logo search
Методичка по методике обучения биологии

Требования к тесту

ТЕСТ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ

ТЕСТ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ

1. Стандартная инструкция к выполнению (перед первым заданием, до смены типа заданий), слово «инструкция» писать не надо

2. Полная чёткость и ясность текста (не должно быть разночтений).

3. Краткость изложения (6 – 9 слов)

4. Логическая форма высказывания, простая стилистическая конструкция

5. Равная правдоподобность заданий.

5.Дополняющее слово ставится в конце.

6. Задание включает больше слов, чем ответ.

6. Дополняющее слово должно быть единственным

7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

7. Все прочерки должны быть одинаковой длины.

8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.

9. Исключаются лишние слова в задании (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров) и в ответах.

Требования к тестовым заданиям:

- в задания не надо вводить дополнительной инструкции типа «укажите», «выберите»;

- задание должно быть сформулировано утвердительным положением, с которым соглашается или нет испытуемый, а не должно быть вопросом;

- отрицательные ответы типа «не» «все, кроме» дидактически вредны, так как приводят к реверсии запоминания - запомнится неправильный ответ;

- «все перечисленное» тоже не хорошо, особенно, когда встречается в отдельных заданиях – скорее всего это правильный ответ;

- задания лучше делать с несколькими правильными ответами, чем с одним неправильным или ответом – подсказкой;

- шрифтовое оформление: текст задания пишется прописными (заглавными) буквами, варианты ответов – строчными (с заглавной буквы их писать не надо – это продолжение формулировки задания), знаки препинания между заданием и вариантами, между вариантами и после последнего не ставятся.

Располагать задание следует компактнее и максимально удобно для работы (одинарный межстрочный интервал внутри задания; варианты ответов смещаются ближе к центру и не обязательно с одинаковым отступом в разных заданиях).

Нумеровать варианты лучше цифрами.

Выравнивание текста (тестовых заданий и вариантов ответов) следует производить по ширине, а не по левому краю или центру.

Между номером задания и текстом лучше ставить неразрывный пробел   (Ctr+Shf+пробел )

Если текст задания не умещается на одной строке, при форматировании этого абзаца следует делать выступ первой строки на номер (при размере кегля 14 шрифта TimesNewRoman: выступ первой строки будет 0,5 см, если в номере задания одна цифра и 0,8 см, если в номере задания две цифры)

Целесообразно в одном тесте предлагать ученикам различные формы тестовых заданий. Существуют четыре основные формы тестовых заданий.

Тест закрытой формы

Ученик делает выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор. Задания закрытой формы содержат варианты ответа, как правильные, эталонные, так и отвлекающие, «дистракторы». Если «дистрактор» подобран верно, то учащиеся часто выбирают его, давая неправильный ответ. Если ученики не выбирают какой-либо «дистрактор», то это неудачный «дистрактор» и его следует исключать из тестового задания.

В современной дидактике известны такие варианты теста закрытой формы: с одинарной (один правильный ответ), множественной выборкой (несколько правильных ответов), с альтернативным тестовым заданием (выбор ответа из вариантов: да, нет).

Тест открытой формыподразумевает, что ответ учащихся заключается в дописывании ключевого слова в утверждении, что превращает его в истинное или ложное.

Тестовое задание на соответствиесодержит два множества, правый столбик - для выбора (включает на 1-2 элемента больше), левый - для ответа.

Тестовое задание на установление правильной последовательности

Ученик даёт ответ, указывая с помощью нумерации операций, действий или вычислений требуемую заданием последовательность.

Выбор формы тестового заданияобусловлен целями создания теста: определить знания или умения (например, тестовое задание на установление правильной последовательности помогает оценить умения, поскольку выявляет знание алгоритма профессиональных действий), видом контроля (например, тест открытой формы хорош для текущего контроля, поскольку позволяют студенту самостоятельно сформулировать ответ) и содержанием дисциплины.

При проведении тестирования у ученика должна быть в наличии инструкция к выполнению, а учителями должны осуществляться меры, предотвращающие искажение результатов (списывание, подсказку) и утечку информации о содержании тестов.

Оценка тестовдопускает варианты: либо одним баллом оценивается выполнение всего задания и если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9 (полигамическая оценка), либо оценивается каждый правильный ответ баллом.

Соответственно выбранного критерия определяется результат тестирования:

- «удовлетворительно», если обучающийся ответил правильно на 70 -79% тестовых заданий;

- «хорошо» - при 80-89%;

- «отлично» - при 90-100% правильных ответов.

Получив результаты теста, ученик должен иметь возможность проанализировать свои ошибки. Существует большое количество компьютерных программ позволяющих проводить тестирование не только в контролирующем, но и в обучающем режиме (представлен ошибочный ответ ученика и даётся правильный вариант ответа). Если тестирование проводилось на бумажном носителе, ученик должен иметь возможность узнать свои ошибки и получить правильный ответ. Подводя итог проведенного теста, преподаватель рассматривает с учениками типичные ошибки.

Тестирование используют для входного, текущего, рубежного, итогового контроля (выявление теоретических знаний и умений). Наряду с традиционными видами устного контроля (фронтальный опрос; показательный ответ - краткий разбор ответа на вопрос; опрос по цепочке - развернутый ответ на вопрос одного ученика в логической последовательности продолжает следующий ученик с последующим обсуждением;. Возможные варианты использования тестирования:

1) после окончания тестирования (на бумажном носителе) ученикам выдаётся ключ к тесту, и они проводят самопроверку или взаимопроверкус последующим обсуждением результатов;

2) тестированиепроводитсяв виде игры: группа подразделяется на две команды (выбирают название, капитана); у каждого ученика на руках напечатанный экземпляр теста; учитель в произвольной последовательности называет номер вопроса; студент, первый определивший правильный ответ, поднимает руку, при этом если ответ корректный, команде засчитывается балл, если ответ не верный, то право ответа переходит к другой команде.

При подготовке учащихся к экзаменам необходимо учить читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания. Так как интересный глубокий вопрос активизирует внимание, мышление, обеспечивает рефлексию человека, связанную с возможностью или невозможностью найти решение. Важным направлением в процессе подготовки учащихся к экзамену должна стать систематическая работа непосредственно с заданиями в тестовой форме. В первую очередь необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового и повышенного уровня. Для этих целей должны использоваться не только задания в тесовой форме, созданные учителями, но и материалы, рекомендованные ФИПИ. Анализируя конкретные тестовые задания, учителю следует познакомить учащихся с определенными правилами их выполнения. Необходимо обращать внимание школьников на предложенную к заданию инструкцию (важность данного этапа определяется тем, что в КИМах ЕГЭ используется 7 разных типов тестовых заданий); приучать учащихся внимательно читать формулировку задания, добиваясь точного её осмысления.

Методическую помощь учителю и учащимся окажут материалы сайтов ФИПИ (www.fipi.ru)