Задания для самоконтроля
1. Назовите группы приёмов работы с различными структурными компонентами учебника.
2. В чём различие в работе с учебником биологии и с электронными пособиями?
3. Как организовать самостоятельную работу учащихся с учебником по биологии?
Задание для самостоятельной работы студента:
Вид деятельности | Продукт |
Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь | Терминологический словарь |
Приведите максимально возможное число примеров использования учебника на уроке биологии (на примере). | Таблица |
Предложите рекомендации школьникам по составлению опорного конспекта и подготовьте опорный конспект | Рекомендации и опорный конспект |
Тема 34. Учебно-методические комплексы по биологии.
Цель занятия: уметь работать с учебно-методическим комплексом по биологии.
Мотивационное обоснование темы: учителю биологии необходима изучаемая тема, ибо без её знания невозможно полноценное формирование профессиональных компетенций и реализация их на практике.
Вопросы семинара
Учебно-методический комплекс по биологии и составляющие компоненты.
Программно-методическое обеспечение преподавания биологии
Учебно-тематическое планирование учебного процесса
Дидактическое обеспечение преподавания биологии
Ключевые термины: учебно-методический комплекс, учебно-методический комплект, программа учебной дисциплины
Базовая информация
Учебно-методический комплекс – совокупность дидактических, иллюстративных, информационных, технических средств обучения, направленных на достижение образовательных целей обучения.
Учебно-методический комплекс (УМК) предмета это совокупность нормативных, организационных и методических документов, спроектированных на основе программно-целевого подхода, взаимосвязанных единой методологией и организацией преподавания конкретной учебной дисциплины. УМК предмета разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету.
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает:
нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология» ,программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
материально-техническое обеспечение преподавания предмета; мониторинг учебной дисциплины.
Преподавание учебного предмета «Биология» в образовательных учреждениях
в 2011-2012 учебном году должно осуществляться по учебникам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № N 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год». -
Ознакомиться с полным содержанием приказа можно в следующих официальных
источниках:
• «Вестник образования» - официальное издание Минобрнауки
• официальный сайт Минобрнауки России www.mon.gov.ru
• официальный сайт Федерального совета по учебникам http://fsu.edu.ru
В Федеральном перечне представлены шесть завершенных линий учебников по
биологии, которые могут быть использованы в образовательном процессе в основной и средней (полной) школе. Это линии, созданные под руководством Н. И. Сонина (издательство «Дрофа»); И. Н. Пономаревой (издательство «Вентана-Граф»); В. В. Пасечника (издательство «Дрофа»), А.И. Никишова (издательство «Владос»), Д.И. Трайтака (издательство «Мнемозина»), В.С. Кучменко (издательство «Просвещение»).
Учебники, включенные в федеральный перечень допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, представлены незавершенной линией и могут быть использованы учителями для ознакомления с новыми формами и методами представления учебной информации, заданиями и упражнениями, отражающими изменения в обучении биологии.
Издательский дом «Дрофа», в рамках инновационного проекта, подготовил принципиально новый учебно-методический комплекс по биологии «Навигатор» (6-11 класс). Учебники-навигаторы является основными модулями инновационного учебно-методического комплекта «Навигатор».
УМК «Навигатор» по биологии для 6 – 11 классов представляет базовые курсы биологии, изучаемые в соответствующих классах общеобразовательной школы. Соответствуют ФГОС основного общего и среднего образования по биологии и рекомендован Министерством образования и науки РФ. Составляющим УМК «Навигатор» является мультимедийное учебное пособие, включающее текстовый и иллюстративный материал, видеофрагменты, виртуальные лабораторные работы, тесты, интерактивные задания. В состав компакт-дисков входит большое количество информационных объектов, которые значительно расширяют содержание учебника, позволяют организовать различные формы обучения. Такие объекты эффективны для изучения нового материала, проверки и контроля знаний, а также при самоподготовке.
Комплект «Навигатор» обеспечит учителя эффективными инструментами подготовки и проведения всех видов учебных занятий и позволит:
• планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся и
уровня их подготовки (выстраивание индивидуальных траекторий обучения);
• перейти на качественно новый уровень обучения учащихся с использованием
компьютерной техники и информационных технологий;
• стимулировать познавательную активность учащихся путем интерактивного
взаимодействия в процессе изучения учебного материала;
• создать условия для организации дистантного обучения;
• оперативно проверить знания и скорректировать работу учащихся.
С другой стороны, интерактивная технология обучения позволит учащимся:
• качественно усвоить учебный материал по биологии;
• повысить интерес к изучаемому предмету, успешно подготовиться к сдаче единого
государственного экзамена и поступлению в вуз, в том числе с использованием
результатов ЕГЭ;
• расширить знания по изучаемому предмету;
• подготовить сообщения и рефераты;
• заниматься вне школы, как по индивидуальным заданиям учителя, так и в процессе
самостоятельного изучения учебного предмета, проводить самостоятельные
исследования и эксперименты;
• самостоятельно или с помощью учителя освоить современные технологии обучения и получения информации из разных информационных источников.
В 2010 – 2011 годах подготовлены новые учебники для 5,67,9,10 -11 ( базовый
уровень) и 10-11 (профильный уровень) классов по линии Н.И. Сонина с соавт.
Каждый учебник обеспечен мультимедийным приложениям ;
• переизданы учебники по линии В.В. Пасечника и линии И.Н.Пономаревой.
• к переработанным учебникам УМК (разработанным под руководством профессора И.Н. Пономаревой) для 6,7, 8 и9 классов изготовлены обучающие компьютерные программы
• выпущены учебники для 7,8,10-11 ( базовый уровень), 10-11классы ( профильный
уровень) по образовательной линии « Сферы». По образовательной линии «Школа
2100» изданы учебники для 6,7,8 и 9 классов;
Обращаем внимание учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VIII вида на выпуск учебников по биологии для 7-9 классов.
При принятии решения об использовании учебно-методических комплексов
необходимо помнить: 1) что предметная линия по биологии рассчитана в основной школе на четыре года (6-9 класс) и в средней школе на два года (10-11 класс) и переход с одного учебно-методического комплекта на другой, в эти периоды недопустим.
2) При выборе учебно-методического комплекса (УМК) учителю биологии необходимо знать, что грифование проходит только учебник, а для организации учебного процесса используют все компоненты учебно-методического комплекса. Учебно-методические комплексы должны включать систему средств обучения, коррелирующую с государственными образовательными стандартами образования по минимальным требованиям к содержанию и системе умений, которые должны быть сформированы у выпускника.
3) При выборе УМК следует помнить, что в современном школьном образовательном пространстве существует 2 подхода в изложении биологического материала в программах и учебниках: системно-структурный и функциональный.
В первом случае осуществляется развитие системы понятий у школьников в их логической последовательности на основе изучения царств живой природы. Таким образом, выстроены материалы учебников образовательных линий В.В. Пасечника («Дрофа»), И.Н. Пономарёвой («Вентана – Граф»), Д.И. Трайтака («Мнемозина»), А.И. Никишова («Владос»), А.А. Вахрушева («Баллас»), а также вновь появившихся линий М.Б. Беркенблита («Бином. Лаборатория знаний»), Т.С. Суховой («Вентана – Граф»), О.А. Корниловой («Просвещение»).
Второй подход предполагает изучение учащимися в сравнительном плане функций организмов, обусловленных строением. По такому принципу выстроены программы и учебники образовательных линий Н.И. Сонина («Дрофа»), В.В. Пасечника («Просвещение» - «Линия жизни»), Л.Н. Сухоруковой («Просвещение» - «Сферы»).
Важно обращать внимание на учебные пособия входящие в УМК по биологии, так как они выполняют важную обучающую функцию – не только расширяют и углубляют предметные знания, но и активно способствуют формированию универсальных учебных действий (УУД).
В УМК должны входить: учебник, учебная программа, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь, дидактические и раздаточные материалы, тесты, мультимедийные средства обучения и др.
Таким образом, УМК должны быть ориентированы на моделирование образовательного процесса, учитывать мотивы и содержание деятельности его субъектов, их ведущие цели и основные психолого-педагогические средства.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой. Под учебной программой подразумевают модель (проект) учебного курса, в которой определено содержание образования и способы организации его усвоения учащимися /Лернер И.Я., Скаткин М.Н./.
Учебные программы подразделяются на типовые (утвержденные МО и Н РФ) и рабочие программы, которые утверждаются региональными органами управления образованием или педагогическим советом школы (как правило, это программы элективных курсов и спецкурсов, реализуемых за счет компонента образовательного учреждения БУП).
Типовая программа обеспечена готовым учебно-методическим комплектом, включающим:
учебные пособия для учащихся (учебники, тетради на печатной основе, справочники, сборники задач и упражнений, пособия для поступающих в вузы, учебная и научно-популярная литература);
методические пособия для учителя (стандартные и общие методики, проблемные методические руководства, периодические издания, пособия для контроля образовательных достижений учащихся).
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план.
электронные пособия – диски и учебники-навигаторы (электронные учебники и другие цифровые ресурсы).
Рабочая программа составляется учителем или коллективом учителей в случаях:
изменения часов (прибавления часов) на преподавание предмета за счет регионального (школьного) компонента БУПа;
изменения очередности тем и разделов курса без нарушения содержания программы типовой или примерной министерской программы;
углубленного изучения предмета при отсутствии необходимой программы.
При незначительном прибавлении часов на изучение предмета учителем создается пояснительная записка с указанием объективных причин изменений и собственно изменений в содержании с названием тем и разделов. Обязательно указывается типовая программа с указанием авторов и УМК, положенная в основу преподавания курса с изменениями. К пояснительной записке добавляется откорректированный учебный и учебно-тематический план. Титульный лист рабочей программы содержит необходимую информацию о курсе и авторе. Все три документа должны быть рассмотрены на заседании школьного (районного) методического объединения и утверждены директором ОУ не позднее сентября текущего учебного года.
Учебно-тематическое планирование учебного процесса
Учебно-тематический план – документ, позволяющий спланировать учебно-воспитательную работу по теме, распределить учебное время на реализацию всех модулей учебного процесса (изучение нового учебного материала, совершенствование знаний и умений учащихся, контроль усвоения содержания), отобрать рациональные формы организации учебной деятельности учащихся, основные методы и приемы работы.
Рекомендованные минобрнаукой УМК имеют готовые учебно-тематические планирования на печатной основе, как правило, составленные авторами учебно-методического комплекса. Однако фактически в ходе организации учебного процесса учитель вынужден разрабатывать или вносить изменения в типовое планирование по ряду объективных причин. Учебно-тематическое планирование педагога рассматривается и утверждается административно-методическими структурами ОУ.
При создании учебно-тематического плана необходимо:
продумать обучающий, развивающий и воспитывающий потенциалы темы;
определить ее образовательные задачи по трем направлениям (обучения, воспитания, развития);
уточнить чередование основных дидактических целей и соответственно типов уроков (создать технологическую карту по разделу или теме);
выбрать форму организации и методы, используемые на том или ином уроке;
продумать основные средства обучения;
определить виды и формы контроля результатов обучения.
Виды учебно-тематического планирования:
полное;
неполное (поурочное планирование, представляющее перечень уроков по темам).
Требования к учебно-тематическому плану.
Учебно-тематический план (полный) должен включать:
название темы;
время, отводимое программой на ее изучение;
учебно-воспитательные задачи, которые необходимо решать учителю в процессе ее преподавания;
номер урока (в общей нумерации уроков и номер урока в данной теме);
тему урока;
форму учебного занятия (лекция, семинар, практикум, зачет и др.) или тип урока (уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся);
задачи урока (обучения, воспитания, развития);
изучаемые вопросы (содержание учебного материала);
региональный компонент содержания образования;
средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения);
планируемые результаты обучения, воспитания, развития;
виды и формы контроля результатов обучения (виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.).
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся);
инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания географического образования);
варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Методические рекомендации УМК биологии Обобщая и анализируя результаты мониторинга учебно-методическая комиссия рекомендует:
Создавать на уроке условия для реализации учебных задач разными путями. Давать возможность учащимся использовать: рассказ, рисунок, тесты, расчетные задачи, практические работы, игровые моменты, проблемные ситуации и др.;
Создавать на уроке психологический комфорт при котором, учащиеся не боятся высказывать ошибочное мнение, убеждать в истине, не оскорбляя ученика, не вызывая обиды, не бояться похвалы;
Строить систему контроля знаний с учетом индивидуальных особенностей ученика;
Использовать различные формы работы как при объяснении , так и при контроле знаний;
Направлять интересы учащихся на повышении результата в обучении;
Работу с старшеклассниками планировать, сориентировав их на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности;
Давать возможность отстающим ученикам использовать свои сильные стороны;
При тематическом планировании выделять объем знаний и практических умений, обязательных для овладения учащимися в данной теме. Избегать вопросы, излишне детализирующие учебный материал. Предусматривать проверку знаний и умений не только биологического характера, но и общеучебных навыков;
Планировать системный подход к обучению биологии. Постепенно раскрывать биологические понятия и закономерности, отражающие суть живого;
При оценивании знаний учащихся, старайтесь учесть все виды учебной деятельности, иначе будет потеряна их воспитательное и образовательное значение.
Объём содержания урока, которое учитель контролирует на уроке биологии, обуславливается программой обучения, на базе которой составлены параграфы учебника. Учитель может более полно раскрыть данную тему, используя, например, презентации, фильмы, различные игры, но только в рамках запланированных и отведённых для данной темы часов, включая проверку д/з и организационные моменты. Например, на изучение в 10 классе тем 1,2 в разделе № 2 «Клетка» отведён 1 час. Здесь можно использовать схему «Многообразие клеток», а также небольшой фильм «Развитие знаний о клетке. Клеточная теория Шлейдена и Шванна. Основные положения современной клеточной теории».В качестве домашнего задания можно использовать параграфы учебника 1 и 2.
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования