logo
Методичка по методике обучения биологии

Базовая информация

Под психолого-педагогическим сопровождением понимают целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, 2001). В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, 1997). Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна (А. П. Тряпицына, 2001).

Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Суть идеи психолого-педагогического сопровождения – комплексный подход к решению проблем развития. Для определения направлений и задач психолого-педагогического сопровождения необходимо обозначить функции:

·  направление учащихся в поток с доступным для них уровнем обучения;

·  обучение учиться (научить работать с учебником и дополнительной литературой, писать конспекты, составлять опорные сигналы, слушать и слышать, задавать вопросы и т. д.);

·  социализация (присвоение норм поведения, принятых в данном социуме, формирование навыков общения со сверстниками, взрослыми и т. д.);

·  целеполагание (формирование навыков ставить цели, подбирать социально приемлемые средства для их реализации, видеть себя в социуме сейчас и в перспективе и т. п.);

·  коррекция, если это необходимо;

·  обучение рациональной организации труда;

·  профориентация и помощь в профессиональном самоопределении;

·  помощь подростку в решении его личных проблем;

·  научить заботиться о своем здоровье;

·  формирование готовности к продолжению образования.

Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания и творческой самореализации.

Профессиональное самоопределение понимается как сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. В настоящее время существуют разные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

Роль психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников заключается в научении самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

Профессиональное самоопределение как элемент школьного биологического образования

Вопросы профессионального самоопределения в обучении биологии ученые-методисты разрабатывали в рамках проблемы формирования приемов учебной работы школьников. Этому посвящены работы Н.М. Верзилина, П.И. Боровицкого, В.М. Корсунской, П.И. Полянского и др. Их исследования показали, что занятия по биологии имеют большие возможности для развития качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности.

П.А. Шавир утверждает, что важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий не просто «после уроков», а посредством использования так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов.

Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Важность ее решения выступает как особый инструмент в развитии способностей школьников, формировании опыта деятельности, подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к успешной и творческой профессиональной деятельности.

Проанализировав психолого-педагогическое содержание понятия “профессиональное самоопределение”, можно установить, что его технологические аспекты координируются с понятием практической направленности обучения. Это подтверждается тем фактом, что для профессионального самоопределения имеют значение многие умения, приобретаемые в процессе обучения биологии.

В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. В то же время известно, что учащиеся выпускных классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, за компанию с товарищами, по совету взрослых и т. д. Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом они считают, что располагают достаточной информацией, и именно этот фактор указывает в качестве основного, обосновывая свой выбор профиля дальнейшего обучения. Именно поэтому основной задачей современного образования в целом и уроков биологии в частности является полноценной описание всех возможных профессиональных выборов, которые могут совершить учащиеся.

Практическая направленность обучения при этом - это одновременно и обеспечение связи обучения с жизнью, и укрепление связи теоретических знаний с практикой (умением решать конкретные задачи), и раскрытие практического значения изучения вопросов функционирования различных биологических систем.

Связь обучения с жизнью — один из дидактических принципов школы. Особенно важна связь с текущими событиями на уроках и во внеклассной работе по биологии. Школьный курс биологии всем своим содержанием обеспечивает связь обучения с жизнью. В задачах реформы школы указывается, что учащиеся должны уметь правильно объяснять явления природы. Понимание включает знание практического значения изучения объектов и явлений (понятий). По каждой теме говорится о значении получаемых знаний, о том, как и где они применяются. Раскрытие практического значения знаний, изучаемых на уроках биологии, способствует более глубокому усвоению основ биологических наук, усилению практической направленности трудового воспитания. Учащиеся должны убедиться, что знание законов природы, изучаемых в школьном курсе биологии, необходимы для рационального использования природных ресурсов, для охраны окружающей среды, для разработки и осуществления планов преобразования природы. Развитие направленных познавательных интересов учащихся, подготовка их к сознательному выбору профессии - одни из главных задач школьной биологии.

В процессе изучения биологии имеется возможность дать учащимся представление о различных профессиях, специальностях, то есть осуществить профессиональное просвещение. В кабинетах биологии можно встретить стенды с информацией о различных профессиях и их связях с биологической наукой. Чтобы у школьников не складывалось одностороннее представление только об увлекательной стороне той или иной профессии, следует раскрыть и сложности, трудности работы в данной области. Но самое главное - раскрытие ее значения, воспитание уважения ко всем видам труда, профессиям и специальностям. Нет престижных и непрестижных профессий и видов трудовой деятельности, а есть престижные работники любой специальности - это люди, отлично знающие свое дело, работающие творчески. В любой профессии требуются высокое мастерство, знания и умения, творческий подход. Для овладения любой профессией нужен широкий круг знаний, получаемый при изучении всех школьных дисциплин, велика здесь и роль биологии. При изучении биологии учащиеся знакомятся с различными профессиями - ботаник, зоолог (орнитолог, герпетолог, энтомолог и т. д.), врач, физиолог, генетик, цитолог и др. На уроках учитель биологии выявляет учащихся, интересующихся различными биологическими направлениями, углубляет их интерес, рекомендует их для участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях школьников различного уровня.

Для ознакомления учащихся с содержанием и особенностями труда в различных профессиях имеют значение и знания самого учителя о профессиях.

Хорошие возможности для профессионального самоопределения учащихся дают элективные курсы, на которых учащиеся более глубоко изучают различные биологические вопросы. На эти занятия могут быть приглашены специалисты, работающие в соответствующих отраслях.

Биология, как и любая другая наука, ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. Курс биологии является базовым, так как готовит учащихся к самообразованию, саморазвитию и самовыражению, обеспечивает в единстве не только обучение и воспитание, но и формирование таких важных качеств личности, как интеллектуальная и социальная активность, трудолюбие, владение нравственными нормами поведения и общения, умение ориентироваться в природной и социальной среде.

Основная идея изучения курса биологии с пятого по одиннадцатый класс, которая доводится до сведения учеников, заключается в следующем: “Заканчивая школу, Вы вступаете в самостоятельную жизнь, выбираете профессию, каждая из них в той или иной степени связана с природой, мы обязаны охранять природу, так как от каждого из нас зависит красота и благополучие Земли, на которой мы живем”.

Формы, методы и приемы профессионального самоопределения учащихся на уроках биологии. Строя программу помощи в профессиональном самоопределении на уроках биологии, учителю необходимо владеть информацией о современном состоянии проблемы методов обучения биологии. Одна из важнейших целей работы учителя состоит в оказании помощи ученикам в определении своих жизненных планов, в создании условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно-ориентированный подход к ученику. Главная цель такого обучения — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Задача учителя в этом контексте — воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Данная задача решается на уроках биологии через получение школьниками знаний о живой природе; осознание учениками жизни как наивысшей ценности; овладение выпускниками знаниями в области практического применения биологических закономерностей; развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.

Было установлено, что для детей основными мотивами в выборе профессии являются: социальная значимость и престиж, материальная заинтересованность, подражание родителям, близким, знакомым, интерес к профессии, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, возможность творчества, новизны. Получается, устойчивый интерес учащихся к предмету биология, с одной стороны может оказать большое влияние на выбор профессии, а с другой, устойчивый интерес к профессии может положительно влиять на развитие познавательного интереса к биологии. Значит, при формировании интереса к профессиям, можно повышать не только уровень знаний учащихся, но и успеваемость в целом.

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы на уроках биологии — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками. Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Большое значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профессиональной пропаганде и последующей профессиональной агитации, следует в соответствии с предварительной профессиональной диагностикой. Такой подход обеспечит сознательное отношение учащихся к выбору профессии. Следовательно, основные направления работы в этой области можно определить так:

·  профессиональное просвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся об экономике страны, ее отраслях, предприятиях, профессиях;

·  в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей экономики, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в городе;

·  профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях.

Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями учащихся и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту и полу.

Составной частью профессионального просвещения является профессиональная пропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции об отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях.

Консультации о профессиях проводятся и на уроках биологии, и во внеурочное время, как правило, в форме индивидуальных или групповых бесед учителя с учащимися, экскурсий и т.п. Такая работа позволяет учителю биологии планомерно и органично связывать профессиональную пропаганду с содержанием учебного предмета. К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся профинформационный урок; экскурсии; встречи со специалистами; тематические, литературно-художественные вечера; профориентационные беседы; диспуты, конференции; конкурсы, олимпиады, предметные недели; биологические кружки, факультативы; школьные трудовые объединения.

Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на уроках биологии целесообразно знакомить школьников с различными видами труда и профессиями, изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии, консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством. Таким образом, в работе учителя биологии можно выделить следующие направления:

·  профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности в области биологии, профессиями и специальностями;

·  профессиональное воспитание – формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

·  профессиональная активация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах деятельности;

·  профессиональная диагностика школьника – изучение личности ученика в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов;

·  педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.

Успех профессиональной ориентации на уроке биологии во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от содержания профориентационного материала и особенности его включения в предмет. Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя уроки следующих типов: “путешествие”, “суд”, игра, “круглый стол”, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия.

Для разработки уроков направленных на формирование профессиональной мотивации необходимо сделать следующее:

·  определить в программном материале темы, в изложении которых целесообразно включить профориентационный материал;

·  выявить идентичность отдельных видов учебной деятельности с целью формирования сложных умений, составляющих сущность отдельных видов профессиональной деятельности;

·  определить формы подачи профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию той или иной темы; способы включения в учебный процесс специально подготовленной информации, обеспечивающей ознакомление учащихся с отдельными функциями профессионального труда и условиями профессиональной деятельности;

·  модернизировать методику преподавания с целью дополнения их конкретными способами и формами организации учебного процесса, в ходе которого учащиеся смогут ближе ознакомиться с отдельными направлениями и способами профессиональной деятельности;

·  изучить литературу об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету;

·  изучить новые педагогические и информационные технологии и технические средства обучения, рассчитанные на обогащение творческого потенциала личности;

·  углубить знания по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Знания элементарных основ биологии необходимы каждому школьнику, так как они являются одним из показателей общей культуры человека. На уроках повторения, систематизации и обобщения изученного материала можно знакомить учащихся со специальностями биологического профиля, которых на рынке труда сейчас очень много, с индивидуально–психологическими качествами и способностями, необходимыми для овладения этими профессиями.

Профориентационная работа при обучении биологии должна быть направлена на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Она должна четко определить два основных момента: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения.

Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6-8 и 9-11 классах

  В качестве примера, подтверждающего выше описанные теоретические положения, можно привести программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6- 8 классах и 9-11 классах.

1. Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6- 8 классах:

·  В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6 класс), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: подобрать названия лекарственных растений, используемых в медицине; определить орган, часть этого растения, которая оказывает лекарственное действие и описать основные способы его применения. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.

·  На уроке по теме “Основные экологические факторы и их влияние на растения” (6 класс) целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля. Можно предложить школьникам попробовать себя в роли лаборантов-экологов, провести лабораторный анализ, воды, воздуха или почвы.

·  При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 класс) можно провести конференцию по теме “Мы и братья наши меньшие”, действующими лицами которой будут специалисты - экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели. Между учащимися распределяются роли, ориентированные на профессию. Цель конференции – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности.

Таким образом, работая в поле, в саду, на пришкольном участке или с микроскопом в классе, школьник приучается к труду, любви к земле, природе, ко всему живому. У него возникает интерес исследователя, а так же формируется профессиональный интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, в том числе экологическим.

·  На уроках, посвященных изучению насекомых можно познакомить учащихся со специальностями, направленными на борьбу с насекомыми-вредителями, насекомыми-переносчиками возбудителями болезней человека (7 класс). Данные занятия можно провести в форме конференции или ролевой игры, где школьникам будет предложено знакомство со следующими профессиями – эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник и др.

·  Заключительный урок по теме “Земноводные” (7 класс) можно провести в форме игры, где примут участие ученики в роли ученых биологов, журналистов, фотокорреспондентов, телеведущих, экологов. Ученые биологи принимают участие в пресс-конференции “Мир земноводных”, специальные корреспонденты готовят репортаж с выставки “Лягушкины рекорды”. Экологи проводят акцию “Не поднимай камень” по охране земноводных, фотокорреспонденты представляют фотовыставку “Амфибии”.

·  При изучении сезонных явлений в жизни птиц (7 класс) можно организовать пресс-конференцию, в ходе которой школьники, выступающие в роли журналистов, задают вопросы орнитологам, ученым-биологам, экологам.

·  Заключительный урок по теме “Питание и здоровье” (8 класс) желательно провести в форме конференции “Особенности рационального и здорового питания” (данную конференцию можно провести также и с учащимися 10 класса). Участниками конференции являются биохимики, врачи, диетологи, историки, химики. Во время конференции обсуждается проблема, возникновения болезней в результате не правильного питания, в итоги участники приходят к выводу, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.

·  Урок по теме “Осанка. Предупреждение плоскостопия” (8 класс) знакомит учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки и развития плоскостопия. В ходе практической работы каждый ученик может выступить в роли исследователя и специалиста по лечебной физкультуре.

·  При изучении темы “Внутренняя среда организма” (8 класс) школьники знакомятся с формами борьбы организма с инфекциями, с наукой иммунологией, с ролью вакцин в профилактике болезней и т.п. На этих уроках можно рассказать учащимся о медицинских профессиях, ориентированных на борьбу с инфекционными заболеваниями.

·  На уроках посвященных оказанию первой медицинской помощи (8 класс) при растяжениях, вывихах, переломах; при кровотечениях; при тепловых и солнечных ударах, школьники отрабатывают навыки доврачебной помощи, приемы реанимации и изучают правила ухода за пострадавшими, которые будут им необходимы в экстремальных жизненных и профессиональных ситуациях.

·  При изучении темы “Кожа” (8 класс) учащиеся знакомятся с основными правилами ухода за кожей, гигиеной одежды и обуви, болезнями кожи. На данных уроках школьникам может быть предложено выступить в роли косметологов, визажистов, аллергологов, модельеров, кож-венерологов и др.

·  В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8 класс) школьники могут провести лабораторные, практические и тестовые работы по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие); изучить свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования; выявить свою работоспособность, причины утомляемости и активизации; исследовать пути становления личности, вида темперамента, особенности характера. В результате проведенных работ школьники могут определить свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы. На заключительном занятии по теме “Кем быть?” определяется социальная и биологическая зрелость учащихся, проводится профдиагностика и профконсультирование. Для желающих более подробно изучить себя и свои способности предлагается посещать занятия соответствующих элективных курсов в 9-11 классах.

2. Программный материал в изложении, которого развивается профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 9-11 классах.

·  При обобщении и систематизации знаний по теме “Основные закономерности наследственности” (9,11 классы) может быть проведен урок с комплексным применением знаний и элементами игры “Генетики бесценные дары”. Школьникам предлагаются проблемные задания по хромосомной теории наследственности, обсуждаются проблемы генома человека и причины необходимости работ по программе “Геном человека”.

·  Урок по теме “Возникновение жизни на Земле” (9, 11 классы) может быть проведен в виде теледебатов, на которых присутствуют историки, ученые, журналисты, археологи, химики и все те, кого интересуют теории о происхождении жизни на Земле. Дебаты проходят между двумя лагерями: скептики и оптимисты.

·  В рамках изучения темы “Возникновение и развитие жизни на Земле” старшеклассникам можно предложить разработать учебный проект “Лента времени”. Содержание учебного проекта направлено на активизацию познавательного интереса, интеллектуальных и исследовательских умений и навыков, поиск наиболее эффективных способов анализа общего хода развития жизни на Земле, создание представления о “ленте времени”.

·  При изучении темы “Антропогенез” (11 класс) может быть организован урок-спектакль “Как появился человек?”. Этот урок производит на учащихся огромное эмоциональное впечатление и создаёт у них ощущение непосредственного участия в историческом процессе развития науки. Во время спектакля формируются убеждения в познаваемости мира и уверенность в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи. Старшеклассники знакомятся с биографическими данными выдающихся учёных. В ходе обсуждения спектакля ученики раскрывают значение научных представлений о происхождении человека и сопоставляют идеалистический и материалистический взгляд на проблему.

·  При закреплении учебного материала по теме “Экология” (11 класс) может быть проведен интегрированный урок по теме “Экологические проблемы мира” в форме деловой игры — “заседания ученого совета”, на которой обсуждается вопрос о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду планеты. Ученики определяют пути решения экологических проблем. Через игровую форму формируется экологическая позиция школьников.

Уроки биологии обладают большими и разнообразными возможностями для формирования профессиональной мотивации школьников.