Задания для самоконтроля
1. В чём состоит преимущество лекционно-семинарская система обучения в школе?
2. В чём заключается специфика школьных лекций?
3. Назовите различие между классно-урочной и лекционно-семинарской системой обучения.
Задание для самостоятельной работы студента:
Вид деятельности | Продукт |
Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь | Терминологический словарь |
Методика проведения урока-лекции (на конкретном примере).
| План-конспект урока-лекции |
Подготовьте перечень тем, при изучении которых можно ввести элементы лекционно-семинарской системы обучения. | Перечень тем |
Тема 63. Современные проблемы методики обучения биологии.
Цель занятия: знать современные проблемы методики обучения биологии и уметь их преодолевать их на практике.
Мотивационное обоснование темы: понимание современных проблем методики обучения биологии и умение находить адекватные решения необходимо будущему учителю биологии как для формирования профессиональных компетенций, так и для будущей практической деятельности.
Вопросы семинара
1.Тенденции развития биологического образования в XXI веке.
2. Современные проблемы методики обучения биологии.
3. Методические рекомендации для учителей по формированию логических приемов в составе методов обучения биологии
Ключевые термины: экологизация, гуманизация, фундаментализация, вариативность.
Базовая информация
Современное состояние теории и методики обучения биологии определяются такими тенденциями, как интеграция, экологизация, гуманизация, фундаментализация, вариативность, технологизация, интенсификация. Современная теория и методика обучения и воспитания биологии – это наука, интегрирующая методологические, психологические, педагогические и специальные предметные биологические знания. Обновление целей и содержания биологического образования, рост потока научной информации, динамично изменяющиеся условия педагогической практики определяют направления развития теории и методики обучения и воспитания биологии. Исследования в области теории и методики обучения и воспитания биологии направлены на разработку методологических и теоретических основ биологического образования, на создание высокоэффективных методик и технологий обучения биологии. Социально-педагогический подход рассматривается как фундаментальная стратегия в исследованиях проблем биологического образования.
При рассмотрении современных проблем методики обучения биологии следует учитывать, что:1) изменения обусловлены переходом на концентрическую систему преподавания биологии, внедрением новых ФГОС: это новые программы, новые учебники. В программах предусмотрено большое количество лабораторных работ, практических работ, наблюдений;
2) современные ученики имеют сейчас больше возможностей для получения информации: большой выбор специализированной литературы, различные компьютерные программы, Интернет-ресурсы;
3) стало иным развитие ребёнка в социуме. Дети стали более самостоятельными и ответственными. Однако, следует отметить, что в настоящее время в школе есть большое количество учащихся с проблемами в обучении.
К современным проблемам методики обучения биологии можно отнести:
Отбор содержания биологического образования для осуществления базового и профильного обучения. Всвязи с непрерывным развитием биологической науки принцип научности требует постоянной корректировки содержания биологического образования.
Урок, его проектирование, построение и методы проведения.
Расширение исследовательских и проектировочных функций учителя в современных условиях. Учитель биологии в профильных классах должен уметь самостоятельно конструировать свою систему биологического образования, в соответствии с образовательным маршрутом его школы: модернизировать типовые программы; разрабатывать авторские программы по профильной биологии, курсам по выбору и элективным курсам; создавать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся; владеть достаточным арсеналом диагностических методик, уметь отслеживать и анализировать результативность своей педагогической деятельности в новых условиях.
Потребность комплексного использования средств обучения и воспитания с оптимальным сочетанием традиционных средств и средств новых информационных технологийвозникает поскольку средства обучения ограничены возможностями, и совершенно по-разному воздействуют на обучающихся. Комплексы с оптимальным сочетанием материальных средств обучения выстраиваются на основе интегративного взаимодействия компонентов и направлены на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Решая проблему по формированию комплексов средств обучения, учитывая дидактические возможности каждого из видов учебных средств и определенные доминантные качества, учителя сталкиваются с проблемой использования их в определенных сочетаниях и последовательности, поскольку ни одно из средств обучения не может решить поставленных учебных целей и задач. Оптимальное сочетание средств обучения обеспечивает всесторонние воздействие на учащихся: способствует созданию проблемной ситуации, исследовательской деятельности, проявлению самостоятельности, осуществлению контроля и самоконтроля, развитию творческой активности, становлению профессиональной компетентности и формированию научного мировоззрения. Большая часть традиционных средств обучения не обладают интерактивностью, не предоставляют возможности активного влияния на их содержание, структуру, меняющиеся под воздействием реакций студента. Современные средства обучения, их дидактические функции делают предпочтительными самостоятельные виды деятельности учеников, предоставляют возможности активного взаимодействия с программой. Для работы со средствами новых информационных технологий нужны адекватные методы и организационные формы обучения.
Проблема отбора средств обучения для проведения урока: в современных условиях следует ориентироваться не только на систему средств обучения, но и на систему отношений «ученик - учитель». Несомненно, современные средства интеллектуальных обучающих систем помогают моделировать процесс обучения, способствуют развитию интуиции, образного мышления, раскрывают возможности применения виртуальной реальности (неконтактное информационное взаимодействие), и все же не следует фетишизировать возможности СНИТО. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере знаний, культуры. Будущий учитель должен помнить, что для действительного познания явлений внешнего мира необходимо непосредственное и всестороннее соприкосновение с ними, лучше всего показывать естественные объекты: живые животные, растения, чучела, скелеты, влажные препараты, минералы, аквариумы. С этой целью не следует пропускать случая, сводить учеников в зоологический и ботанический сады, на станции Юннатов, оранжереи, музеи и т.д. Использование средств новых информационных технологий целесообразно лишь в тех случаях, когда невозможно достигнуть тех же результатов с помощью традиционных средств обучения.
Современная школа работает в условиях, когда изменилась парадигма образования, требующая всестороннего развития личностиучащегосяв процессе обучения. На фоне всехшкольныхпреобразований проблема формирования мыслительной деятельности учащихся приобретает еще большую актуальность. Изучение опыта работы учителей биологии позволило выявить противоречие между уровнем разработанности проблемы развития мыслительной деятельности учащихся в науке и внедрением ее результатов в практику работы школы, которое выражается в отставаниишкольнойпрактики от достижений психолого -педагогической и методической наук в этом вопросе. Современное состояние проблемы в учебно -воспитательномпроцессе по биологии в школе показывает, что впсихолого- педагогическом аспекте вопросы обучения учащихся приемам логического мышления нашли более широкое и полное обоснование, нежели вметодическом. Логическое мышление, в конечном счете, это - процесс применения таких приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие мыслительные операции и, что научить ученика рассуждать, доказывать, делать выводы невозможно, если он не владеет приемами мышления. Обучить школьников владению и применению этих приемов в учебном процессе - важнейшая задача учителя.
Проблема развитияпознавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностейобучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации. Важно научить ребёнка учиться, для того, чтобы он понимал – что он делает и для чего он это делает.
Остаются актуальными проблемы формирования на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры и формирование генетической грамотности – основы здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека, а также формирование экологической культуры.
Проблема использованияприобретенных биологических знаний и уменийв повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.На базе биологических знаний происходит развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.
Проблема формирования у школьников умений обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Проблема воспитанияубежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Проблема организации непрерывного процесса саморазвития профессионально-методической компетентности будущих учителей биологии базового и профильного обучения.
Проблема совершенствования вузовского курса методики биологии требует учитывать те проблемы и противоречия, которые возникли в практике профильного обучения в школе, и соответствовать уровню их решения в методической науке.
Методические рекомендации для учителей по формированию логических приемов в составе методов обучения биологии.
- Для обучения анализу оптимально проводить наблюдение в ходе лабораторной работы, распознавать и определять натуральные объекты природы (живые экземпляры, гербарные образцы), применять работу учащихся в парах.
- Для обучения составлению графической схемы - практические методы, натуральные средства наглядности, работа учащихся в парах.
- Для обучения сравнению - практические методы с использованием натуральной, изобразительной наглядности, или их сочетание, работа учащихся в парах.
- Для обучения умению делать выводы используется демонстрация натуральных и изобразительных средств наглядности при организации фронтальной работы и работы учащихся в парах.
Экспериментальным исследованием доказано, что обучение логическим приемам должно осуществляться постепенно, поэтапно, обеспечивая интенсивное научение на 1-ом этапе, тренировку на 2-ом, и использование логических приемов в качестве инструмента для усвоения знаний - на 3-ем этапе (осуществление контроля за уровнем сформированности логических приемов).
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования