logo search
Методичка по методике обучения биологии

Задания для самоконтроля

1. Чем различаются понятия «учебно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская деятельность»?

2.Когдаможно вводить элементы исследовательской деятельности на уроках биологии?

3. Назовите исследовательские умения, которые можно сформировать при изучении биологии.

Задание для самостоятельной работы студента:

Вид деятельности

Продукт

Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь

Терминологический словарь

Предложите план-конспект темы исследовательской работы с обоснованием возраста ученика, методик, этапов исследования, вида представления результата

План-конспект

Подготовьте кроссворд то теме модуля

Кроссворд

Тема 62. Методика использования элементов лекционно-семинарской

системы в старшей школе.

Цель занятия: уметь использовать элементы лекционно-семинарской

системы в старшей школе.

Мотивационное обоснование темы: владение методикой использования элементов лекционно-семинарской системы при обучении биологии в старшей школе отражает сформированность профессиональных компетенций будущих учителей биологии.

Вопросы семинара

1. Сравнение лекционно-семинарской с классно-урочной системой обучения

2. Принципы учебно-воспитательного процесса старшей школы в условиях лекционно-семинарской системы обучения

3. Лекционно-семинарская система обучения в школе- преимущества, цель, задачи, организация

Ключевые термины: лекция, семинар

Базовая информация

В современный период модернизацию классно-урочной системы обучения осуществил учитель из Одесской области Н. П. Гузик. Он назвал ее лекционно-семинарской, хотя вернее было бы назвать лекционно-лабораторной. Прообразом разработанной им системы обучения была бригадно-лабораторная. Учитель подает учащимся материал большими блоками, в каждый из которых входит одна крупная или несколько мелких тем. Это позволяет учащимся познать причинно-следственные связи во всем комплексе явлений по данной теме. На втором уроке учитель ведет вторичный разбор все той же темы, включая в лекцию элементы беседы, демонстрирует учебный эксперимент и учебный кинофильм. Учащиеся постигают логику раскрытия темы и записывают в тетради основные мысли, формулы и расчеты. Следующие четыре урока отводятся на лабораторные занятия, на которых они самостоятельно прорабатывают тему.

Задания даются учащимся дифференцированно по трем вариантам. Учащиеся знакомятся со всеми тремя вариантами и сами выбирают тот, с которым, по их мнению, они справятся в отведенное время. Учитель оказывает помощь учащимся во время работы. Последний по теме урок является зачетным.

Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Основные требования к лекции:

научность; идейность; доступность; единство формы и содержания; эмоциональность изложения; органическая связь с другими видами учебных занятий - семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и др. Эти требования к лекции реализуются, в частности, с помощью лекционных демонстраций - наглядного показа скрытых, быстро или медленно протекающих процессов. Типы лекций:

1) в зависимости от места в теме - вводные, основные (обучающие), заключительные.

2) по воздействию на слушателей - информационные (для специалистов), убеждающие, призывающие, комбинированные.

3) в зависимости от языка и характера лектора (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) - а) спокойная, плавная, монотонная, убаюкивающая, неторопливая характерна для сангвиника; б) эмоциональная, полемическая, взрывная, захватывающая, будоражащая свойственна холерику; в) комбинированная (плавно-эмоциональная).

4) в зависимости от состава слушателей (аудитории) - академическая, учебная (для школы), учебно-методическая, научно-популярная (для трудовых коллективов).

5) в зависимости от степени сложности и проблемности -

а) проблемная (вопросно-ответная, диалогическая в форме беседы);

б) непроблемная (монологическая с односторонней связью).

6) в зависимости от логического построения: индуктивная (открывающая новое, неизвестное), дедуктивная (подтверждающая известное), традуктивная (индуктивно-дедуктивная, комбинированная).

7) контакт лектора со слушателями устанавливается путем -а) использования разнообразных средств наглядности - иллюстративные, натуральные, технические; б) рационального использования доски (рисунки, схемы, формулы, примеры, малопонятные и незнакомые слова, термины, словосочетания и т.д.); в) создания проблемных ситуаций при помощи вопросно-ответной (индуктивной, открывающей, творческой) формы преподнесения учебного материала; г) шутки-разрядки, связанной с темой лекции; д) сочетания с другими методами, приемами; е) приведения оригинальных фактов, примеров.

8) восприятие лекции - а) невнимательно, рассеянно слушать -усвояемость не более 5-10%; б) внимательно слушать - усвояемость 10-20%; в) внимательно слушать и конспектировать - усвояемость 20-40% и более; г) внимательно слушать, конспектировать, бегло просматривать и анализировать в тот же день в течение 15-20 мин -усвояемость максимальная, не менее 70-80%.

9) манера поведения лектора при чтении лекции - а) рассеянно, мало кого замечая и никого не выделяя, смотрит, точнее скользит своим взглядом по лицам слушателей; б) словно приклеившись, неотрывно, неизвестно почему смотрит на одного (чаще одну) слушателя; в) воззрившись своим взглядом в потолок, отрешившись от своих слушателей (аудитории); г) от начала и до конца читает весь текст своей лекции, ни на секунду не отрывая от нее глаз; д) сочетает краткое зачитывание основных мыслей и положений с комментариями и вопросами (беседой) к слушателям.

Семинар (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа) - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами. Существует 3 основных типа семинаров:

  1. Семинары, способствующие углублённому изучению определённого систематического курса.

  2. Семинары по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса.

  3. Семинар (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой.