logo
ккккк

11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (ф. Энгельс «Диалектика природы»).

Динамику бытия раскрывают категории «движение» и «развитие».

Движение – это любое изменение состояния (количества, качества, отношений, связей, действий и т.д.), но прежде всего пространственно-временных характеристик. По Энгельсу движение в широком смысле – способ существования материи. Развитие – изменение усложняющее и обогащающее. Развитие обычно признается необратимым. Покой – это отсутствие движения, он считается относительным и временным, а движение универсальным и постоянным (Вселенная всегда в движении, и в ней очень многое движется каждый миг).

Формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направленности движения его формы таковы: круговорот (застой), восхождение (прогресс), нисхождение (регресс), колебание или единство восхождения и нисхождения. Аналогичные виды развития: прогрессивное, регрессивное, стабильное или нейтральное, а также революционное (бурное) или эволюционное (плавное, постепенное). Формам движения свойственно превращаться друг в друга, а низшим формам – подготавливать-обуславливать появление высших форм.

Диалектика в современной отечественной философии – наиболее полное и всестороннее учение о развитии, объединяющее:

1) динамику бытия (объективную диалектику - онтологический аспект),

2) методологию развития познания (субъективную диалектику – гносеологический аспект);

3) сущностные взаимосвязи явлений и понятий (диалектическую логику – логический аспект).

Во всех случаях диалектика основана на противоборстве двух противоположных тенденций или мнений. Ее важнейшие принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи. Диалектический процесс в соответствии с учением Гегеля описывают триадой категорий: тезис – антитезис – синтез.

Основные законы диалектики, сформулированные Энгельсом в «Анти-Дюринге» и «Диалектике природы», таковы:

1) закон единства и борьбы противоположностей (противоречия источник саморазвития – пример любая конкуренция, вынуждающая поднапрячься);

2) закон взаимопорождения количественных и качественных изменений (количественный рост скачкообразно изменяют качество, а качественные изменения меняют количественные характеристики – подкрепляется примерами типа превращения воды в лед или пар при уменьшении или увеличении температуры, а также зависимостью химический свойств вещества от атомарного веса и количества атомов в молекуле);

3) закон отрицания отрицания (двойное отрицание дает развитие по спирали, повторение изначального на более высоком уровне – пример: зерно – колос (отрицание зерна) - много зерен (отрицание колоса или отрицание отрицания); первобытный коммунизм – частная собственность – промышленный коммунизм.

Книга Ф. Энгельса «Диалектика природы» (1873-1886 гг.) – одно из основополагающих произведений марксизма. Автор планировал дать целостную картину развития мироздания от простейших механических форм до сложнейших социальных, но успел написать лишь 10 отдельных статей-глав и около 170 небольших фрагментов. В них наибольшего внимания достойны:

- общие характеристики материалистической диалектики, как теории развития и всеобщей взаимосвязи, и противопоставление ее механистическим и мистическим мировоззрениям;

- три вышеизложенных закона диалектики;

- классификация наук в соответствии со сложностью изучаемых ими форм движения;

- объявление «работы=энергия*время» основной мерой движения;

- предсказание ведущей роли электричества в последующем развитии производительных сил;

- определение жизни как формы существования белковых тел;

- обоснование решающей роли труда в превращении обезьяны в человека.