60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.
Глобализация – всемирный процесс упрочения взаимосвязей и усиления взаимозависимостей на планете Земля, обусловленный ростом человеческого могущества и всесторонней интеграцией мирового сообщества. Глобализация ярче всего проявляется в формировании единого мирового рынка, всеобщей финансовой системы и всемирной системы разделения труда, а также в создании авторитетных международных организаций, доминировании интернациональной поп-культуры и мирового профессионального спорта, расцвете международной преступности и терроризма.
Для изучения глобализации в 90-е годы ХХ века сформирована междисциплинарная наука «глобалистика».
Существенные признаки глобализации:
- высочайшие темпы развитию науки, техники и технологий;
- ориентация на инновации;
- идеал человек-преобразователь;
- подчинение природы человеку;
- прогрессизм;
- ускорение темпов социальных изменений.
Выделяют 3 этапа глобализации:
- 1870-1914 гг. – увеличение доли экспорта и зарубежных инвестиций во всемирных масштабах, а также миграции населения;
- 1950-1980 гг. – еще один быстрый прирост торговых и инвестиционных потоков, но только между развитыми странами, которые все сильней отрывались от развивающихся;
- с 1980 г. – снижение стоимости перевозок, отмена и минимизация госограничений на международный обмен, расширение круга участников глобальных процессов.
Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Всемирная торговая организация (ВТО) больше других структур способствуют глобализации, превращая весь мир в единую финансовую и, как следствие, в единую социально-экономическую систему.
Основные модели и сценарии глобализации:
- техницизм (абсолютный приоритет научно-техническому прогрессу, якобы способному решить порожденные им проблемы);
- антитехницизм (зеленые и прочие антиглобалисты обвиняют технику в главных бедах современного человечества и предлагают запрещать и ограничивать все виды технического воздействия);
- апокалиптика (человечество неизбежно движется к скорому и неминуемому концу – Апокалипсису, предсказанному неоднократно и ожидаемому давно);
- футурологический оптимизм (люди близки к всеобщему взаимопониманию и бесконечной жизни в гармонии с природой и ближними);
- разнообразные сочетания вышеперечисленных моделей (сценариев).
При любом ходе развития основополагающей задачей глобализации считается сохранение человеческого и природного разнообразия, национальной и культурной самобытности всех народов. Кроме того, большое внимание современная философия уделяет преодолению отчуждения человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры.
Основные противоречия глобализации:
- между природой и техникой (биосферой и техносферой);
- между техническим потенциалом (отсутствием теоретических препятствий для совершенствования техники) и ограниченностью имеющихся ресурсов природы и человека;
- между глобальностью стоящих задач и мелкотравчатостью человека, сформированного биологической эволюцией для жизни в маленьких стадах охотников и собирателей;
- между глобальным универсализмом (нивелированием) и национальными, местными, коллективными и индивидуальными особенностями;
- между религиозными и иными культурными традициями разных народов;
- между государствами и транснациональными корпорациями;
- между имущими и неимущими, как внутри стран, так и между странами (что является результатом глобальной дифференциации всего человечества при неравномерном развитии).
В конце XX века стало очевидно, что кроме позитивных социальных последствий (повышения производительности труда, уровня жизни и образования и т.п.) глобализация несет негатив - глобальные проблемы в следующих отношениях:
- во взаимодействии общества и природы (экология, истощение энергетических и иных ресурсов, снижение плодородия почвы);
- внутри общества (социально-политические – война-мир, социально-экономические – нищета, культурные – примитивизм массовой культуры);
- между человеком и обществом (демографические (рождаемость и качество населения), медицинские).
Глобальные проблемы:
- затрагивают все человечество (то есть планетарны), грозят каждому деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования;
- взаимосвязаны и обостряют друг друга.
Любая частная, местная и мелкая проблема легко перерастет в глобальную.
Это «сложный клубок проблем». Потому и решаться они должны комплексно. Для эффективного решения необходимо:
- проводить глобальный мониторинг (наблюдение) и своевременно фиксировать обостряющиеся проблемы;
- усиливать комплексное научное исследование актуальных «проблем и вызовов» с целью выработки всесторонних и действенных рекомендаций;
- своевременно предотвращать и устранять конфликты между регионами, странами, классами, сословиями, партиями, группировками и т.п.;
- не допускать дисбалансов (перекосов) при осуществлении любой деятельности, особенно масштабной;
- повышать уровень моральной ответственности каждого за происходящее на планете.
Общие рекомендации экзаменуемому:
1) Ожидаемый экзаменаторами шаблон ответа таков:
- историко-экономическое введение;
- недлинное, но терминологически насыщенное определение понятий;
- философская история вопроса: античные греки - Средневековье - новое время и просвещение (XVI-XVIII вв.) – немцы-классики ‑ неклассики (чаще всего экзистенциалисты, позитивисты и марксисты) – постклассики (чаще всего методологи-структуризаторы и постмодернисты-скептики (иронизаторы)). Обязательно полагается освещать классический и неклассический этап, сравнивая их между собой (Смотрите ответ на вопрос 11);
- упоминание (перечисление) важнейших проблем;
- классификаторы по видам и разновидностям – желательно подлинней да поподробней.
Сами экзаменаторы редко припоминают все пункты вышеперечисленного плана, а значит, и отвечающие могут упускать неизвестное и забытое. Не надо раскрывать глубин: достаточно слегка навороченных определений в пределах «банальной эрудиции» и перечисления: видов-разновидностей.
2) Всякая «философская» тема так или иначе сводится к взаимодействию человека и мира (субъекта и объекта).
3) Согласие в обществе – для современной философии высшая ценность при рассуждении на любые социальные темы, а, конечном счете, на все возможные темы.
4) Философия для наших экзаменаторов ‑ не поиск истины. И вообще результат их мало интересует, им важен процесс, напоминающий вращение калейдоскопа, – перечисление максимально возможного количества точек зрения (на уровне брендов - ярлычков). И ПОМНИТЕ: нынешние философы ни в чем до конца не уверенны, кроме собственной неуверенности, подаваемой как верх компетентности.
5) Экзаменаторы расценивают нынешний (свой!) этап развития философии как самый насыщенный проблемами, самый толерантный к любым точкам зрения, самый взвешенный и самый экологически острожный.
6) Любой предмет (тему) лучше всего раздваивать на процесс изучения самого предмета и процесс изучения его изучения. Связь между этими процессами следует объявлять тесной, но можно не конкретизировать, в чем она состоит.
7) При ответе рекомендуется по любому поводу подчеркивать уникальность и особую ценность человеческой личности.
8) Почти все перечни подразумеваются неисчерпывающими.
Сквозь все классификаторы, так или иначе, проходит:
- квартет: природа - человек - общество - культура;
- трио: элементы – их взаимосвязи (структуры) – целое. Или так: разрозненное – собранное воедино – осмысление единого.
9) Определения лучше давать в нескольких вариациях, почерпнутых из всевозможных доктрин, чтобы составить всесторонне-комплексное представление. Для некоторых определений уместен широкий и узкий смысл.
10) Экзаменаторы любят многокоренные слова и термины, составленные из синонимов через черточку (этакое «целостно-системно-комплексное»), а также сочленение в одно слово двух понятий из мышления и из практики (этакое «рационально-прагматическое»).
Любимые словечки философов: абстрактный, аксиологический, акцентирование, антропологический, базовый, виртуальный, генезис, деятельность по …, дискурс, духовное, интенция, интерпретации, контекст, корреляция (коррелировать), матрица, методический (методологический), общечеловеческий, обыденно-практический, объективировать (объективирование), парадигма, предельный, примат, проблема (проблемное поле), программа, проекция, рационально-логическое, телеология, теоретический, рефлексия, средоточие (как синоним слов система, целостность), синкретизм (в смысле «единство», «объединение»), стратегия, структура, традиция, творческий, умозрение (умозрительный), универсум, уникальный, уровни, транслировать, фундаментальный, экзистенциально-феноменологический.
11) В случае необходимости можно заменить конкретный ответ общим рассуждениями, всем, что придет в голову по поводу данного вопроса, в том числе относящимся к другим вопросам. Это не только не будет считаться увиливанием от темы, но и сделает Ваш ответ более полным.
Удачи!
- 1. Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.
- 2. Происхождение философии, ее предмет и основные проблемы.
- 3. Структура философского знания. Функции философии, ее взаимосвязь с наукой, искусством, религией.
- 4. Основные этапы развития античной философии. Доклассический период в древнегреческой философии (Милетская школа, Гераклит, элейская школа).
- 5. Основные идеи классического периода древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
- 6. Основные проблемы и идеи в философии средневековой Европы.
- 7. Философская мысль эпохи Возрождения: натурфилософия, гуманизм, неоплатонизм. Социально-политические идеи представителей Возрождения.
- 8. Философия Нового времени в ее взаимосвязи с наукой. Проблема метода в новоевропейской философии.
- 9. Философский материализм и социально-политические идеи в философии XVIII в.
- 10. Основные достижения немецкой классической философии (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах).
- 11. Особенности классической и постклассической философии Западной Европы.
- 12. Философия иррационализма (а. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше).
- 13. Становление и развитие философии марксизма. Диалектика и материализм.
- 14. Позитивистская традиция в западной философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивим).
- 15. Феноменология и экзистенциализм.
- 16. Современная религиозная философия: неотомизм, персонализм.
- 17. Новейшие направления современной западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.
- 18. Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство (е. Полоцкая, к. Туровский), Ренессанс и Просвещение (ф. Скорина, с. Будный, с. Полоцкий, к. Лыщинский и др.).
- 19. Философские идеи и развитие белорусского национального самосознания в творчестве я. Купалы, я. Коласа, м. Богдановича, и. Абдираловича-Канчевского.
- 20. Социально-политические идеи русской философии (славянофилы и западники).
- 21. Русская религиозная философия хiх-хх вв. (в. Соловьев, н. Бердяев и др.) и русский космизм (н. Федоров, в. Вернадский и др.).
- 22. Онтология как философское учение о бытии. Понимание бытия в классической и неклассической философии.
- 23. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 24. Системно-структурная организация, движение и развитие как атрибуты материи.
- 25. Основные концепции пространства и времени.
- 26. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Концепция глобального эволюционизма.
- 27. Принципы, законы и категории диалектики.
- 28. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.
- 29. Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в развитии общества. Понятие коэволюции.
- 31. Основные концепции антропогенеза (креационистская, эволюционная, игровая, трудовая и др.).
- 32. Биологические, социальные и экзистенциальные (проблемы смысла жизни, смерти, бессмертия) аспекты человеческой жизни.
- 33. Понятие сознания. Основные традиции исследования сознания в классической и постклассической философии.
- 34. Природные и социокультурные факторы становления сознания.
- 35. Отражение как всеобщее свойство материи. Качественное изменение форм отражения в эволюции материи.
- 36. Сознание, язык, мышление и речь, их взаимосвязь.
- 37. Структура и функции сознания. Сознание и бессознательное. Феномен самосознания.
- 38. Понятие познания. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Субъект и объект познания.
- 39. Структура познавательного процесса. Чувственный и рациональный компоненты познания.
- 40. Понятие истины. Основные концепции истины. Абсолютная и относительная истины, конкретность истины, заблуждение и ложь.
- 41. Понятие практики. Функции практики в познании. Техническая деятельность как форма практики.
- 42. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Специфика научного познания.
- 43. Историческое развитие научного знания: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 44. Уровни и формы научного знания. Понятие метода. Эмпирические, теоретические и общелогические методы научного познания.
- 45. Научные революции, их типы и роль в научном познании.
- 46. Специфика познания социальной реальности.
- 47. Общество как система и его структура. Основные подходы в познании общества (марксистский подход, концепция социального действия, структурный функционализм, теория коммуникативного действия).
- 48. Власть, политика и государство. Основные признаки, исторические типы и формы государства.
- 49. Идеология в жизни общества. Особенности идеологии современного белорусского государства.
- 50. Источники, движущие силы и субъекты исторического развития общества.
- 51. Линейные и нелинейные модели исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к истории.
- 52. Понятие и типы цивилизации в истории общества. Пути развития восточнославянских народов и диалог культур в условиях глобализации.
- 53. Научно-технический прогресс. Индустриальное и постиндустриальное общества. Основные черты информационного общества.
- 54. Общественный прогресс и его исторические типы. Критерии прогресса.
- 55. Глобальные проблемы современности и возможности их решения.
- 56. Понятие культуры, ее структура, функции и тенденции развития. Основные философские подходы к изучению культуры (аксиологический, семиотический, игровой и др.)
- 1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель «Метафизика»).
- 2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.
- 4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.
- 5. Предмет, социокультурный статус и функции философии.
- 6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (д. Дж. Гросс «Грядущие революции в фундаментальной физике»).
- 8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (и. Пригожин, и. Стенгерс «Порядок из хаоса»). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (ф. Энгельс «Диалектика природы»).
- 12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.
- 13. Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (в. С. Степин об «универсальном эволюционизме»).
- 14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.
- 15. Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (а. Печчеи «Человеческие качества»).
- 16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.
- 17. Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.
- 18. Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.
- 19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.
- 20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.
- 21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.
- 22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 23. Основные стратегии исследования социальной реальности (к. Маркс Предисловие «к критике политической экономии»).
- 24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 25. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 26. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.
- 27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»).
- 29. Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси.
- 30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
- 31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.
- 32. Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.
- 33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.
- 34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.
- 35. Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.
- 36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.
- 37. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.
- 38. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (т. Кун «Структура научных революций»). Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.
- 40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (л. Фон Берталанфи про «общую теорию систем»). Становление нелинейной методологии познания.
- 41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 42. Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний.
- 43. Информационные технологии в современном научном познании.
- 44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.
- 45. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
- 46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 48. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественнонаучного познания (в. Гейзенберг «Шаги за горизонт»).
- 51. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (в. С. Степин об «исторических типах научной рациональности»).
- 52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (в. Г. Горохов «Основы философии техники и технических наук»).
- 53. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.
- 54. Новые направления развития науки в ххi веке и их социальное значение.
- 55. Инновационная институализация современной науки.
- 56. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (х. Ленк об «ответственности в техническом прогрессе»).
- 57. Становление техноструктуры хх в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 58. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.
- 59. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.