logo
ккккк

36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.

Эмпирический базис науки составляет чувственный опыт – прежде всего экспериментально проверенные факты.

Теоретические знания в науке – это открытые природные закономерности, обобщения эмпирических данных и целостные модели (картины), созданные в результате сведения всех фактов воедино.

Таково содержание, а структура и методы:

- для эмпирического базиса таковы: постижение ощутимых (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), опрос (свидетелей, наблюдателей, экспертов), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- для теоретического знания таковы: обнаружение проблемы и формулирование задач; выявление внутренних и существенных связей (законов); создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (составление абстрактно-исчерпывающего образа из всех абстрактных характеристик), аксиоматики (постулатов, аксиом), гипотетико-дедукции (дедуктивных выводов и их проверки на фактах), историко-логических исследований (выявление логики процесса развития соответствующих явлений и знаний); установление общих характеристик объектов и способов их познания; создание картины мира, идеалов, норм и философских оснований науки через отраслевое, межотраслевое и философское переосмысление научных достижений.

Для эмпирических описаний и теоретических построений наука использует специальные термины, понятия, категории, схемы, иные языковые и символические конструкции.

Со времен Ф. Бэкона и Р. Декарта существует конфликт между эмпиризмом (фактуализмом) и рациональным теоретизированием (теоретизмом). Эмпирики (сенсуалисты) отрицают любые теории, выходящие за пределы опыта. А теоретики ссылаются на недостаточность любого опыта для исчерпывающего подтверждения общих закономерностей и создают умозрительные обобщения, кажущиеся им применимыми ко всем случаям соответствующего типа (как уже известным, так и к еще неизвестным).

При этом любой ученый признает или отрицает подлинность фактов в зависимости от того, соответствуют ли они его теоретическим убеждениям.

Критерии обоснованности (адекватности) научной методики так или иначе сводятся к истинности (достоверности) и практической применимости полученных результатов. Если применяемая методика не работает вообще (безрезультатна), или не дает знаний, соответствующих реальности, или эти знания не пригодны на практике – то сама методика не может считаться научной.