logo
ккккк

12. Философия иррационализма (а. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше).

Иррационализм (от латинского «irrationalis» - неразумный) ограничивает или отрицает верховенство разума, признавая доминирующим нечто иное: волю (волюнтаризм), чувства, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п.

Родоначальником считается С. Кьеркегор (1813-1855 гг.), утверждавший, что у каждого своя внутренняя сущность (экзистенция - жизненность), заложенная Богом, но недоступная разуму. Ее-то и необходимо выявлять и проявлять максимально свободно, избегая диктата государства и общества. Что доступно лишь «избранным» в виде эстетических, этических и религиозных переживаний. Он убежден: «страдания приобщают к вечности»!

У А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.) мир дан человеку в качестве единства-взаимодействия воли и представления – по сути эгоистичных, как всякая «жажда жизни». Окружающие нас люди-эгоисты составляют «наихудший из миров», где индивиды теснят и притесняют друг друга. История не имеет смысла, будущее ужасно, истинная мудрость – абсолютный пессимизм. Но человек, жаждущий освободиться от мирских соблазнов и страданий, может это сделать с помощью строгой аскезы (умерщвления желаний) – аналога буддистской нирваны.

Ф. Ницше (1844-1900 гг.) яркий представитель так называемой «философии жизни» (интуитивного постижения целостности и динамики бытия). Отличал две тенденции, в разной мере присущие разным людям: «дионисийское начало» (естественное буйство жизни) и «аполлоновское» (нудная и примитивная упорядоченность). Преобладание первого начала делает человечество сильным, развивающимся. Преобладание второго ‑ признак деградации и беспомощности. Проповедовал культ сильной личности и господство сверхлюдей, движимых «волей к власти».