logo search
Методичка по методике обучения биологии

Задания для самоконтроля

1. В чём состоит преимущество лекционно-семинарская система обучения в школе?

2. В чём заключается специфика школьных лекций?

3. Назовите различие между классно-урочной и лекционно-семинарской системой обучения.

Задание для самостоятельной работы студента:

Вид деятельности

Продукт

Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь

Терминологический словарь

Методика проведения урока-лекции (на конкретном примере).

План-конспект урока-лекции

Подготовьте перечень тем, при изучении которых можно ввести элементы лекционно-семинарской системы обучения.

Перечень тем

Тема 63. Современные проблемы методики обучения биологии.

Цель занятия: знать современные проблемы методики обучения биологии и уметь их преодолевать их на практике.

Мотивационное обоснование темы: понимание современных проблем методики обучения биологии и умение находить адекватные решения необходимо будущему учителю биологии как для формирования профессиональных компетенций, так и для будущей практической деятельности.

Вопросы семинара

1.Тенденции развития биологического образования в XXI веке.

2. Современные проблемы методики обучения биологии.

3. Методические рекомендации для учителей по формированию логических приемов в составе методов обучения биологии

Ключевые термины: экологизация, гуманизация, фундаментализация, вариативность.

Базовая информация

Современное состояние теории и методики обучения биологии определяются такими тенденциями, как интеграция, экологизация, гуманизация, фундаментализация, вариативность, технологизация, интенсификация. Современная теория и методика обучения и воспитания биологии – это наука, интегрирующая методологические, психологические, педагогические и специальные предметные биологические знания. Обновление целей и содержания биологического образования, рост потока научной информации, динамично изменяющиеся условия педагогической практики определяют направления развития теории и методики обучения и воспитания биологии. Исследования в области теории и методики обучения и воспитания биологии направлены на разработку методологических и теоретических основ биологического образования, на создание высокоэффективных методик и технологий обучения биологии. Социально-педагогический подход рассматривается как фундаментальная стратегия в исследованиях проблем биологического образования.

При рассмотрении современных проблем методики обучения биологии следует учитывать, что:1) изменения обусловлены переходом на концентрическую систему преподавания биологии, внедрением новых ФГОС: это новые программы, новые учебники. В программах предусмотрено большое количество лабораторных работ, практических работ, наблюдений;

2) современные ученики имеют сейчас больше возможностей для получения информации: большой выбор специализированной литературы, различные компьютерные программы, Интернет-ресурсы;

3) стало иным развитие ребёнка в социуме. Дети стали более самостоятельными и ответственными. Однако, следует отметить, что в настоящее время в школе есть большое количество учащихся с проблемами в обучении.

К современным проблемам методики обучения биологии можно отнести:

Методические рекомендации для учителей по формированию логических приемов в составе методов обучения биологии.

- Для обучения анализу оптимально проводить наблюдение в ходе лабораторной работы, распознавать и определять натуральные объекты природы (живые экземпляры, гербарные образцы), применять работу учащихся в парах.

- Для обучения составлению графической схемы - практические методы, натуральные средства наглядности, работа учащихся в парах.

- Для обучения сравнению - практические методы с использованием натуральной, изобразительной наглядности, или их сочетание, работа учащихся в парах.

- Для обучения умению делать выводы используется демонстрация натуральных и изобразительных средств наглядности при организации фронтальной работы и работы учащихся в парах.

Экспериментальным исследованием доказано, что обучение логическим приемам должно осуществляться постепенно, поэтапно, обеспечивая интенсивное научение на 1-ом этапе, тренировку на 2-ом, и использование логических приемов в качестве инструмента для усвоения знаний - на 3-ем этапе (осуществление контроля за уровнем сформированности логических приемов).