logo
ккккк

11. Особенности классической и постклассической философии Западной Европы.

Время классической философии: в узком смысле ‑ от Декарта (первая половина XVII в.) до Гегеля (первая треть XIX в.), в широком от Парменида (начало V до н.э.) до Фейербаха (середина XIX в.). После немецкой классики ‑ период «неклассической (постклассической) философии».

Отличительные особенности

Классическая философия

Постклассическая философия

Рационализм ‑ признание разумности мироздания и его постижимости разумом, точного отражения бытия мышлением.

 

 

 

Объективизм – стремление к объективной (и даже абсолютной) истине. Познавательный оптимизм – путь к новым истинам всегда открыт.

Иррационализм – изобличение бессилия разума, выявление способностей, побеждающих или заглушающих разум (интуиция, подсознание, инстинкты и т.п.). Разум при этом считается привнесенным в мир самим человеком, а познание во многом ‑ результат свободного творчества познающего.

Субъективизм – у каждого своя истина (правда). Релятивизм ‑ истина всегда относительна. Познавательный пессимизм – человеку положено смирить гордыню «знатока» и сомневаться во всем.

Детерминизм - абсолютизация причинно-следственных связей.

Индетерминизм – полное или частичное отрицание причинности, придание преобладающего значения случайности и (или) вероятности.

Научность и системность как эталон.

Произвольность, художественность, двусмысленность (многозначность) философствования.

Отрицание принципиальной разницы между природными и социально-духовными закономерностями.

 

В центре внимания природа в целом и ее естественные законы.

Противопоставление природного и духовного: в естествознании жесткие законы ‑ в социологии стихийность ‑ результат свободного выбора индивидов.

 

В центре внимания человек (внутренний мир, общество, культура, наука).

Признание универсальности (общности для всех народов) исторических законов.

Абсолютизация специфики развития каждой цивилизации, каждого народа и каждой страны.

Признание социального прогресса.

 

 

Социальный оптимизм (впереди светлое будущее).

Сочетание прогресса и регресса, либо отрицание объективности того и другого, либо признание прогресса губительным. Социальный пессимизм (наш ждут тяжелые и опасные испытания, вероятно – гибельные).

Стремление к единой, общей для всех философии.

Великое множество школ, кажущихся очень похожими, но размежевывающихся между собой по малопонятным непосвященному признакам. Подавляющее большинство так называемых «неклассических (постклассических) философов» не желает называться «философами», ибо философия, оп их мнению, нелепа и устарела.

Глубокое уважение к античным классикам и знаменитым предшественникам.

Критическое (ироничное) отношение ко всей классике, в первую очередь в связи с однозначностью и категоричностью классиков.

Выпячивание бескорыстности, самоценности познания.

Ориентация на практический результат и выгодность знаний.

Примечание: следует помнить, что среди классиков были мыслители, разделявшие некоторые взгляды постклассиков.