Базовая информация
О значении экологических знаний, их формирование и развитие при изучении раздела “Растения” рассказывает Н.В. Кабаян http://window.edu.ru/resource/776/60776/files/znecozn.pdf:
«Экологическое образование в настоящее время имеет приоритетное направление. Оно охватывает все сферы деятельности людей, поэтому состояние окружающей среды в значительной степени определяется уровнем экологической культуры общества. Для решения проблемы охраны природы необходимы координированные действия в различных направлениях, в том числе и осуществление специальных программ по экологическому воспитанию населения, цель которых – развитие экологического сознания на основе активной жизненной позиции. Одним из элементов такой программы должна стать организация экологического образования в основной школе.
Роль экологических понятий в содержании биологического образования
К началу 80-х годов определены цели, задачи и принципы, разработана теория экологического образования. Важным компонентом этой теории является учение о формировании экологической культуры личности школьника. Основой для развития экологической культуры являются экологические знания, так как только на основе знаний у человека формируются убеждения, складывается отношение к проблемам экологии и развиваются умения рационального природопользования. Экологические знания имеют многоаспектный характер. Прежде всего они несут большой мировоззренческий потенциал, являющийся средством формирования правильного научного миропонимания.
Учащиеся, приступая к системному изучению биологии, на хорошо знакомых примерах отмечают приспособленность растений к совместной жизни в сообществе; являются свидетелями происходящей в природе смены одного растительного сообщества другим. Эти примеры подтверждают законы диалектики: отрицание отрицания, единства и борьбы противоположностей. Таким образом, на примере экологического содержания школьники уже в разделе “Растения” знакомятся с фактическим материалом, который вместе с другими биологическими понятиями курса способствует выработке диалектико–материалистического понимания процессов и явлений, происходящих в природе. Интеллектуально - развивающий аспект экологических знаний связан с развитием навыков к наблюдению и выявлению экологических явлений в родной природе.
Школьники, изучая экологический материал в 6 классе, сравнивают растения одного вида, но выросшие в различных условиях среды, выясняют причины различия их морфофизиологической организации, анализируют влияние окружающей среды на растительный организм и выделяют отдельные элементы – факторы среды. Эти примеры дают основание считать, что формирование экологических понятий является важным условием развития мышления школьников, помогает осознать гармонию существующих в природе связей, их ранимость от неграмотного вмешательства со стороны человека.
На основе экологических понятий, развиваемых в курсе биологии, вырабатываются нормы поведения в природе, умения пропаганды экологических знаний.
Система экологических понятий в школьном курсе биологии включает пять рядов: о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии, социальной и популяционной экологии.
Для качественного усвоения экологических понятий необходимо соблюдение ряда условий: системный и систематический подход к преемственному развитию экологических понятий, учет возможностей их движения в содержании курса биологии; причинно-следственное и мотивированное раскрытие экологических явлений; включение и объяснение экологических терминов и определений; ис-
пользование уроков специального содержания; обобщение и формирование экологических понятий на основе интеграции с другими биологическими понятиями; постоянное внимание со стороны учителя к их развитию; активное включение местного природного материала, отражающего экологические явления.
Основные приемы формирования экологических знаний в 6 классе.
Для реализации целенаправленного и планомерного процесса формирования экологических знаний у учащихся в 6 классе необходимо использовать прием экологизации преподавания, понимая под этим не включение дополнительных экологических знаний, а экологическое освещение изучаемых биологических явлений и предметов, которое предполагает особую подачу учебного материала, способствующую раскрытию элементов экологии. В этом случае развитие экологических и других биологических понятий происходит одновременно, что приводит к более полному, мотивированному усвоению программного материала. Специальные приемы, направленные на экологизацию содержания уроков, позволяют развивать экологические понятия в одних случаях путем накопления опорных знаний, в других - при обобщении и интеграции с другими биологическими понятиями, в третьих – в ходе практикования и применения имеющихся знаний.
Большое значение имеет отбор содержания. Необходимо отбирать такой материал, на примере которого можно формировать экологические и другие биологические понятия в их взаимосвязи, показать значение растений в природе, а также проявление свойств растений в различных условиях произрастания, роль человека в природе. Например, при изучении корневых систем использовать демонстрацию двух растений одного вида, но выросших в условиях разного увлажнения. Внимание школьников обращать на длину корня, характер разветвления, внешний вид самого растения. При этом задается вопрос: “Почему корни одного и того же растения так различаются по своему облику?”.
При изучении поглощения корнем воды и минеральных солей демонстрацией заранее поставленных опытов с водными культурами доказывается не только необходимость минеральных солей для роста растений, но и влияние концентрации солей в растворе на их развитие. Результаты таких опытов подводят учащихся к выводу, что избыток минеральных солей отрицательно сказывается на развитии растений. Для выяснения причин этого явления предлагается демонстрация плазмолиза цитоплазмы в живых клетках чешуи лука. Подобные опыты способствуют формированию цитологических, физиологических, сельскохозяйственных и экологических понятий одновременно.
Закрепляются полученные экологические и другие биологические знания при выполнении учащимися практических работ, которые также рекомендуется использовать как прием развития экологических понятий. Например, во время ухода за комнатными растениями учащиеся должны объяснить значение выполненных действий: почему необходимо поливать растения, как надо правильно поливать, какой температуры должна быть вода, для чего после полива надо рыхлить почву, зачем протирать влажной ветошью листья, почему стекло в окне, на подоконнике которого стоят растения, должно быть чистым.
Важным средством экологизации учебного содержания на во время проведения уроков являются познавательные задачи. Например, при изучении дыхания корней учащимся предлагается ответить на вопрос: "Весной на полях с озимыми культурами были видны отдельные участки - впадины с талой водой, растения на них погибли. Почему на этих участках погибли растения?". На уроке по изучению условий опыления цветковых растений решается другая задача: "Во время цветения плодовых деревьев осадков не наблюдалось, но была холодная погода. Почему не произошло опыление цветков?". Такие задачи способствуют не только развитию экологических понятий, но и умений моделировать, предвидеть возникновение новых экологических ситуаций.
Важным приёмом развития экологических понятий является работа с иллюстрациями учебника. Для этого необходимо составить вопросы, которые бы акцентировали внимание учащихся на экологическом элементе в содержании иллюстраций.
Экологический материал необходимо использовать для постановки проблемных вопросов на уроке. Это поможет привлечь внимание и повысить интерес учащихся к экологическим явлениям. Например, при изучении клеточного строения растений проблемным является вопрос: “ Каким образом окружающая среда влияет на жизнедеятельность клетки, как осуществляется связь между клеткой и средой?”. Эти вопросы позволяют не только рассказывать о росте, делении клетки, движении цитоплазмы, но и показывать зависимость интенсивности этих процессов от действия факторов окружающей среды. Тем самым развиваются понятия о взаимосвязи растений и окружающей среды, о проявлении свойств растительного организма в зависимости от внешних условий.
Для закрепления экологических знаний на уроках, особенно обобщающих, необходимо использовать ситуативные задачи, содержание которых подбирать таким образом, чтобы учащиеся для решения могли применить имеющиеся экологические знания. Например, обобщая знания шестиклассников о значении растений в природе при изучении побега предложить задачу: "Туристы решили наломать веток растущих недалеко пихт для устройства палатки. Руководитель похода не разрешил делать это. Какие знания он использовал для объяснения своего запрета?" В теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений" на обобщающем уроке можно разобрать другую ситуацию: "Дети в лесу собирали раннецветущие растения в букеты. Юннаты остановили детей и разъяснили, почему это нельзя делать. Что говорили юннаты?". Подобные ситуативные задачи формируют умения применять экологические знания в конкретных случаях, способствуют развитию таких понятий, как "охрана растений", "поведение человека в природе", "деятельность человека по отношению и природе" и других.
Большое значение в развитии экологических понятий имеют специальные уроки с экологическим содержанием, во время которых осуществляется включение экологических понятий в содержание обучения, обобщение и закрепление экологических знаний в системе понятий. Рассмотрим в качестве примера урок "Минеральное питание растений. Почва - важное условие в жизни растений" как специальный экологического содержания. Целью этого урока является изучение почвы как среды жизни, в которой имеются условия для роста и развития корней растений. Поэтому уже на первом этапе урока необходимо вспомнить, что почва состоит из органических и неорганических веществ, в ней есть все условия для развития растения - воздух, вода, минеральные соли. В ходе беседы подвести учащихся к выводу, что почва - это среда жизни, в которой располагаются важные органы растений - корни. Затем рассказать о плодородии почвы, о наличии в ней органических веществ, о круговороте веществ между почвой и растениями в системе "почва - растение - почва". Следует показать образцы почв, взятых из разных мест. На доске в ходе объяснения выполнить динамический рисунок о существующей связи между растениями и почвой. Далее в ходе беседы выяснить практическое значение знаний о почве для правильного землепользования и охраны.
Особое значение для формировании экологических понятий имеют сезонные экскурсии, во время которых они конкретизируются, практикуются, тем самым происходит их развитие. При подготовке к экскурсии большое внимание необходимо уделять инструктажу о правилах поведения в природе и их обоснованию. Перед первой осенней экскурсией учащиеся записывают в тетрадь основные правила, составляют к ним опознавательные знаки, а после каждой экскурсии ставят себе оценку за поведение в природе. Такая работа способствует лучшему усвоению понятий о правилах поведения человека в природе, сознательному выполнению их. Во время осенней экскурсии на примере местных видов растений учащиеся знакомятся с цветковыми растениями разных мест обитания. Например, отмечают приуроченность гравилата городского к влажным затененным местам, а эспарцета грузинского и стенактиса - к открытым солнечным местам. Сравнивают окраску листьев, форму, размеры вязеля пёстрого на опушке леса и под деревьями. Наблюдают состояние травяного покрова в различных условиях освещения. В результате происходит накопление опорных знаний об экологических группах, жизненных формах, средообразующем действии растений, о проявлении свойств растительного организма в зависимости от условий. Содержание зимней экскурсии позволяет развивать экологические понятия о факторах среды, жизненных формах, чертах приспособленности растений к условиям жизни. Во время весенней экскурсии учащиеся не только практикуют знания в выявлении черт приспособленности растений к среде обитания, но и учатся характеризовать растительное сообщество как целостность, как надорганизменную систему, а это требует обобщения экологических знаний, способствует формированию сложных фитоценотических понятий, а также оценочных и прогностических экологических умений.
Проведение сезонных экскурсий по ботанике При изучении биологии в шестом классе одно из первостепенных мест занимают экскурсии в природу. В программах всех авторских коллективов в разделе “Растения” запланировано их проведение по сезонам года. Правильно организованные, они позволяют решить целый ряд образовательных задач. Во-первых, конкретизируют программный материал, изучаемый на уроках, формируют знания о многообразии форм и особенностях проявления жизни растений при различных условиях, о роли растений в природе, значении в жизни людей, о сезонном развитии природы в целом. Во-вторых, экскурсии имеют большое воспитательное значение: способствуют развитию экологической культуры, научного мировоззрения, воспитывают чувство красоты и бережное отношение к природе. В-третьих, во время экскурсии дети учатся проводить небольшие исследования в природе: наблюдают и сравнивают различные явления, определяют растения, дают им описание. Кроме того школьники учатся видеть существующие веками связи организмов друг с другом и с окружающей средой, убеждаются, что при неразумном вмешательстве человека в естественные процессы происходит нарушение этих связей, утрата устойчивости природных сообществ. В результате у школьников развиваются навыки поведения в природе адекватные формируемым на уроках знаниям. Особое значение сезонные экскурсии имеют для формирования экологических знаний, так как при этом происходит их конкретизация, практикование, а значит и развитие. Для самостоятельной работы предлагаются задания с экологическим содержанием: описание одного дерева, определение его названия, установление густоты кроны, диаметра ствола, условия произрастания (освещение, почва, влажность почвы); сбор гербария листьев с этого дерева. По такому же плану составляются задания по изучению кустарников и травянистых растений. Самостоятельная работа учащихся по заданиям:
1. Описание территории и экологических условий:
- температура воздуха (сравнивается с температурой вблизи дороги на открытом месте).
- движение воздуха в лесу и на открытом месте.
- влажность почвы в лесу и около дороги.
2. Описание, зарисовка или фотографирование раннецветущих растений.
3. Определение ярусов.
4. Нахождение примеров различных взаимоотношений растений с окружающей живой и неживой природой.
Отчет по результатам экскурсии.
1. Описание красоты пробуждающейся природы.
2. Примеры взаимосвязей растений в фитоценозе.
3. Список растений по ярусам.
4. Оценка своего поведения в природе. Оценку обосновать.
Завершающим этапом на пути формирования системы экологических понятий является тема "Природные сообщества". К моменту ее изучения учащиеся в достаточной мере должны владеть знаниями о среде и факторах среды, экологии организмов, иметь опорные знания для включения и определения сложных биогеоценотических понятий и обобщения элементов знаний социальной экологии. Определяя методику изучения этой темы, необходимо исходить из того, что в ней обобщаются экологические понятия о среде и факторах среды, о проявлении свойств растительного организма в зависимости от условий среды, об экологических группах и жизненных формах растений. Знания об отдельных растениях и их свойствах являются пропедевтической основой для понимания надорганизменного уровня жизни на Земле. Особенностью данной темы является то, что в ней происходит включение понятия "растительное сообщество" и его определение как целостности путём выделения существенных признаков. Среди них: "место обитания", "круговорот веществ", "видовой состав", "ярусное строение", "взаимоотношения между организмами. Исходя из этого, целью преподавания темы является обобщение системы понятий раздела "Растения" 6 класса о среде и факторах среды, экологии организмов, развитие понятий о растительном сообществе и ряда социально - экологических понятий.
Для примера рассмотрим содержание и методику проведения одного из уроков заключительной темы курса биологии 6 класса.
Урок "Растительное сообщество - особое природное явление".
Цель урока: формирование знаний о растительном сообществе, как особом природном явлении и надорганизменном уровне проявлении жизни, о приуроченности различных фитоценозов к определенным условиям.
Объяснение ведется по плану: сообщение о многообразии растительных сообществ и приуроченности их к определенным местам обитания, введение понятия "растительное сообщество," характеристика его существенных признаков: место обитания, видовой состав, ярусность в пространстве и во времени, биотические связи.
Наглядные пособия к уроку: гербарий растений леса, луга, озера; фотографии и рисунки различных фитоценозов, таблицы.
На первом этапе урока обращается внимание школьников на то, что растения на земле растут группами и ставится проблемный вопрос: "От чего зависит приуроченность растений к определенным растительным группировкам?". В ходе урока выясняется, что распространение растений зависит от условий жизни: характера почвы, влажности, количества света и др. Кроме того, растения оказывают влияние на среду .В качестве примера сравнивается видовой состав характерных для нашего региона лесов.. В процессе беседы учащиеся подводятся к выводу о том, что видовой состав и количественное участие видов в различных растительных сообществах не одинаковы. В конце урока дается определение понятия “растительное сообщество”, ученики записывают в тетрадях вывод о том, что для каждого растительного сообщества характерны определенное место обитания и видовой состав.
На уроке “Взаимосвязи растений в сообществе” продолжается изучение характерных черт растительных сообществ. Используются таблицы по ярусному расположению растений, диапозитивы с изображением связей растений в фитоценозах, монтировочные таблицы, схема о распространении солнечного света в смешанном лесу. Основной целью урока является выяснение причины ярусного расположения растений. Так как к моменту изучения темы учащиеся уже имеют понятие о растении, как биотическом факторе среды, то при рассмотрении существующих в фитоценозе связей используется наглядный метод. Демонстрируются слайды с изображением различных примеров взаимосвязи растений в сообществе и задаются вопросы к ним, ученики объясняют увиденные явления:
1. Отчего зависит жизнь растений в сообществе?
2. Влияют ли сами растения на окружающую среду и другие организмы?
3. Чем характеризуется растительное сообщество?
Ответы на данные вопросы являются выводами к уроку: жизнь растений в сообществе зависит от условий окружающей среды; растительные организмы произрастают в природе не изолировано, а вместе с другими, образуя растительные группировки; растения в сообществе оказывают друг на друга влияние как прямое, так и косвенное и тесно взаимосвязаны между собой. Эти связи обеспечивают устойчивость биоценозов.
Разрабатывая содержание уроков необходимо основываться на том, что краеведческий подход к изучению ботаники дает много возможностей для усвоения и развития экологических знаний.
Краеведческий материал может использоваться как основной, на котором строится изложение, и дополнительный при закреплении и повторении экологических знаний.
Например, семейства цветковых растений необходимо всегда изучать на местных видах. В лабораторных работах использовать только виды растений, характерные для региона и связывать особенности их внешней формы с условиями произрастания. Краеведческий экологический материал может служить для проблемного построения урока. Например, изучение роли голосеменных в природе и их10 значение в жизни человека следует начинать с проблемы вырубки реликтовых пихтовых лесов в верховье основной реки на территории республики. Рассказать, что, с одной стороны, эти деревья являются необходимым в ряде отраслей промышленным сырьем, а с другой - огромное значение гор
ных лесов для региона и для окружающей среды. Предложить школьникам решить эту проблему на уроке с использованием экологических знаний.
Большое значение для практикования экологических знаний имеет тема “Классификация растений”.
На вводном уроке следует показать не только многообразие цветковых растений, но и их роль в образовании растительных сообществ.
При изучении крестоцветных обратить внимание, что среди растений этого семейства многие являются сорными. Они обладают большой приспособляемостью к окружающим условиям среды, поэтому сильно влияют на культурные растения, затеняя их, потребляя много минеральных веществи влаги из почвы.
На примере материала о семействе бобовых конкретизируются знания о существовании в природе симбиотических связей. Внимание учащихся должно акцентироваться на средообразующем действии растений данного семейства, на их роль в улучшении почвы. На уроке решается проблемная задача: как не применяя удобрений восстановить в почве содержание азотистых соединений. Для демонстрации и лабораторной работы использовать живые цветущие растения люцерны, клевера, солодки, стальника, которые широко распространены в местных условиях.
Знакомство с многообразием семейства Розоцветные позволяет включить материал о жизненных формах растений; на примере кустарниковых форм привлечь имеющиеся знания о ярусном строении растительных сообществ; показать примеры пищевых связей растений с животными; обратить внимание на черты приспособленности, связанные с привлечением одних животных и защитой от других.
На уроках по рассмотрению семейства Лилейные учащиеся знакомятся с редкими растениями. Для выяснения причин сокращения численности этих видов в местных лесах используются знания учащихся о растительных сообществах, связях, существующих как внутри сообщества, так и с окружающей природной средой. На основе беседы учащиеся делают вывод о том, что для сохранения многообразия видов растений на Земле необходима охрана естественных мест их произрастания.
На обобщающем уроке "Влияние деятельности человека на многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений" демонстрируются слайды о Кавказском заповеднике, обосновывается необходимость изучения биологических особенностей растений для организации мероприятий по их охране и рациональному использованию. После демонстрации обсуждаются причины многообразия растительных сообществ и видов, населяющих их. Учащимся предлагаются упражнения по моделированию возможных изменений видового состава при нарушении связей между
растениями в фитоценозе и выяснению причин обеднения флоры на территориях, подверженных сильному антропогенному воздействию. В качестве примеров приводятся данные об имеющихся на территории республики карьерах по добыче известняка, глины, гравия; зонах массового отдыха населения на берегу реки и в лесопарке. Дети на конкретных примерах убеждаются, что для сохранения видового многообразия растений необходима охрана среды их обитания, рациональное использование и восстановление.
Тема “Царство растений” дает возможность показать многообразие растений, их роль в природе, средообразующее действие, черты приспособленности к обитанию в определенных условиях, изучить среды жизни растений, приуроченность их к характерным растительным сообществам, раскрыть роль данного растения в сложении биогеоценоза.
Во время урока “Водоросли. Многообразие и значение в природе” значительное место следует отводить рассмотрению водной среды жизни, а в связи с этим изучить особенности строения и жизнедеятельности водорослей, цепи питания в водоемах, обосновать необходимость охраны водоемов. В ходе выяснения роли водорослей в природе учащиеся, зная предыдущий материал, вспоминают, что они обогащают воду кислородом, в их клетках образуются органические вещества; они служат пищей для рыб, а после гибели перегнивают в процессе жизнедеятельности микроорганизмов. Затем
учащимся предлагаются познавательные задачи: "К каким последствиям приводит сброс в водоемы сточных вод с промышленных предприятий?" и "Объясните процессы, происходящие в водоеме при поступлении в него смыва с сельскохозяйственных полей". При решении этих задач привлекается материал местной периодической печати. Учащиеся самостоятельно делают вывод о необходимости очистных сооружений на предприятиях, затем вместе с учителем "разрабатывают" меры по защите водоемов от попадания в них воды с полей. Таким образом решается вопрос урока об охране среды
жизни водорослей.
Целью урока "Мхи, их многообразие и роль в природе" является развитие (путем расширения содержания) и обобщение понятий о средообразующем действии растений, биотических связях, ярусности в растительном сообществе. В начале урока проводится беседа, во время которой выясняется, где можно встретить мхи: на поверхности почвы, поваленных деревьях, старых пнях, в расщелинах скал. Беседа обобщается выводом, что мхи, разрушая горные породы, древесину, способствуют образованию почвы. Следующая часть урока посвящается выяснению проблемного вопроса: "С чем связано средообразующее действие мхов?". Проводится самостоятельная работа с учебником. Ученики должны найти в тексте параграфа ответы на вопросы:
1. Чем обусловлен зеленый цвет живых клеток в листьях сфагнума? Какой
процесс происходит в этих клетках? Какое значение он имеет в природе? .
2. С какими особенностями строения мха связано, поглощение большого количества воды? Какое значение это имеет в природе?
3. Почему мох сфагнум образует толстый покров на почве?
4. Почему в слоях торфа не гниют остатки растений и останки животных? Какое значение это имеет в природе?
В результате решается проблемный вопрос, что средообразующее действие сфагнума зависит от его биологических особенностей. Для логического завершения урока используется рассказ, сопровождаемый демонстрацией диапозитивов, о том, что заболачивание почвы - нежелательное явление, вместе с тем болота имеют большое значение в природе: они являются резервуарами пресной воды, а многие реки берут начало из заболоченных мест.
На последующих уроках, посвященных изучению папоротников, хвощей, голосеменных, развитие экологических понятий, проводится с использованием приема вычленения экологических элементов из основного учебного содержания. Например, при изучении папоротников сравниваются условия жизни на Земле в период их расцвета и в настоящее время. Такое сравнение помогает сделать вывод о причинах исчезновения многих папоротникообразных и подчеркнуть, что при изменении условий окружающей среды происходит смена растительности. При знакомстве с многообразием
папоротникообразных отмечается, что во флоре региона встречаются виды папоротников, которые являются редкими: чистоуст величавый, ужовник обыкновенный, гроздовник полулунный. Для их сохранения необходима охрана мест обитания.
Обобщению системы экологических знаний посвящается урок "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растительности".
В структуру урока желательно включить проведение ролевой игры. В разработке игры активное участие должны принимать сами школьники. Учитель распределяет роли: одни учащиеся "выступают" как факторы окружающей среды, другие - представляют растения, входящие в состав леса по ярусам. Такое распределение дает возможность моделировать различные экологические явления, происходящие в растительном сообществе при изменении действия экологических факторов, и тем самым обобщить понятия о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии. При
подготовке к игре дети читают дополнительную литературу, заметки из периодической печати, пишут рефераты. Игра занимает 30 минут. В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить проект озеленения школы или закладки городского парка. Таким образом, системное и систематическое включение элементов экологии в содержание уроков, использование приведенных выше приемов экологизации ботанического материала способствуют развитию экологических знаний у учащихся 6 класса, а на их основе происходит формирование бережного отношения к природе, готовности к действиям по ее охране.
Формирование экологических понятий при изучении сельскохозяйственных растений Тема “Классификация растений” содержит материал, на основе которого обобщаются многие биологические понятия. При изучении семейств покрытосеменных в учебнике рассматриваются не только дикорастущие, но и культурные растения, тем самым происходит реализации политехнического принципа обучения. Для дальнейшего развития экологических понятий особую актуальность приобретает освещение биологических основ агротехнических приемов выращивания культурных растений, обеспечивающих им высокий урожай. Программа предусматривает зависимость выбора объекта для изучения от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности, а учащиеся, как правило, с большим интересом воспринимают краеведческий материал и рассказывают об известных им растениях.
Многие полезные дикорастущие растения стали возделываться как культурные. Посев культурных растений, уход за ними, сбор урожая полностью зависят от человека, в этом их особенность. Возделываемые растения человек всегда изменял в положительном для себя направлении. Изменениям подвергались различные органы : листья (капуста), корень (морковь), побеги (картофель), плоды (томат, арбуз), цветки (цветная капуста). Семена растений с измененными полезными признаками высевались, скрещивались, выращивались отдельно от других., шло одомашнивание диких растений – первый этап селекции. На заре человеческой культуры она возникла как род практической деятельности людей. В настоящее время - это наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и сортов культурных растений. Окультуриванию растений способствовали не только условия, созданные человеком, но и определенные экологические факторы тех районов Земли, где обнаруживалось их большое разнообразие. Они оказались благоприятными для проявления изменчивости и возникновения новых форм культурных растений. Извест-
ный ученый Н.И. Вавилов назвал эти районы центрами происхождения культурных растений. В них встречается большое число форм современных культурных растений, а также их диких сородичей. Так Средиземноморский центр дал 11% видов культурных растений (различные формы пшеницы, ячменя, гороха, овса, горчицы, чеснока, лука). Африка является родиной зернового сорго, арбуза, кофе. Америка – родина кукурузы, фасоли, томата, картофеля и других известных культурных растений.
Для практикования полученных знаний учащимся предлагается ряд задач на выяснение требовательности к условиям жизни отдельных сельскохозяйственных культур:
1. Родина кукурузы – Южная Мексика. Зная климат этого района, ответить на вопрос: какой
основной фактор необходим для созревания зерна кукурузы?
2. Родина риса – тропические страны Юго-Восточной Азии с муссонным климатом. Зная характерные особенности климата этого района, определить, какие основные факторы необходимы для возделывания риса?
3. Культурная обыкновенная фасоль происходит из тропической Америки. Какие условия
необходимы для получения высокого урожая этой культуры?
4. Культурные формы томата происходят из Южной Америки, с узкой полосы, протянув-
шейся вдоль берега Тихого океана. Какие условия необходимы для вызревания плодов этого растения?
При решении подобных задач привлекаются знания по ботанике, географии, осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи. Учащиеся на конкретных примерах убеждаются, что основные факторы среды – свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества, свойства почвы – обеспечивают жизнь, продуктивную деятель-
ность зеленых растений. Для обеспечения растений влагой в засушливых районах применяется искусственное орошение, снегозадержание, посадки лесозащитных полос и другие мероприятия. Для улучшения минерального питания в почву вносятся удобрения. При неодинаковой густоте посева растения в различной степени обеспечиваются светом (для получения кукурузы на силос применяется загущенный посев, для получения урожая зерна – более редкий посев). На улучшение теплового режима почвы большое влияние оказывает внесение в почву навоза, зеленого удобрения. Кроме того на растения оказывает влияние ряд отрицательных факторов, среди которых главное место принадлежит вредителям, болезням и сорнякам. Для выяснения отрицательного воздействия сорняков на культурные растения проводится
беседа, в ходе которой заполняется таблица: Вред, наносимый сорными растениями Преимущества сорняков перед культурными растениями
Таким образом в растениеводстве необходим подбор пригодных для возделывания в данной местности растений, учет их биологических особенностей, факторов среды, влияющих на урожайность, а также разработка комплекса агротехнических приемов, способствующих формированию максимального урожая. В этом проявляется практическое использование экологических знаний.Эти знания являются научной основой применения различных агротехнических приемов.
Учебно-познавательные задачи при изучении сельскохозяйственных растений:
1. Почему кукурузу на севере можно выращивать только на силос?
2. Докажите, что подсолнечник – засухоустойчивое растение.
3. Чем озимые сорта зерновых культур отличаются от яровых?
4. Объясните взаимосвязь между продолжительностью освещения и развитием растений.
5. Без ухода со стороны человека кукуруза исчезла бы с лица Земли в течение нескольких
лет. Почему?
6. Почему нельзя подсолнечник сеять из года в год на одном месте? Какой при этом может
появиться сорняк на поле?
7. Какие факторы вызывают увеличение урожайности картофеля, лука, пшеницы и др.
8. Какое биологическое значение имеют агротехнические приемы выращивания риса, пше
ницы, подсолнечника?
Демонстрационные опыты при изучении темы “ Жизнь растений ”
Изучение процессов жизнедеятельности растительного организма невозможно без постановки физиологических опытов. Результаты опытов убеждают учащихся в том, что растение – это живой организм, для его роста и развития необходимы определенные условия. Понимание этого помогает человеку использовать биологические знания в практике растениеводства.
Правильная организация и постановка опытов учителем, демонстрация их результатов на
уроке, привлечение к этой работе самих учащихся будут способствовать формированию интереса к биологии, активизации учебной деятельности, развитию мышления у школьников. Экологическое освещение демонстрационных опытов по ботанике создает условия для развития не только физиологических, морфологических, анатомических, но и экологических понятий.
Опыт к уроку “Химический состав растений”.
Цель. Опытным путем доказать наличие в растении органических и неорганических веществ.
Оборудование. Химический стакан, спиртовка, спички, мелкие семена, подставка.
Ход работы. Поместить в пробирку сухие семена, нагреть на спиртовке до полного сгорания семян и
образования золы. Наблюдать за происходящими явлениями.
Результат. Сразу же после начала нагревания семян выделяется пар и, соприкасаясь с холодными
стенками пробирки, охлаждается; на стенках сосуда появляются капельки воды.
При дальнейшем нагревании семена обугливаются, из пробирки показывается дымок. Это
сгорают органические вещества семени. При дальнейшем нагревании семена сгорают и образуется зола.
Вывод. Опыт доказывает, что в семенах содержится вода, минеральные соли и органические вещества.
Использование вопросов-заданий на уроках ботаники
Предмет биологии имеет большие возможности для развития мышления. При изучении биологии школьники должны учиться оперировать полученными знаниями, применять их творчески. Большая роль здесь отводится учителю, умеющему использовать различные способы и приемы активизации мышления учащихся. Одним из них является применение в ходе обучения биологии заданий, задач, требующих для ответов умений анализировать, обобщать, сопоставлять, использовать знания для объяснения фактов и явлений. Систематическое включение в урок таких заданий, логических задач даёт учителю возможность развивать познавательную самостоятельность учащихся. При этом успех работы зависит от того, насколько правильно задан вопрос, способствует ли он развитию мышления, удачно ли определено место включения вопроса в урок. Большую роль в развитии мыслительных способностей играют экологические знания. В связи с дискурсивным характером экологических понятий их формирование и развитие требует умений пользования приёмом анализа и сопоставления ранее изученного материала с новым, логически связать его, вывести суждение. Задачи с экологическим содержанием активизируют мыслительную деятельность, способствуют формированию умений обобщать, систематизировать, доказательно отвечать на вопросы. С другой стороны решение подобных задач служит формированию и развитию системы экологических понятий.
Тема: Общее знакомство с цветковыми растениями.
1. Почему у малины, выросшей на опушке леса, больше плодов, чем на кустах, растущих под пологом леса? (Во время цветения насекомые чаще посещают цветки растений, растущих в открытых местах. Плодов у таких растений образуется больше).
2. Во время экскурсии осенью учащиеся заметили, что листья у многих деревьев остались только а верхушках. Как объяснить это явление? (Листья на верхушках деревьев моложе, поэтому они опадают последними).
3. Почему говорят, что растения "сами себя кормят"? (В листьях на свету образуются органические вещества, кроме того, минеральные соли, взятые из почвы, возвращаются в виде опада/.
4. Почему в лесу можно ходить только но тропинкам? (Если в лесу вытоптана почва вокруг столов, то к корням деревьев перестает поступать кислород, они начинают "задыхаться". В результате деревья начинают суховершинить и постепенно погибают).
5. Почему опад в лесу называют "одеялом"? (Опад предохраняет почву, а значит, корни, население почвы, от перемерзания).
Примеры опытов, лабораторных и практических работ, вопросов-заданий на уроках ботаники приведены в приложении 2.1.и 2.2.
Темы проектов: «Мой экологически чистый дом»,
«Экологическая тропа”.
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования