logo
Методичка по методике обучения биологии

Базовая информация

Межпредметные связи на уроках ботаники.С изучения растений начинается в биологии последовательноеформирование естественнонаучной картины мира. Растительный миризучается как составная часть природы на клеточном, организменном, видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях организациижизни. Мировоззренческие идеи эволюции и уровней организации живой материи могут получить более глубокое развитие при изучениирастений с помощью межпредметных связей.Растительная клетка изучается как мельчайшая частица строения организма растения, и одновременно у учащихся формируютсяпервичные представления о клетке как элементарной структурно-функциональной единице жизни. Понять строение и процессы жизнедеятельности клетки и научно объяснить их учащиеся могут лишьтогда, когда учитель раскрывает закономерные связи строения ифункций клетки, ее жизнедеятельности и внешней среды. Понятиявнешней среды и условий жизни учащиеся усваивают в курсе «Окружающий мир» 5 класса. Внешней средой называют все, что окружает растения (солнечный свет, воздух, вода, почва, другие растения, животные и др.), а условиями жизни - то, без чего растение не можетжить (вода, воздух, свет, тепло). Эти понятия целесообразно повторить, опираясь на знания учащихся из курса «Окружающий мир», приосвещении вопроса "Растительный мир как составная часть природы".Под углом зрения этих понятий важно раскрыть и процессы жизнедеятельности клетки. Учитель подчеркивает, что питание и дыханиеклеток могут происходить лишь тогда, когда во внешней среде естьнеобходимые для этого условия: вода, воздух, минеральные вещества, свет и тепло. Из воздуха и почвы поступают внутрь клетки необходимые для питания и дыхания вещества: вода, минеральные вещества, кислород, углекислый газ и др. С этими понятиями учащиесятакже знакомы из курса «Окружающий мир». Они знают, что все тела природы состоят из веществ. Учитель может поставить перед ними вопросы: является ли растение телом природы? Из чего оно состоит? Отличаются ли вещества, из которых состоит растение, от веществнеживых тел природы? Последний вопрос является для учащихся проблемным. Он позволяет учителю ввести понятие об органических веществах как веществах, которые образуются в клетках в процессе питания (сахар, крахмал). Введение уже при изучении клетки понятий об органических и минеральных веществах позволяет избежать неопределенности понятия "питательные вещества" и определить ихкак органические и минеральные вещества, которые поступают в клетку и образуются в ней в процессе питания. Для объяснения вопроса о поступлении веществ в клетку важно использовать известные учащимся из курса природоведения понятия о растворимых веществах,растворении и растворах. Учитель биологии предлагает учащимсявспомнить, какие вещества называются растворимыми, какие нерастворимыми. Учащиеся вспоминают: "Если частицы вещества в воде становятся невидимыми и вместе с водой проходят через фильтр, то этовещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде или оседают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде". Учитель ставит новый проблемный вопрос: какие, растворимые или нерастворимые в воде, вещества поступают вклетку? На основании опыта, демонстрирующего поступление веществ в клетку, учащиеся делают выводы о том, что твердые вещества поступают в клетку только в растворенном виде, а вода растворяет минеральные соли; вода с растворенными в ней веществами (соли, сахар) поступает в цитоплазму и образует клеточный сок, заполняющий вакуоли. Говоря о движении цитоплазмы, целесообразно подчеркнуть,что движение присуще всей живой и неживой природе, и предложитьучащимся привести известные им из курса природоведения примерыдвижения тел (движения тела человека, небесных тел, Земли вокругСолнца, воздуха, воды, растений и животных).Развитие общих естественнонаучных понятий о телах и веществах необходимо предусмотреть и при изучении строения клетки. Учитель предлагает учащимся привести примеры тел живой природы и отмечает, что внутри одних, более крупных тел могут находиться более мелкие тела. На вопрос "Есть ли такие тела в клетке?" учащиеся отвечают: "Ядро - это небольшое тельце в цитоплазме клетки.Пластиды - Это также мелкие тельца в цитоплазме". Расширение понятия о веществах происходит, когда учитель, обобщая знания учащихся из курсов природоведения и ботаники, отмечает, что веществамогут быть органическими (сахар, крахмал) и неорганическими (вода, минеральные соли); твердыми (соль, сахар), жидкими (вода, раствор соли, раствор иода) и газообразными (кислород, углекислыйгаз); растворимыми и нерастворимыми в воде; бесцветными и иметьцвет (иод, вещества, окрашивающие пластиды, содержащиеся в клеточном соке); цитоплазма представляет собой живое бесцветное вяз-кое вещество. Такие знания имеют пропедевтическое значение: ониподготавливают учащихся к изучении химии и физики, а также позволяют им увидеть связь биологических и физико-химических процессовв природе.Развитие общих естественнонаучных понятий в сочетании с цитолого-физиологическими и на основе последовательных фактических и понятийных связей с курсом «Окружающий мир» позволяет учащимсяглубже понять единство живой и неживой природы на уровне клетки.Важнейшим экологическим понятием, широко используемым в кур-се биологии, является "среда обитания". Начиная с темы "Водоросли", учитель формирует у учащихся понятие о водной среде обитания, опираясь из понятия об агрегатном состоянии веществ и о воде, известные из курса природоведения. Учитель может предложитьучащимся вопросы репродуктивного и поискового характера: вспомните из курса «Окружающий мир», какие существуют агрегатные состояниявещества. Что такое вода? Какие она имеет физические свойства?Каковы свойства кислорода, который находится в воде в растворен-ном состоянии? Какое значение имеют физические свойства воды дляжизни водорослей? Важно, чтобы учащиеся осознали основные физико-химические закономерности, определяющие воздействие среды наорганизм. Этому способствуют проблемные вопросы межпредметного характера, например: объясните, почему кислород постоянно поступает в цитоплазму одноклеточной водоросли, а образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется в окружающую среду. Дляответа используйте знания из курса физики о диффузии в жидкостяхи газах. В таком вопросе-задании учитель подсказывает учащимсяопорное понятие из курса физики - "диффузия". Если учащиеся затрудняются самостоятельно ответить на проблемный вопрос, учительпредлагает вспомнить, что такое диффузия, или прочитать определение в учебнике физики. Учащиеся с помощью учителя дают ответ:"Диффузия - это распространение одних веществ в других, движениемолекул одного вещества между молекулами другого вещества. Молекулы газа и жидкости движутся из области большего давления в об-ласть меньшего. Значит, кислород поступает в цитоплазму клеткиводоросли потому, что его давление постоянно уменьшается по сравнению с окружающей водой, а давление углекислого газа постоянноувеличивается, так как он образуется в процессе дыхания". Такиевопросы помогают учащимся осознать связи между живой и неживойприродой.Углубление знаний учащихся о единстве живой и неживой природы происходит при изучении растений на организменном уровне.Центральным понятием при этом является сложное понятие "растение - целостный организм". Оно формируется постепенно при изучениикаждого органа растения на основе развития морфолого-физиологических и экологических понятий. Знания о питании и дыхании растений учащиеся приобретают с использованием изученных в курсе природоведения понятий о почве, воде, воздухе, веществе. Эти понятияпривлекаются при изучении поглощения воды и минеральных веществ идыхания корня, фотосинтеза и дыхания в листе, передвижения минеральных и органических веществ по стеблю, дыхания семян и питанияпроростка и др.Экологические понятия о факторах неживой природы и связанныхс деятельностью человека, раскрывающие взаимосвязи растительныхорганизмов с внешней средой, также требуют для своего формирования фактических и понятийных связей с курсами природоведения ифизической географии. В курсе «Окружающий мир» изучаются темы, которые создают у учащихся базис эмпирических знаний о взаимосвязях растений с факторами среды: "Ветер", "Образование облаков и осадков", "Вода в природе" и др. Учебный материал этих тем необходимополнее использовать при изучении ботаники, привлекая полученные вних знания учащихся. Так, в теме "Растения - обитатели суши" учащиеся изучают такие вопросы, как "Разнообразие условий жизни на суше", "Растения влаголюбивые и засухоустойчивые", "Растения светолюбивые и теневыносливые". Эти экологические понятия подкреплены конкретными фактами о жизни мать-и-мачехи, подорожника, чертополоха, калужницы, верблюжьей колючки, кактусов и других растений. На эти знания учитель биологии может опираться при изучениивнешнего строения листа, листьев световых и теневых, листьев растений влажных и засушливых мест, видоизменений листьев, испаренияводы листьями, размножения и опыления растений, их условий жизни природе. Раскрытию условий жизни растений в природе способствуют и знания учащихся из курса физической географии о литосфере,гидросфере, атмосфере, природном комплексе. Популяционно-видовой уровень организации жизни раскрываетсяпри изучении видового многообразия растений на Земле, их приспособленности к окружающей среде. Эти вопросы следует изучать, используя ранее полученные знания учащимися о распределении солнечного света и тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты, о природных богатствах Мирового океана, о растительности различных природных зон из курсов физической географиии географии материков.

В изучении ботанической терминологии на примере темы «Видоизменение побегов» можно использовать контроль знаний в виде самостоятельной работы на пять минут. Учащиеся пишут основные понятия и их определения в тетради, далее на листочках без использования подсказок, сдают на проверку. Основными понятиями по данной теме могут являться : корневище, клубень, луковица, корнеплод, корневые клубни, дыхательные корни, ходульные корни и др.