Содержание
Введение……………………………………………. | 7 |
СЕМЕСТР 3. МОДУЛЬ 1. Общая характеристика современного школьного биологического образования. Краткая история становления и развития методики обучения биологии | 11 |
Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука. Учебно- воспитательное значение школьного курса биологии в системе общего образования | 11 |
Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии ……………. | 15 |
Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии | 16 |
Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в. | 17 |
Тема 5. Создание научно-методической основы школьного биологического образования на основе теории развития биологических понятий в конце 50 гг ХХ в. | 23 |
Тема 6 Итоговое занятие по модулю | 28 |
МОДУЛЬ 2. Содержание биологического образования в школе | 30 |
Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе. | 30 |
Тема 8. Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования по биологии. | 37 |
Тема 9. Деятельность в содержании биологического образования. Логика развития биологических понятий в школьном предмете «Биология». Этапы и условия формирования биологических понятий, умений, навыков. | 40 |
Тема 10 Итоговое занятие по модулю | 46 |
СЕМЕСТР 4. МОДУЛЬ 3. Методы обучения биологии. Материально- техническое оснащение процесса обучения биологии | 47 |
Тема 11. Методы обучения и их классификации. Система методов обучения биологии по источнику знаний. | 47 |
Тема 12. Интерактивные методы обучения в биологии. | 57 |
Тема 13. Система средств обучения биологии. Комплексное использование средств обучения. Инновационные методы обучения биологии. | 65 |
Тема 14. Итоговое занятие по модулю. ……………………….. | 72 |
МОДУЛЬ 4. Формы организации обучения биологии в школе | 73 |
Тема 15. Система форм преподавания биологии. Современный урок биологии. Методика проведения вводного урока | 73 |
Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения обобщающего урока ………………. | 79 |
Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения контрольно-учетного урока …………………………….. | 85 |
Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии. Экскурсии в процессе обучения биологии. Методика проведения экскурсий в природу. | 88 |
Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии Внеклассные занятия по биологии | 97 |
Тема 20. Итоговое занятие по модулю | 103 |
СЕМЕСТР 5. МОДУЛЬ 5. Оценка качества учебных достижений школьников по биологии |
105 |
Тема 21. Экскурсия в дендрарий
| 105 |
Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся по биологии. Система оценки. | 106 |
Тема 23. Тестирование как метод измерения знаний и умений | 112 |
Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении биологии. | 117 |
Тема 25. ЕГЭ по биологии. | 119 |
Тема 26. Итоговое занятие по модулю | 127 |
МОДУЛЬ 6. Воспитание в процессе обучения биологии | 128 |
Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся. |
128 |
Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое воспитание, патриотическое и гражданское воспитание, нравственное воспитание, трудовое, воспитание гуманизма, бережного отношения к природе, памятникам природы при обучении биологии. |
132 |
Тема 29. Воспитание экологической культуры и ответственного отношения к природе. | 141 |
Тема 30. Воспитание творческой личности при обучении биологии. Комплексный подход к воспитанию. | 144 |
Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения, привитие воспитанникам навыков самостоятельного пополнения знаний. | 151 |
Тема 32. Итоговое занятие по модулю. СЕМЕСТР 6. | 160 |
МОДУЛЬ 7. Содержание биологического образования в школе-2 | 161 |
Тема 33. Изучение школьных учебников биологии. Организация самостоятельной работы учащихся с учебниками. | 161 |
Тема 34. Учебно-методические комплексы по биологии. | 166 |
Тема 35. Анализ авторских образовательных программ | 172 |
Тема 36. Итоговое занятие по модулю | 174 |
СЕМЕСТР 6. МОДУЛЬ 8. Современные технологии обучения биологии |
175 |
Тема 37. Классификация педагогических технологий. Технологии обучения биологии: традиционные и инновационные | 175 |
Тема 38. Технологии проблемно-ориентированного и командно- ориентированного обучения биологии. | 176 |
Тема 39. Технология обучения как учебного исследования. | 181 |
Тема 40. Проектная технология. | 189 |
Тема 41. ИКТ-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса. | 196 |
Тема 42. Экскурсия на станцию юных натуралистов | 200 |
Тема 43. Встреча с учителем биологии- Заслуженным учителем России. | 202 |
Тема 44. Итоговое занятие по модулю. | 202 |
СЕМЕСТР 7. МОДУЛЬ 9. Пропедевтический курс «Окружающий мир» Раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» Раздел «Человек и его здоровье» Разделы «Основы общей биологии», «Общая биология»
| 203 |
Тема 45. Школьный кабинет биологии как информационно- образовательная среда | 203 |
Тема 46 Организация уголка живой природы | 207 |
Тема 47. Школьный учебно-опытный участок |
|
Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир» | 213 |
Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел «Растения, грибы, лишайники» 6 класс). | 216 |
Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении биологии растений | 221 |
Тема 51. Методика формирования систематических и экологических понятий. Экологическое образование в процессе изучения ботаники. | 223 |
Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие живых организмов». Организация предпрофильной подготовки по биологии в основной школе. Экологическое образование в изучении зоологии. | 237 |
Тема 53. Преподавание биологии на базовом уровне | 246 |
Тема 54. Преподавание общей биологии на профильном уровне в старшей школе | 249 |
Тема 55. Раздел «Человек и его здоровье» Разделы «Основы общей биологии», «Общая биология». Экологическое образование в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» | 252 |
Тема 56. Итоговое занятие по модулю | 255 |
СЕМЕСТР 8. МОДУЛЬ 10. Профессиографическая деятельность учителя биологии |
257 |
Тема 57. Профессиографическая деятельность учителя биологии | 257 |
Тема 58. Профессиональная компетентность преподавателя биологии | 267 |
Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по модулю | 271 |
МОДУЛЬ 11. Проблемы и перспективы развития биологического образования в XXI веке. | 272 |
Тема 60. Организация и проведение занятий по элективным курсам в старшей школе | 272 |
Тема 61. Методика использования элементов лекционно- семинарской системы в старшей школе | 278 |
Тема 62. Организация исследовательской деятельности по биологии | 284 |
Тема 63. Современные проблемы методики обучения биологии | 288 |
Тема 64. Проблемы и перспективы развития биологического образования XXI веке. | 292 |
Тема 65. Портфолио- конференция. | 298 |
Тема 66 Итоговый коллоквиум | 300 |
Ответы кроссворда | 301 |
Темы рефератов | 301 |
Вопросы к экзамену | 302 |
Литература | 306 |
Приложение 1. Авторские программы | 307 |
П 2.1. Примеры опытов, лабораторных и практических работ | 340 |
П 2.2. Использование вопросов-заданий на уроках ботаники | 354 |
П 2.3. Использование игры как средства повышающего интерес к фенологическим наблюдениям | 358 |
П 2.4. Пример урока «Многообразие живых организмов» | 365 |
П 3. Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета «Биология» | 370 |
ВВЕДЕНИЕ
Дорогой студент!
Вам предстоит изучить методику обучения биологии, открыть для себя много нового и интересного. Коллектив кафедры приветствует Вас и выражает уверенность, что на тернистом пути поиска истины, получения новых знаний, навыков, саморазвития личности Вас ожидает успех.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Биология».
Изучение дисциплины «Методика обучения биологии» включено в спектр дисциплин профессионального цикла ФГОС ВПО, относится к базовой части (Б.3.1.3) и позволяет формировать грамотных и социально активных специалистов, осознающих педагогические аспекты своей профессиональной деятельности, способных анализировать и оценивать педагогические процессы и явления.
Целью освоения дисциплины «Методика обучения биологии» является формирование готовности к применению современных методик и технологий ведения образовательной деятельности по предмету «Биология» в учреждениях общего среднего образования, подготовка профессионально-грамотного и компетентного бакалавра – учителя биологии.
Задачами освоения дисциплины являются:
сформировать основы научно-практических знаний по дисциплине, организовать усвоение основных теоретических и практических положений по общей и частным методикам обучения биологии в общеобразовательных учреждениях;
формировать методические умения, обеспечить трансформацию первичных профессионально-педагогических умений в навыки;
научить будущих учителей изучать современное состояние методической науки, передовой педагогический опыт, новые технологии воспитания и обучения биологии;
углубить, закрепить и совершенствовать теоретические знания и приобрести практический опыт в период педагогических и полевых практик;
развить педагогическое сознание и профессионально значимые качества личности учителя биологии, профессиональную культуру, творческое мышление, индивидуальный стиль и исследовательский подход к профессиональной деятельности, потребность в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании.
Данные задачи преподавания дисциплины «Методика обучения биологии» соотносятся с педагогическим и культурно-просветительским видами профессиональной деятельности, а также со следующими задачами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
– изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся методике обучения биологии и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям и отражающих специфику обучения биологии;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей студентов в культурно-просветительской деятельности;
– организация культурного пространства;
– популяризация биологических знаний в обществе.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):
1. Общекультурные компетенции:
ОК-7- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
ОК-13-готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
2. Общепрофессиональные компетенции:
ОПК-1 – осознаёт значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
ОПК-3 – владеет основами речевой профессиональной культуры;
ОПК-4 – способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
3. Профессиональные компетенции:
ПК- 1- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
ПК-2 - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
ПК-3- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
ПК-4 - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе и информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
ПК-5- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
ПК-6- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
ПК-12 способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
общетеоретические основы методики преподавания биологии в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач при обучении биологии в системе общего образования;
структуру, содержание и принципы построения школьных программ и учебников по биологии;
формы организации учебно-воспитательного процесса;
специфику подготовки информационных и научно-методических материалов, и основы научной организации труда педагога;
Уметь:
определять учебно-воспитательные задачи изучаемого материала и применять полученные знания в области биологии и смежных наук при решении педагогических и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов в конкретных педагогических ситуациях;
вести учебно-воспитательную работу и анализировать результаты деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
определять степень и глубину усвоения учащимися программного материала по биологии, прививать им навыки самостоятельного пополнения знаний;
использовать учебно-лабораторное оборудование, средства новых информационных технологий в образовательном процессе по биологии;
создавать экспозиции кабинета биологии, школьного биологического музея и уголков живой природы; организовывать и методически правильно проводить работу на пришкольных учебно-опытных участках;
Владеть:
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
различными средствами коммуникации в профессиональной
педагогической деятельности;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем
использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Формы организации обучения и виды контроля:
Программа обучения студентов по дисциплине «Методика обучение биологии» включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия, самостоятельная работа). Обучение проводится в течение 3-8 семестров и включает в себя 80 час лекций, 133 часа аудиторной практической подготовки и 111 часов внеаудиторной самостоятельной работы.
Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, контрольной работы, написания и защиты реферата, подготовки доклада, выполнения проекта. В периоды рубежных срезов (по окончании каждого модуля) проводится бланковое тестирование или собеседование по контрольным вопросам. Самостоятельная работа выполняется систематически и оформляется в виде портфолио. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена (VII семестр).
Не бойтесь трудностей! Ещё великий физиолог Н. Е. Введенский говорил, что устают и изнемогают не оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают. Работайте систематично, рационально организуйте свой труд. В пособии приведены вопросы по методике обучения биологии, подлежащие рассмотрению на занятии, даны темы рефератов и задания для самоконтроля и самостоятельной работы. Вы можете выбрать тему реферативного сообщения заранее и работать в своём темпе, не дожидаясь задания преподавателя.
Мы желаем Вам удачи в изучении дисциплины «Методика обучения биологии» и в освоении общекультурных и профессиональных компетенций!
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования