9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (и. Пригожин, и. Стенгерс «Порядок из хаоса»). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
Современная наука и нерелигиозная философия рассматривают природу как саморазвивающуюся систему, сочетающую случайное с закономерным. При этом делом случая считаются спонтанные нарушения стабильности, влекущие перемены. Закономерен же (но лишь в общих чертах!) процесс восстановления стабильности, создающий и поддерживающий типовые взаимосвязи внутри целостности, преобразованной случайною катастрофой.
Теория самоорганизации называется синергетика (от древнегреческого «συν-ἔργον» – сотрудничество).
Согласно данной теории самоорганизация охватывает все стадии развития от зарождения до исчезновения. Но, как правило, выделяют 3 типа самоорганизации: 1) самозарождение, 2) самоподдержание, 3) самосовершенствование.
Чем выше сложность процесса – тем значительней роль его внутренней самоорганизации, чем проще процесс ‑ тем сильнее он предопределяется извне. Отсюда три типа систем: простые – организуемые извне (до 1 000 элементов), большие - саморегулирующиеся (1 000 -1 000 000 элементов) и сложные – полноценно самоорганизующиеся (более миллиона элементов).
Абсолютное большинство синергетиков склонно отрицать целенаправленность (телеологию) самоорганизации. Они убеждены, что изначально ничего не предопределено (целей природа не ставит) ‑ лишь чисто стихийно из множества возможных вариантов развития осуществляется один (не единственно возможный и не всегда лучший). Если он оказывается тупиковым - самоорганизация либо заканчивается полным крахом-самоуничтожением, либо спонтанно откатывается назад и переходит к другому варианту, действуя методом проб и ошибок. И так до более-менее приемлемого устранения дисбалансов внутри самоорганизующейся системы.
Книга И. Пригожина и его помощницы И. Стенгерс «Порядок из хаоса» (впервые издана по-французски в 1979 г., у нас известна по переводу английского издания 1984 г.) предлагает человечеству новые формы диалога с природой на основе «всеобъемлющей теории изменения».
Авторы доказывают, что представление о природе как о совокупности регулярно повторяющихся процессов верно лишь для временно замкнутых и уравновешенных систем. Но по большому счету все природные системы открыты для внешних воздействий, постоянно теряют равновесие и развиваются, не повторяясь. По этой причине человек должен отказаться от поиска «неизменных законов бытия» и ждать перемен (новаций) не в качестве неизбежных следствий существующего порядка, а в качестве последствий неожиданных вспышек хаоса.
Хоть эта доктрина обосновывается преимущественно примерами из физики, химии, биологии и истории науки, социальные перемены поставлены в тот же ряд – «хаотических флуктуаций в точках бифуркации» (случайных отклонений на пике неустойчивости). Авторы полагают, что индустриальный век привел человечество к глобальной катастрофе и ждут от разгорающегося планетарного кризиса порождения принципиально иной (неиндустриальной) цивилизации, основанной на гуманизме.
Системно-эволюционная парадигма (образцовая методология системного развития) в современном естествознании – это распространение общих принципов теории Дарвина на природу в целом. При этом всем природным процессам приписываются 1) стихийная изменчивость и 2) некая форма наследования качеств прежних систем их преемницами. Мол, в ходе «вселенского естественного отбора» из множества спонтанно порожденных вариантов того или иного явления лучше всего сохраняются и распространяются наиболее приспособленные к Природе в целом. Неприспособленные – быстрее уничтожаются натиском внешней среды. В результате Вселенная становится все более гармоничной, поскольку постоянно нарастает взаимосогласованность ее частей.
10. Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере. Идея коэволюции и проблема устойчивого развития общества и природы (Н. Н. Моисеев «Пути к созиданию»).
Природа в широком смысле – это «весь мир в целом», «все сущее». Она же синоним научных и философских категорий «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». В узком смысле под природой понимают естественную среду обитания человека без социального и духовного окружения. В качестве таковой природа включает воздух, воду, естественные продукты питания и другие натуральные блага, потребляемые человеком. При этом следует иметь в виду, что для существования человека пригоден очень узкий диапазон температурных, атмосферных, радиационных, геомагнитных и иных природных параметров. Незначительное отклонение в ту или иную сторону для нас губительно. За ее пригодность для жизни Землю считают планетой уникальной (единственной в своем роде) или редкой (одной из многих миллиардов).
Биосферой (от древнегреческого «βιος» - жизнь и «σφαῖρα» - сфера, данный термин введен Ламарком) ученые и философы называют естественную природу, формирующуюся без сознательного вмешательства человека. А среду, создаваемую в результате целенаправленных человеческих действий, называют «ноосферой» (от древнегреческого «νόος» - разум и «σφαῖρα» - сфера, данный термин введен Леруа).
Аналогичное деление обнаруживают еще в античные времена. Но максимально пристально взаимодействием биосферы и ноосферы ученые занялись только в начале ХХ века, когда уничтожение природы людьми достигло планетарных масштабов. Учение о биосфере, ноосфере и их взаимодействии создано В.И. Вернадским в 1926 г.
В биосферу («экосферу») включают верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы и всю гидросферу. В биосфере живые организмы («живое вещество») и среда их обитания образуют развивающуюся целостность. При этом живое выступает преобразующей силой. Земная биосфера начала формироваться 500 млн. лет назад. Сейчас в ней около 3 млн. видов растений, животных, грибов, бактерий и насекомых.
Во взаимодействии биосферы и ноосферы выделяют 3 периода:
1) присваивающее хозяйство (собирательство и охота);
2) аграрное общество (доминирование земледелия и скотоводства);
3) индустрия (доминирование промышленного или машинного производства).
Вредные воздействия промышленности требуют соответствующей природоохранной деятельности ‑ что, согласно рекомендациям экологов, должно привести к наступлению четвертого – ноосферного периода в истории биосферы («постиндустриального или технотронного общества»), основанного на безвредных (чистых, экологичных) технологиях, которые необходимо создавать ученым и инженерам.
Коэволюция – это теория совместной эволюции биологических видов и природы в целом. Только такое развитие имеет долгосрочную перспективу в условиях единства биосферы, отказ же от коэволюции чреват скоротечною катастрофой. Современная философия усматривает в гипертрофированном росте индустрии смертельную угрозу всему живому и убеждает людей объединиться для создания такой высокоморальной системы взаимодействия с природой («этносферы»), при которой гармоничное сосуществование всех видов будет способствовать сохранению и развитию каждого из них.
С конца ХХ века многочисленными международными договорами закрепляется доктрина «устойчивого развития» (sustainable development), впервые провозглашенная на экологическом Конгрессе в Рио-де-Жанейро 1992 г. Стратегия устойчивого развития включает: 1) минимизацию вредных выбросов, 2) создание безопасных и надежно защищенных производств, 3) переход к использованию возобновляемых ресурсов и рационализацию использования невозобновляемых, 4) прекращение войн и социальных конфликтов, запрещение ядерного, химического, бактериологического и иного оружия массового поражения с одновременным сокращением иных вооружений; 5) экологическое воспитание и просвещение, 6) интенсификацию международного природоохранного сотрудничества.
Книга академика Н. Н. Моисеева «Пути к созиданию» (1992 г.) – одно из многочисленных произведений данного автора, призывающих человечество сделать очередной эпохальный шаг на пути к торжеству Коллективного Разума. Моисеев считает, что в конце ХХ века индустрия поставила человечества на грань вымирания. И спастись можно только жесткими законодательными и моральными ограничениями всех экологически опасных видов деятельности во всемирных масштабах. Будущее, по мнению ученого, за коэволюцией человечества и природы согласно доктрине универсального эволюционизма. Если же вместо достижения разумного сосуществования с природой люди продолжат эгоистическое покорение планеты, навязывая биосфере собственную логику, ‑ вымрем, как динозавры. Отсюда важнейшая задача ученых – всемерное экологическое просвещение землян.
- 1. Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.
- 2. Происхождение философии, ее предмет и основные проблемы.
- 3. Структура философского знания. Функции философии, ее взаимосвязь с наукой, искусством, религией.
- 4. Основные этапы развития античной философии. Доклассический период в древнегреческой философии (Милетская школа, Гераклит, элейская школа).
- 5. Основные идеи классического периода древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
- 6. Основные проблемы и идеи в философии средневековой Европы.
- 7. Философская мысль эпохи Возрождения: натурфилософия, гуманизм, неоплатонизм. Социально-политические идеи представителей Возрождения.
- 8. Философия Нового времени в ее взаимосвязи с наукой. Проблема метода в новоевропейской философии.
- 9. Философский материализм и социально-политические идеи в философии XVIII в.
- 10. Основные достижения немецкой классической философии (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах).
- 11. Особенности классической и постклассической философии Западной Европы.
- 12. Философия иррационализма (а. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше).
- 13. Становление и развитие философии марксизма. Диалектика и материализм.
- 14. Позитивистская традиция в западной философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивим).
- 15. Феноменология и экзистенциализм.
- 16. Современная религиозная философия: неотомизм, персонализм.
- 17. Новейшие направления современной западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.
- 18. Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство (е. Полоцкая, к. Туровский), Ренессанс и Просвещение (ф. Скорина, с. Будный, с. Полоцкий, к. Лыщинский и др.).
- 19. Философские идеи и развитие белорусского национального самосознания в творчестве я. Купалы, я. Коласа, м. Богдановича, и. Абдираловича-Канчевского.
- 20. Социально-политические идеи русской философии (славянофилы и западники).
- 21. Русская религиозная философия хiх-хх вв. (в. Соловьев, н. Бердяев и др.) и русский космизм (н. Федоров, в. Вернадский и др.).
- 22. Онтология как философское учение о бытии. Понимание бытия в классической и неклассической философии.
- 23. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 24. Системно-структурная организация, движение и развитие как атрибуты материи.
- 25. Основные концепции пространства и времени.
- 26. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Концепция глобального эволюционизма.
- 27. Принципы, законы и категории диалектики.
- 28. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.
- 29. Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в развитии общества. Понятие коэволюции.
- 31. Основные концепции антропогенеза (креационистская, эволюционная, игровая, трудовая и др.).
- 32. Биологические, социальные и экзистенциальные (проблемы смысла жизни, смерти, бессмертия) аспекты человеческой жизни.
- 33. Понятие сознания. Основные традиции исследования сознания в классической и постклассической философии.
- 34. Природные и социокультурные факторы становления сознания.
- 35. Отражение как всеобщее свойство материи. Качественное изменение форм отражения в эволюции материи.
- 36. Сознание, язык, мышление и речь, их взаимосвязь.
- 37. Структура и функции сознания. Сознание и бессознательное. Феномен самосознания.
- 38. Понятие познания. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Субъект и объект познания.
- 39. Структура познавательного процесса. Чувственный и рациональный компоненты познания.
- 40. Понятие истины. Основные концепции истины. Абсолютная и относительная истины, конкретность истины, заблуждение и ложь.
- 41. Понятие практики. Функции практики в познании. Техническая деятельность как форма практики.
- 42. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Специфика научного познания.
- 43. Историческое развитие научного знания: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 44. Уровни и формы научного знания. Понятие метода. Эмпирические, теоретические и общелогические методы научного познания.
- 45. Научные революции, их типы и роль в научном познании.
- 46. Специфика познания социальной реальности.
- 47. Общество как система и его структура. Основные подходы в познании общества (марксистский подход, концепция социального действия, структурный функционализм, теория коммуникативного действия).
- 48. Власть, политика и государство. Основные признаки, исторические типы и формы государства.
- 49. Идеология в жизни общества. Особенности идеологии современного белорусского государства.
- 50. Источники, движущие силы и субъекты исторического развития общества.
- 51. Линейные и нелинейные модели исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к истории.
- 52. Понятие и типы цивилизации в истории общества. Пути развития восточнославянских народов и диалог культур в условиях глобализации.
- 53. Научно-технический прогресс. Индустриальное и постиндустриальное общества. Основные черты информационного общества.
- 54. Общественный прогресс и его исторические типы. Критерии прогресса.
- 55. Глобальные проблемы современности и возможности их решения.
- 56. Понятие культуры, ее структура, функции и тенденции развития. Основные философские подходы к изучению культуры (аксиологический, семиотический, игровой и др.)
- 1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель «Метафизика»).
- 2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.
- 4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.
- 5. Предмет, социокультурный статус и функции философии.
- 6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (д. Дж. Гросс «Грядущие революции в фундаментальной физике»).
- 8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (и. Пригожин, и. Стенгерс «Порядок из хаоса»). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (ф. Энгельс «Диалектика природы»).
- 12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.
- 13. Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (в. С. Степин об «универсальном эволюционизме»).
- 14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.
- 15. Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (а. Печчеи «Человеческие качества»).
- 16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.
- 17. Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.
- 18. Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.
- 19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.
- 20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.
- 21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.
- 22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 23. Основные стратегии исследования социальной реальности (к. Маркс Предисловие «к критике политической экономии»).
- 24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 25. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 26. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.
- 27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»).
- 29. Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси.
- 30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
- 31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.
- 32. Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.
- 33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.
- 34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.
- 35. Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.
- 36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.
- 37. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.
- 38. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (т. Кун «Структура научных революций»). Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.
- 40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (л. Фон Берталанфи про «общую теорию систем»). Становление нелинейной методологии познания.
- 41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 42. Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний.
- 43. Информационные технологии в современном научном познании.
- 44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.
- 45. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
- 46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 48. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественнонаучного познания (в. Гейзенберг «Шаги за горизонт»).
- 51. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (в. С. Степин об «исторических типах научной рациональности»).
- 52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (в. Г. Горохов «Основы философии техники и технических наук»).
- 53. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.
- 54. Новые направления развития науки в ххi веке и их социальное значение.
- 55. Инновационная институализация современной науки.
- 56. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (х. Ленк об «ответственности в техническом прогрессе»).
- 57. Становление техноструктуры хх в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 58. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.
- 59. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.