logo
ккккк

17. Новейшие направления современной западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.

В 60-70-е гг. ХХ в. на передний план выступают структурализм, герменевтика, философская антропология, философия постмодерна, пытающиеся изменить проблематику и методы исследования философии. Эти новейшие направления современной западной философии видят себя наставникам человека, способными избавить людей от наиболее бессмысленных порывов и действий в этом сложном, запутанном мире, скользящем у края гибельной пропасти.

Герменевтика (от имени Бога Гермеса, истолковывающего слова Олимпийцев смертным) – наука об истолковании тестов (методологическая текстология). В XX столетии приобрела статус философского (общетеоретического) учения – теории интерпретации и понимания всей человеческой деятельности, и в первую очередь – языка и иных коммуникационных средств.

Такой взгляд на герменевтику был предложен немецким психологом и историком культуры Дильтеем (1833-1911 гг.). Герменевтика была распространена им на все «науки о духе» (обществоведение, культуру, историю и т.д.). В истории человек лишь проявляет качества своего духа. Природа же нашему духовному пониманию чужда и весьма далека от того, что мы о ней думаем.

Видные представители современной герменевтики - Бетти, Гадамер, Дандман. Герменевтики заняты в основном изучением форм языка и аналогичной языку символики.

Структурализм (от слова «структура») сформирован в 20-е годы XX века женевской школой лингвистики, американской школой семиотики и другими родственными направлениями филологии. Особо популярен в 60-е годы во Франции (Соссюр, Леви-Стросс, Фуко).

Структуралисты заняты выявлением типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании и языковых контекстах. Утверждают, что наш разум и наша речь ‑ лишь проявления неких глубинных («неявных») структур (моделей) нашего подсознания. Выявить эти структуры и сделать их достоянием сознания – задача структурализма. При этом структура (модель) должна быть 1) целостной, 2) приспосабливающейся к любой конкретике, 3) саморегулирующейся.

Постмодернизм (после современность), он же «поставангардизм», он же «новая критика» – разнообразная критика культуры, сформировавшейся ко второй половине XX века, и прежде всего разоблачение пагубности прогресса, уличение бессилия и запутанности сознания людей. Наиболее известные постмодернисты – французские философы Ж. Деррида (1930-2004 гг.), Ж.Ф. Лиотар (1924-1998 гг.) и М. Фуко (1926-1984 гг.). Первоначально постмодернистов интересовала только искусство, но потом они распространили свой подход на всю культуру, пренебрегая любыми запретами-барьерами и применяя «иронию в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии».

Постмодернисты исходят из неповторимости всего и вся. Человеку же посильна только «имманенция» ‑ интерпретация и сведение воедино небольшого числа частностей. Причем любое обобщение («концепт») считают разновидностью «игры» (дискурсом). Мол, человеческий ум развлекается, собирая факты воедино то так - то этак ради самоудовлетворения, не особо заботясь о подлинном единстве соединяемого (мнимые единства ‑ «симулякры»). Философия для постмодернистов разновидность «свободной светской беседы», не претендующей на какую-то объективность и ценящейся за разнообразие мнений и стилей. Единственное требование - не выпячивать себя, навязывая собственные взгляды.