logo
ккккк

52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (в. Г. Горохов «Основы философии техники и технических наук»).

К естественным наукам, как минимум, относятся:

1) механика, физика, химия, физическая химия;

2) ботаника, зоология, общая биология;

3) анатомия, физиология, общая антропология;

4) география, геология, минералогия, археология, палеонтология;

5) астрономия, астрофизика, астрохимия, метеорология.

Естественные науки едины, поскольку:

- все они изучают один и тот же - единый и целостный мир;

- есть законы (логические, математические, сохранения энергии и материи и т.д.) ‑ общие для всех наук, а также общенаучные и философские теории объясняющие мир в целом;

- научные отрасли тесно взаимодействуют между собой, обмениваясь знаниями и методами, а также проводя совместные исследования, а такие науки, как философия, методология, история науки и т.п., являются общим базисом для всех наук;

- ученые любой специальности в первую очередь люди и члены одного и того же общества, что сильно сближает их качества и позиции, а еще сильнее сближает принадлежность к одной профессии;

- единая практика, глобальная экономика, интегрированная система знаний, вычислительно-информационные технологии требуют сбалансированного сочетания всех наук.

Вместе с тем единение наук не ведет к их окончательному слиянию и полной унификации. Наоборот, научных отраслей становится все больше, а их содержание все сильнее разнится. Потому что мир не только един, но и очень разнообразен. Не просты и сами люди, имеющие великое множество свойств и не меньше разнообразных потребностей. Так же различны степени и пропорции сочетания одних и тех же свойств-потребностей у разных людей.

Достижения естественных наук воплощаются в технические разработки, в том числе в промышленные, сельскохозяйственные и иные орудия производства. Такими воплощениями непосредственно занимаются технические науки. И называется это инженерным делом.

К комплексу технических наук (инженерному делу, технике и технологии) относят: прикладную механику, архитектуру, кораблестроение, машиностроение, электротехнику, радиотехнику, космонавтику, робототехнику, биотехнологию, информатику, материаловедение, системотехнику, химическую технологию, ядерную энергетику и др.

Именно инженеры, технологи и техники призваны изобретать способы практического использования естественнонаучных открытий. Ясно, что для этого, помимо глубоких и достоверных знаний, требуются еще и хорошо развитые творческие способности, а также умение улавливать актуальные потребности производителей и потребителей. В наши дни нужна еще и высокая степень социальной ответственности, чтобы естествознание не использовалось во вред человеку и обществу.

Учебник В. Г. Горохова «Основы философии техники и технических наук» (2007 г.) содержит философский анализ развития техники и технических наук, их нынешнего состояния и глобальных перспектив. Существенные характеристики техники автор ищет не в объективных качествах технических средств (орудий), а в характере человеческой деятельности с применением этих орудий. При этом выделяется три основных (по мнению Горохова) элемента современной технической теории, отражающие три этапа инженерной деятельности и технического проектирования:

- конструктивно-технические знания (сведения о технических устройствах);

- технологические знания (методология проектирования и моделирования техники);

- практико-методологические знания (практические навыки, необходимые для создания техники и работы с ней).

Три уровня (слоя) Горохов вычленяет и в теоретических схемах обобщения технических знаний:

- функциональные схемы (общие (блочные) описания функционирования техусстройств в соответствии с их назначением);

- поточные схемы (описания процессов, протекающих в техустройстве);

- структурные схемы (точные изображения структуры устройств).

При этом автор постоянно подчеркивает, что в современной технике и технических науках все очень сложно переплетено.