Задания для самоконтроля
Дайте определение ключевым терминам изученного модуля.
Составьте план ответа на любой из предложенных вопросов, не заглядывая в учебник и конспекты.
В чем прослеживается преемственность в изучаемых понятиях 9-11классах?
Задание для самостоятельной работы студента:
Вид деятельности | Продукт |
Сформулируйте цель изучения модуля и выделите наиболее значимые для Вас вопросы | Конспект |
Составьте карту компетенций, освоенных при изучении модуля | Карта компетенций |
Заполните лист мониторинга формирования профессионально-субъектной позиции | Лист мониторинга |
СЕМЕСТР 8.
МОДУЛЬ 9. Профессиографическая деятельность учителя биологии
Тема 57. Профессиографическая деятельность учителя биологии
Цель занятия: знать сущность и уметь выполнять деятельность учителя биологии.
Мотивационное обоснование темы: профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы позволяет осознанно и компетентно относиться к содержанию деятельности учителя
Вопросы семинара
1. Должностные обязанности.
2. Классификация профессий.
3. Профессиографический анализ профессиональной деятельности
4. Подходы к оцениванию педагогической деятельности Квалификационная характеристика учителя биологии
5.Профессиографическая деятельность школьного учителя биологии. Функции учителя биологии (информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, организационная, исследовательская).
Ключевые термины: Профессиографическая деятельность
Базовая информация
Должностные обязанности
Должностные обязанности – это отображение трудовых функций в нормативных актах (технических, технологических документах, инструкциях), устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы, "неписаных правилах", которые считаются в данной группе чем–то само собой разумеющимся и характеризуют общественное мнение, и т.п.
Но нормативные акты, предписания, рекомендации строятся не всегда с полным учетом реальности, поэтому на деле система обязанностей не обязательно совпадает с системой фактических функций человека в труде.
Прогресс труда, его средств сопряжен с постоянным перераспределением (стихийным или проектируемым) функций между работником, его помощниками и техническими средствами труда.
Трудовую функцию, переданную от человека техническому устройству, уже неуместно продолжать называть собственно трудовой, поскольку труд есть специфически человеческая деятельность, предполагающая сложную, в частности, сознательную регуляцию и юридическую ответственность. Паровой молот не трудится, а функционирует, реализует рабочую функцию. Но в то же время любая "отнятая" у человека функция – в прошлом трудовая – продолжает быть совершенно необходимой в том комплексе, который человек же и создал.
Строго говоря, функцию средства труда нельзя уже определять через понятие "активность" или даже "процесс".
То, что сегодня является трудовой функцией, завтра может быть передано техническому средству труда.
Функцию средства труда определяют как снятие ограничений и увеличение возможностей человека (или группы) как субъекта труда при достижении целей в определенных обстоятельствах.
Эргатические функции реализуются на трудовом посту.
Под трудовым постом понимают ограниченную вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированную область приложения сил человека, рассчитанную на создание чего–либо ценного для общества – материальных объектов (вещей), информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов. Трудовой пост – одна из форм существования профессии.
Смешение трудового поста с его подсистемами – рабочим местом, а также узкое понимание самого рабочего места только как единственного «островка» в физическом пространстве могут привести к деловым осложнениям и недоразумениям.
Рабочее место – 1) часть функционально–производственного пространства, приспособленная для выполнения работником производственного задания или исполнения должностных обязанностей; 2) комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Понятие «место работы» как ограниченное физическое пространство, во многих профессиях существует условно, а «стол – стул – шкаф», которыми, например, педагог располагает «на работе» – это только малая часть его подлинного рабочего места, или, точнее, рабочей зоны.
Итак, трудовой пост – это не то, что можно очертить конкретно, но некоторое социально фиксированное многомерное разно– и много– признаковое системное образование, основными составляющими которого являются:
• заданные цели, представления о результате труда;
• заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, и любая система, например, биологическая, техническая или неживая природная, социальная, знаковая, понятийная, художественно–эстетическая);
• система средств труда (в зависимости от предмета они различны, начиная от игрушечных весов, посредством которых воспитатель детского сада, выполняя свои трудовые функции, вовлекает детей "поиграть в магазин", и заканчивая современными автоматизированными средствами управления производственными объектами, процессами, скажем, управления энергосистемой района, сортировочной горкой железнодорожного узла, воздушным движением аэропорта и т.п.);
• система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
• система прав работника (на справедливую и своевременную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни условия работы и другие в соответствии с существующим трудовым законо-дательством);
• производственная среда (предметные, информационные, социальные условия труда).
Рабочее место как элемент среды включает определенным образом организованные средства, условия и предметы труда.
Классификация профессий. По современным данным, число профессий превышает пятьдесят тысяч, и это число продолжает расти. Как же ориентироваться в этом сложном и многообразном мире профессий? Надежным ориентиром служит классификация профессий.
По требованиям, предъявляемым профессией к работнику, К.М. Гуревич выделил три типа профессий:
– профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;
– профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности (инженер–конструктор, психолог, учитель);
– профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, – балерина, спортсмен, космонавт).
Очевидно, что в процессе поиска соответствия между человеком и профессией необходимо применять как методы профессионального отбора, так и профессионального подбора.
В настоящее время наиболее известной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым (известным российским психологом, доктором психологических наук, специалистом в области психологии труда). В основу классификации положены следующие критерии (предмет труда, его цели): средства и условия.
По предмету труда (по А.Н. Леонтьеву) все профессии подразделяются на:
• биономические (природа – «живая» природа или биологические объекты);
• техномические (техника – машины, механизмы, материалы, различные виды энергии);
• сигномические (знаки – различные информационные системы, цифры, формулы, тексты);
• артономические (художественные образы);
• социономические (взаимодействие людей).
Классификация профессий по Е.А. Климову
В соответствии с указанными объектами труда Е.А. Климов выделяет пять сфер (типов) профессиональной деятельности человека (рис. 2).
Рис. Типы профессий по Е.А. Климову
Типы профессий (по Е.А.Климову):
1. "Человек – Природа" (Ч – П),
2. "Человек – Техника" (Ч – Т),
3. "Человек – Человек" (Ч – Ч),
4. "Человек – Знак" (Ч – З),
5. "Человек – Художественный образ" (Ч – Х).
В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по целям (второй ярус):
– гностические профессии (Г);
– преобразующие (П);
– изыскательные (И).
Целью труда здесь являются профессиональные задачи. Для гностических профессий это задачи: распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить; для преобразующих – обработать, упорядочить, организовать, воздействовать; для изыскательных – изобрести, приду-мать, найти новый вариант.
По признаку основных орудий в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (третий ярус):
– профессии ручного труда (Р);
– профессии машинного труда (машины с ручным управлением используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т. д.) (М);
– профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А) (операторы машин с числовым программным управлением и т. д.);
– профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):
– работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
– работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД;
– работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);
– работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь.
Формула профессии в простейшем варианте может состоять из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип; 2) класс; 3) отдел;
4) группу профессий (здесь очень важно не путать порядок позиций).
Так, литер П ("природа") в первой позиции означает тип "Человек – природа", а во второй позиции – класс преобразующих профессий.
Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: оператор вычисли-тельных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д.
Понятно, что пятичленное деление огромного множества таких сложных многопризнаковых объектов, как профессии, специальности, занятия – некоторое существенное огрубление описы-ваемой действительности: нельзя распределить строго по пяти типам, а также классам, отделам, группам все интересующее нас множество – мир профессий очень велик. Но ограниченное коли-чество типов профессий удобно как средство предварительной (обзорной) ориентировки в огромном числе видов человеческой деятельности.
- Факультет социальной работы и клинической психологии
- Волгоград 2012
- Содержание
- Семестр 3. Модуль 1.
- Тема 1. Теория и методика обучения биологии как педагогическая наука.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 2. Методология теории и методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 3. Закономерности и принципы методики обучения биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация Задания для самоконтроля
- Тема 4. Этапы становления и развития методики обучения биологии (в конце XVIII и начале XIX в.). Развитие поливариативности школьного естественнонаучного образования в начале XX в
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 6. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 7. Cодержание и структура предмета «Биология» в средней школе.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 8 . Современные тенденции развития школьного биологического образования. Государственный образовательный стандарт общего среднего
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 10 Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 12. Интерактивные методы в обучении биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 13. Материально-техническое оснащение процесса обучения биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 14. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Тема 16. Методика проведения лабораторного урока. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 17. Домашние работы по биологии. Методика проведения
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов:
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 18. Методика наблюдений и самонаблюдений при изучении биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 19. Организация внеурочной работы по биологии. Внеклассные
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении биологии
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 22. Виды, методы и формы контроля уровня подготовки учащихся
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Требования к тесту
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 24. Самооценка и развитие рефлексии при обучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 25. Егэ по биологии.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Часть 3 (с) включает 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня сложности..
- 10. План варианта ким.
- 14. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии с учетом результатов проведения егэ.
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 26. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 27. Воспитание в биологическом образовании. Методика
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 28. Формирование научной картины мира, гигиеническое
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 31. Педагогическое сопровождение процессов социализации и
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 32. Итоговое занятие по модулю.
- Вопросы итогового занятия:
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 35. Анализ авторских образовательных программ по биологии
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Методика нестандартного урока
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 36. Итоговое занятие по модулю
- Задания для самоконтроля
- Уровни проблемного обучения
- Задания для самоконтроля
- Темы рефератов
- Тема 39. Технология обучения как учебного исследования.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Классификация исследовательских работ учащихся
- Задания для самоконтроля
- Тема 40. Проектная технология.
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Пример 2. Гельнур Нурулловна Сабитова рассказывает об обобщающим проектном уроке по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 41. Икт-технологии. Технологии актуализации потенциала субъектов
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 43. Встреча с Заслуженным учителем России – учителем биологии.
- Задания для самоконтроля
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Тема 48. Учебно-воспитательное значение курса «Окружающий мир»
- Вопросы семинара
- 3. Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Базовая информация
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Рекомендуемая литература
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 49. Методика изучения анатомо-морфологического содержания (раздел
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Тема 50. Методика формирования физиологических понятий при изучении
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 51. Методика формирования систематических и экологических
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 52. Раздел «Животные» Разделы «Живой организм» и «Многообразие
- Вопросы семинара
- Базовая информация
- Анкетирование учащихся 8-9 классов, включённых в систему
- Задания для самоконтроля
- Темы для рефератов
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Тема 56. Итоговое занятие по модулю
- Вопросы итогового занятия
- Ведущие цели предмета «Окружающий мир»
- Задания для самоконтроля
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности
- Задания для самоконтроля
- Процесс развития профессиональной компетентности учителя
- Задания для самоконтроля
- Тема 59. Рефлексия учебно-педагогического опыта. Итоговое занятие по
- Вопросы итогового занятия
- Задания для самоконтроля
- Учебные практики
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Сравнение с классно-урочной системой обучения
- Лекционно-семинарская система обучения в школе
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задания для самоконтроля
- Задание для самостоятельной работы студента:
- Ответы кроссворда
- 3 Курс 6 семестр
- 4 Курс 8 семестр
- Литература
- Приложение
- Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"
- Авторская общеобразовательная программа биологического кружка
- Авторская программа биологического кружка "Цветоводство"
- Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" Устюжанина Наталья Юрьевна, зам. Директора
- Тема 1. Общие сведения. (3 часа)
- Авторская программа кружка "Юный эколог–исследователь"
- 4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края
- 6 Ч. (1/2/-/3)
- 2. Исследовательская деятельность
- 3. Проектная деятельность
- 6. Антропогенные воздействия на биосферу
- 6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
- Авторская программа "Человек и природа" Себельдина Наталья Николаевна, учитель биологии“ у природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
- Цель курса
- Основные задачи программы.
- Область применения программы
- Организация работы
- Ожидаемые педагогические результаты
- Учебно- методический комплекс
- Модель урока
- «Человек и природа» по рассказу в.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Модель урока
- «Путешествие в мир природы и мир поэзии»
- Анализ педагогической ситуации
- Анализ темы
- Выбор цели и задач урока
- Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
- Ход урока
- Слайд 3: вирусы
- Слайд 4: бактерии
- Слайд 5-7: простейшие
- Слайд 8-13: грибы
- Слайд 14: лищайники
- Слайд 15: классификация растений Слайд 16: водоросли
- Слайд 17: мхи, плауны
- Слайд 18: хвощи, папоротники
- Слайд 19-20: удивительные растения (Раффлезия Арнольди, секвойя)
- Слайд 21: жизненные формы высших семенных растений Слайд 22-24: голосеменные
- Слайд 25: водные растения
- Слайд 26: хищные растения
- Слайд 27-28: однодольные – злаки, лилейные
- Слайд 29-33: семейства двудольных растений
- Слайд 34-51: беспозвоночные животные
- Слайд 52-56: рыбы
- Слайд 57-58: земноводные
- Слайд 59-63: пресмыкающиеся
- Слайд 64-66: птицы
- Слайд 67-68: вымершие звери
- Слайд 74: крупные сухопутные млекопитающие
- Слайд 75: медведь, кошка
- Слайд 76: приматы
- Федеральный уровень
- 3.2.Государственный стандарт общего образования