Базовая информация
С точки зрения теории развития понятий умения делятся на следующие группы (для курса зоологии): зоологические понятия.
1. Морфологическое(умения: пользование лупой и микроскопом, приготовление препаратов, распознавание животных по внешним признакам )
2. Систематические (умения: элементарное определение животных).
3. Анатомическое (умения: ознакомление с внутренним строением животных).
4. Экологическое (умения: определение места обитания по внешним признакам)
5. Физиологическое (умения: наблюдение за животными.) Методика развития понятий. Причина неточного усвоения знаний зачастую заключается в том, что они остаются на уровне восприятия, а должны быть на уровне понятия. Учитель должен продумать как, то или иное понятие связывается с другими понятиями, выходит на уровень общебиологических понятий.
Предпрофильная подготовкаявляется подсистемой профилизации старшей школы и выполняет подготовительную функцию к выбору профиля обучения и будущей сферы профессиональной деятельности. Она призвана актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и профессиональных планов; создать условия для получения личного опыта в различных областях образовательной и профессиональной деятельности.
Система предпрофильной подготовки включает в себя ряд идей, ставших новыми для российского образования:
актуализация потребности учащегося в определении своих образовательных и профессиональных планов;
введение курсов по выбору, включающих активные методы преподавания, профессиональные и профильные пробы, позволяющих определиться в дальнейшем образовательном и профессиональном пути;
прохождение учащимися курсов профессионального самоопределения, включающих обеспечение ресурсами для построения образовательных и профессиональных планов, личностного развития подростка;
введение аутентичного оценивания достижений учащихся по типу «портфолио», позволяющего отслеживать промежуточные личностные результаты;
использование конкурсных форм работы с учащимися, позволяющих повысить собственную значимость учащегося и отразить его индивидуальные образовательные достижения.
Реализация обозначенных идей создаёт условия для профессионального самоопределения учащегося: предоставление права выбора курсов предпрофильного обучения, темпов и форм их прохождения; осознанный выбор профиля обучения, в логике будущей профессиональной деятельности, соответствующий собственным способностям и возможностям.
Предпрофильное обучение реализуется в различных вариантах и моделях. Многообразие организационных моделей предпрофильной подготовки обусловлено многообразием типов образовательных учреждений, видов и форм (очная, заочная, дистанционная) организации предпрофильного обучения. В настоящее время существуют следующие модели предпрофильного обучения: внутришкольная, сетевая, ресурсная. В реальной практике та или иная модель в чистом виде используется редко. Предпрофильная подготовка в общеобразовательных школах преимущественно осуществляется по смешанному типу: сочетание внутришкольной профилизации с ресурсной или сетевой моделью, или с обеими вместе.
Анализ теории и практики предпрофильной подготовки учащихся выявил проблемы, возникающие при её проведении в общеобразовательной школе:
отсутствие условий проектирования индивидуальной образовательной траектории в связи с ограниченным количеством курсов по выбору и форм их проведения;
программы курсов по выбору, создаваемые школьными учителями, преимущественно связаны с академическим углублением в рамках конкретного предмета, являются пропедевтикой профильных курсов;
конструирование и реализация курсов по выбору в школе не способствуют возникновению ситуации образовательного поиска, позволяющего подростку принять решение о выборе того или иного курса;
недостаток кадрового, материально-технического и образовательного ресурсов для реализации курсов по выбору, осуществления профильных и профессиональных проб;
применение характерных для знаниевой парадигмы форм оценивания, не позволяющих фиксировать промежуточные личностные достижения учащихся;
осуществление предпрофильной подготовки начинается в 9-м классе, что не соответствует потребностям самоопределившихся учащихся;
время проведения предпрофильной подготовки может оказаться неприемлемымдля учащихся, долгосрочно получающих дополнительное образование различного направления (художественного, эколого-биологического и т.п.);
тотальная предпрофильная подготовка подходит для определённой категории учащихся, имеющих ярко выраженные специфические способности, которые они могут применить в имеющихся курсах; учащиеся с универсальным характером общих способностей вынуждены ограничивать индивидуальную образовательную траекторию курсами, предлагаемыми в школе, и делать свой выбор образовательного и профессионального пути на их основе.
Обозначенные проблемы определили необходимость поиска путей организации предпрофильной подготовки, обеспечивающих наиболее полную реализацию интересов и образовательно-профессиональных потребностей учащихся, и обращения нашего внимания к системе дополнительного образования.
В российской системе образования сеть учреждений дополнительного образования детей действует параллельно со школами. Общее (базовое) образование ценно своей системностью, а дополнительное - возможностью индивидуализировать процесс социализации ребёнка. Оно предоставляет право свободного выбора, которое является главным условием определения содержания и организации педагогической деятельности в предпрофильной подготовке.
Гибкость, мобильность и вариативность дополнительного образования обеспечивают условия для широкого выбора ребенком вида деятельности, творческого объединения или педагога, развития социальных компетенций воспитанников, удовлетворения персонифицированных образовательных запросов, профессионального самоопределения, создания для каждого воспитанника ситуации успеха. Это определяет расширение поля общего образования учащегося в рамках действующей образовательной системы и даёт право на участие в определении будущей профессии.
Именно учреждения дополнительного образования детей реализуют образовательные цели и как самостоятельные функции (самостоятельные образовательные программы), и как единый процесс (комплексные дополнительные образовательные программы, в нашем случае – предпрофильной подготовки учащихся). Это обеспечивает учащимся возможность развития способностей и склонностей, выбора значимых для них целей образования, формирование знаний, умений и навыков в той сфере деятельности, которую они выбирают.
Уникальность дополнительного образования состоит в том, что оно позволяет расширять общие цели образования, так как выводит на значимый для развивающейся личности уровень индивидуальные образовательные цели. Многообразие целей дополнительного образования предполагает и многообразие результатов: позитивные учебные и творческие достижения, освоение учащимися новых видов деятельности в рамках интересующих предметных областей, социальных ролей; уровень творческой активности; динамика личностного развития ребёнка; его успешность в деятельности и образовательном процессе.
Роль учреждений дополнительного образования как социального института интегративного типа возрастает при реализации предпрофильной подготовки и в связи с тем, что они обладают значительными возможностями её наполнения профильно-ориентационными ресурсами социума (прохождение производственных, полевых и социальных практик; организация занятий в учреждениях профессионального образования, привлечение к преподаванию преподавателей вузов, специалистов-профессионалов и др.), что обусловливает целенаправленность и результативность процесса выбора профиля обучения.
В поиске направлений организации и совершенствования предпрофильной подготовки значительная роль принадлежит идее построения образовательного пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей и интересов учащихся как с универсальным характером способностей, так и со специфическими способностями, реализующего идеи свободы выбора, вариативности образования и решающего проблему их профессионального самоопределения. Наибольшими возможностями построения такого пространства обладают учреждения дополнительного образования детей. Понятие «образовательное пространство» употребляется преимущественно по отношению к множеству образовательных институтов, деятельностей, программ, понятий. Системообразующим компонентом этого пространства являются отношения, в которые вовлекаются учащиеся, организация их деятельности и общения. Субъектами образовательного пространства предпрофильной подготовки в этом случае выступают учащиеся, родители, педагоги, учёные-практики. Структурной единицей образовательного пространства предпрофильной подготовки является образовательное учреждение, принимающее участие в его создании, основным социально-педагогическим механизмом – взаимодействие коллективов, объединённых едиными принципами и подходами.
В роли ресурсов пространственного развития предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей выступает кадровый, материально-технический, образовательный потенциал социальных институтов различного типа, основой взаимодействия которых, по нашему убеждению, должен стать принцип корпоративизма, предполагающий построение взаимовыгодных отношений ради совместного достижения общей цели при обязательном соблюдении интересов всех сторон.
Сопоставительный анализ теории и практики дополнительного образования детей и предпрофильной подготовки позволяет обосновать следующие принципы образовательного пространства предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей:
- Принцип единства: однообразия, разнообразия, многообразия. Однообразие определяется общей направленностью учреждения дополнительного образования (например, эколого-биологическая). Разнообразие - возможностью в рамках одного образовательного направления пройти различные, иногда и противоположные элективные курсы, на выбор учащихся («Экологический туризм» и «Озеленитель»). Многообразие - предпочтениями обучающихся в освоении курсов и может меняться в зависимости от этих предпочтений.
- Принцип вариативности: реализуется в разработке вариантов внутри программы элективного курса в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей; в предоставлении учащемуся многообразия полноценных, качественно различных и привлекательных вариантов образовательной траектории, спектра возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории.
– Принцип свободы выбора: личность в образовательном пространстве предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей, богатом источниками информации, источниками возникновения интереса, имеет многочисленные возможности развития, возможности обращения к тем из них, которые в данный момент являются для неё наиболее значимыми.
- Принцип активности: способность поддерживать достаточный для всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряжённости, стимулировать вопросительное отношение воспитанника к миру и творческий поиск ответов на вопросы, возникающие у него в процессе предпрофильного обучения. Принцип активности обеспечивает каждого ребёнка в предпрофильной подготовке возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями; источниками возникновения образовательного и профессионального интереса.
- Принцип преемственности содержания образования: построение образовательного процесса предпрофильной подготовки по вертикали (поэтапно) и по горизонтали (по разным формам образования). Мобильность и отсутствие регламентированных стандартов дополнительного образования заполняет образовательное пространство, удовлетворяя образовательные потребности детей. Основная задача программ курсов по выбору в образовательном пространстве в учреждении дополнительного образования – обеспечение специализации образования (например, эколого-биологическая), затрагивающая те области знаний, к которым дети проявляют интерес.
- Принцип практической ориентации:предоставление учащемуся возможности деятельности в различных образовательных направлениях (экология, биология, химия, география, медицина), детских объединениях, группах. Доминантой является деятельность в различных её проявлениях – образовательная, культурно-досуговая, исследовательская. Особое место занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, которые обеспечивают возможности: ознакомление с основными профессиями и специальностями (биолог, агроном), их содержанием и условиями труда, организацией, формами и сроками освоения профессии в процессе профессиональных проб.
Обозначенные принципы определяют реализацию учащимся собственной модели предпрофильного обучения, что значимо для разновозрастного, переменного состава творческого объединения; получение необходимого практического опыта и знаний; обеспечение развития познавательной мотивации, способностей, осознания собственных возможностей. Каждая программа курса по выбору устанавливает свой стандарт её освоения и обеспечивает разработку индивидуальной образовательной траектории, позволяющей самостоятельно выбирать путь освоения вида деятельности, который в данный момент наиболее интересен, актуален; заполнить то пространство знаний, которое учащийся не получает в других образовательных условиях.
Таким образом, образовательное пространство предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей обеспечивает учащихся возможностью выбора профиля обучения в логике будущей профессиональной деятельности как одной из составляющих профессионального самоопределения подростка. Такое представление о роли предпрофильной подготовки учащихся высказано в статье Тавстуха О.Г., Муратовой А.А., Моисеевой А.Н. lictor-z@mail.ru
Для анализа состояния и эффективности системы предпрофильной подготовки в школе, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования можно использовать следующие источники:
1. Программы элективных курсов.
2. Данные анкетирования обучающихся 8 -9 классов
3. Данные психолого-педагогического мониторинга предпрофильной подготовки
4. Результаты проверки журналов элективных курсов.
5. Учебный план 8 - 9-х классов
Нормативно-правовая база предпрофильной подготовки:
1. Устав МОУ «СОШ № ..»
2. Программа развития школы
3. Положение о предпрофильной подготовке муниципального общеобразовательного
учреждения
4. Положение о портфолио выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений
5. План мероприятий по организации предпрофильной подготовки
6. Положение об элективных курсах.
7. Учебный план 8-9 х классов
Основными направлениями работы по предпрофильной подготовке являются:
- организация работы курсов по выбору;
- информационная работа;
- психолого-педагогическое сопровождение.
Организация работы курсов по выбору. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности; Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:
- сформировать готовность выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля обучения на старшей ступени, в соответствии с их способностям и интересам; - сформировать более высокий уровень учебной мотивации обучения по избранному профилю;
-познакомить обучающихся со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими, после осуществления выбора профильных предметов; - обеспечить преемственность между основной и старшей школой, в том числе в подготовке учеников 8-9 классов к освоению программ профильной школы; - расширение возможностей социализации учащихся.
Так как основная функция курсов по выбору профориентационная, то они должны быть краткосрочные, носить чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями и число таких курсов по возможности должно быть значительным. Курсы по выбору следует вводить постепенно, единовременное их введение может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей.
График предпрофильной подготовки способствует созданию таких условий в организации
учебного процесса, который позволяют каждому ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору до трёх раз за учебный год.
Пример реализуемых курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по направлению биология: «За страницами учебника биологии» 8 часов, «Регуляция физиологических функций организма»
Программы составлены в соответствии с моделью предпрофильной подготовки, реализуемой в школе. Все представленные программы соответствуют требованиям к содержанию и оформлению нетиповых общеобразовательных программ, рассмотрены на заседаниях методических объединений, согласованы с методическим советом школы и утверждены директором школы. Посещаемость курсов по выбору фиксировалась в специальном журнале.
Итоговые занятия курсов по выбору проводились в различной форме: защита рефератов, творческих работ по русскому и французскому языкам, представление мультимедийных презентаций по геометрии, информатике, изготовленных пособий по биологии и химии. В течение учебного года осуществлялся контроль над посещением учащимися элективных курсов, как со стороны классных руководителей, так и заместителем директора по НР.
С целью выявления отношения учащихся к предпрофильной подготовке и к профильному обучению, а также с целью изучения их самоопределения в 2010-2011 учебном году проводилось анкетирование обучающихся 8-9 классов.
Информационная работа включала в себя следующие мероприятия:
1. Установочное совещание с учителями – членами группы по реализации предпрофильной подготовки.
2. Консультация по разработке и оформлению программ курсов по выбору.
3. Презентация предпрофильной подготовки перед родителями обучающихся 7 – 8 классов.
4. Презентация предпрофильной подготовки для обучающихся.
5. Классные часы по тематике предпрофильной подготовки.
6. Ознакомление обучающихся 7 - 9 классов и их родителей с нормативно-правовой базой
предпрофильной подготовки.
7. Профориентация учащихся 7 – 9 классов (работа организуется классными руководителями и на курсе «Профориентация старшеклассников».
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования