40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (л. Фон Берталанфи про «общую теорию систем»). Становление нелинейной методологии познания.
Системный подход (системный стиль мышления) – это комплекс методов (особая методология), в соответствии с которыми любое явление полагается рассматривать в качестве целостности ‑ сложного взаимодействия частей, имеющего свойства, отсутствующие у этих частей по отдельности. При этом в отношении окружающего мира система выступает одновременно и как целое, и как множество элементов.
Чем больше взаимосвязей открывает современная наука, тем полней она постигает, насколько целостен наш мир. И, как следствие, растет значение системного подхода.
Системы различаются сложностью (в том числе количеством структурных уровней - подсистем) и степенью единения элементов. Кроме того, выделяют онтологические системы, существующие на самом деле, и эпистемологические (гносеологические) систематизации, созданные человеческим разумом искусственно (виртуально) для собственных нужд.
Сегодня ученые склонны считать, что между явлениями не существует прямых зависимостей или же такие зависимости являются редкими исключениями из общего правила. В основном же разнообразные вещи и идеи оказывают друг на друга влияние, выражающееся очень сложными (нелинейными) формулами, в которых нельзя обойтись без применения теории вероятностей для отражения диалектических скачков, случайных бифуркаций и прочих флуктуаций, не являющихся непосредственным (прямым) продолжением предшествующего развития. Алгебраические системы уравнений, описывающие такие процессы, имеют множество решений, что считается соответствующим множеству возможных путей развития самой природы, а не «единственной столбовой дороге», как думали классики.
Методы, ориентирующие на выявление таких навороченных зависимостей и внезапных прерываний постепенности, называются нелинейной методологией познания.
Синергетика (она же теория самоорганизующихся систем) – междисциплинарная наука, изучающая системы. Она - прекрасный пример применения системного подхода и нелинейной методологии познания. Ее создал профессор Штутгартского университета Г. Хакен в 1977 г. Синергетики стараются свести все явления в единую самодвижущуюся и самоорганизующуюся систему. Системы же, не охватывающие весь мир, рассматриваются в синергетике как поддающиеся управлению с помощью целенаправленных внешних воздействий.
Кроме синергетики нелинейным исследованиям привержены термодинамика Пригожина и теория катастроф Арнольда.
Ряд статьей и книг австрийского биолога К.Л. фон Берталанфи, посвященных созданной им «общей теории систем», в том числе статья «Общая теория систем – обзор проблем и результатов» (1962 г.), дает общее описание этой теории. Согласно ей все сложные объекты складываются по примерно одинаковым (изоморфным, аналогичным) правилам формирования и роста систем. В той же статье Берталанфи:
- объясняет массовое распространение системного подхода усложнением науки и техники, социального регулирования и человеческой жизнедеятельности вообще;
- контурно изображает историю становления и широкого применения «теории систем» и отвечает ее критикам;
- делит системы на открытые (обменивающиеся со средой веществом и энергией) и закрытые (замкнутые), естественные и искусственные, а также применяет более подробные классификации систем по их составу, устройству и типу взаимодействия со средой;
- описывает такие общие закономерности функционирования систем, как стремление к адаптации и равновесию;
- ратует за целенаправленное развитие общей теории систем в связи с нарастающей системностью человеческой жизнедеятельности и высокой результативностью системного мышления.
- 1. Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения.
- 2. Происхождение философии, ее предмет и основные проблемы.
- 3. Структура философского знания. Функции философии, ее взаимосвязь с наукой, искусством, религией.
- 4. Основные этапы развития античной философии. Доклассический период в древнегреческой философии (Милетская школа, Гераклит, элейская школа).
- 5. Основные идеи классического периода древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
- 6. Основные проблемы и идеи в философии средневековой Европы.
- 7. Философская мысль эпохи Возрождения: натурфилософия, гуманизм, неоплатонизм. Социально-политические идеи представителей Возрождения.
- 8. Философия Нового времени в ее взаимосвязи с наукой. Проблема метода в новоевропейской философии.
- 9. Философский материализм и социально-политические идеи в философии XVIII в.
- 10. Основные достижения немецкой классической философии (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах).
- 11. Особенности классической и постклассической философии Западной Европы.
- 12. Философия иррационализма (а. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше).
- 13. Становление и развитие философии марксизма. Диалектика и материализм.
- 14. Позитивистская традиция в западной философии (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивим).
- 15. Феноменология и экзистенциализм.
- 16. Современная религиозная философия: неотомизм, персонализм.
- 17. Новейшие направления современной западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.
- 18. Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство (е. Полоцкая, к. Туровский), Ренессанс и Просвещение (ф. Скорина, с. Будный, с. Полоцкий, к. Лыщинский и др.).
- 19. Философские идеи и развитие белорусского национального самосознания в творчестве я. Купалы, я. Коласа, м. Богдановича, и. Абдираловича-Канчевского.
- 20. Социально-политические идеи русской философии (славянофилы и западники).
- 21. Русская религиозная философия хiх-хх вв. (в. Соловьев, н. Бердяев и др.) и русский космизм (н. Федоров, в. Вернадский и др.).
- 22. Онтология как философское учение о бытии. Понимание бытия в классической и неклассической философии.
- 23. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 24. Системно-структурная организация, движение и развитие как атрибуты материи.
- 25. Основные концепции пространства и времени.
- 26. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Концепция глобального эволюционизма.
- 27. Принципы, законы и категории диалектики.
- 28. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.
- 29. Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в развитии общества. Понятие коэволюции.
- 31. Основные концепции антропогенеза (креационистская, эволюционная, игровая, трудовая и др.).
- 32. Биологические, социальные и экзистенциальные (проблемы смысла жизни, смерти, бессмертия) аспекты человеческой жизни.
- 33. Понятие сознания. Основные традиции исследования сознания в классической и постклассической философии.
- 34. Природные и социокультурные факторы становления сознания.
- 35. Отражение как всеобщее свойство материи. Качественное изменение форм отражения в эволюции материи.
- 36. Сознание, язык, мышление и речь, их взаимосвязь.
- 37. Структура и функции сознания. Сознание и бессознательное. Феномен самосознания.
- 38. Понятие познания. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Субъект и объект познания.
- 39. Структура познавательного процесса. Чувственный и рациональный компоненты познания.
- 40. Понятие истины. Основные концепции истины. Абсолютная и относительная истины, конкретность истины, заблуждение и ложь.
- 41. Понятие практики. Функции практики в познании. Техническая деятельность как форма практики.
- 42. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Специфика научного познания.
- 43. Историческое развитие научного знания: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- 44. Уровни и формы научного знания. Понятие метода. Эмпирические, теоретические и общелогические методы научного познания.
- 45. Научные революции, их типы и роль в научном познании.
- 46. Специфика познания социальной реальности.
- 47. Общество как система и его структура. Основные подходы в познании общества (марксистский подход, концепция социального действия, структурный функционализм, теория коммуникативного действия).
- 48. Власть, политика и государство. Основные признаки, исторические типы и формы государства.
- 49. Идеология в жизни общества. Особенности идеологии современного белорусского государства.
- 50. Источники, движущие силы и субъекты исторического развития общества.
- 51. Линейные и нелинейные модели исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к истории.
- 52. Понятие и типы цивилизации в истории общества. Пути развития восточнославянских народов и диалог культур в условиях глобализации.
- 53. Научно-технический прогресс. Индустриальное и постиндустриальное общества. Основные черты информационного общества.
- 54. Общественный прогресс и его исторические типы. Критерии прогресса.
- 55. Глобальные проблемы современности и возможности их решения.
- 56. Понятие культуры, ее структура, функции и тенденции развития. Основные философские подходы к изучению культуры (аксиологический, семиотический, игровой и др.)
- 1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель «Метафизика»).
- 2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.
- 4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.
- 5. Предмет, социокультурный статус и функции философии.
- 6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (д. Дж. Гросс «Грядущие революции в фундаментальной физике»).
- 8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (и. Пригожин, и. Стенгерс «Порядок из хаоса»). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (ф. Энгельс «Диалектика природы»).
- 12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.
- 13. Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (в. С. Степин об «универсальном эволюционизме»).
- 14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.
- 15. Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (а. Печчеи «Человеческие качества»).
- 16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.
- 17. Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.
- 18. Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.
- 19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.
- 20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.
- 21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.
- 22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 23. Основные стратегии исследования социальной реальности (к. Маркс Предисловие «к критике политической экономии»).
- 24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 25. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 26. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.
- 27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»).
- 29. Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси.
- 30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
- 31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.
- 32. Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.
- 33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.
- 34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.
- 35. Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.
- 36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.
- 37. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.
- 38. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (т. Кун «Структура научных революций»). Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.
- 40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (л. Фон Берталанфи про «общую теорию систем»). Становление нелинейной методологии познания.
- 41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 42. Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний.
- 43. Информационные технологии в современном научном познании.
- 44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.
- 45. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
- 46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 48. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественнонаучного познания (в. Гейзенберг «Шаги за горизонт»).
- 51. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (в. С. Степин об «исторических типах научной рациональности»).
- 52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (в. Г. Горохов «Основы философии техники и технических наук»).
- 53. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.
- 54. Новые направления развития науки в ххi веке и их социальное значение.
- 55. Инновационная институализация современной науки.
- 56. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (х. Ленк об «ответственности в техническом прогрессе»).
- 57. Становление техноструктуры хх в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 58. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.
- 59. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.