logo
Методичка по методике обучения биологии

Базовая информация

Методология исследований проблем биологического образования. Понятие «методология педагогического исследования». Задачи методологии в области исследований теоретических и методических проблем обучения и воспитания биологии: исследование структур науки, развитие научного знания, установление средств и методов научного исследования, способов обоснования его результатов. Функции методологии.

Современные тенденции развития биологического образования в современной общеобразовательной и высшей профессиональной школе. Использование методологических подходов в исследованиях биологического образования. Системный подход, его функции. Биологическое образование как педагогическая система. Структура системы биологического образования школьников. Компоненты системы: целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуальный, управленческий, оценочно-результативный.

Функции биологического образования: культурообразующая, гуманистическая, нравственно-воспитательная, развивающая, мировоззренческая, экологическая, профессионально-ориентирующая.

Функции интегративного, комплексного, личностно-деятельностного, ценностно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов в биологическом образовании. Социально-педагогический подход как фундаментальная стратегия в исследованиях проблем биологического образования.

Организационно-методологические основы исследований: требования к организации научного исследования, постановка проблемы, определение основных задач исследования, разработка программы по методике исследования. Сбор и обработка научных фактов. Оформление и теоретическое обоснование результатов исследования.

Методы педагогических исследований. Специфические особенности применения общенаучных методов в исследованиях проблем биологического образования. Специальные методы исследования.

Педагогический эксперимент, его прогностические и методологические функции. Планирование педагогического эксперимента. Критерии и показатели оценки результатов экспериментального исследования. Использование статистических методов при обработке результатов педагогического эксперимента. Анализ инноваций и опытно-экспериментальной деятельности учителей-биологов. Анализ зарубежного опыта биологического образования.

Специфика методики обучения биологии обусловлена тем, что биология изучает

Для такого изучения биологии требуется специальная материальная база (кабинет биологии, живой утолок, пришкольный опытный участок, фермы, поля, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты).

Специфика указывает на то, что методика должна быть предметной, содержательной, конкретной.