой, то такой ответ будет в пользу команды противника).

  2. Все вопросы обсуждаются только шепотом (в противном случае команда не поучает очко)

5. Что подразумевается под геймами.

1 гейм «Разминка»

Поочередно задаются вопросы той и другой команде. Если команда не отвечает, то право ответить получает другая команда. Время для обсуждения – 10 секунд. Жюри откладывает жетоны за каждый правильный ответ команды.

2 гейм «Темная лошадка»

Логические вопросы. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно решила задачи (можно принести атрибуты данной «темной лошадки»).

3 гейм «Гонка за лидером»

10 вопросов – одной команде, 10 вопросов – другой команде.

ХОД ИГРЫ

Класс «Рыбы»

1 гейм («Разминка»)

  1. Наука, изучающая рыб … (ихтиология)

  2. Среда обитания рыб … (водная)

  3. Органы дыхания рыб … (жабры)

  4. Кожа рыб покрыта … (чешуёй)

  5. Рыбы, которые могут жить как в море, так и в реке … (проходные)

  6. На границе головы и туловища располагаются … (жаберные крышки)

  7. Грудные и брюшные плавники это … (парные)

  8. Направление и силу течения воды, а так же глубину рыба определяет с помощью … (боковой линии)

  9. Сердце рыбы … (двухкамерное)

  10. Температура тела рыбы зависит от температуры окружающей среды, следовательно, рыбы (холоднокровные)

  11. Размножение рыб называется … (нерестом)

  12. Оплодотворение … (внешнее)

  13. Малек это … (личиночная стадия)

  14. Самка трески откладывает до … (10 миллионов икринок)

  15. Живородящие рыбы … (гуппи, меченосцы, акулы, скаты)

  16. Хрящевые рыбы … (акулы, скаты)

  17. Осетровые рыбы … (белуга, стерлядь, осетр)

  18. Двоякодышащие рыбы … (австралийский рогозуб, африканский чешуйчайник)

  19. Кистеперые рыбы … (латимерия)

  20. Костистые рыбы … (кета, горбуша, …).

Подводятся итоги.

2 гейм («Темная лошадка»)

Крылья есть, а не летает Ног нет, а не догонишь.

(Рыба)

Учитель от имени рыбы задает задания.

В данных словах перепутаны буквы, необходимо переставить буквы таким образом, чтобы получились названия рыб.

ТАПВОЛ

(плотва)

АЛГБЕЦ

(белуга)

ЗНААС

(сазан)

СЕКРАТ

(треска)

ЕГМАС

(семга)

БОВАЛ

(вобла)

ТОРЕС

(осетр)

МЛИНА

(налим)

Жюри подводит итоги.

3 гейм «Гонка за лидером»

  1. Промысловая рыба из семейства тресковых, ее именем назван один из рассказов А.П. Чехова (Налим).

  2. Редкая и очень красивая рыба Черного моря. Интересна тем, что может передвигаться по дну скачками, опираясь на видоизмененные лучи грудных плавников (морской петух).

  3. Очень опасный морской хищник (акула).

  4. Крупная хищная пресноводная рыба, отличающаяся от других отсутствием чешуи (сом).

  5. Вид ската, имеющий над хвостовым плавником длинный зазубренный шип–«пилку» (морской кот).

  6. Промысловая рыба, которая главным образом разводиться в прудах (карп).

  7. Маленькая хищная рыбка, известная тем, что строит гнезда в воде, заботясь о потомстве (колюшка).

  8. Самая крупная промысловая рыба (белуга – около 6 метров, вес – 1000 кг).

  9. Какая рыба мечет наибольшее число икринок (луна–рыба, 300 миллионов икринок).

  10. Рыба долгожитель (белуга, щука – около 100 лет).

Если это командная игра, то необходимо подвести итоги, если индивидуальная – то можно играть дальше.

Вопросы второй команды.

  1. Какая рыба плавает быстрее всех других рыб (меч–рыба 25 м/сек).

  2. Какие рыбы вынашивают икринки во рту (апогон, тиларил, пинагор).

  3. Какая рыба рождает одного живого детеныша (скат манта).

  4. Какие рыбы несут яйца (некоторые акулы и скаты).

  5. Какие рыбы при пересыхании водоемов способны впадать на несколько месяцев в спячку и при этом оставаться живыми (лепидоспрен и протоптерус, австралийский рогозуб).

  6. Морская донная промысловая рыба, у которой глаза расположены на одной стороне тела (камбала).

  7. Важнейшая промысловая рыба Атлантического океана, отличается необычно высоким содержанием жира (треска).

  8. Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку (невод).

  9. В системе знаков Зодиака они занимают двенадцатое место (рыбы).

  10. Морская рыба, по форме напоминает шахматную фигуру (морской конек).

Класс «Земноводные»

1 гейм «Разминка»

  1. Класс земноводные включает отряды…(бесхвостые, хвостатые, безноги)

  2. Земноводные или … (амфибии).

  3. Земноводные дышат … (легкими и кожей).

  4. В отличие от рыб, глаза земноводных имеют … (веки).

  5. Шейный отдел земноводных образован … (одним позвонком).

  6. Опорой передних конечностей служит … (скелет плечевого пояса).

  7. Опорой задних конечностей служит … (тазовый пояс).

  8. У бесхвостых наиболее развиты мышцы … (конечностей).

  9. Расширенная часть толстой кишки … (клоака).

  10. Личинки земноводных дышат … (жабрами).

  11. Сердце земноводных состоит из … (трех камер).

  12. Кровь из всех органов собирается в вены и поступает в … (правое предсердие).

  13. Кровь у земноводных в отличие от рыб движется по … (двум кругам кровообращения).

  14. В основе поведения земноводных преобладают … (безусловные рефлексы).

  15. Личиночная стадия земноводных … (головастик).

  16. Метаморфозы … (превращения).

  17. Предками земноводных являются … (кистеперые рыбы).

  18. К отряду бесхвостых относятся … (лягушки, жабы, квакши).

  19. К отряду хвостатых … (тритоны).

  20. К отряду безногих относятся … (червяги).

Подведение итогов.

2 гейм «Темная лошадка»

И в лесу мы, и в болоте, Нас всегда везде найдете, На поляне, на опушке, Мы зеленые … (лягушки).

Итак, у нас сегодня в гостях лягушка. Она и будет темной лошадкой, которая подготовила вам головоломки (можно принести игрушечную лягушку или маску).

Задание 1: В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой «А».

Подведение итогов.

3 гейм «Гонка за лидером»

  1. Представитель хвостатых земноводных, частый обитатель живых уголков (амбистома).

  2. Большая лягушка (голиаф).

  3. Хвостатое земноводное, по внешнему виду напоминающее ящерицу (тритон).

  4. Бесхвостое земноводное, ведущее ночной образ жизни (жаба).

  5. Крупная жаба (жаба – Ага).

  6. Бесхвостая амфибия, кожные железы которой выделяют пахнущий чесноком секрет (чесночница)

  7. Ярко окрашенный представитель хвостатых земноводных (саламандра).

  8. Личинка земноводных (головастик).

  9. Бесхвостое земноводное с присосками на кончиках пальцев, ведущее древесный образ жизни (квакша).

  10. Самая заботливая мамаша из земноводных (пипа).

Подведение итогов.

  1. Личинка хвостатого земноводного, которая долго живет без превращения во взрослое животное (аксолотль).

  2. Женские половые клетки у земноводных (икра).

  3. Крупная лягушка, издающая очень громкие, похожие на рев звуки (бык).

  4. Орган, с помощью которого лягушки и жабы добывают себе пищу (язык).

  5. Тропическая амфибия из отряда безногих (червяга).

  6. Бесхвостое земноводное с ярко окрашенным брюшком (краснобрюхая жерлянка).

  7. Лягушка, превосходно плавает. Она положила начало стилю плавания, который в спортивном мире известен как (брасс).

  8. Ядом этой лягушки индейцы смазывают наконечники стрел. У животного, раненного такой стрелой, наступает паралич, и оно погибает. Вырезав кусок мяса вокруг стрелы, его выбрасывают. Как называется эта лягушка (кокои).

  9. Эту хвостатую амфибию можно встретить на всей территории Сибири и даже за Полярным кругом в тундре. Для нее характерна высокая устойчивость к низким температурам. Кто это? (сибирский углозуб).

  10. Бесхвостое земноводное, которое специально разводят для лабораторных исследований (лягушка).

Подведение итогов всей игры.

Класс «Пресмыкающиеся»

1 гейм «Разминка» (перекрестный опрос)

  1. Наука о животных … (зоология).

  2. Наука о вымерших растениях и животных … (палеонтология).

  3. Наука о растениях … (ботаника).

  4. Наука о живых организмах … (биология).

  5. Пресмыкающиеся дышат … (легкими).

  6. Сердце у пресмыкающихся … (трехкамерное).

  7. Оплодотворение … (внутреннее).

  8. Организм, содержащий мужские и женские половые органы называется … (гермафродит).

  9. Грудная клетка ящерицы состоит из … (ребер и грудины).

  10. При неблагоприятных условиях пресмыкающиеся впадают в … (спячку).

  11. Первые пресмыкающиеся появились на Земле около … (250 миллионов лет назад).

  12. Рыбоящеры … (плезиозавр или ихтиозавр).

  13. Летающие ящеры … (птерадонт).

  14. Змеи относятся к отряду … (чешуйчатые).

  15. Развитие у пресмыкающихся … (прямое).

  16. Кровь у пресмыкающихся течет по … (двум кругам кровообращения).

  17. Язык змеи – это орган … (осязания).

  18. Кожа у пресмыкающихся … (сухая).

  19. Кровь, обогащенная кислородом … (артериальная).

  20. Кровь, насыщенная углекислым газом … (венозная).

  21. Сосуды, выходящие из сердца … (артерии).

  22. Сосуды, входящие в сердце … (вены).

  23. Мельчайшие сосуды, где происходит газообмен … (капилляры).

  24. Самокалеченье …(регенерация).

Жюри подводит итоги первого гейма.

2 гейм «Темная лошадка»

Кто на свете ходит В каменной рубахе В каменной рубахе Ходят … (черепахи).

Ведущий надевает эмблему черепахи, и от ее имени задает задания. Кто быстрее соберет рассыпавшиеся названия змей:

Ответ: Варан, кобра, гюрза, питон.

В

К

А)

Жюри подводит итоги второго гейма.

3 гейм «Гонка за лидером» (кто больше даст правильных ответов).

Вопросы первой команды:

  1. Животное одного из родов ящериц. Голова покрыта мелкими роговыми чешуйками или щитками, хвост обычно длинный, неломкий (агама).

  2. Змея из родов удавов, крупнейшая из современных змей. Хорошо плавает, ныряет, может долго оставаться под водой (анаконда).

  3. Морские черепахи, которые откладывают яйца только ночью в песке (кожистые черепахи).

  4. Пресмыкающиеся семейства ядовитых змей (любой вариант).

  5. Вымершее пресмыкающееся, стройное животное с небольшой головой, тонкой шеей и длинным хвостом. Растительноядное (диплодок).

  6. Представитель одного из семейств ящериц распространенных в Северной и Южной Америке. Мясо и яйца съедобны (игуана).

  7. Представитель одного из родов семейства ядовитых змей. Содержат в серпентариях (змеиных фермах) с целью получения яда (кобра).

  8. Самая крупная ящерица, живущая в Средней Азии (варан).

  9. Один из видов крокодилов (аллигатор).

  10. Древнее земноводное, переходная форма между кистеперыми рыбами и земноводными (ихтиостега).

Итак, сколько правильных ответов …Вторая команда, готовы? Тогда поехали…

  1. Представитель одного из малочисленных отрядов пресмыкающихся (крокодил).

  2. Полезная ящерица без ног (веретеница).

  3. Самые крупные по размерам черепахи (морские).

  4. Древний (вымерший) ящер, ведущий водный образ жизни (ихтиозавр).

  5. Самая древняя пресмыкающаяся, дожившая до наших дней (гаттерия).

  6. Крупный южноамериканский крокодил (до 3,5 метров в длину) (жакаре).

  7. Ящерица, обитающая в нашем районе (живородящая).

  8. Неядовитая змея (любой вариант).

  9. Пресмыкающееся, близкое к ящерицам. Тело цилиндрическое, червеобразное, с коротким хвостом, покрыто цельной роговой пленкой с узкими поперечными кольцами и продольными бороздами (амфистела).

  10. Ящерица, у которой глаза вращаются на 1800 (хамелеон).

Итак, третий гейм закончен. Жюри, огласите результат игры.

Подведение итогов