logo search
Методичка по методике обучения биологии

Задания для самоконтроля

1. Куда должны выходить окна уголка живой природы?

2. Зачем нужен паспорт растений и животных?

3. Как организовать работу учащихся в уголке живой природы?

Задание для самостоятельной работы студента:

Вид деятельности

Продукт

Дать определение ключевым терминам и занести их в словарь

Терминологический словарь

Составить кроссворд по теме занятия

Кроссворд

Подготовьте тест из 10 тестовых заданий по теме модуля

Тест

Тема 47. Школьный учебно-опытный участок

Цель занятия: на основе знания структуры школьного учебно-опытного участка уметь организовать на нём деятельность школьников.

Мотивационное обоснование темы: умение создать учебно-опытный участок и организовать деятельность учащихся на нём будет способствовать интеграции изучения биологии с практической жизнью.

Вопросы семинара

1. Значение школьного учебно-опытного участка.

2. Дидактические и методические требования к организации учебно-опытного участка.

3. Структура учебно-опытного участка (по П.И. Боровицкому и Н. М. Верзилину).

4. Педагогические требования к организации деятельности учащихся на учебно-опытном участке.

Ключевые термины: Учебно-опытный участок

Базовая информация

Учебно-опытный участок

Школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта. Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др. рекомендуется выращивать растения, изучаемые по программе.

На учебно-опытном участке решаются задачи повышения качества обучения, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану, связь теории с практикой, приобретение практических навыков, развитие уч-ся - воспитание трудолюбия, наблюдательности, воли, ответственности... в частности

На учебно-опытном участке проводят занятия - уроки ботаники, зоологии, общей биологии весной и осенью; практические занятия; выполнения сельскохозяйственных занятий с весны по осень, юннатские кружки, внеурочная работа по сбору и заготовке раздаточного и демонстрационного материала

Следовательно эта деятельность должна соответствовать задачам образования, содержанию курсов, связывающим основы науки с сельскохозяйственной практикой

Один из первых учебно-опытных участков - 80-ые 18 в. сад при Петербургском шляхетском корпусе; Раевский в учебнике ботаники рекомендовал и создал ботанический сад при Псковском реальном училище

Требования соответствующего подбора и расположения посадок и посевов растений. В структуре должны быть определенные сектора и делянки, парники и теплица.

Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует:

В разработку структуры учебно-опытного участка и методики вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М.Верзилин, Б.В. Всесвятский, В.А. Матисен, И.Н.Пономарева, Н.А.Рыков, М.В. Сыскова и др.

О структуре участка есть разные точки зрения (апробированы на базе агробиологической станции РГПУ в п.Вырица)

Сейчас пришкольные учебно-опытные участки указанных типов. Биологический отдел имеет участок по ботанике (отделы морфологии, систематики; коллекция "Цветочный календарь", опыты с корневыми системами) и участок по общей биологии (коллекция растений "Критерии вида", "Методы селекции", "Приспособленность"; опыты по естественному отбору, изменчивости, влиянию внешних условий на рост и развитие растений и др.).

В коллекциях и опытах используются культурные растения. Для доказательства общебиологических закономерностей в живой природе и особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуру пришкольного участка был введен новый отдел - отдел экологии. В нем все коллекции и опыты осуществляются на примере местных дикорастущих видов. Например, коллекции: "Страницы Красной книги", "Ранневесенние растения", "Осеннецветущие растения", "Популяции вида", "Жизненные формы", "Экологические группы", "Растения широколиственного леса", "Растения смешанного леса", "Растения темнохвойного леса", "Водные растения"; опыты: влияние различных абиотических и биотических факторов, зарастание дарвиновских площадок, заселение искусственного водоема и др.

Виды деятельности учащихся.: основная в весенний и осенний периоды. Бригады из 4-5 школьников. На каждом отделе учебно-опытного участка дети заняты одинаковыми видами деятельности: обрабатывают почву, выращивают коллекции. Существенную часть составляет опытничество. Опыт ведет группа учеников, но в разное время. Закладывает опыт и подводит итоги вся группа. В летнее время ведется индивидуальная работа, а иногда ее выполняют школьники, отвечающие за другой участок работы. Чтобы все необходимые агротехнические приемы были выполнены в срок, рекомендуется вести дневник опыта - тетрадь, в которой отражают состояние опытных растений. Обычно для краткости записей по каждому опыту составляют табличку с указанием того, что должно быть зафиксировано и в какой срок произведены замеры.

Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры растений, делать выводы.