logo
Методичка по методике обучения биологии

Базовая информация

С точки зрения теории развития понятий умения делятся на следующие группы (для курса зоологии): зоологические понятия.

1. Морфологическое(умения: пользование лупой и микроскопом, приготовление препаратов, распознавание животных по внешним признакам )

2. Систематические (умения: элементарное определение животных).

3. Анатомическое (умения: ознакомление с внутренним строением животных).

4. Экологическое (умения: определение места обитания по внешним признакам)

5. Физиологическое (умения: наблюдение за животными.) Методика развития понятий. Причина неточного усвоения знаний зачастую заключается в том, что они остаются на уровне восприятия, а должны быть на уровне понятия. Учитель должен продумать как, то или иное понятие связывается с другими понятиями, выходит на уровень общебиологических понятий.

Предпрофильная подготовкаявляется подсистемой профилизации старшей школы и выполняет подготовительную функцию к выбору профиля обучения и будущей сферы профессиональной деятельности. Она призвана актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и профессиональных планов; создать условия для получения личного опыта в различных областях образовательной и профессиональной деятельности.

Система предпрофильной подготовки включает в себя ряд идей, ставших новыми для российского образования:

Реализация обозначенных идей создаёт условия для профессионального самоопределения учащегося: предоставление права выбора курсов предпрофильного обучения, темпов и форм их прохождения; осознанный выбор профиля обучения, в логике будущей профессиональной деятельности, соответствующий собственным способностям и возможностям.

Предпрофильное обучение реализуется в различных вариантах и моделях. Многообразие организационных моделей предпрофильной подготовки обусловлено многообразием типов образовательных учреждений, видов и форм (очная, заочная, дистанционная) организации предпрофильного обучения. В настоящее время существуют следующие модели предпрофильного обучения: внутришкольная, сетевая, ресурсная. В реальной практике та или иная модель в чистом виде используется редко. Предпрофильная подготовка в общеобразовательных школах преимущественно осуществляется по смешанному типу: сочетание внутришкольной профилизации с ресурсной или сетевой моделью, или с обеими вместе.

Анализ теории и практики предпрофильной подготовки учащихся выявил проблемы, возникающие при её проведении в общеобразовательной школе:

Обозначенные проблемы определили необходимость поиска путей организации предпрофильной подготовки, обеспечивающих наиболее полную реализацию интересов и образовательно-профессиональных потребностей учащихся, и обращения нашего внимания к системе дополнительного образования.

В российской системе образования сеть учреждений дополнительного образования детей действует параллельно со школами. Общее (базовое) образование ценно своей системностью, а дополнительное - возможностью индивидуализировать процесс социализации ребёнка. Оно предоставляет право свободного выбора, которое является главным условием определения содержания и организации педагогической деятельности в предпрофильной подготовке.

Гибкость, мобильность и вариативность дополнительного образования обеспечивают условия для широкого выбора ребенком вида деятельности, творческого объединения или педагога, развития социальных компетенций воспитанников, удовлетворения персонифицированных образовательных запросов, профессионального самоопределения, создания для каждого воспитанника ситуации успеха. Это определяет расширение поля общего образования учащегося в рамках действующей образовательной системы и даёт право на участие в определении будущей профессии.

Именно учреждения дополнительного образования детей реализуют образовательные цели и как самостоятельные функции (самостоятельные образовательные программы), и как единый процесс (комплексные дополнительные образовательные программы, в нашем случае – предпрофильной подготовки учащихся). Это обеспечивает учащимся возможность развития способностей и склонностей, выбора значимых для них целей образования, формирование знаний, умений и навыков в той сфере деятельности, которую они выбирают.

Уникальность дополнительного образования состоит в том, что оно позволяет расширять общие цели образования, так как выводит на значимый для развивающейся личности уровень индивидуальные образовательные цели. Многообразие целей дополнительного образования предполагает и многообразие результатов: позитивные учебные и творческие достижения, освоение учащимися новых видов деятельности в рамках интересующих предметных областей, социальных ролей; уровень творческой активности; динамика личностного развития ребёнка; его успешность в деятельности и образовательном процессе.

Роль учреждений дополнительного образования как социального института интегративного типа возрастает при реализации предпрофильной подготовки и в связи с тем, что они обладают значительными возможностями её наполнения профильно-ориентационными ресурсами социума (прохождение производственных, полевых и социальных практик; организация занятий в учреждениях профессионального образования, привлечение к преподаванию преподавателей вузов, специалистов-профессионалов и др.), что обусловливает целенаправленность и результативность процесса выбора профиля обучения.

В поиске направлений организации и совершенствования предпрофильной подготовки значительная роль принадлежит идее построения образовательного пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей и интересов учащихся как с универсальным характером способностей, так и со специфическими способностями, реализующего идеи свободы выбора, вариативности образования и решающего проблему их профессионального самоопределения. Наибольшими возможностями построения такого пространства обладают учреждения дополнительного образования детей. Понятие «образовательное пространство» употребляется преимущественно по отношению к множеству образовательных институтов, деятельностей, программ, понятий. Системообразующим компонентом этого пространства являются отношения, в которые вовлекаются учащиеся, организация их деятельности и общения. Субъектами образовательного пространства предпрофильной подготовки в этом случае выступают учащиеся, родители, педагоги, учёные-практики. Структурной единицей образовательного пространства предпрофильной подготовки является образовательное учреждение, принимающее участие в его создании, основным социально-педагогическим механизмом – взаимодействие коллективов, объединённых едиными принципами и подходами.

В роли ресурсов пространственного развития предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей выступает кадровый, материально-технический, образовательный потенциал социальных институтов различного типа, основой взаимодействия которых, по нашему убеждению, должен стать принцип корпоративизма, предполагающий построение взаимовыгодных отношений ради совместного достижения общей цели при обязательном соблюдении интересов всех сторон.

Сопоставительный анализ теории и практики дополнительного образования детей и предпрофильной подготовки позволяет обосновать следующие принципы образовательного пространства предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей:

- Принцип единства: однообразия, разнообразия, многообразия. Однообразие определяется общей направленностью учреждения дополнительного образования (например, эколого-биологическая). Разнообразие - возможностью в рамках одного образовательного направления пройти различные, иногда и противоположные элективные курсы, на выбор учащихся («Экологический туризм» и «Озеленитель»). Многообразие - предпочтениями обучающихся в освоении курсов и может меняться в зависимости от этих предпочтений.

- Принцип вариативности: реализуется в разработке вариантов внутри программы элективного курса в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей; в предоставлении учащемуся многообразия полноценных, качественно различных и привлекательных вариантов образовательной траектории, спектра возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории.

– Принцип свободы выбора: личность в образовательном пространстве предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей, богатом источниками информации, источниками возникновения интереса, имеет многочисленные возможности развития, возможности обращения к тем из них, которые в данный момент являются для неё наиболее значимыми.

- Принцип активности: способность поддерживать достаточный для всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряжённости, стимулировать вопросительное отношение воспитанника к миру и творческий поиск ответов на вопросы, возникающие у него в процессе предпрофильного обучения. Принцип активности обеспечивает каждого ребёнка в предпрофильной подготовке возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями; источниками возникновения образовательного и профессионального интереса.

- Принцип преемственности содержания образования: построение образовательного процесса предпрофильной подготовки по вертикали (поэтапно) и по горизонтали (по разным формам образования). Мобильность и отсутствие регламентированных стандартов дополнительного образования заполняет образовательное пространство, удовлетворяя образовательные потребности детей. Основная задача программ курсов по выбору в образовательном пространстве в учреждении дополнительного образования – обеспечение специализации образования (например, эколого-биологическая), затрагивающая те области знаний, к которым дети проявляют интерес.

- Принцип практической ориентации:предоставление учащемуся возможности деятельности в различных образовательных направлениях (экология, биология, химия, география, медицина), детских объединениях, группах. Доминантой является деятельность в различных её проявлениях – образовательная, культурно-досуговая, исследовательская. Особое место занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, которые обеспечивают возможности: ознакомление с основными профессиями и специальностями (биолог, агроном), их содержанием и условиями труда, организацией, формами и сроками освоения профессии в процессе профессиональных проб.

Обозначенные принципы определяют реализацию учащимся собственной модели предпрофильного обучения, что значимо для разновозрастного, переменного состава творческого объединения; получение необходимого практического опыта и знаний; обеспечение развития познавательной мотивации, способностей, осознания собственных возможностей. Каждая программа курса по выбору устанавливает свой стандарт её освоения и обеспечивает разработку индивидуальной образовательной траектории, позволяющей самостоятельно выбирать путь освоения вида деятельности, который в данный момент наиболее интересен, актуален; заполнить то пространство знаний, которое учащийся не получает в других образовательных условиях.

Таким образом, образовательное пространство предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей обеспечивает учащихся возможностью выбора профиля обучения в логике будущей профессиональной деятельности как одной из составляющих профессионального самоопределения подростка. Такое представление о роли предпрофильной подготовки учащихся высказано в статье Тавстуха О.Г., Муратовой А.А., Моисеевой А.Н. lictor-z@mail.ru

Для анализа состояния и эффективности системы предпрофильной подготовки в школе, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования можно использовать следующие источники:

1. Программы элективных курсов.

2. Данные анкетирования обучающихся 8 -9 классов

3. Данные психолого-педагогического мониторинга предпрофильной подготовки

4. Результаты проверки журналов элективных курсов.

5. Учебный план 8 - 9-х классов

Нормативно-правовая база предпрофильной подготовки:

1. Устав МОУ «СОШ № ..»

2. Программа развития школы

3. Положение о предпрофильной подготовке муниципального общеобразовательного

учреждения

4. Положение о портфолио выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений

5. План мероприятий по организации предпрофильной подготовки

6. Положение об элективных курсах.

7. Учебный план 8-9 х классов

Основными направлениями работы по предпрофильной подготовке являются:

- организация работы курсов по выбору;

- информационная работа;

- психолого-педагогическое сопровождение.

Организация работы курсов по выбору. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности; Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

- сформировать готовность выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля обучения на старшей ступени, в соответствии с их способностям и интересам; - сформировать более высокий уровень учебной мотивации обучения по избранному профилю;

-познакомить обучающихся со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими, после осуществления выбора профильных предметов; - обеспечить преемственность между основной и старшей школой, в том числе в подготовке учеников 8-9 классов к освоению программ профильной школы; - расширение возможностей социализации учащихся.

Так как основная функция курсов по выбору профориентационная, то они должны быть краткосрочные, носить чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями и число таких курсов по возможности должно быть значительным. Курсы по выбору следует вводить постепенно, единовременное их введение может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей.

График предпрофильной подготовки способствует созданию таких условий в организации

учебного процесса, который позволяют каждому ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору до трёх раз за учебный год.

Пример реализуемых курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по направлению биология: «За страницами учебника биологии» 8 часов, «Регуляция физиологических функций организма»

Программы составлены в соответствии с моделью предпрофильной подготовки, реализуемой в школе. Все представленные программы соответствуют требованиям к содержанию и оформлению нетиповых общеобразовательных программ, рассмотрены на заседаниях методических объединений, согласованы с методическим советом школы и утверждены директором школы. Посещаемость курсов по выбору фиксировалась в специальном журнале.

Итоговые занятия курсов по выбору проводились в различной форме: защита рефератов, творческих работ по русскому и французскому языкам, представление мультимедийных презентаций по геометрии, информатике, изготовленных пособий по биологии и химии. В течение учебного года осуществлялся контроль над посещением учащимися элективных курсов, как со стороны классных руководителей, так и заместителем директора по НР.

С целью выявления отношения учащихся к предпрофильной подготовке и к профильному обучению, а также с целью изучения их самоопределения в 2010-2011 учебном году проводилось анкетирование обучающихся 8-9 классов.

Информационная работа включала в себя следующие мероприятия:

1. Установочное совещание с учителями – членами группы по реализации предпрофильной подготовки.

2. Консультация по разработке и оформлению программ курсов по выбору.

3. Презентация предпрофильной подготовки перед родителями обучающихся 7 – 8 классов.

4. Презентация предпрофильной подготовки для обучающихся.

5. Классные часы по тематике предпрофильной подготовки.

6. Ознакомление обучающихся 7 - 9 классов и их родителей с нормативно-правовой базой

предпрофильной подготовки.

7. Профориентация учащихся 7 – 9 классов (работа организуется классными руководителями и на курсе «Профориентация старшеклассников».