Задания для самоконтроля
1. Зачем нужна предпрофильная подготовка в школе?
2. Какие требования предъявляют к программам элективных курсов?
3. Как можно использовать межпредметные связи на уроках зоологии?
Задание для самостоятельной работы студента:
Вид деятельности | Продукт |
Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь | Терминологический словарь |
Разработайте название и тематический план курса предпрофильной подготовки по биологии | План курса |
Составьте план– конспект по теме «Класс птиц», включите в содержание урока дополнительные сведения. | План-конспект |
Тема 53. Преподавание биологии на базовом уровне.
Цель занятия: на основании знания нормативных документов уметь организовать обучение биологии на базовом уровне.
Мотивационное обоснование темы: при обучении биологии на базовом уровне учитель должен обеспечить качественное усвоение инвариантного общеобразовательного биологического содержания учениками, а поэтому учителю необходимо владеть организацией такого обучения.
Вопросы семинара
1. Цели и задачи преподавания на базовом уровне.
2. Эффективные методы обучения биологии на базовом уровне.
3. Возможные трудности при обучении биологии на базовом уровне и пути их преодоления.
Ключевые термины: базовый уровень преподавания, проблемное изложение,
эвристическая беседа, работа с текстом учебника
Базовая информация
Обучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в современной России осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) образования, 2004 г. Нормативно-правовой основой этого документа являются Закон РФ «Об образовании» (Статья 7) и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.).
Учебный предмет «Биология» в старшей школе (X—XIкл.)представлен на двух уровнях – базовом (инвариантное общеобразовательное биологическое содержание)и профильном (вариативная часть, соответствующая профилю дифференцированного обучения).. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач: базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;
профильный уровеньвыбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках уровневой организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
В стандарте среднего (полного) общего образования по биологии на базовом и профильном уровнях представлено пять предметных тем, включающих сведения о методах биологической науки и биологических системах: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
В стандарт старшей школы на базовом уровне не включен сложный для усвоения материал, а также сведения, не имеющие мировоззренческой и прикладной значимости, в том числе: о строении молекул веществ, органоидов клетки; химических основах клеточного метаболизма; фазах митоза и мейоза; этапах развития половых клеток; видах мутаций; ряде методов селекции; формах естественного отбора; этапах эволюции органического мира и др.
Соответствие содержания стандарта возрастным закономерностям развития учащихся реализовано путем усиления внимания к принципу доступности, которому в последнее десятилетие уделялось недостаточное внимание. При создании образовательных программ, учебников главное внимание уделялось принципу научности, что привело к расширению и углублению их содержания, включению в учебные пособия сведений, которые в силу их абстрактного, затеоретизированного или узкоспециализированного характера усваивают в лучшем случае лишь 20-30% учащихся. Преемственность на разных ступенях образования осуществлена путем усиления внутрипредметных связей.
К моменту перехода на старшую ступень образования школьники уже изучили весь цикл биологических дисциплин, познакомились с многообразием биологических процессов. Поэтому в X—XI классах целесообразно уделить основное внимание формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности, выделенных в стандарте отдельным требованием (6, с. 8—10). Условно говоря, главным для базового уровня обучения биологии является не объяснение того, как ведет себя электрон на тилакоидах гран хлоропластов при фотосинтезе, а предоставление возможности учащемуся самому экспериментально доказать, что крахмал в растении образуется только на свету и лишь в зеленых его частях, что при этом процессе обязательно потребляется углекислый газ, а выделяется кислород.
Задача учителя — организовать работу со школьниками, которые не связывают свою дальнейшую жизнь с биологическими профессиями, таким образом, чтобы сформировать у них научное мировоззрение. Девиз базового уровня можно сформулировать следующим образом: «Задача учителя — отработать имеющиеся биологические знания, но уже не торопясь, чтобы у ученика возникала полноценная научная картина мира». На взгляд П.М. Скворцова, О.А. Воробьёвой,вводить большое количество теоретического материала на базовом уровне неэффективно, поскольку у учащихся отсутствует багаж глубоких биологических знаний, необходимых для его понимания.
http://schoolinfo.spb.ru/doc/MetodObjedinenia/Biologiya/Obmenopitom/metod_rekom/prepodavanie_biologii_10_11_kl.doc)Значительно более целесообразно увеличить количество лабораторных работ. Знакомя учащихся с правилами проведения лабораторных работ не от случая к случаю, а из урока в урок, мы вооружаем их умениями отстаивать свою точку зрения, ориентируясь на практику как главный критерий истины.
В этой связи не менее актуальна проблема выбора методов обучения, в наибольшей степени соответствующих содержанию биологии в X—XI классах и психофизиологическим особенностям старшеклассников. Достаточно эффективны в работе с учащимися старших классов такие словесные методы, как проблемное изложение и эвристическая беседа. В X—XI классах методический прием работы с текстом учебника должен применяться не реже одного раза в каждой теме. Это связано с двумя особенностями современных школьников. Во-первых, они очень мало читают и скорость чтения вслух у десятиклассника сравнима со скоростью чтения ученика VI—VII классов, в то время как объем предложенной к изучению информации увеличился в 2,5 раза. Таким образом, налицо противоречие между требованиями обучения и возможностями школьников. Во-вторых, биологический язык даже для базового уровня содержит большое число специфических терминов, которые трудно не только понять, но и просто произнести вслух (например аденозинтрифосфат или дезоксирибонуклеиновая кислота). Чтение вслух на уроке позволит выявить учащихся, для которых это умение представляет явную трудность. Кроме того, у учителя появится возможность управлять процессом усвоения знаний и организовать отработку правильного понимания биологических терминов.
Первый этап в такой работе — это прием аудирования, чтения вслух в классе с последующим комментарием учителем или учениками. При чтении вслух учитель, в процессе комментария, формулирует главную мысль.
Следующий этап — прием постановки вопросов к тексту. Работа эта позволяет выявить понимание прочитанного учениками, а также сформированность у них такого умения, как выявление главного и второстепенного. Сначала ученики должны составить максимальное число вопросов к тексту, затем разбить их на две группы: спрашивающие об основном и второстепенном. Подобная работа позволяет сформировать умение выделить в тексте основные мысли.
Можно также предложить сравнить вопросы, поставленные учащимися самостоятельно, с вопросами, помещенными в конце параграфа. Это позволяет связать текст параграфа с вопросами после него, показать значимость этих вопросов для выделения главных мыслей.
Третий этап — прием выделения главной мысли в утвердительной форме (тезиса). Тезис — кратко сформулированные основные положения текста, сжатое изложение основных, главных его идей, вбирающих в себя все существенное в учебном материале. То есть наблюдается логический переход от одной формы работы с текстом — постановки вопросов к другой — тезисному конспекту. Из-за того, что времени на изучение предмета крайне мало — всего один урок в неделю, очень важно, чтобы учащийся получал оценку своих знаний и умений на каждом уроке.
Решить эту задачу до недавнего времени было технически сложно. Сегодня благодаря использованию современных информационных технологий в практику школы вошло понятие «Лист достижений учащегося». Лист достижений позволяет разработать индивидуальную траекторию обучения школьника и проследить тот путь, по которому он продвигается в процессе изучения темы и всего курса.
В настоящее время разработано несколько вариантов листа достижений. В одном случае предлагается бонусно-накопительная система выставления оценок. Она предполагает, что учащийся получает отметку в журнал по итогам вы полнения определенного объема работы в теме. Скажем, устный ответ у доски, выполнение письменных заданий в тетради, выбор уровня заданий в проверочной работе, участие в обсуждении проблемы, которой посвящен урок, суммируются и в журнал выставляется обобщенная отметка за тему.
Во втором случае результаты оцениваются на каждом уроке, и ученики, не получившие отметки на предыдущем уроке, к следующему должны самостоятельно подготовить дополнительный материал, сообщение. В противном случае их деятельность оценивается как неудовлетворительная.
Авторам представляется, что для эффективной проверки успешности усвоения материала курса необходимо, во-первых, использовать как можно больше приемов контроля знаний, умений и навыков учащихся. Во-вторых, распределить задания по уровням сложности. В-третьих, предложить учащимся выбирать способы проверки собственных знаний в ходе проведения контрольных и проверочных работ.
Как это возможно сделать, рассмотрим на примере разработки урока «Формы размножения организмов» (X кл.). Приступая к изучению темы «Основы биологии развития», необходимо помнить, что учащиеся уже знакомы с основными понятиями, которые используются при изложении учебного материала. Поэтому основная задача педагога — показать учащимся преемственность в изучении материала. В связи с этим первый урок темы целесообразно сделать уроком знакомства с новыми знаниями, что поможет ученикам вспомнить основные понятия и термины главы. Использование на уроке электронной презентации сокращает затраты учебного времени на восприятие информации и потери времени на диктовку необходимых записей.
В качестве ведущего метода обучения для данного урока использованы эвристическая беседа и проблемное изложение. Поскольку конкретных заданий по проверке имеющихся знаний у учащихся не будет, можно воспользоваться листом достижений в качестве основания для выставления оценки учащимся за урок. Предлагаем один из вариантов оформления листа достижений:
Лист достижений
| № п/п | Фамилия и имя ученика | Участие в работе на уроке | |||
| Участие в эвристической беседе | Ответы на вопросы в ходе объяснения | Выбранный уровень задания и оценка | Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования