logo
Методичка по методике обучения биологии

Задания для самоконтроля

  1. Укажите временные интервалы основных этапов развития методики обучения биологии в общеобразовательной школе.

  2. Перечислите основные направления становления методики преподавания естествознания в конце XVIII века.

  3. В чём заключались основные проблемы школьной методики в дореволюционный период?

Темы рефератов

  1. Роль отечественных методистов в развитии методики преподавания биологии.

  2. Педагогическая деятельность В.Ф. Зуева, его вклад в развитие методики

  3. Педагогическое наследие А.Я. Герда

  4. Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в.

Задание для самостоятельной работы студента:

Вид деятельности

Продукт

Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь

Терминологический словарь

Составьте таблицу «Отечественные методисты и их роль в становлении методики обучения биологии»

Таблица

Составить тест из 9 тестовых заданий (по 3 задания на каждый период развития методики обучения биологии)

Тест

Тема 5. Создание научно-методической основы школьного

биологического образования на основе теории развития биологических понятий в конце 50 гг ХХ в.

Цель занятия: уметь обосновать создание научно-методической основы школьного биологического образования на основе теории развития биологических понятий в конце 50 гг ХХ в.

Мотивационное обоснование темы: знание логики развития биологических понятий и создания научно-методической основы школьного биологического образования необходимо для формирования ощепрофессиональной компетенции ОПК-1

Вопросы семинара

  1. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «Биология».

  2. Теория развития биологических понятий

  3. Классификация биологических понятий

  4. Значение теории развития биологических понятий для методики обучения биологии

Ключевые термины: биологические понятия, теория развития биологических понятий

Базовая информация

Развитие понятий, уровни развития, условия образования понятий

Понятие - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Формированию и развитию понятий в методике обучения биологии давно уделяется большое внимание. Наиболее глубокая разработка этой проблемы была проведена в 50-х годах XX в. коллективом ленинградских методистов под руководством Н.М. Верзилина. Итогом этой работы явилось создание "Теории развития биологических понятий". Этот труд был очень важным событием в. Теория создала научную базу, определяющую отбор и расположение учебного материала в школьных курсах и предмете биологии в целом, повлияла на пересмотр методов обучения и воспитания. Теория развития понятий наметила ряд направлений в области специальных исследований, в том числе по разработке эффективной методики развития отдельных групп биологических понятий (природоведческих, экологических, эволюционных, физиологических, систематических, генетических и др.), развитию самостоятельного мышления учащихся, развитию методов обучения биологии в средней школе, по моделированию систем биологических понятий отдельных курсов биологии и всего предмета в целом.

Понятия - обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения биологии. Они наиболее экономно и емко выражают содержание основ биологии.

В теории познания понятия - одна из форм отражения реальности на ступени абстрактного мышления. В понятиях отражается реальная общность объектов, потому они являются формой отражения предметов и явлений со стороны их существенных признаков и отношений, фиксируемых в слове.

логические характеристики понятия:

содержание, под которым понимается совокупность его существенных признаков, и оно отражает качественную сторону понятия.

объем понятия характеризуется количеством обобщенных в нем объектов, отражает количественную сторону процесса познания. Объем и

Овладение понятием - процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Этот процесс проходит ряд стадий.

Для формирования:

Иванова Т.В. добавила: при построении системы биологических понятий исходить из общих биологических идей;

К основным положениям теории о развитии биологических понятий школьного предмета можно отнести следующее:

- учебный предмет "Биология" является системой основных понятий науки и практики;

- в понятиях выражается содержание предмета "Биология";

- понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;

- понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения;

- формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе;

- существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические ;

- сложные понятия формируют в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин (на межпредметной основе);

- вводят понятия: межпредметные и внутрипредметные связи, перспективные и ретроспективные линии, развитие понятий;

- межпредметные и внутрипредметные связи являются важными условиями развития понятий, их средство - "синхронистические карты учебного процесса";

- существуют разные типы развития понятий: непрерывное, прерывистое, сквозное и приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения;

- при непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение;

- движение понятий в школьном предмете сопровождают все более полным отражением, адекватным природе вещей и явлений.

Данные положения составляют ядро методической теории развития биологических понятий, которые и в настоящее время имеют большое значение в практике обучения биологии.

Принципы теории развития биологических понятий:

Три этапа в формировании и развитии общебиологических понятий:

Эти этапы общие для формирования всех сложных биологических понятий, хотя некоторые из них имеют свою специфику, обусловленную содержательной сутью, местом включения в учебный предмет и гносеологическими особенностями.

Перечень понятий Верзилина и Корсунской:

1. клетка – как единица жизни;

2. единство строения и функций организма;

3. взаимосвязь организма и среды;

4. организм как саморегулирующая система;

5. самовоспроизведение организма;

6. эволюционное развитие органического мира,

При организмоцентрическом подходе (отсутствие четкости в выделении спец. и общебиол. понятий, смешение): Основные понятия ботаники (Падалко, Верзилин) - клетка, корень, побег, связь формы и функции органов, рост и развитие, фотосинтез и др. зоология (Флерова)- система филогентенических понятий (о единстве органического мира, о связи членистоногих с кольчецами...) человек Казакова, Зверев- физиологические, анатомо-морфологические, гистологические и др. Маш - дыхание, кожа... Общая биология - специальные понятия: историческое развитие, многообразие и единство органического мира, наследственность, приспособленность... общебиологические - клетка - ед. жизни, единство строения и функции организмов, взаимосвязи организмов и среды, обмен в-в и превр энергии ...

Другой подход на основе принципа полицентризма и многоуровнего характера живых систем (Мягкова, Комиссаров):

Система биологических понятий Ивановой Т.В.:

Решение проблемы разработки системы биологических понятий обеспечивает реализацию основных направлений совершенствования содержания биологического образования:

Выделяют:

Этапы:

Эмпирические понятия развиваются (путь дедуктивный и индуктивный (от фактов к понятиям)):

понятиям

Теоретические понятия (Комиссаров) (путь дедуктивный - от понятия к фактам)

Правильно организованное знание - есть мышление, следует задача создания логической структуры знания.

Критерии выбора пути:

индуктивный - если:

дедуктивный (обеспечивает более быстрое усвоение учебного материала, развивает абстрактное мышление):

В теории развития биологических понятий также было отмечено, что процесс развития понятий - обязательное условие приобретения прочных и осознанных знаний. Большое значение в этом процессе придается преемственности содержания всех учебных курсов биологии, а также перспективным и ретроспективным линиям движения понятия в учебном предмете, для чего рекомендуется строить "графики движения понятий".

Таким образом, основными понятиями школьной биологии являются морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, филогенетические, цитологические, эмбриологические, генетические, а также агрономические. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, кроме того, гигиенические и медицинские".

Общепринятое деление понятий на единичные и общие в методике биологии может быть конкретизировано как понятия простые и сложные. В школьной биологии имеют место специальные понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета.

Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Простое, начальное понятие, включающее один элемент знания, объединяясь с другими простыми понятиями, образует сложное. Так, понятие о листе на первом уроке по теме является простым, первичным. Учащиеся узнают, что лист имеет зеленую пластинку с жилками и черешок, т. е. приобретают понятие о внешней форме. К концу изучения темы, на двенадцатом уроке, понятие "лист" становится сложным, включающим ряд элементов знаний. Учащиеся знают разные формы листа, анатомическое строение, образование органического вещества в листе путем усвоения углекислого газа на солнечном свету, дыхание листа, испарение воды листьями, приспособительные признаки листьев у разных растений.

Аналогичное развитие, усложнение претерпевают понятия о семени, корне, цветке и т.д. Еще более сложно понятие о целом растении, его строении, функциях всех его органов, обмене веществ, развитии, связи с условиями жизни, месте в эволюции и систематике. Такие понятия составляют уже систему.

В то же время в курсе ботаники из темы в тему развиваются понятия по элементам основ этой науки: морфологии, анатомии тканей растения, физиологии - о дыхании органов, питании (сначала водном и минеральном, затем воздушном), передвижении питательных веществ в растении.

В курсе зоологии понятие о каждом животном объединяет понятия о его морфологии, анатомии, физиологии и экологии. Одновременно развивается понятие об эволюционном усложнении организмов. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека простые понятия дают в совокупности сложное понятие об анатомии каждого органа, например сердца, легкого, мозга и др. Это понятие тесно связано с понятием о функциональных процессах, протекающих в клетках, тканях, целом органе и во всей системе, в которую он входит. Понятие об органе постепенно преобразуется в более сложное анатомо-физиологическое понятия о системе органов. При дальнейшем изучении человеческого организма происходит еще большее углубление понятия о системе (например, кровообращения), рассмотрение взаимосвязей с другими системами. Из приведенных примеров видно, что данные понятия в ряде случаев могут быть относительно простыми и относительно сложными.

Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного курса. Среди них можно выделить локальные понятия, развивающиеся только в пределах темы или отдельных уроков. Общебиологическими считают понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всем живым организмам и обобщающих специальные понятия отдельных биологических курсов: клетка как единица жизни, единство строения и функции организмов, взаимосвязи организма и среды, организм как саморегулирующаяся система, обмен веществ и превращение энергии, самовоспроизведение организмов, эволюционное развитие мира, биологическая система и уровень организации живой материи. Эти понятия образуются из специальных понятий и развиваются во всех курсах школьной биологии на материале каждого из них.

Сложный и многообразный состав биологических знаний нередко затрудняет отбор учителем главного, существенного и приводит к бессистемному, неосознанному запоминанию учащимися несущественных признаков отдельных объектов и явлений. Знания, полученные на одном из уроков и в дальнейших темах не практикуемые в новых связях, не удерживаются в памяти.

Предмет "Биология" в школе - это основа знаний таких областей биологической науки, как генетика, цитология, ботаника, зоология, микробиология, эволюционное учение, экология, систематика, физиология, морфология и др. Все они в школьном предмете представлены в виде систем понятий, которые формируются, развиваются в учебных курсах биологии 6- 11 классов.