logo
Методичка по методике обучения биологии

Задания для самоконтроля

1. Зачем нужна предпрофильная подготовка в школе?

2. Какие требования предъявляют к программам элективных курсов?

3. Как можно использовать межпредметные связи на уроках зоологии?

Задание для самостоятельной работы студента:

Вид деятельности

Продукт

Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь

Терминологический словарь

Разработайте название и тематический план курса предпрофильной подготовки по биологии

План курса

Составьте план– конспект по теме «Класс птиц»,

включите в содержание урока дополнительные

сведения.

План-конспект

Тема 53. Преподавание биологии на базовом уровне.

Цель занятия: на основании знания нормативных документов уметь организовать обучение биологии на базовом уровне.

Мотивационное обоснование темы: при обучении биологии на базовом уровне учитель должен обеспечить качественное усвоение инвариантного общеобразовательного био­логического содержания учениками, а поэтому учителю необходимо владеть организацией такого обучения.

Вопросы семинара

1. Цели и задачи преподавания на базовом уровне.

2. Эффективные методы обучения биологии на базовом уровне.

3. Возможные трудности при обучении биологии на базовом уровне и пути их преодоления.

Ключевые термины: базовый уровень преподавания, проблемное изложение,

эвристическая беседа, работа с текстом учебника

Базовая информация

Обучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в современной России осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стан­дарта среднего (полного) образования, 2004 г. Нормативно-правовой основой этого докумен­та являются Закон РФ «Об образовании» (Статья 7) и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.).

Учебный предмет «Биология» в старшей школе (X—XIкл.)представлен на двух уровнях – базовом (инвариантное общеобразовательное био­логическое содержание)и профильном (вариативная часть, соответствующая профилю дифференцированного обучения).. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач: базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;

профильный уровеньвыбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках уровневой организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

В стандарте среднего (полного) общего образования по биологии на базовом и профильном уровнях представлено пять предметных тем, включающих сведения о методах биологической науки и биологических системах: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. 

В стандарт старшей школы на базовом уровне не включен сложный для усвоения материал, а также сведения, не имеющие мировоззренческой и прикладной значимости, в том числе: о строении молекул веществ, органоидов клетки; химических основах клеточного метаболизма; фазах митоза и мейоза; этапах развития половых клеток; видах мутаций; ряде методов селекции; формах естественного отбора; этапах эволюции органического мира и др.

Соответствие содержания стандарта возрастным закономерностям развития учащихся реализовано путем усиления внимания к принципу доступности, которому в последнее десятилетие уделялось недостаточное внимание. При создании образовательных программ, учебников главное внимание уделялось принципу научности, что привело к расширению и углублению их содержания, включению в учебные пособия сведений, которые в силу их абстрактного, затеоретизированного или узкоспециализированного характера усваивают в лучшем случае лишь 20-30% учащихся. Преемственность на разных ступенях образования осуществлена путем усиления внутрипредметных связей.

К моменту перехода на старшую ступень образования школьники уже изу­чили весь цикл биологических дисциплин, познакомились с многообрази­ем биологических процессов. Поэтому в X—XI классах целесообразно уде­лить основное внимание формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности, выделенных в стандарте отдельным требованием (6, с. 8—10). Условно говоря, главным для базового уровня обучения био­логии является не объяснение того, как ведет себя электрон на тилакоидах гран хлоропластов при фотосинтезе, а предоставление возможности уча­щемуся самому экспериментально доказать, что крахмал в растении обра­зуется только на свету и лишь в зеленых его частях, что при этом процессе обязательно потребляется углекислый газ, а выделяется кислород.

Задача учителя — организовать работу со школьниками, которые не связывают свою дальнейшую жизнь с биологическими профессиями, та­ким образом, чтобы сформировать у них научное мировоззрение. Девиз базового уровня можно сформулировать следующим образом: «Задача учителя — отработать имеющиеся биологические зна­ния, но уже не торопясь, чтобы у ученика возникала полноценная научная картина мира». На взгляд П.М. Скворцова, О.А. Воробьёвой,вводить большое количество теоретического материала на базовом уровне неэффективно, поскольку у учащихся отсутствует багаж глубоких биологических знаний, необходимых для его понимания.

http://schoolinfo.spb.ru/doc/MetodObjedinenia/Biologiya/Obmenopitom/metod_rekom/prepodavanie_biologii_10_11_kl.doc)Значи­тельно более целесообразно увеличить количество лабораторных работ. Знакомя учащихся с правилами проведения лабораторных работ не от случая к случаю, а из урока в урок, мы вооружа­ем их умениями отстаивать свою точку зрения, ориентируясь на практику как главный критерий истины.

В этой связи не менее актуальна проблема выбора методов обуче­ния, в наибольшей степени соответствующих содержанию биологии в X—XI классах и психофизиологическим осо­бенностям старшеклассников. Достаточно эффективны в работе с учащими­ся старших классов такие словесные методы, как проблемное изложение и эвристическая беседа. В X—XI классах методический прием работы с текстом учебника должен приме­няться не реже одного раза в каждой теме. Это связано с двумя особенностями современных школьников. Во-первых, они очень мало читают и скорость чтения вслух у десятиклассника срав­нима со скоростью чтения ученика VI—VII классов, в то время как объем предложенной к изуче­нию информации увеличился в 2,5 раза. Таким образом, налицо противоречие между требова­ниями обучения и возможностями школьников. Во-вторых, биологический язык даже для базово­го уровня содержит большое число специфиче­ских терминов, которые трудно не только понять, но и просто произнести вслух (например аденозинтрифосфат или дезоксирибонуклеиновая кислота). Чтение вслух на уроке позволит выявить учащихся, для которых это умение представляет явную трудность. Кроме того, у учителя появит­ся возможность управлять процессом усвоения знаний и организовать отработку правильного понимания биологических терминов.

Первый этап в такой работе — это прием ау­дирования, чтения вслух в классе с последующим комментарием учителем или учениками. При чтении вслух учитель, в процессе комментария, формулирует главную мысль.

Следующий этап — прием постановки во­просов к тексту. Работа эта позволяет выявить понимание прочитанного учениками, а также сформированность у них такого умения, как выявление главного и второстепенного. Сначала ученики должны составить максимальное число вопросов к тексту, затем разбить их на две группы: спрашивающие об основном и второстепен­ном. Подобная работа позволяет сформировать умение выделить в тексте основные мысли.

Можно также предложить сравнить вопросы, поставленные учащимися самостоятельно, с вопросами, помещенными в конце параграфа. Это позволяет связать текст параграфа с вопросами после него, показать значимость этих вопросов для выделения главных мыслей.

Третий этап — прием выделения главной мыс­ли в утвердительной форме (тезиса). Тезис — кратко сформулированные основные положения текста, сжатое изложение основных, главных его идей, вбирающих в себя все существенное в учеб­ном материале. То есть наблюдается логический переход от одной формы работы с текстом — постановки вопросов к другой — тезисному кон­спекту. Из-за того, что времени на изучение предмета крайне мало — всего один урок в неделю, очень важно, чтобы учащийся по­лучал оценку своих знаний и умений на каждом уроке.

Решить эту задачу до недавнего времени было технически сложно. Сегодня благодаря использованию современных информационных техно­логий в практику школы вошло понятие «Лист достижений учащегося». Лист достижений по­зволяет разработать индивидуальную траекто­рию обучения школьника и проследить тот путь, по которому он продвигается в процессе изуче­ния темы и всего курса.

В настоящее время разработано несколько вариантов листа достижений. В одном случае предлагается бонусно-накопительная система выставления оценок. Она предполагает, что уча­щийся получает отметку в журнал по итогам вы полнения определенного объема работы в теме. Скажем, устный ответ у доски, выполнение письменных заданий в тетради, выбор уровня заданий в проверочной работе, участие в обсуж­дении проблемы, которой посвящен урок, сум­мируются и в журнал выставляется обобщенная отметка за тему.

Во втором случае результаты оцениваются на каждом уроке, и ученики, не получившие отмет­ки на предыдущем уроке, к следующему должны самостоятельно подготовить дополнительный материал, сообщение. В противном случае их деятельность оценивается как неудовлетвори­тельная.

Авторам представляется, что для эффектив­ной проверки успешности усвоения материала курса необходимо, во-первых, использовать как можно больше приемов контроля знаний, уме­ний и навыков учащихся. Во-вторых, распреде­лить задания по уровням сложности. В-третьих, предложить учащимся выбирать способы про­верки собственных знаний в ходе проведения контрольных и проверочных работ.

Как это возможно сделать, рассмотрим на примере разработки урока «Формы размноже­ния организмов» (X кл.). Приступая к изучению темы «Основы биологии развития», необходимо помнить, что учащиеся уже знакомы с основны­ми понятиями, которые используются при изложении учебного материала. Поэтому основная задача педагога — показать учащимся преемственность в изучении материала. В связи с этим первый урок темы целесообразно сделать уроком знакомства с новыми знаниями, что поможет ученикам вспомнить основные понятия и тер­мины главы. Использование на уроке электрон­ной презентации сокращает затраты учебного времени на восприятие информации и потери времени на диктовку необходимых записей.

В качестве ведущего метода обучения для дан­ного урока использованы эвристическая беседа и проблемное изложение. Поскольку конкретных заданий по проверке имеющихся знаний у уча­щихся не будет, можно воспользоваться листом достижений в качестве основания для выставле­ния оценки учащимся за урок. Предлагаем один из вариантов оформления листа достижений:

Лист достижений

| № п/п | Фамилия и имя ученика

Участие в работе на уроке

Участие в эвристиче­ской беседе

Ответы на вопросы в ходе объяснения

Выбранный уровень задания и оценка

Итоговая оценка