logo
Методичка по методике обучения биологии

Базовая информация

Основные этапы развития методики обучения биологии в общеобразовательной школе

История методики преподавания естествознания по характеру ведущих идей, закономерностям и состоянию школьного естествознания подразделяется на 3 этапа:

Первый период начинается введением естествознания в школу по времена царствования Екатерины II и продолжается до начала правления Николая I. Характеризуется как описательно-систематический. Отмечен именами В.Ф. Зуева, А. Теряева, И. Мартынова.

Второй период - с момента восстановления школьного естествознания в гимназиях (май 1852 г.) по новому школьному уставу, до внедрения в школу биологического направления. Характеризуется как любеновский. Отмечен именами Д.С. Михайлова, К.К. Сент-Илера, А.Н. Бекетова, А.Я. Герда и др.

Третий период: характеризуется критической переоценкой содержания школьного естествознания, методов и организационных форм, разделением естествознания на самостоятельные предметы: биологию, географию, физику и химию. Отмечен именами Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, Л.С. Севрука, К.П. Ягодовского, В.А. Герда, Б.В. Всесвятского, П.И. Боровицкого, И.И. Полянского, С.А. Павловича и других.

Вас Фед Зуев 1786. Краеведческий принцип, хозяйственное значение. Первый учебник естествознания: ископаемое, прозябаемое, животное царства. Раскрывал научно-достоверные факты. Первое методическое руководство: предложил объединить изучение естествознания с практикой, обосновывать полезность изучаемых объектов. Ведущая роль учителя. Наглядность – разработал 15 таблиц и атлас животных, надо создавать естественно-исторический кабинет. Недостатки: курс животных в нисходящем порядке.

1811г упразднение естествознания, с 1839 вновь. В 1852г ввели самостоятельные предметы: общие сведения о природе, зоология, ботаника, минералогия, анатомия, физиология человека. Содержание учебников - описательное направление.

Герд АЯ. Попытка ориентации на эволюционную основу, базировались идеи на дидактической системе Ушинского. Привитие интереса, а не только факты, обучение приемам самостоятельной деятельности. Предусматривались практические занятия, опыты, уголок живой природы. Исследовательский метод развили Половцев, Райков, Ягодовский.

В 70-ые гонения, вновь с 1901г.

Кайгородов – поручено разработать программу по естествознанию. Положил в основу «Общежития» природы. Противопоставил ее учению Дарвина. Отказ от изучения систем наук, а предложил ввести курс комплексных тем. Критика идеи.

Шимкевич – новая программа, на идеях Герда. На ее основе подготовлены учебники. В это время критика эволюционных идей.

В России в начале 20 века влияние на школьное биологическое образование – Половцев, Полянский, Райков, Ягодовский – для обоснования целей и задач курса идеи дарвинизма, его роли в формировании научного мировоззрения, развития мышления, нравственного воспитания, практического направления. Разрабатывались дидактические принципы, методы, формы обучения.

Половцев – первая методика естествознания: рассматривать образ жизни в связи со средой обитания. Биологический метод – живое должно изучаться в связи со средой обитания, строение органа в связи с функцией. Необходимость тщательного отбора содержания, ограничение объектов.

Павлов – расширил принцип научности, связь его с систематичностью, последовательностью, доступности. Полянский – введение эволюционной теории, факторы эволюции, использовать для объяснения биологических явлений.

18-23гг совершенствование структуры и содержания с целью повышения его роли в формировании материалистических взглядов на живую природу. Экспериментально оказал что вначале необходимо изучать ботанику, зоологию, потом общую биологию. Методы наблюдения, эксперимента, биостанции.

С 23г – жива действительность – взаимосвязь труда, природы, общества. Включение учащихся в трудовую деятельность. Труд – часть исследовательской, т.к. дает материал для исследования. Политехнический принцип – связь теории с практикой. Мастерские, фермы – изучать биологию наблюдением, уходом за организмами. Множественость программ – надо единую.

Райков. Метод. Идеи: использование в обучении исследования. Методика проведения лабораторных работ, экскурсий, отражать эволюционную направленность. Но раскритикована – нет связи с сельскохозяйственным производством.

Игнатьев, Всесвятский включили знакомство с проблемами сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленностью.

Реализация идеи комплексного содержания. Курсы ботаники, зоологии ликвидированы. В комплексную программу бессистемно включались фрагменты знаний, естествознание растворялось. Райков критиковал, но не выиграл. Замена учебников на рабочие книги.

Метод проектов Игнатьев – сельскохозяйственне работы с одновременным изучением. Бригадный метод. Новый этап 31-32гг. Ю Полянский, Ягодовский, Райков, Верзилин.

Совершествование содержания

Верзилин – теория развития биологических понятий. Опытные участки: Шалаева, Рыкова, Верзилин…

Дифференциация – Хрипкова, Маш, Мягкова…

Исследовательский подход - +Корсунская, Всесвятский.

Развитие мышления – Бруновт.

Совершенствование содержания – Иванова, Суматохин… Методологический подход к отбору содержания общебиологических понятий –Иванова.

Становление методики преподавания естествознания в конце XVIII века

Утилитарно-описательное. При решении проблемы содержания естественнонаучного образования В.Ф. Зуев руководствовался принципом полезности знаний, выдвигал на первый план сведения о полезных для человека ископаемых, растениях и животных с указанием их хозяйственного значения, проявлял преимущественный интерес в связи с этим к местному материалу, использовал тематический порядок изложения, т.е. описывая отдельные виды растений и животных. Он рекомендует строить урок в виде беседы с демонстрацией наглядных пособий. С этой целью он издает атлас "Фигуры по естественной истории" как приложение, таблицы с изображением животных (от 2 до 5 на одном листе) во время урока раздавались учащимся. В.Ф. Зуев выделяет графическую и натуральную наглядность (натуральные объекты), причем натуральную наглядность он ставит выше графической. При этом он рекомендует использование оригинальных методических приемов: распознавание объектов в природе, отыскание на географической карте мест, откуда происходят изучаемые растения и животные. Таким образом, решая практические вопросы преподавания "естественной истории", В.Ф. Зуев приступил к решению важнейших проблем методики преподавания естествознания:

Все это дает основание считать В.Ф. Зуева первым русским методистом, основателем методики преподавания естествознания.

Описательно-систематическое направление получает развитие наряду с утилитарно-описательным в начале XIX века . Содержание учебников данного периода целиком было построено на искусственно-метафизической системе Линнея, а содержание курса зоологии - на столь же метафизической системе Кювье. Чудовищная перегрузка учебников терминологией заставляла учащихся выучивать колоссальный материал на память, вызубривать его наизусть. Представителями этого направления в России были А.М.Теряев, И.И.Мартынов и другие. Естественные науки как предмет преподавания были сухими и трудными для понимания. Основная задача направления - познание природных богатств страны, полезных ископаемых, растительных и животных ресурсов с целью их практического использования. Утилитарный характер обучения естествознанию – основное назначение школьного естествознания данного периода. Реформа образования 1804 года преобразовала народные училища в гимназии. Одновременно появляются реальные училища и открываются частные школы. Пересматривалось содержание школьного естествознания с целью введения преподавания естественных наук на уровне, соответствующем морфолого-систематическому направлению науки. В 1809 году ученик В.Ф. Зуева А.М. Теряев получил ответственное поручение написать для гимназий учебник естественной истории (ботаники). Он был выпущен под названием "философия ботаники". Новый учебник был, по существу, сводкой ботанических терминов. учебник, тем не менее, был очень сложным для восприятия учащимися. В школу пришла голая наука, линнеевская систематика в неадаптированном для учащихся варианте.учебник, тем не менее, был очень сложным для восприятия учащимися. В школу пришла голая наука, линнеевская систематика в неадаптированном для учащихся варианте.

Биологическое Метод Любена – система обучения естествознания, в основу которой положено наблюдение предметов и явлений окружающей природы, их описание и затем только систематизация. Остановимся прежде всего на некоторых основных принципах А. Любена. Он различает две цели обучения естествознанию:

Первая задача была ясна предшественникам Любена, а вторая задача, напротив, ими в большинстве случаев опускалась. А между тем Любен именно образовательному значению естествознания отводил важнейшее место. Основные положения своего метода Любен сформулировал в виде правил:

Таким образом, система А. Любена представляет собой совокупность правил, которые регламентировали отбор учебного материала из области систематики, логические и психологические требования к структуре учебного материала из области систематики, логические и психологические требования к структуре учебной информации. Основная методическая идея А. Любена – не догматическое заучивание линнеевской систематики, а последовательное подведение учащихся к ее построению и открытию. любеновское направление получило воплощение в русских учебниках зоологии Д. Михайлова – 1862 г., К.К. Сент-Илера (1862 г.), ботаники Н.И. Раевского (1865 г.).

Экологическое

Эволюционное направления в развитии школьного естествознания. Одновременно с любеновским периодом в России широкое развитие получает естественнонаучное направление, связанное с именем Карла Францовича Рулье, который строил изучение школьного естествознания на широкой биологической основе, с привлечением знаний сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, т.е. на эволюционной основе.

Первую попытку построить весь курс средней школы на эволюционной основе предпринял знаменитый русский методист Александр Яковлевич Герд - основатель эволюционно-биологического направления школьного естествознания. Развил методическую мысль об использовании окружающей ребенка природы по организации наблюдений за ростом и развитием растений или животных, в ходе которых учащиеся могли увидеть количественные и качественные изменения в жизни наблюдаемого объекта. А это очень важно в формировании мировоззрения учащихся, их отношения к природе. предложил линейную последовательность изучения учебных предметов (неорганическая природа – минералогия, ботаника, зоология), необходимость установления между ними преемственных связей. что способствует формированию у учащихся научного понимания природы. Отбор природных объектов, порядок их описания и методике преподавания, которую он строил от легкого к более трудному, от простого к сложному, от фактов к выводам. Даны педагогические обоснования и методика проведения экскурсий, опытов, самостоятельных наблюдений учащихся над живыми объектами, демонстраций наглядных пособий, организации практических работ. Во всех организационных формах работы с учащимися Герд предъявлял большие требования к учителю, его педагогическому мастерству.

Проводником эволюционных идей в содержание школьного естествознания был Валериан Викторович Половцов (1862-1919 гг.). Прежде всего, он обстоятельно разработал вопрос об образовательном значении естественных наук, изучение которых, по его мнению, должно не только привести к пониманию явлений внешнего мира, отправлений собственного организма, развитию органов чувств, но и способствовать развитию методов мышления, самостоятельности, т.е. развитию личности школьника.

В.В. Половцов, призывал широко использовать в школьном преподавании биологический метод: изучать не только внешние признаки организмов, но и их жизнь, их взаимоотношения с другими организмами, со средой.

С целью предостеречь учителя от возможности "впасть в самое примитивное телеологическое направление" при использовании биологического метода Половцов разработал три принципа:

Разрабатывая содержание школьного естественнонаучного образования, Половцов впервые вводит понятие "учебный предмет", показывает его отличие от науки и разрабатывает основные принципы отбора учебного материала:

В.В. Половцов впервые выдвинул проблемы дидактического анализа логической структуры научного знания, а также ознакомления школьников с самим процессом научного познания.

Развитие методики преподавания естествознания в школе в XIX веке

Значение методических работ

Таким образом, анализируя особенности развития отечественной методики преподавания естествознания дореволюционного периода, важно отметить, что основными проблемами школьной методики являлись:

Развитие методики преподавания естествознания в советский период

Основной задачей содержания естествознания стало воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, обучение в тесной связи с производительным трудом и воспитание самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Проявлялось стремление включить в трудовую деятельность учащихся, в школьное обучение элементы научного исследования. При этом подчеркивалось, что органическое сочетание труда и исследования вызывает мощные этические и эстетические переживания, готовит к новым исканиям и к новой работе.

Новые задачи, поставленные перед школой советской властью, вызвали необходимость коренного пересмотра всего содержания обучения, в том числе и по естествознанию. В его основу легла идея исторического (эволюционного) развития органического мира, способствующая формированию материалистического миропонимания. При этом для выяснении сущности вопросов эволюции используется экологические материалы о взаимоотношениях организма со средой.

Вклад ученых