Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
Шенкевич Галина Борисовна, педагог дополнительного образования
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цели и задачи программы
Цель:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи:
привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
научить правильно оформлять результаты работы, защищать.
Содержание программы первого года обучения. Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".
Первый год обучения.
Тема | Всего часов | В том числе | |||
теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | ||
1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
|
|
2.Определитель флоры и фауны | 12 | 1 | 3 |
| 8 |
3.Гербарий растительности | 10 | 1 | 5 |
| 4 |
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края | 14 | 3 | 7 |
| 4 |
5.Особо охраняемые территории Приморского края | 14 | 4 | 6 |
| 4 |
6.Экофакторы и среды жизни | 48 | 12 | 16 | 16 | 4 |
7.Биоценоз и экосистемы | 24 | 8 | 8 | 4 | 4 |
8.Популяции | 12 | 6 | 6 |
|
|
9.Биосфера | 6 | 3 | 3 |
|
|
10. Заключительное занятие | 2 |
| 2 |
|
|
ИТОГО: | 144 | 39 | 57 | 20 | 28 |
Вводное занятие
2 ч. (1/1/-/-)
Теор. часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Определители флоры и фауны
12 ч. (1/3/-/8)
Теор. часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
Гербарий растительности
10 ч. (1/5/-/4)
Теор. часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования