logo
Методичка по методике обучения биологии

Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему

предпрфильного обучения №1

1.      Какие курсы по выбору ты посещал в 1 полугодии 2010 – 2011 учебного года.

2.      Как часто посещал:

А) постоянно

Б) посещал, но не регулярно

В) редко посещал

Г) не посещал

3. Какой курс для тебя был максимально полезным, интересным._____________________

  Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему

предпрфильного обучения №2

1. Основными мотивами посещения элективных курсов являются:

А). получение углублённых знаний;

Б). подготовка к выпускным экзаменам;

В) уточнение профиля

Г) другое_____________________________________________________________________

2. Выбор профиля:

А) элективные курсы помогут им в выборе профиля

Б) элективные курсы в выборе профиля не помогут.

Стали традиционными родительские собрания для потенциальных и реальных участников профильного обучения:

Межпредметные связи на уроках зоологии. Использование межпредметных связей в процессе развития биологических понятий при изучении животных учащимися 7-8 классовнаправлено на формирование научного мировоззрения, политехническое образование и экологическое воспитание школьников.Раздел "Межпредметные связи" в программе ориентирует учителяна раскрытие системы экологических, морфолого-анатомических и физиологических понятий с опорой на знания учащихся о физическихсвойствах среды обитания животных. Вопросы происхождения основныхгрупп животных изучаются с использованием знаний о геохронологической летописи Земли, представленной таблицей в учебнике географии 8 класса; с опорой на знания учащихся по географии 7-8 классов рассматриваются также вопросы распространения животных, роли в природных сообществах и необходимости охраны и рационального использования природы. Политехнические понятия курса биологии 7-8 классов изучаются с учетом знаний учащихся по трудовому обучению (7 класс) и сведений из курсов географии (7-8 классы). В процессе изучения зоологии учителю необходимо постоянно актуализировать знания школьников по курсам «Окружающий мир» 5 класса ибиологии 6-7 классов. Понятия о многообразии и эволюции животногомира, его рациональном использовании являются общими для курсовбиологии, географии материков и физической географии России.Одним из основных методических приемов реализации межпредметных связей является использование познавательных задач, содержание которых предусматривает установление и усвоение связей между знаниями и умениями из разных учебных предметов и определяется учебно-воспитательными задачами уроков. Познавательные задачи могут быть представлены репродуктивными и проблемными вопросамимежпредметного содержания, упражнениями на применение знаний изразных предметов, качественными и количественными задачами. Например, Репродуктивные вопросы межпредметного содержания, направленные на воспроизведение учащимися знаний из темы "Гидросфера"курса географии 6 класса: где расположены коралловые острова? (Вокеанах на широте 30я50я0 северной широты - 30я50я0 южной широты). Почемуатоллы имеют кольцеобразную форму? (Атоллы образовались из береговых коралловых рифов вследствие постепенного опускания дна океана. При погружении острова кораллы, его окружающие, будут надстраивать риф кверху, так как они живут лишь на небольших глубинах. При полном опускании острова на его месте остается мелководная лагуна , а на атолл ветром наносится почва и семена растений). Какие вы знаете заповедники, в которых кораллы охраняютсякак редкие и ценные представители животного мира? (Морскойзаповедник в Большом Барьерном рифе у берегов Австралии - курсгеографии материков и океанов, тема "Австралия", 7 класс). Присистематическом проведении подобной работы учащиеся учатся самисоставлять вопросы, требующие для ответов знаний из других предметов. Так, при изучении внешнего строения млекопитающих они могут спросить: какое значение имеет учащенное дыхание собак в жаркую погоду? (Вопрос на применение знаний об изменении внутреннейэнергии тела путем теплоотдачи - физика, 7 класс).Проблемные вопросы, содержащие видимое или подразумеваемоеознавательное противоречие, требуют от учащихся более высокого,поискового или творческого уровня мыслительной активности. Учащимся известно, что рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря и благодаря этому регулируютглубину своего погружения (физика, 7 класс, тема "Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"). При изучении хрящевых рыб учащиеся узнают, что у них нет плавательного пузыря.Создается проблемная ситуация: как же происходит погружение ивсплытие акул? (Только за счет работы парных плавников.)В специально составленных межпредметных задачах имеется условие и вопрос (проблема), для решения которого надо осуществить ряд промежуточных действий, провести "цепочку" рассуждений. Например, задача: "Некоторые крупные морские птицы часто "сопровождают" суда, преследуя их часами, а то и сутками. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эти птицы преодолевают путь совместно с теплоходами с малой затратой энергии, летя большейчастью с неподвижными крыльями. За счет какой энергии перемещаются в этом случае птицы?". При возникновении у учащихся затруднений учитель помогает решить задачу с помощью логических вопросов:за счет какой энергии движутся суда? (Энергии топлива, осуществляющей работу двигателя.) Куда перемещаются потоки нагретого приработе двигателя воздуха? (Вверх, путем конвекции - курс физики 8класса.) Какой вид полета используют птицы, если имеются постоянные восходящие потоки теплого воздуха? (Парящий. Значит, перемещение птиц в конечном счете осуществляется за счет энергии топлива, частично превращающейся в тепловую энергию.)Расчетные задачи можно использовать как из учебников смежныхпредметов, так и составлять самому учителю на биологическом мате-риале. Пример: рассчитать давление, производимое жалом осы на кожу животных.В ряде случаев учитель организует групповую работу учащихсянад комплексным домашним заданием, требующим синтеза знаний издвух или нескольких предметов. Группа учащихся должна составитьплан своего ответа, выделить необходимые знания из учебников биологии и других предметов, подобрать дополнительную литературу,подготовить средства наглядности и составить выступление по данной теме. Так, к уроку "Хозяйственное значение рыб" в классе формируются несколько групп, каждая из которых готовит характеристику рыбных ресурсов в одном из районов Мирового океана. Например,первая группа - в морях Северного Ледовитого океана, вторая - вморях Тихого, третья - в морях Атлантического океана, что требуетработы с учебником географии 7 класса и поэтому способствует реализации предшествующих связей и с учебником географии России, в котором часть материала школьники изучают с опережением курса географии.Для уроков межпредметного содержания характерно использование наглядных средств обучения из разных предметов. Так, при объяснении значения обтекаемой формы тела рыб можно использоватьприбор для демонстрации движения тел в жидкости. Этот прием позволяет создать яркое, образное представление о процессах, происходящих в среде при движении тел разной формы, и преимуществахобтекаемой формы тела. На уроках зоологии есть возможность показать кинофрагменты "Байкал", "В Беловежской Пуще" и другие, выпущенные для курсов географии. Целесообразно использовать и комплексные таблицы, схемы, вкоторых для формирования биологических понятий обобщаются знанияучащихся из разных предметов.