Задания для самоконтроля
1. В чём состоит особенность деятельности учителя биологии?
2. К какой группе профессий относится профессия учителя биологии?
3. Назовите условия успеха учительской деятельности, способствующие повышению качества образования по биологии.
Задание для самостоятельной работы студента:
Вид деятельности | Продукт |
Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь | Терминологический словарь |
Моё представление о профессии учителя биологии | Эссе |
Программа формирования профессионально важных личностных качеств учителя биологии | Программа |
Тема 58. Профессиональная компетентность преподавателя биологии
Цель занятия: знать компоненты профессиональной компетентности учителя биологии и уметь их формировать у себя.
Мотивационное обоснование темы: поскольку человека нельзя сделать компетентным – компетентным, в том числе и профессионально компетентным человек может стать сам, то будущему учителю биологии необходимо представление о профессиональной компетентности и способах её формирования.
Вопросы семинара
1. Понятия «компетенции», «компетентность»
2. Модель профессиональной компетентности учителя биологии.
3 Средства формирования базовых профессиональных компетенций будущих учителей.
Ключевые термины: компетенции, компетентность, профессиональная компетентность
Базовая информация
Многие отечественные ученые (В.А.Козырев, В.Н.Веденский, Н.С.Стенина и д.р.) понимают профессиональную компетентность учителя как сложную категорию, состоящую их нескольких компетенций. Большинство из них сводят к трем основным группам:
ключевые компетентности;
общепрофессиональные компетентности;
специальные компетентности.
Данная проблема нашла отражение и госстандарте высшего профессионального образования третьего поколения, где выделены следующие группы компетенций, входящие в модель будущего специалиста: общекультурные (универсальные, ключевые, надпрофессиональные) и профессиональные (предметно-специализированные).
Профессиональная компетентность представляет собой сложную структурную единицу личности обучающегося, где экологическая компетентность рассматривается в качестве одной из ключевых в подготовке будущего учителя. экологическую компетентность как интегративное качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности будущего учителя к экологически адекватному поведению в ситуации морального выбора. Структура экологической компетентности будущего учителя биологии включает в себя следующие компоненты: когнитивный; ценностно-мотивационный; профессионально-деятельностный.
Валеологическая компетентность педагога - интегративный показатель профессиональной готовности учителя в области здоровьесбережения, выражающийся в
овладении совокупностью следующих компетенций:
- когнитивной, определяемой наличием валеологических знаний для осуществления
работы в области здоровьесбережения обучающихся;
- операционно-деятельностной, включающей наличие практических умений по
сохранению и укреплению здоровья детей и подростков средствами своего учебного предмета;
- мотивационно-ценностной, отражающей понимание роли
своего учебного предмета в формировании здоровья и предполагающей личное поведение,
обусловливающее здоровый образ жизни.
Основные направления здоровьесбережения на уроках биологии:
учащиеся не должны получать готовые знания о здоровом образе жизни, а
должны приобретать их в процессе обучения;
каждый обучающийся должен знать себя, возможности своего организма, уметь
создать собственную программу здоровьесбережения;
учитель должен привить ученику ценностные ориентации, стойкое проявление
интереса к ведению здорового образа жизни;
профессионализм деятельности педагога состоит в умении интегрировать в этой
области свой предмет с другими науками, определить взаимосвязь между ними;
учитель должен быть достойным примером для своих учеников.
Деятельность любого педагога, в какой бы школе он ни трудился, должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся.
Алгоритм этой деятельности можно представить следующим образом:
своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа
жизни;
учет учебной нагрузки, исходя из возрастных особенностей и работоспособности
обучающихся; умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;
оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;
использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и
внеучебной деятельностью обучающихся;
создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе
обучения;
моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению
в области образования;
воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и
самосовершенствовании в области здорового образа жизни;
использование ИКТ в области оздоровительных систем;
систематическая работа с родителями, коллегами по данному вопросу.
Учителям, освоившим этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата.
Изучение научной литературы и наблюдения за поведением детей приводят к мысли о том, что деятельность учителя по валеологизации урока должна проявляеться в полноценном сочетании следующих функций:
- Аналитической (сбор информации об учащихся, определение « группы риска» – левши, дети с различными видами памяти, проблемы со зрением и т.д.)
- Конструктивной (технологичность урока, использование здоровьесберегающих
технологий)
- Организационно-исполнительской (реализация содержания через формы деятельности).
Например, правополушарные дети (левши) практически всегда находятся в состоянии стресса, у них часто возникают проблемы в устной речи, а левополушарные (правши) испытывают затруднения в анализе, подведении итогов. Педагог учитывает также, что стратегия работы с девочками и мальчиками различны в силу их биологических и психологических свойств. Учителю легче работать с девочками, так как у них восприятие более детализировано, они чувствительны к внешней упорядоченности,
ориентированы на результат, а не на выявление закономерностей.
Современный педагог обязан ориентироваться в здоровьесберегающих технологиях.
Существующие на сегодняшний день организационные и педагогические здоровьесберегающие технологии позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс.
Для успешной реализации учебного процесса современный учитель должен обладать определенным набором качеств, которые несомненно являются общими для всех предметников, но тем не менее компетенции учителя биологии должны отличаться от таковых учителя, предположим, математики или русского языка. Первое, чем должен владеть предметник - это содержание и методология предмета. Но если содержание представляет собой набор теорий, законов, фактов, то методология должна распределить их в определенной последовательности, развить систему понятий с тем, чтобы у учащихся в головах были не разрозненные сведения о предмете, а выстроилась система знаний. Для этого учитель должен знать ведущие идеи, на которых базируется изучение биологии. Это многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы.
В соответствии с этими идеями содержание курса структурировано в виде трех разделов: «живые организмы», «человек, его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Проектом стандарта II поколения в основной школе на изучение раздела «Живые организмы» отведено 115 час, раздела «Человек» - 50 и «Обще биологические закономерности» - 15 ., т.е. всего 180 часов и плюс 65 часов дается на в ведение дополнительного содержания обучение для увеличения времени тех тем, которые предусмотрены примерной программой. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии должны стать: умения характеризовать царства живой природы и находить у них общие признаки; умения объяснять как черты различия, так и сходства представителей живой природы, приводить аргументы родства человека с млекопитающими; понимать взаимосвязь живых организмов с окружающей средой, результатом которой является эволюционное развитие всего органического мира, объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; понимать ценность жизни и здоровья для собственного успешного будущего.
Для достижения этих целей учителю нужно выстроить стратегическую линию обучения предмету на основе правильного планирования учебного материала и выбора для каждого раздела основного содержания, которое и сформирует у учащихся систему биологических знаний.
Вторая профессиональная компетентность – это знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их в реальном учебном процессе.
Современный образовательный стандарт по биологии требует от учителя развития познавательных и творческих способностей учащихся, чтобы добиться этого, учителю надо знать, какими видами памяти, внимания и модальности владеет ученик. Для учащихся с образной памятью желательно подбирать задания с рисунками, наглядностью. Для учащихся со словесно-логической памятью правильнее дать задания с текстом книги, аудио- или видео- записью, ну а если у ученика развита больше эмоциональная память, воздействовать на него подбором интересных фактов, наблюдений. Но это на первых ступенях обучения, в дальнейшем необходимо развивать все виды памяти. Уроки биологии, насыщенное как словесной, так и наглядной эмоциональной информацией, могут этому способствовать.
Важным параметром, определяющим формы самостоятельной работы учащихся, является модальность. Модальность – это предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации. Дети – визуалы предпочитают все увидеть; дети – аудиалы часто произносят вслух то, что хотят понять; могут смотреть в окно во время объяснения; детям – кинестетикам, очень подвижным, с развитой интуицией надо все «пощупать». И поскольку в классе разные дети, то и учитель должен уметь организовать работу в разных модальностях так, чтобы было что увидеть, услышать и даже подержать в руках.
Кроме памяти и модальности учитель должен уметь определять уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика, который трактуется как обучаемость.
Различают три уровня обучаемости:
I уровень позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию и применять ее по алгоритму.
II способность активно использовать знание в знакомой ситуации.
III наиболее высокий, творческий, это необходимо знать для подготовки заданий разного уровня сложности и оказания вовремя педагогической помощи ученику.
Третья составляющая профессиональной компетентности.
- это владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета. На сегодняшний день педагогическая наука предлагает большой арсенал средств для развития ребенка. Это различные приемы развития умственной деятельности и педагогические технологии. Для успешного усвоения любого предмета школьник должен овладеть понятийным аппаратом. Это особенно важно в условиях дагестанской сельской школы, когда русский язык не является родным. И здесь в помощь учителю можно привести ряд упражнений по усвоению и развитию понятий: упражнения на проговаривание биологических терминов; на соотнесение терминов с понятием; анализ и синтез сложных терминов; выбор терминов из научного текста и их объяснение и т.д.
Развитию учащихся будут способствовать такие виды работ, как составление схем строения организмов и органов; сравнительных таблиц, схематических рисунков, требующих от них таких мыслительных операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков» и т.д.
Хорошим развивающим средством является составление по изучаемой теме рисунка (в младших классах), опорного конспекта, синквейна (в старших), для реализации которых надо не только знать суть процесса или явления, но и владеть изобразительными и художественными средствами.
Биология как предмет не может обойтись без проблемных вопросов и ситуаций, которые будят мысль учащихся. Главным проблемным вопросом биологии должен стать вопрос о возможной продолжительности жизни человека и что нужно сделать для того, чтобы прожить как можно дольше. А для этого необходимо знать собственный организм и изучить все биологические закономерности, оказывающие влияние на здоровье. Все остальные проблемные вопросы могут исходить из этой общей и всех интересующей проблемы.
Знание валеологических требований к уроку 4-ая компетентность, которой должен владеть учитель. Для успешной учебы важно все: выбор цвета стен, парт, одежды, т.к. цвет отражает не только психологические качества человека, но влияет на его гормональный статус; С помощью цвета можно решать проблемы снятия напряжения с учащихся; действия технических средств обучения, т.к. электромагнитная среда может рассматриваться как источник помех для жизненно важных процессов, происходящих на молекулярно-клеточном уровне в организме человека; статическая нагрузка на отдельные органы и системы органов, что может создавать определенное физическое напряжение; уровень температуры, влажности в классе и.п.
Хотелось бы отметить еще одну составляющую успешной работы с учащимися: а именно владение учителем приемами эффективного общения с детьми, родителями, коллегами. Часто в школе встречаешь авторитарный стиль общения, как с детьми, так и с родителями по принципу: «учитель всегда прав», что вносит в детский коллектив обиду, чувство несправедливости и возникает цепная реакция: « не могу ответить учителю, оторвусь на ком-нибудь другом». Все это порождает негативную обстановку в школе. Учитель биологии, зная закономерности развития высшей нервной деятельности, основы психологии, должен быть примером в отношениях с детьми, родителями, коллегами.
В современной школе с введением профильного обучения, различных элективных курсов учитель должен быть готов к созданию новых программ, методик, технологий, должен уметь построить и проанализировать эксперимент, т.е. учитель должен обладать еще одной компетентностью – умением работать в инновационном режиме: Инновационный режим предполагает анализ деятельности учащихся в основной школе для перевода их в профильные классы, правильный выбор углубляющих и специализирующих курсов, подготовку контрольно-измерительных материалов, анализ заданий ЕГЭ, корректировку работы как в период обучения, так и после его окончания.
Таким образом, зная содержание и методологию предмета, закономерности познавательных процессов ученика и валеологических требований к уроку, владея приемами и технологиями, развивающими ребенка, умея управлять инновационными процессами, можно добиться успехов в обучении учащихся. [Борзова З.В., зав.кафедрой ЕО ДИПКПК]/
http://tislenkobiolog.ucoz.ru/load/pedsovet/6
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования