Задания для самоконтроля
Укажите временные интервалы основных этапов развития методики обучения биологии в общеобразовательной школе.
Перечислите основные направления становления методики преподавания естествознания в конце XVIII века.
В чём заключались основные проблемы школьной методики в дореволюционный период?
Темы рефератов
Роль отечественных методистов в развитии методики преподавания биологии.
Педагогическая деятельность В.Ф. Зуева, его вклад в развитие методики
Педагогическое наследие А.Я. Герда
Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в.
Задание для самостоятельной работы студента:
Вид деятельности | Продукт |
Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь | Терминологический словарь |
Составьте таблицу «Отечественные методисты и их роль в становлении методики обучения биологии» | Таблица |
Составить тест из 9 тестовых заданий (по 3 задания на каждый период развития методики обучения биологии) | Тест |
Тема 5. Создание научно-методической основы школьного
биологического образования на основе теории развития биологических понятий в конце 50 гг ХХ в.
Цель занятия: уметь обосновать создание научно-методической основы школьного биологического образования на основе теории развития биологических понятий в конце 50 гг ХХ в.
Мотивационное обоснование темы: знание логики развития биологических понятий и создания научно-методической основы школьного биологического образования необходимо для формирования ощепрофессиональной компетенции ОПК-1
Вопросы семинара
Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «Биология».
Теория развития биологических понятий
Классификация биологических понятий
Значение теории развития биологических понятий для методики обучения биологии
Ключевые термины: биологические понятия, теория развития биологических понятий
Базовая информация
Развитие понятий, уровни развития, условия образования понятий
Понятие - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Формированию и развитию понятий в методике обучения биологии давно уделяется большое внимание. Наиболее глубокая разработка этой проблемы была проведена в 50-х годах XX в. коллективом ленинградских методистов под руководством Н.М. Верзилина. Итогом этой работы явилось создание "Теории развития биологических понятий". Этот труд был очень важным событием в. Теория создала научную базу, определяющую отбор и расположение учебного материала в школьных курсах и предмете биологии в целом, повлияла на пересмотр методов обучения и воспитания. Теория развития понятий наметила ряд направлений в области специальных исследований, в том числе по разработке эффективной методики развития отдельных групп биологических понятий (природоведческих, экологических, эволюционных, физиологических, систематических, генетических и др.), развитию самостоятельного мышления учащихся, развитию методов обучения биологии в средней школе, по моделированию систем биологических понятий отдельных курсов биологии и всего предмета в целом.
Понятия - обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения биологии. Они наиболее экономно и емко выражают содержание основ биологии.
В теории познания понятия - одна из форм отражения реальности на ступени абстрактного мышления. В понятиях отражается реальная общность объектов, потому они являются формой отражения предметов и явлений со стороны их существенных признаков и отношений, фиксируемых в слове.
логические характеристики понятия:
содержание, под которым понимается совокупность его существенных признаков, и оно отражает качественную сторону понятия.
объем понятия характеризуется количеством обобщенных в нем объектов, отражает количественную сторону процесса познания. Объем и
Овладение понятием - процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Этот процесс проходит ряд стадий.
Для формирования:
выявление существенных признаков понятия
выделение в общебиол. понятиях специальных и локальных понятий и их содержания
формирование понятий во взаимосвязи с другими понятиями, установление их места в системе
определение ведущих понятий
Иванова Т.В. добавила: при построении системы биологических понятий исходить из общих биологических идей;
между П. устанавливать логические связи с учетом их иерархии и соподчиненности;
развитие понятий должно осуществляться на протяжении всего курса на основе интеграции естественнонаучных знаний.
К основным положениям теории о развитии биологических понятий школьного предмета можно отнести следующее:
- учебный предмет "Биология" является системой основных понятий науки и практики;
- в понятиях выражается содержание предмета "Биология";
- понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;
- понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения;
- формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе;
- существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические ;
- сложные понятия формируют в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин (на межпредметной основе);
- вводят понятия: межпредметные и внутрипредметные связи, перспективные и ретроспективные линии, развитие понятий;
- межпредметные и внутрипредметные связи являются важными условиями развития понятий, их средство - "синхронистические карты учебного процесса";
- существуют разные типы развития понятий: непрерывное, прерывистое, сквозное и приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения;
- при непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение;
- движение понятий в школьном предмете сопровождают все более полным отражением, адекватным природе вещей и явлений.
Данные положения составляют ядро методической теории развития биологических понятий, которые и в настоящее время имеют большое значение в практике обучения биологии.
Принципы теории развития биологических понятий:
любой учебный предмет состоит из системы понятий,
при формир. биолог. понятий учитель должен организовать мыслит. деят-ть.
учитель должен организовать различные виды учебной деят-ти,
в ходе обучения необходимо систематически планомерно руководить деятельностью уч-ся по формированию и развитию понятий.
Три этапа в формировании и развитии общебиологических понятий:
I этап - накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия;
II этап - интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия;
III этап - использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимослияние с другими или, наоборот, отдифференцировка).
Эти этапы общие для формирования всех сложных биологических понятий, хотя некоторые из них имеют свою специфику, обусловленную содержательной сутью, местом включения в учебный предмет и гносеологическими особенностями.
Перечень понятий Верзилина и Корсунской:
1. клетка – как единица жизни;
2. единство строения и функций организма;
3. взаимосвязь организма и среды;
4. организм как саморегулирующая система;
5. самовоспроизведение организма;
6. эволюционное развитие органического мира,
При организмоцентрическом подходе (отсутствие четкости в выделении спец. и общебиол. понятий, смешение): Основные понятия ботаники (Падалко, Верзилин) - клетка, корень, побег, связь формы и функции органов, рост и развитие, фотосинтез и др. зоология (Флерова)- система филогентенических понятий (о единстве органического мира, о связи членистоногих с кольчецами...) человек Казакова, Зверев- физиологические, анатомо-морфологические, гистологические и др. Маш - дыхание, кожа... Общая биология - специальные понятия: историческое развитие, многообразие и единство органического мира, наследственность, приспособленность... общебиологические - клетка - ед. жизни, единство строения и функции организмов, взаимосвязи организмов и среды, обмен в-в и превр энергии ...
Другой подход на основе принципа полицентризма и многоуровнего характера живых систем (Мягкова, Комиссаров):
общебиологические - основные биоогическиел идеи - эволюционизм, системность, причинность; основные формы организации жизни - клеточно-организменная, популяционно-видовая, биогеноитчески-биосферная; иерархия процессов жизни - функционирование, онтогенез, эволюция. Отбор понятий осуществляется с позиций уровневой организации жизни, ее эволюции, прослеживаются взаимосвязи понятий.
Система биологических понятий Ивановой Т.В.:
1 порядок (категории) системообразующий по отношению к др. порядкам - жизнь
2 порядок (идеи) - уровневая организация жизни; эволюция (атрибуты жизни, характеризуют сущность и объединяют все б.знания в систему)
3 порядок (теории и законы) - клеточная теория (биогент закон; закон зародышевого сходства); хромосовная теория (законы Менделя, Моргана); эволюционная теория (закон гомологич рядов)
4 порядок (общебиологические понятия) - клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера
5 порядок (общебиологические и специальные понятия)
Понятия характеризующие строение (целостность, иерархия, взаимосвязи элементов), функционирование (обмен веществ и энергии, устойчивость, саморазвитие, самовоспроизведение, самоуправление, негэнтропийность, саморегуляция) биосистем.
Понятия характеризующие эволюцию - наследственность, изменчивость, отбор, адаптация, многообразие видов, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биол. прогресс и регресс (единство структуры и многообразие функции, связь со средой, историческое развитие).
Решение проблемы разработки системы биологических понятий обеспечивает реализацию основных направлений совершенствования содержания биологического образования:
усиление целостности курса за счет выделения ведущих идей и их последовательного развития. Общебиологические понятия - интегрирующая роль в объединении биологических дисциплин - единая теоретическая основа содержания
усиление теоретической направленности школьного курса - более раннее выведение теоретических знаний, отражение тенденции развития современной науки в школьном курсе
выделение системного подхода как методологической основы изучения биологических объектов, это позволяет реализовать принцип полицентризма - равнозначности всех биосистем, идеи эволюции
интеграция, усиление роли межпредметных связей.
Выделяют:
момент образования
развитие
начальный этап
установление логических связей с другими понятиями
диалектика понятий (аргументация, всеобщие законы)
применение в новых условиях
Этапы:
формирование представлений
формирование эмпирических понятий путем выделения существенных признаков объекта или явлений (анализ, синтез)
расширение объема понятий за счет включения в его содержание новых фактов, установление связей с другими понятиями.
установление места понятий. в системе теоретических знаний.
Эмпирические понятия развиваются (путь дедуктивный и индуктивный (от фактов к понятиям)):
от восприятия натуральных объектов или их изображений к представлениям, далее к
понятиям
от простых понятий, содержащих 1 или несколько элементов знания к сложным, включающим много элементов знания
от специальных понятий. к общебиологическим
Теоретические понятия (Комиссаров) (путь дедуктивный - от понятия к фактам)
становление исходной целостной абстракции
прослеживание ее связей без их разрыва
их отражение в абстрактных определениях
синтез определений.
Правильно организованное знание - есть мышление, следует задача создания логической структуры знания.
Критерии выбора пути:
индуктивный - если:
материал носит преимущ. фактический характер,
надо познать закономерные связи изучаемых явлений, сделать выводы ------> конкретизация биологического понятия, основа: формирование представлений и понятий путем организации наблюдений, сравнения, обобщения фактов.
дедуктивный (обеспечивает более быстрое усвоение учебного материала, развивает абстрактное мышление):
при изучении теоретического материала
если требуется объяснение новых конкретных явлений ------> вывод общебиологического понятия.
В теории развития биологических понятий также было отмечено, что процесс развития понятий - обязательное условие приобретения прочных и осознанных знаний. Большое значение в этом процессе придается преемственности содержания всех учебных курсов биологии, а также перспективным и ретроспективным линиям движения понятия в учебном предмете, для чего рекомендуется строить "графики движения понятий".
Таким образом, основными понятиями школьной биологии являются морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, филогенетические, цитологические, эмбриологические, генетические, а также агрономические. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, кроме того, гигиенические и медицинские".
Общепринятое деление понятий на единичные и общие в методике биологии может быть конкретизировано как понятия простые и сложные. В школьной биологии имеют место специальные понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета.
Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Простое, начальное понятие, включающее один элемент знания, объединяясь с другими простыми понятиями, образует сложное. Так, понятие о листе на первом уроке по теме является простым, первичным. Учащиеся узнают, что лист имеет зеленую пластинку с жилками и черешок, т. е. приобретают понятие о внешней форме. К концу изучения темы, на двенадцатом уроке, понятие "лист" становится сложным, включающим ряд элементов знаний. Учащиеся знают разные формы листа, анатомическое строение, образование органического вещества в листе путем усвоения углекислого газа на солнечном свету, дыхание листа, испарение воды листьями, приспособительные признаки листьев у разных растений.
Аналогичное развитие, усложнение претерпевают понятия о семени, корне, цветке и т.д. Еще более сложно понятие о целом растении, его строении, функциях всех его органов, обмене веществ, развитии, связи с условиями жизни, месте в эволюции и систематике. Такие понятия составляют уже систему.
В то же время в курсе ботаники из темы в тему развиваются понятия по элементам основ этой науки: морфологии, анатомии тканей растения, физиологии - о дыхании органов, питании (сначала водном и минеральном, затем воздушном), передвижении питательных веществ в растении.
В курсе зоологии понятие о каждом животном объединяет понятия о его морфологии, анатомии, физиологии и экологии. Одновременно развивается понятие об эволюционном усложнении организмов. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека простые понятия дают в совокупности сложное понятие об анатомии каждого органа, например сердца, легкого, мозга и др. Это понятие тесно связано с понятием о функциональных процессах, протекающих в клетках, тканях, целом органе и во всей системе, в которую он входит. Понятие об органе постепенно преобразуется в более сложное анатомо-физиологическое понятия о системе органов. При дальнейшем изучении человеческого организма происходит еще большее углубление понятия о системе (например, кровообращения), рассмотрение взаимосвязей с другими системами. Из приведенных примеров видно, что данные понятия в ряде случаев могут быть относительно простыми и относительно сложными.
Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного курса. Среди них можно выделить локальные понятия, развивающиеся только в пределах темы или отдельных уроков. Общебиологическими считают понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всем живым организмам и обобщающих специальные понятия отдельных биологических курсов: клетка как единица жизни, единство строения и функции организмов, взаимосвязи организма и среды, организм как саморегулирующаяся система, обмен веществ и превращение энергии, самовоспроизведение организмов, эволюционное развитие мира, биологическая система и уровень организации живой материи. Эти понятия образуются из специальных понятий и развиваются во всех курсах школьной биологии на материале каждого из них.
Сложный и многообразный состав биологических знаний нередко затрудняет отбор учителем главного, существенного и приводит к бессистемному, неосознанному запоминанию учащимися несущественных признаков отдельных объектов и явлений. Знания, полученные на одном из уроков и в дальнейших темах не практикуемые в новых связях, не удерживаются в памяти.
Предмет "Биология" в школе - это основа знаний таких областей биологической науки, как генетика, цитология, ботаника, зоология, микробиология, эволюционное учение, экология, систематика, физиология, морфология и др. Все они в школьном предмете представлены в виде систем понятий, которые формируются, развиваются в учебных курсах биологии 6- 11 классов.
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования