logo
Методичка по методике обучения биологии

Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"

Шенкевич Галина Борисовнапедагог дополнительного образования

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Цели и задачи программы

Цель:

Задачи:

Содержание программы первого года обучения. Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".

Первый год обучения.

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

исслед. деят-ть

экскурсии

1.Вводное занятие

2

1

1

 

 

2.Определитель флоры и фауны

12

1

3

 

8

3.Гербарий растительности

10

1

5

 

4

4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края

14

3

7

 

4

5.Особо охраняемые территории Приморского края

14

4

6

 

4

6.Экофакторы и среды жизни

48

12

16

16

4

7.Биоценоз и экосистемы

24

8

8

4

4

8.Популяции

12

6

6

 

 

9.Биосфера

6

3

3

 

 

10. Заключительное занятие

2

 

2

 

 

ИТОГО:

144

39

57

20

28

Вводное занятие

2 ч. (1/1/-/-)

Теор. часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Определители флоры и фауны

12 ч. (1/3/-/8)

Теор. часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.

Гербарий растительности

10 ч. (1/5/-/4)

Теор. часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.